Получите доступ к более 2 миллионов готовых решений, публикаций и обзоров
Оформить
подписку

Закон № 1914: налоговая реформа – 2022

29.12.2021 1070 0 1

Уважаемые читатели! 30 ноября 2021 года Верховная Рада приняла (на основании законопроекта № 5600) Закон от 30.11.2021 № 1914-IX «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины и другие законодательные акты Украины относительно обеспечения сбалансированности бюджетных поступлений» (далее – Закон № 1914).

В частности, Законом № 1914 предусмотрены следующие нововведения:

  • определено минимальное налоговое обязательство на 1 га для собственников и пользователей земельных участков, отнесенных к сельскохозяйственным угодьям;
  • внесены изменения в порядок взимания большинства налогов. В частности, единого налога для плательщиков четвертой группы и других групп, НДС, налога на прибыль, НДФЛ, рентной платы и т. п.;
  • внесены изменения, касающиеся администрирования налогов и т. п.

Большинство нововведений Закона № 1914 вступило в силу с 01.01.2022, но есть исключения – некоторые нормы вступают в силу с других дат в соответствии с разд. II «Заключительные положения» Закона № 1914.

О наиболее важных для сельхозпредприятий изменениях читайте ниже в нашем обзоре.


Единый налог для плательщиков четвертой группы

Рассмотрим, какие изменения произошли для плательщиков единого налога (далее – ЕН) четвертой группы.

Производители, которые занимаются птицеводством, не могут быть единщиками четвертой группы (пп. 291.51.1 НК)

В соответствии с изменениями, внесенными в пп. 291.51.1 Налогового кодекса (далее – НК), не могут быть плательщиками ЕН четвертой группы субъекты хозяйствования, деятельность которых согласно КВЭД-2010 относится к классам:

  • 01.47 (разведение домашней птицы). Это деятельность по разведению и выращиванию домашней птицы (кур, индюшек, уток, гусей, цесарок), получению яиц домашней птицы, деятельность инкубаторных станций по выращиванию домашней птицы;
  • 01.49 (в части разведения и выращивания перепелов и страусов);
  • 10.12 (производство мяса домашней птицы).

То есть птицеводов лишили права быть единщиками четвертой группы.

Но здесь возникает важный вопрос:

Имеет ли значение, какую долю составляют вышеприведенные виды деятельности в общем доходе сельхозпроизводителя?

Например, предприятие занимается растениеводством и птицеводством. При этом доля птицеводства может быть небольшой. Могут ли лишить такое предприятие права быть единщиком четвертой группы?

К сожалению, НК не содержит ответа на этот вопрос. Надеемся, в ближайшее время Минфин или ГНС предоставят ответ.

Увеличение ставки ЕН для производителей птицы (пп. 293.9.7 НК)

Законодатели увеличили ставку ЕН для следующих видов сельхозугодий:

  • для угодий, на которых расположены здания, сооружения сельскохозяйственных товаропроизводителей (юридических и физических лиц), отнесенные к подклассу «Здания для птицеводства» (код 1271.2) Государственного классификатора зданий и сооружений ДК 018-2000;
  • для угодий, которые используются для обслуживания таких зданий, сооружений, с учетом данных Государственного земельного кадастра.

В настоящее время для таких сельхозугодий ставка ЕН составляет 50 % базы налогообложения, то есть 50 % НДО такого земельного участка (для сравнения: ранее, если здания были расположены на угодьях с целевым назначением пашня, ставка ЕН составляла 0,95 % НДО).

Обращаем внимание, если птицеводческие здания расположены на земельном участке, который не относится к сельхозугодьям (а это пашня, пастбища, сенокосы и многолетние насаждения), то ЕН за такие земли не платится, поскольку только сельхозугодья являются объектом обложения ЕН.

Правда, не совсем понятно, для кого изменили ставку ЕН в данном случае. Ведь сельхозпроизводителей, которые занимаются птицеводством, исключили из рядов плательщиков ЕН четвертой группы.

Надеемся, это сделали для тех производителей, у кого птицеводство не является основным видом деятельности. И, возможно, это и является ответом на вопрос, который мы задали в предыдущем подразделе. То есть законодатели этим сказали: если птицеводство не является основным видом деятельности, производитель все-таки может быть единщиком четвертой группы. Но в таком случае он платит увеличенную сумму ЕН за угодья, на которых расположены птицеводческие здания.

Изменения для семейных ФХ – ФЛП (пп. 4 п. 291.4 НК)

Для семейных фермерских хозяйств, которые зарегистрированы в форме ФЛП, уменьшили количество земли, которая может быть у них в собственности или пользовании.

Так, теперь единщиками четвертой группы могут быть ФЛП, зарегистрированные в форме семейного ФХ, у которых площадь сельскохозяйственных угодий и/или земель водного фонда в собственности и/или пользовании составляет не менее 0,5 га, но не более 20 га совокупно (абзац шестой пп. «б» пп. 4 п. 291.4 НК).

Напомним: до 2022 года минимальное количество земли равнялось 2 га.

Коэффициент индексации для определения базы налогообложения (подразд. 8 разд. XX НК)

До 2024 года продлили действие нормы, в соответствии с которой коэффициент индексации, на который должна увеличиваться НДО сельхозугодий при определении базы обложения ЕН, составляет 1 (п. 5 подразд. 8 разд. XX НК). То есть НДО во время расчета ЕН на 2022 и 2023 годы – не индексируется.

НДС-изменения

Законом № 1914 в НК внесен ряд изменений, которые касаются НДС. Рассмотрим, о чем речь.

Регистрация РК – в течение 1 095 дней (п. 192.1 НК)

Согласно норме нового абзаца п. 192.1 НК, расчет корректировки (далее – РК) не может быть зарегистрирован в ЕРНН по истечении 1 095 календарных дней (далее – к. д.) с даты оформления налоговой накладной (далее – НН), к которой он был оформлен.

Заметим, что и до вступления в силу Закона № 1914 РК регистрировались в ЕРНН в таком же порядке, только это было указано в разъяснениях ГНС (см., например, письмо от 27.11.2018 № 36942/7/99-99-15-03-02-17), а теперь предусмотрено нормой НК.

Налоговый кредит (п. 198.6 НК): вместо 1 095 – всего 365 (60)!

Сокращен срок, в течение которого сумму налога из НН и РК, зарегистрированных в ЕРНН, можно включить в налоговый кредит.

До 1 января 2022 года плательщики НДС могли включать в состав налогового кредита суммы НДС на основании зарегистрированных НН/РК в течение 1 095 к. д. с даты их составления.

С 1 января 2022 года включить НДС в состав налогового кредита плательщик НДС сможет только в течение 365 к. д. с даты оформления таких НН/РК.

Конечно, у плательщиков НДС возникает вопрос:

А что будет с НН/РК, оформленными до 1 января 2022 года, если сумма НДС из этих НН/РК еще не включена в состав налогового кредита?

О судьбе этих НН/РК сказано в п. 80 подразд. 2 разд. ХХ НК. Суммы налога, указанные в них, включаются в налоговый кредит на протяжении 365 к. д. начиная с 1 января 2022 года, но не позднее 1 095-го к. д. с даты их оформления.

Для наглядности приведем примеры.

Пример 1. НН была оформлена 16.12.2019 и до 1 января 2022 года не была отражена в декларации.

С даты оформления этой НН прошло 745 к. д. Сумму НДС из этой НН можно включить в налоговый кредит в течение 365 к. д. начиная с 01.01.2022, то есть до 31.12.2022, но не позднее 1 095-го к. д. с даты ее оформления. А значит, не позднее 16.12.2022.

Пример 2. НН была оформлена 12.07.2021 и до 1 января 2022 года не была отражена в декларации.

Такую НН можно отразить в декларации до конца 2022 года (включая 31.12.2022).

Как протекает срок для включения в состав налогового кредита сумм НДС из НН/РК, которые были заблокированы?

В этом случае течение срока в 365 к. д. останавливается на период остановки регистрации НН/РК в ЕРНН (п. 80 подразд. 2 разд. ХХ НК).

Льгота по металлолому

Продлено до 1 января 2027 года освобождение от обложения НДС поставок отходов и лома черных и цветных металлов (согласно Перечню, утвержденному постановлением КМУ от 12.01.2011 № 15), а также бумаги и картона для утилизации (п. 23 подразд. 2 разд. ХХ НК).

Также с 1 января 2022 года исключен из п. 199.6 НК абзац третий. Это означает, что поставки плательщиком НДС отходов и лома черных и цветных металлов, которые образовались в результате переработки товаров (сырья, материалов) на производстве, строительстве, при разборке ликвидируемых объектов основных средств – участвуют в распределении сумм входного НДС согласно ст. 199 НК.

Внимание! На перерасчет НДС за 2021 год это изменение не повлияет!

Бюджетное возмещение (п. 200.11 НК)

Внесены изменения в п. 200.11 НК. Теперь налоговая имеет право на протяжении 60 к. д. после окончания срока, установленного для подачи декларации, провести документальную проверку плательщика НДС в порядке, предусмотренном пп. 78.1.8 НК.

Напомним, что до 1 января 2022 года документальная проверка согласно п. 200.11 НК могла быть проведена в случае, если расчет суммы бюджетного возмещения был сделан за счет отрицательного значения, сформированного по операциям:

  • за периоды до 1 июля 2015 года, которые не подтверждены документальными проверками;
  • по приобретению товаров (услуг) за периоды до 1 января 2017 года у плательщика НДС, который применял специальный режим налогообложения согласно ст. 209 НК.

Теперь этих условий п. 200.11 НК не содержит, а значит, проверять налоговая может любого плательщика НДС, декларирующего бюджетное возмещение.

Администрирование НДФЛ

Рассмотрим, какие изменения относительно НДФЛ внесены Законом № 1914 в НК.

Доходы от продажи собственной сельхозпродукции (пп. 165.1.24 НК)

Теперь не облагаются НДФЛ доходы, полученные от продажи собственной сельхозпродукции (кроме продукции животноводства), если их сумма совокупно за год не превышает 12 размеров минимальной заработной платы (далее – МЗП), установленной на 1 января отчетного года. Если же сумма полученного дохода превышает указанный размер, тогда сумма превышения включается в налогооблагаемый доход физлица. Налогоплательщик по итогам года должен подать годовую декларацию об имущественном состоянии и доходах и самостоятельно уплатить НДФЛ с суммы такого превышения.

Важный нюанс! Напомним, что до 1 января 2022 года в налогооблагаемый доход физлица включался доход от продажи сельхозпродукции, если размер земельных участков, указанных в абзаце третьем п. 165.1.24 НК, превышал 2 га. Теперь налогообложение зависит от суммы такого дохода.

Продажа объектов недвижимости (п. 172.1 НК)

Дополнена норма п. 172.1 НК. И теперь не облагается НДФЛ также и доход от первой в отчетном году продажи земельного участка сельхозназначения, полученного налогоплательщиком в собственность в процессе приватизации земель государственных и коммунальных сельскохозяйственных предприятий, учреждений и организаций или приватизации земельных участков, находившихся в пользовании такого плательщика, либо выделенного в натуре (на местности) владельцу земельной доли (пая), а также таких земельных участков, полученных налогоплательщиком в наследство.

Доход, полученный налогоплательщиком от продажи в отчетном году второго и последующих объектов недвижимости (кроме продажи жилой недвижимости банками), которые перечислены в п. 172.1 НК, облагается НДФЛ по ставке 18 % (абзац первый п. 172.1 НК).

На заметку! Перечень объектов недвижимости в п. 172.1 НК дополнен земельным участком сельхозназначения, полученным налогоплательщиком при определенных условиях в собственность или по наследству.

Доход от продажи объектов недвижимости может быть уменьшен на сумму документально подтвержденных расходов на приобретение объекта недвижимости, расположенного на территории Украины. Перечень таких расходов приведен в п. 172.2 НК (абзац второй п. 172.1 НК).

Доход от продажи на протяжении отчетного года третьего и последующих объектов недвижимости, полученных налогоплательщиком в наследство, облагается НДФЛ по ставке 5 % (абзац третий п. 172.1 НК).

Доход от продажи движимого имущества (п. 173.2 НК)

Пункт 173.2 НК дополнен абзацем четвертым, согласно которому доход, полученный налогоплательщиком от продажи (обмена) на протяжении отчетного года третьего и последующих объектов движимого имущества (автомобиля, мотоцикла, мопеда, другого транспортного средства), может быть уменьшен на стоимость такого объекта, если она была задекларирована в порядке разового добровольного декларирования.

Налог на прибыль

Все новации, внесенные Законом № 1914) в «прибыльные» нормы НК, вступают в силу с 1 января 2022 года. Рассмотрим вкратце, что же изменилось.

Ограничение по сумме переноса убытков у крупных плательщиков (пп. 140.4.4, новый п. 42 подразд. 4 разд. ХХ НК)

Впервые новый порядок переноса налоговых убытков прошлых лет у крупных налогоплательщиков применяется к сумме налогового убытка, не погашенного по состоянию на 01.01.2022, при расчете объекта налогообложения отчетных периодов 2022 года.

Обратите внимание! Для целей данного подпункта определение крупного плательщика нужно брать из пп. 14.1.24 НК, а не из Закона от 16.07.1999 № 996-XIV (там речь идет о крупных предприятиях). Реестр таких плательщиков ГНС утверждает ежегодно. Так, по данным налоговой, на 2022 год в реестр крупных налогоплательщиков включено 1 341 предприятие.

Начиная с 1 января 2022 года крупные плательщики могут уменьшить финрезультат до налогообложения налогового (отчетного) периода (прибыль, убыток или нулевое значение) не более чем на 50 % непогашенной суммы убытка прошлых налоговых (отчетных) лет.

Оставшаяся сумма непогашенного убытка, в свою очередь, уменьшит финрезультат до налогообложения следующего налогового (отчетного) периода по такой схеме. Если предприятие в следующем отчетном году:

  • не получит «свежий» убыток, то финрезультат такого периода уменьшают на 50 % остатка непогашенного убытка прошлых лет;
  • дополнительно получит убыток, то финрезультат отчетного периода уменьшают на 50 % суммы остатка непогашенного убытка прошлых лет и «свежего» убытка.

Такие действия плательщик выполняет до тех пор, пока убытки прошлых лет полностью не будут погашены суммой прибыли, заработанной в следующих отчетных налоговых годах. Поясним на примере.

Пример 3

По состоянию на 01.01.2022 сумма непогашенных убытков крупного плательщика составила 200 000 грн (в т. ч. убытки за 2020 год – 150 000 грн, за 2021 год – 50 000 грн). При составлении декларации по налогу на прибыль (далее – декларация) за I квартал 2022 года плательщик имеет право перенести в строку 3.2.4 приложения РІ только 100 000 грн (200 000 грн х 50 %). Эта сумма убытков будет участвовать в расчете объекта налогообложения в 2022 году.

Предположим, что за 2022 год плательщик получил прибыль в сумме 40 000 грн (положительное значение стр. 02 декларации). Но с учетом прошлогодних убытков объект налогообложения за этот год (показатель стр. 04 декларации) получился отрицательным и составил –60 000 грн (40 000 грн – 100 000 грн).

В результате по состоянию на 01.01.2023 сумма непогашенных убытков крупного плательщика равна 160 000 грн (100 000 грн «старых» убытков + 60 000 грн «свежих» убытков).

При заполнении декларации за I квартал 2023 года плательщик имеет право перенести в строку 3.2.4 приложения РІ 80 000 грн (160 000 грн х 50 %). Эта сумма убытков будет участвовать в расчете объекта налогообложения в 2023 году.

Льготы для производителей продукции из домашней птицы (п. 57 подразд. 4 разд. ХХ НК)

С 1 января, согласно обновленному пп. 291.51.1 НК, запрещено находиться в четвертой группе плательщиков единого налога сельхозпроизводителям, деятельность которых согласно КВЭД-2010 относится к классам 01.47 (разведение и выращивание домашней птицы), 01.49 (в части разведения и выращивания перепелов и страусов) и 10.12 (производство мяса домашней птицы). Они должны перейти на общую систему налогообложения.

Чтобы смягчить налоговые последствия такого перехода, на период до 1 января 2027 года освобождается от налогообложения прибыль сельхозпроизводителей, осуществляющих указанные виды деятельности, в том числе деятельность по реализации собственной производимой (выращенной) соответствующей продукции.

Однако! Данная льгота не касается прибыли, полученной от деятельности по выращиванию кур, получению яиц кур, от деятельности инкубаторных станций по выращиванию кур, от производства и реализации мяса кур, вытопки жира кур, убоя, обработки и фасовки мяса кур.

Высвободившиеся средства (суммы налога, не уплачиваемые в бюджет и остающиеся в распоряжении плательщика) должны быть использованы для создания или переоснащения материально-технической базы, увеличения объема производства, внедрения новейших технологий в деятельность плательщика, выручка от которой освобождается от налогообложения. Порядок контроля над использованием высвобожденных средств устанавливается КМУ.

Суммы высвобожденных средств признаются целевым финансированием в соответствии с бухгалтерскими стандартами финансовой отчетности.

Закон № 1914: что поменялось в администрировании налогов?

Рассмотрим, что поменялось в сфере администрирования налогов.

Расширены возможности электронного кабинета (ст. 421 НК)

С помощью электронного кабинета (далее – ЭК) можно будет узнавать налоговую информацию о других налогоплательщиках – правда, только с их согласия. Также можно будет получить такую информацию в виде документа по установленной Минфином форме в электронном виде с наложением печати налогового органа. Соответственно и свое согласие на раскрытие таких данных можно будет предоставить через ЭК.

Внимание! Это новшество вступит в силу с 01.07.2022.

Уточнены правила направления запроса на получение информации (п. 73.3 НК)

Сроки и порядок предоставления информации на запрос налогового органа в основном остались неизменными. Однако есть одно интересное изменение, на котором мы хотим заострить ваше внимание. В основаниях для направления запросов фразу «выявлены факты, свидетельствующие о нарушении налогоплательщиком…» заменили фразой «выявлены факты, которые могут свидетельствовать о нарушениях налогоплательщиком…». На первый взгляд изменение незначительное, но на самом деле теперь любое предположение налоговиков станет законным основанием для направления налогового запроса (так что в ближайшее время ожидать уменьшения количества таких запросов не стоит).

Есть и другие уточнения в п. 73.3 НК, а именно:

  • предоставлять информацию на запрос органа ГНС теперь следует в соответствии с порядком, установленным ст. 42 НК. То есть если между налогоплательщиком и налоговым органом установлен электронный документооборот, то ответ на запрос может быть предоставлен в электронной форме;
  • если орган ГНС запросил информацию, которую налогоплательщик уже предоставлял, то повторно ее отправлять не нужно. Достаточно ответить контролирующему органу со ссылкой на номер и дату письма, которым такая информация была предоставлена ранее.

Введено ограничение на выезд за границу для руководителей предприятий-должников (п. 87.13, 87.14 НК)

Одно из важных новшеств – ограничительная мера для руководителей предприятий-должников (юрлиц-резидентов, а также постоянных представительств нерезидентов, далее – ППН). Данная мера применяется, если налогоплательщик не уплатил в течение 240 дней со дня вручения ему налогового требования сумму налогового долга, превышающую 1 млн грн. В этом случае налоговый орган вправе обратиться в суд за установлением временного (до момента погашения долга) ограничения на право выезда руководителя такого налогоплательщика за пределы Украины.

Такие дела рассматриваются административными судами по процедуре, изложенной в ст. 283 Кодекса административного судопроизводства (соответствующие изменения внесены в эту статью) в ускоренном порядке, а вынесенные судебные решения подлежат немедленному исполнению.

Важный нюанс! Указанная норма НК не применяется, если у государства имеется задолженность перед налогоплательщиком-должником в сумме, которая не меньше суммы налогового долга (т. е. не меньше 1 млн грн). Это может быть обязательство по возврату налогоплательщикудолжнику ошибочно и/или излишне уплаченных им денежных средств, по выплате ему бюджетного возмещения НДС.

Также теперь ГНС будет вести Реестр руководителей налогоплательщиков-должников (пп. 14.1.2131 НК). Сведения из него будут в открытом доступе на официальном веб-портале ГНС, а порядок ведения данного реестра утвердит Минфин. В этот реестр будет вноситься информация о руководителях, которые стали «невыездными» по решению суда.

Временное ограничение на выезд из Украины будет снято с руководителя при наличии одного из обстоятельств:

  • сумма налогового долга, указанная в судебном решении, погашена;
  • у должника сменился руководитель и эта информация отражена в Едином государственном реестре юридических лиц, физических лиц – предпринимателей и общественных формирований;
  • началась судебная процедура по делу о банкротстве такого должника.

Появилось новое основание для документальной внеплановой проверки (пп. 78.1.1 НК)

Теперь внеплановые проверки могут проводиться также и в случае, если налоговым органом получена информация о нарушении налогоплательщиком законодательства в сфере предотвращения и противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения.

Уточнены правила проведения документальных невыездных проверок (п. 79.2 НК)

Теперь документальная невыездная проверка проводится только при условии, что налогоплательщику или его представителю были вручены либо направлены заказным письмом с уведомлением о вручении копии приказа о проведении проверки и уведомление о дате начала и месте проведения проверки (кроме проверок по вопросам о бюджетном возмещении НДС, которые проводятся в соответствии со ст. 200 НК). Причем документальная невыездная проверка может быть начата не ранее 30-го календарного дня после направления налогоплательщику письменного уведомления и копии приказа.

Соавторы
Елена Кантерман,
Виктория Якимащенко,
Зинаида Омельницкая.

Комментарии к материалу

Оформить подписку на раздел «Агро»

Надежные решения по бухучету, налогам и праву

2936 грн. / год

Купить

Лучшие материалы