Подписывайся на информационную страховку бухгалтера
Подписаться

Павел Сидоров: «Усиления контроля не будет»

Для субъектов хозяйствования, применяющих регистраторы расчетных операций (РРО), с начала года введена ответственность за непредставление отчетов в электронной форме. Этому предшествовал длительный период переоснащения кассовых аппаратов, во время которого пользователи обновленного оборудования столкнулись с многочисленными техническими проблемами. О том, не станет ли гонка за прогрессом причиной увеличения штрафования предприятий, мы поговорили с Павлом Владимировичем Сидоровым, начальником отдела контроля за проведением расчетных операций управления налогового аудита департамента налогового и таможенного аудита Министерства доходов и сборов Украины.


Сидоров Павел Владимирович родился 29 октября 1968 года в Днепропетровске.
Закончил Днепропетровский национальный университет имени Олеся Гончара – экономический и юридический факультеты.
С 2005 по 2010 год работал в региональном управлении Департамента по вопросам администрирования акцизного сбора и контроля за производством и оборотом подакцизных товаров (САТ).
С 2011 года по настоящее время - начальник отдела контроля за проведением расчетных операций управления налогового аудита департамента налогового и таможенного аудита Министерства доходов и сборов Украины.


– Была ли необходимость переносить сроки введения штрафных санкций за непредставление отчетности по РРО в электронном виде?

– Налоговые органы не имеют полномочий отменять или переносить сроки применения штрафных санкций за нарушение требований законодательства. Впрочем, я и не вижу такой необходимости.

В прошлом году я и мои сотрудники проехались по всей Украине с семинарами. Мы уговаривали людей подключиться к системе (Системе хранения и сбора данных РРО Миндоходов.Е. З.), приобрести новые РРО, и сейчас с пониманием относимся к трудностям, которые у них возникают. Никто не верил, что это реально может быть. А сегодня система существует и работает, хотя и не идеально.

– Чем приобретение новых РРО выгодно для налогоплательщиков?

– Применение электронных контрольных лент и передачи информации с РРО в налоговые органы распространена во многих странах мира: России, Словакии, Италии, Великобритании, Турции, Словении, Канаде, Бразилии, Грузии.

Субъектам хозяйствования больше не нужно заполнять бумажные отчетные формы, что исключает возможность ошибки, в том числе случайной.

Уменьшаются расходы на содержание кассовой техники, поскольку не нужно распечатывать и хранить бумажную контрольную ленту в течение трех лет. Это реальная экономия для бизнеса. И при больших объемах торговли эта экономия больше чем затраты на передачу информации. Поэтому средний и крупный бизнес однозначно в выигрыше.

Кроме того, гораздо легче работать с информацией в электронном виде, проще ее хранить и анализировать.

– Государственный реестр РРО постоянно обновляется. Что делать владельцам РРО, которые не входят в Госреестр? Как отменить регистрацию?

– Субъекты хозяйствования, осуществляющие расчетные операции в наличной или безналичной форме, обязаны применять РРО, включенные в Реестр (Государственный реестр регистраторов расчетных операций.Е. З.).

Владельцам РРО, не включенных в Реестр, необходимо снять такие РРО с регистрации, а также зарегистрировать в порядке, установленном приказом № 417, кассовую технику, которая находится в Государственном реестре и соответствует требованиям действующего законодательства.

– Как преодолеть технические трудности, возникающие у владельцев с новыми кассовыми аппаратами?

– Для решения технических вопросов, в частности связанных со скоростью работы РРО, пользователям следует обращаться в Центр сервисного обслуживания, с которым они заключили соответствующий договор.

В период выхода техники из строя предприятие может проводить расчетные операции с использованием книги УРО и расчетной книжки.

Причины непередачи данных могут быть разными. И если предприятие не передало отчетность, это еще не значит, что налоговик должен бежать его проверять.

Если аппарат по техническим характеристикам соответствует требованиям системы, может передавать информацию в соответствии с законом, то мы разрешаем его использовать. Дальше действуют законы рынка. Ведь мы не контролируем качество техники. Кассовые аппараты, как и стиральные машины, тоже продают разного качества.

– Несет ли налогоплательщик ответственность, если Миндоходов не получает отчетную информацию по техническим причинам?

– На самом деле применить штрафные санкции в этом случае практически невозможно. Ответственность за несвоевременную передачу отчета как таковая не предусмотрена. Существует ответственность только за непредставление отчетности. Поэтому отчетность должна быть передана, скажем, до начала проверки.

Чтобы попасть под штрафные санкции, нужно успеть быстро выключить аппарат после формирования Z-отчета и не включать его до начала проверки. Ведь при включении он автоматически передаст отчет.

А если аппарат сломан и находится в ремонте, то его блокировка через 72 часа – это скорее напоминание о том, что эту проблему нужно решить, чтобы избежать штрафа. После ремонта он автоматически передаст отчет.

В случае форс-мажора не нужно бояться налоговых проверок. Предположим, село замело снегом и нет связи более трех суток. Неужели вы думаете, что при таких обстоятельствах налоговик приедет к вам раньше МЧС?

– Какими нормативными актами предусмотрены сроки ремонта РРО, электросетей, сетей связи?

– В соответствии со статьей 14 Закона об РРО в случае выхода из строя РРО центры сервисного обслуживания обязаны обеспечить восстановление его работы в течение 72 часов.

Подпунктом 26 пункта 39 Правил № 295, предусмотрено, что операторы, провайдеры обязаны устранить повреждения телекоммуникационной сети и восстановить доступ к услугам в сроки, определенные Администрацией Госспецсвязи.

Согласно Показателям качества услуг по передаче данных, доступа в Интернет и их уровней, утвержденных приказом Администрации Государственной службы специальной связи и защиты информации Украины от 28.12.2012 № 803, нормативное время устранения повреждения телекоммуникационной сети и восстановления доступа к услугам по установленным значениям показателей качества – не более суток.

– Приведет ли введение ответственности к усилению контроля со стороны налоговиков, увеличению случаев штрафования предприятий?

– Усиления контроля со стороны налоговиков не будет, в последние годы происходит только ослабление. За три года количество проверок сократилось в 5–7 раз.

Малый и средний бизнес мы вообще не трогаем. Единственное основание для проверки, которое мы не можем игнорировать, – это обращения граждан. Каждый день поступает около десятка сообщений только по применению РРО. Но не все же пишут непосредственно в министерство, есть обращения также в районные и областные органы.

Если мы не будем замечать очевидных нарушений, это будет расцениваться как должностное нарушение с нашей стороны. Например, магазин работает, а отчеты не передаются, значит, продажа идет мимо кассы. Вероятность тривиального «непроведения операции через кассовый аппарат» остается, несмотря на техническое переоснащение. Стало сложнее не передать информацию о том, что проведено через кассу.

– Одно из оснований для отказа в регистрации РРО – наличие в органе доходов и сборов информации об аннулировании лицензии на право осуществления определенной хозяйственной деятельности...

– Действительно, такая норма предусмотрена. Она направлена на то, чтобы предприятия не могли без лицензий осуществлять деятельность, для которой обязательно нужно иметь лицензию. Например, для реализации алкогольных напитков и табачных изделий, предоставления транспортных, медицинских услуг, торговли в аптеках и т. д.

– Нужно ли исправлять дублирование информации о сумме реализованных товаров, произошедшее в результате того, что предприниматель после модернизации РРО продолжал представлять отчет по форме ЗВР-1?

– После подключения РРО к системе представлять бумажную отчетность не нужно. Контрольно-отчетная информация в таком случае передается только в электронном виде. Но за месяц, в котором было проведено подключение к системе, субъект хозяйствования должен представить отчет ЗВР-1 с указанием объемов операций за период до дня проведения персонализации и начала электронного отчета. Сделать это нужно до 15 числа следующего месяца. В дальнейшем представление отчетности по форме ЗВР-1 прекращается.

В случае допущения ошибок, а именно дублирования информации, предприятие должно самостоятельно их исправить и письменно уведомить об этом соответствующий орган Миндоходов.

– Предприятие – плательщик единого налога имеет сеть обособленных подразделений. Должно ли оно ставить РРО на учет по местонахождению подразделений (по месту использования РРО)? Или достаточно зарегистрировать их по основному месту налогового учета предприятия?

– Предприятие, которое является плательщиком налога на прибыль (но не платит этот налог консолидировано), может регистрировать РРО по местонахождению своих обособленных подразделений, являющихся плательщиками налога на прибыль.

А предприятию – плательщику единого налога достаточно зарегистрировать РРО для осуществления расчетов обособленными подразделениями по основному месту учета.

– Применяют ли налоговики админштраф за превышение ограничения в 10 тысяч гривень, если это нарушение будет выявлено по истечении двух месяцев после его совершения? Считается ли оно длящимся в понимании Кодекса об административных правонарушениях?

– Нет, в соответствии с требованиями абзаца первого статьи 38 КоАП административное взыскание может быть наложено не позднее чем через два месяца со дня совершения правонарушения, а при длящемся правонарушении – не позднее чем через два месяца со дня его выявления.

– Считается ли нарушением, если терминал не подсоединен к РРО? Если да, то какие санкции предусмотрены за это действующим законодательством?

– Количество платежных терминалов должно составлять не менее 50 % количества регистраторов расчетных операций. При наличии только одного аппарата предприятие обязано обеспечить прием электронных платежных средств.

Законом о защите прав потребителей запрещено каким бы то ни было образом ограничивать использование электронных платежных средств. За ограничение или отказ в реализации прав потребителей статьей 16315 КоАП предусмотрено применение штрафных санкций в размере 500 не облагаемых налогом минимумов доходов граждан.

– Сейчас услуги по эквайрингу платные. Не планирует ли Миндоходов в ближайшее время сделать их бесплатными для предприятий. Как это произошло, например, с обеспечением предприятий бесплатными электронными ключами?

– Вопросы деятельности информационных эквайеров относятся к компетенции Национального банка Украины.

– Спасибо за интересный разговор.

Беседовала Елена Завьялова


Нормативная база

  • КоАП – Кодекс Украины об административных правонарушениях от 07.12.1984 № 8073-X.
  • Закон об РРО – Закон Украины «О применении регистраторов расчетных операций в сфере торговли, общественного питания и услуг» от 06.07.1995 № 265/95-ВР.
  • Приказ № 417 – приказ Миндоходов «Об утверждении нормативно-правовых актов относительно применения регистраторов расчетных операций и книг учета расчетных операций» от 28.08.2013 № 417.
  • Правила № 295 – Правила предоставления и получения телекоммуникационных услуг, утвержденные постановлением КМУ от 11.04.2012 № 295.

Комментарии к материалу

Оформить подписку на раздел «Коммерция»

Самая полная библиотека безопасных решений по бухучету, налогам и праву

4428 грн. / год

Купить

Лучшие материалы