Уважаемые читатели! 30 ноября 2021 года Верховная Рада приняла (на основании законопроекта № 5600) Закон от 30.11.2021 № 1914-IX «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины и другие законодательные акты Украины относительно обеспечения сбалансированности бюджетных поступлений» (далее – Закон № 1914).
В частности, Законом № 1914 предусмотрены следующие нововведения:
Большинство нововведений Закона № 1914 вступило в силу с 01.01.2022, но есть исключения – некоторые нормы вступают в силу с других дат в соответствии с разд. II «Заключительные положения» Закона № 1914.
О наиболее важных для сельхозпредприятий изменениях читайте ниже в нашем обзоре.
Рассмотрим, какие изменения произошли для плательщиков единого налога (далее – ЕН) четвертой группы.
В соответствии с изменениями, внесенными в пп. 291.51.1 Налогового кодекса (далее – НК), не могут быть плательщиками ЕН четвертой группы субъекты хозяйствования, деятельность которых согласно КВЭД-2010 относится к классам:
То есть птицеводов лишили права быть единщиками четвертой группы.
Но здесь возникает важный вопрос:
Например, предприятие занимается растениеводством и птицеводством. При этом доля птицеводства может быть небольшой. Могут ли лишить такое предприятие права быть единщиком четвертой группы?
К сожалению, НК не содержит ответа на этот вопрос. Надеемся, в ближайшее время Минфин или ГНС предоставят ответ.
Законодатели увеличили ставку ЕН для следующих видов сельхозугодий:
В настоящее время для таких сельхозугодий ставка ЕН составляет 50 % базы налогообложения, то есть 50 % НДО такого земельного участка (для сравнения: ранее, если здания были расположены на угодьях с целевым назначением пашня, ставка ЕН составляла 0,95 % НДО).
Обращаем внимание, если птицеводческие здания расположены на земельном участке, который не относится к сельхозугодьям (а это пашня, пастбища, сенокосы и многолетние насаждения), то ЕН за такие земли не платится, поскольку только сельхозугодья являются объектом обложения ЕН.
Правда, не совсем понятно, для кого изменили ставку ЕН в данном случае. Ведь сельхозпроизводителей, которые занимаются птицеводством, исключили из рядов плательщиков ЕН четвертой группы.
Надеемся, это сделали для тех производителей, у кого птицеводство не является основным видом деятельности. И, возможно, это и является ответом на вопрос, который мы задали в предыдущем подразделе. То есть законодатели этим сказали: если птицеводство не является основным видом деятельности, производитель все-таки может быть единщиком четвертой группы. Но в таком случае он платит увеличенную сумму ЕН за угодья, на которых расположены птицеводческие здания.
Для семейных фермерских хозяйств, которые зарегистрированы в форме ФЛП, уменьшили количество земли, которая может быть у них в собственности или пользовании.
Так, теперь единщиками четвертой группы могут быть ФЛП, зарегистрированные в форме семейного ФХ, у которых площадь сельскохозяйственных угодий и/или земель водного фонда в собственности и/или пользовании составляет не менее 0,5 га, но не более 20 га совокупно (абзац шестой пп. «б» пп. 4 п. 291.4 НК).
Напомним: до 2022 года минимальное количество земли равнялось 2 га.
До 2024 года продлили действие нормы, в соответствии с которой коэффициент индексации, на который должна увеличиваться НДО сельхозугодий при определении базы обложения ЕН, составляет 1 (п. 5 подразд. 8 разд. XX НК). То есть НДО во время расчета ЕН на 2022 и 2023 годы – не индексируется.
Законом № 1914 в НК внесен ряд изменений, которые касаются НДС. Рассмотрим, о чем речь.
Согласно норме нового абзаца п. 192.1 НК, расчет корректировки (далее – РК) не может быть зарегистрирован в ЕРНН по истечении 1 095 календарных дней (далее – к. д.) с даты оформления налоговой накладной (далее – НН), к которой он был оформлен.
Заметим, что и до вступления в силу Закона № 1914 РК регистрировались в ЕРНН в таком же порядке, только это было указано в разъяснениях ГНС (см., например, письмо от 27.11.2018 № 36942/7/99-99-15-03-02-17), а теперь предусмотрено нормой НК.
Сокращен срок, в течение которого сумму налога из НН и РК, зарегистрированных в ЕРНН, можно включить в налоговый кредит.
До 1 января 2022 года плательщики НДС могли включать в состав налогового кредита суммы НДС на основании зарегистрированных НН/РК в течение 1 095 к. д. с даты их составления.
С 1 января 2022 года включить НДС в состав налогового кредита плательщик НДС сможет только в течение 365 к. д. с даты оформления таких НН/РК.
Конечно, у плательщиков НДС возникает вопрос:
О судьбе этих НН/РК сказано в п. 80 подразд. 2 разд. ХХ НК. Суммы налога, указанные в них, включаются в налоговый кредит на протяжении 365 к. д. начиная с 1 января 2022 года, но не позднее 1 095-го к. д. с даты их оформления.
Для наглядности приведем примеры.
Пример 1. НН была оформлена 16.12.2019 и до 1 января 2022 года не была отражена в декларации.
С даты оформления этой НН прошло 745 к. д. Сумму НДС из этой НН можно включить в налоговый кредит в течение 365 к. д. начиная с 01.01.2022, то есть до 31.12.2022, но не позднее 1 095-го к. д. с даты ее оформления. А значит, не позднее 16.12.2022.
Пример 2. НН была оформлена 12.07.2021 и до 1 января 2022 года не была отражена в декларации.
Такую НН можно отразить в декларации до конца 2022 года (включая 31.12.2022).
В этом случае течение срока в 365 к. д. останавливается на период остановки регистрации НН/РК в ЕРНН (п. 80 подразд. 2 разд. ХХ НК).
Продлено до 1 января 2027 года освобождение от обложения НДС поставок отходов и лома черных и цветных металлов (согласно Перечню, утвержденному постановлением КМУ от 12.01.2011 № 15), а также бумаги и картона для утилизации (п. 23 подразд. 2 разд. ХХ НК).
Также с 1 января 2022 года исключен из п. 199.6 НК абзац третий. Это означает, что поставки плательщиком НДС отходов и лома черных и цветных металлов, которые образовались в результате переработки товаров (сырья, материалов) на производстве, строительстве, при разборке ликвидируемых объектов основных средств – участвуют в распределении сумм входного НДС согласно ст. 199 НК.
|
Внимание! На перерасчет НДС за 2021 год это изменение не повлияет! |
Внесены изменения в п. 200.11 НК. Теперь налоговая имеет право на протяжении 60 к. д. после окончания срока, установленного для подачи декларации, провести документальную проверку плательщика НДС в порядке, предусмотренном пп. 78.1.8 НК.
Напомним, что до 1 января 2022 года документальная проверка согласно п. 200.11 НК могла быть проведена в случае, если расчет суммы бюджетного возмещения был сделан за счет отрицательного значения, сформированного по операциям:
Теперь этих условий п. 200.11 НК не содержит, а значит, проверять налоговая может любого плательщика НДС, декларирующего бюджетное возмещение.
Рассмотрим, какие изменения относительно НДФЛ внесены Законом № 1914 в НК.
Теперь не облагаются НДФЛ доходы, полученные от продажи собственной сельхозпродукции (кроме продукции животноводства), если их сумма совокупно за год не превышает 12 размеров минимальной заработной платы (далее – МЗП), установленной на 1 января отчетного года. Если же сумма полученного дохода превышает указанный размер, тогда сумма превышения включается в налогооблагаемый доход физлица. Налогоплательщик по итогам года должен подать годовую декларацию об имущественном состоянии и доходах и самостоятельно уплатить НДФЛ с суммы такого превышения.
|
Важный нюанс! Напомним, что до 1 января 2022 года в налогооблагаемый доход физлица включался доход от продажи сельхозпродукции, если размер земельных участков, указанных в абзаце третьем п. 165.1.24 НК, превышал 2 га. Теперь налогообложение зависит от суммы такого дохода. |
Дополнена норма п. 172.1 НК. И теперь не облагается НДФЛ также и доход от первой в отчетном году продажи земельного участка сельхозназначения, полученного налогоплательщиком в собственность в процессе приватизации земель государственных и коммунальных сельскохозяйственных предприятий, учреждений и организаций или приватизации земельных участков, находившихся в пользовании такого плательщика, либо выделенного в натуре (на местности) владельцу земельной доли (пая), а также таких земельных участков, полученных налогоплательщиком в наследство.
Доход, полученный налогоплательщиком от продажи в отчетном году второго и последующих объектов недвижимости (кроме продажи жилой недвижимости банками), которые перечислены в п. 172.1 НК, облагается НДФЛ по ставке 18 % (абзац первый п. 172.1 НК).
|
На заметку! Перечень объектов недвижимости в п. 172.1 НК дополнен земельным участком сельхозназначения, полученным налогоплательщиком при определенных условиях в собственность или по наследству. |
Доход от продажи объектов недвижимости может быть уменьшен на сумму документально подтвержденных расходов на приобретение объекта недвижимости, расположенного на территории Украины. Перечень таких расходов приведен в п. 172.2 НК (абзац второй п. 172.1 НК).
Доход от продажи на протяжении отчетного года третьего и последующих объектов недвижимости, полученных налогоплательщиком в наследство, облагается НДФЛ по ставке 5 % (абзац третий п. 172.1 НК).
Пункт 173.2 НК дополнен абзацем четвертым, согласно которому доход, полученный налогоплательщиком от продажи (обмена) на протяжении отчетного года третьего и последующих объектов движимого имущества (автомобиля, мотоцикла, мопеда, другого транспортного средства), может быть уменьшен на стоимость такого объекта, если она была задекларирована в порядке разового добровольного декларирования.
Все новации, внесенные Законом № 1914) в «прибыльные» нормы НК, вступают в силу с 1 января 2022 года. Рассмотрим вкратце, что же изменилось.
Впервые новый порядок переноса налоговых убытков прошлых лет у крупных налогоплательщиков применяется к сумме налогового убытка, не погашенного по состоянию на 01.01.2022, при расчете объекта налогообложения отчетных периодов 2022 года.
|
Обратите внимание! Для целей данного подпункта определение крупного плательщика нужно брать из пп. 14.1.24 НК, а не из Закона от 16.07.1999 № 996-XIV (там речь идет о крупных предприятиях). Реестр таких плательщиков ГНС утверждает ежегодно. Так, по данным налоговой, на 2022 год в реестр крупных налогоплательщиков включено 1 341 предприятие. |
Начиная с 1 января 2022 года крупные плательщики могут уменьшить финрезультат до налогообложения налогового (отчетного) периода (прибыль, убыток или нулевое значение) не более чем на 50 % непогашенной суммы убытка прошлых налоговых (отчетных) лет.
Оставшаяся сумма непогашенного убытка, в свою очередь, уменьшит финрезультат до налогообложения следующего налогового (отчетного) периода по такой схеме. Если предприятие в следующем отчетном году:
Такие действия плательщик выполняет до тех пор, пока убытки прошлых лет полностью не будут погашены суммой прибыли, заработанной в следующих отчетных налоговых годах. Поясним на примере.
Пример 3
По состоянию на 01.01.2022 сумма непогашенных убытков крупного плательщика составила 200 000 грн (в т. ч. убытки за 2020 год – 150 000 грн, за 2021 год – 50 000 грн). При составлении декларации по налогу на прибыль (далее – декларация) за I квартал 2022 года плательщик имеет право перенести в строку 3.2.4 приложения РІ только 100 000 грн (200 000 грн х 50 %). Эта сумма убытков будет участвовать в расчете объекта налогообложения в 2022 году.
Предположим, что за 2022 год плательщик получил прибыль в сумме 40 000 грн (положительное значение стр. 02 декларации). Но с учетом прошлогодних убытков объект налогообложения за этот год (показатель стр. 04 декларации) получился отрицательным и составил –60 000 грн (40 000 грн – 100 000 грн).
В результате по состоянию на 01.01.2023 сумма непогашенных убытков крупного плательщика равна 160 000 грн (100 000 грн «старых» убытков + 60 000 грн «свежих» убытков).
При заполнении декларации за I квартал 2023 года плательщик имеет право перенести в строку 3.2.4 приложения РІ 80 000 грн (160 000 грн х 50 %). Эта сумма убытков будет участвовать в расчете объекта налогообложения в 2023 году.
С 1 января, согласно обновленному пп. 291.51.1 НК, запрещено находиться в четвертой группе плательщиков единого налога сельхозпроизводителям, деятельность которых согласно КВЭД-2010 относится к классам 01.47 (разведение и выращивание домашней птицы), 01.49 (в части разведения и выращивания перепелов и страусов) и 10.12 (производство мяса домашней птицы). Они должны перейти на общую систему налогообложения.
Чтобы смягчить налоговые последствия такого перехода, на период до 1 января 2027 года освобождается от налогообложения прибыль сельхозпроизводителей, осуществляющих указанные виды деятельности, в том числе деятельность по реализации собственной производимой (выращенной) соответствующей продукции.
|
Однако! Данная льгота не касается прибыли, полученной от деятельности по выращиванию кур, получению яиц кур, от деятельности инкубаторных станций по выращиванию кур, от производства и реализации мяса кур, вытопки жира кур, убоя, обработки и фасовки мяса кур. |
Высвободившиеся средства (суммы налога, не уплачиваемые в бюджет и остающиеся в распоряжении плательщика) должны быть использованы для создания или переоснащения материально-технической базы, увеличения объема производства, внедрения новейших технологий в деятельность плательщика, выручка от которой освобождается от налогообложения. Порядок контроля над использованием высвобожденных средств устанавливается КМУ.
Суммы высвобожденных средств признаются целевым финансированием в соответствии с бухгалтерскими стандартами финансовой отчетности.
Рассмотрим, что поменялось в сфере администрирования налогов.
С помощью электронного кабинета (далее – ЭК) можно будет узнавать налоговую информацию о других налогоплательщиках – правда, только с их согласия. Также можно будет получить такую информацию в виде документа по установленной Минфином форме в электронном виде с наложением печати налогового органа. Соответственно и свое согласие на раскрытие таких данных можно будет предоставить через ЭК.
|
Внимание! Это новшество вступит в силу с 01.07.2022. |
Сроки и порядок предоставления информации на запрос налогового органа в основном остались неизменными. Однако есть одно интересное изменение, на котором мы хотим заострить ваше внимание. В основаниях для направления запросов фразу «выявлены факты, свидетельствующие о нарушении налогоплательщиком…» заменили фразой «выявлены факты, которые могут свидетельствовать о нарушениях налогоплательщиком…». На первый взгляд изменение незначительное, но на самом деле теперь любое предположение налоговиков станет законным основанием для направления налогового запроса (так что в ближайшее время ожидать уменьшения количества таких запросов не стоит).
Есть и другие уточнения в п. 73.3 НК, а именно:
Одно из важных новшеств – ограничительная мера для руководителей предприятий-должников (юрлиц-резидентов, а также постоянных представительств нерезидентов, далее – ППН). Данная мера применяется, если налогоплательщик не уплатил в течение 240 дней со дня вручения ему налогового требования сумму налогового долга, превышающую 1 млн грн. В этом случае налоговый орган вправе обратиться в суд за установлением временного (до момента погашения долга) ограничения на право выезда руководителя такого налогоплательщика за пределы Украины.
Такие дела рассматриваются административными судами по процедуре, изложенной в ст. 283 Кодекса административного судопроизводства (соответствующие изменения внесены в эту статью) в ускоренном порядке, а вынесенные судебные решения подлежат немедленному исполнению.
|
Важный нюанс! Указанная норма НК не применяется, если у государства имеется задолженность перед налогоплательщиком-должником в сумме, которая не меньше суммы налогового долга (т. е. не меньше 1 млн грн). Это может быть обязательство по возврату налогоплательщикудолжнику ошибочно и/или излишне уплаченных им денежных средств, по выплате ему бюджетного возмещения НДС. |
Также теперь ГНС будет вести Реестр руководителей налогоплательщиков-должников (пп. 14.1.2131 НК). Сведения из него будут в открытом доступе на официальном веб-портале ГНС, а порядок ведения данного реестра утвердит Минфин. В этот реестр будет вноситься информация о руководителях, которые стали «невыездными» по решению суда.
Временное ограничение на выезд из Украины будет снято с руководителя при наличии одного из обстоятельств:
Теперь внеплановые проверки могут проводиться также и в случае, если налоговым органом получена информация о нарушении налогоплательщиком законодательства в сфере предотвращения и противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения.
Теперь документальная невыездная проверка проводится только при условии, что налогоплательщику или его представителю были вручены либо направлены заказным письмом с уведомлением о вручении копии приказа о проведении проверки и уведомление о дате начала и месте проведения проверки (кроме проверок по вопросам о бюджетном возмещении НДС, которые проводятся в соответствии со ст. 200 НК). Причем документальная невыездная проверка может быть начата не ранее 30-го календарного дня после направления налогоплательщику письменного уведомления и копии приказа.
Соавторы
Елена Кантерман,
Виктория Якимащенко,
Зинаида Омельницкая.