Таблица данных плательщика НДС: как эффективно обжаловать решение о неучете
Суть проблемы: с блокировкой налоговых накладных сейчас сталкивается чуть ли не каждый плательщик НДС. Если плательщик не включен в перечень рисковых, важное значение для предупреждения возможных блокировок налоговых накладных/расчетов корректировки к ним (далее – НН/РК) имеет представленная плательщиками и учтенная налоговиками Таблица данных плательщика налога на добавленную стоимость (далее – Таблица). Но проблема состоит как раз в том, что ГНС не учитывает представленные плательщиками НДС Таблицы. Поэтому получается замкнутый круг.
Чем поможет эта статья: приведены эффективные варианты обжалования решений ГНС о неучете Таблицы.
По этой теме см. также «Форма № 20-ОПП: ее значение для плательщиков НДС».
Общие вопросы
Право лица подать в ГНС Таблицу предусмотрено п. 12 Порядка, утвержденного постановлением КМУ от 11.12.19 г. № 1165 (далее – Порядок № 1165). В Таблице указываются:
- виды экономической деятельности согласно КВЭД;
- коды товаров согласно УКТВЭД, которые поставляются и/или приобретаются (получаются) налогоплательщиком, ввозятся на таможенную территорию Украины (далее – ТТУ);
- коды услуг согласно Государственному классификатору продукции и услуг, которые поставляются и/или приобретаются (получаются) налогоплательщиком, ввозятся на ТТУ.
Форма Таблицы содержится в приложении 5 к Порядку № 1165.
Таблица подается с пояснением, в котором указывается вид деятельности, со ссылкой на налоговую и другую отчетность налогоплательщика и направляется в электронной форме средствами электронной связи с учетом требований Закона от 22.05.03 г. № 851-IV (далее – Закон № 851), Закона от 05.10.17 г. № 2155-VIII «Об электронных доверительных услугах» (далее - Закон № 2155) и Порядка обмена электронными документами с контролирующими органами, утвержденного приказом Минфина от 06.06.17 г. № 557.
В ОИР (категория 101.18) разъяснено, что налогоплательщик имеет право представить Таблицу без факта остановки регистрации НН/РК в Едином реестре налоговых накладных (далее – ЕРНН). При этом подавать Таблицу с каждой квитанцией об остановке регистрации в ЕРНН НН/РК плательщику не нужно.
В течение какого срока рассматривается Таблица?
Таблица рассматривается комиссией регионального уровня (комиссия по вопросам остановки регистрации НН/РК в ЕРНН главных управлений ГНС в областях, г. Киеве и Офисе крупных налогоплательщиков ГНС) на протяжении 5 рабочих дней (далее – р. д.) после ее получения (п. 15 Порядка № 1165).
По результатам рассмотрения принимается решение об учете или неучете Таблицы по форме приложения 6 к Порядку № 1165.
В решении о неучете Таблицы обязательно приводится причина такого неучета. В Порядке № 1165 эти причины не указаны, но в самом решении приведены следующие:
- наличие в контролирующих органах налоговой информации, свидетельствующей об осуществлении налогоплательщиком рискованных операций;
- выявление несоответствия определенных налогоплательщиком в Таблице видов деятельности имеющимся у плательщика основным средствам;
- другие.
Обратите внимание: в большинстве случаев Таблица не учитывается по первой причине. При этом анализ нижеследующей судебной практики свидетельствует, что часто эта причина безосновательна, и в процессе судебного разбирательства дела налоговики не могут доказать факт, источники и достоверность такой налоговой информации. |
Как направляется решение о неучете Таблицы?
Согласно ст. 42 Налогового кодекса (далее – НК) решение о неучете Таблицы должно быть направлено одним из следующих способов:
- средствами электронной связи в электронной форме с соблюдением требований Закона № 851 и Закона № 2155 – путем направления документа в электронный кабинет с одновременным направлением налогоплательщику на его электронный адрес (адреса) информации о виде документа, дате и времени его направления (только лицам, которые подают отчетность в электронной форме и/или прошли электронную идентификацию онлайн в электронном кабинете и подали заявление о желании получать документ через электронный кабинет);
- заказным письмом с уведомлением о вручении, направленным по адресу (местонахождению, налоговому адресу) плательщика НДС;
- лично вручена плательщику (его представителю).
Если полученный плательщиком НДС документ (уведомление) не соответствует вышеприведенным требованиям к решению о неучете Таблицы, то говорить об обжаловании этого решения, наверное, преждевременно. В таком случае скорее речь идет о неправомерных действиях контролирующего органа относительно включения определенной информации в базы данных. Поэтому и обжаловать следует именно их.
Законодательные основания для обжалования
Налогоплательщик имеет право представить Таблицу повторно для рассмотрения комиссией регионального уровня и принятия соответствующего решения. Если же это не привело к желаемому результату, тогда прямая дорога к обжалованию решения о неучете Таблицы.
Так, пп. 17.1.7 НК предусмотрено, что налогоплательщик имеет право подавать жалобу на решение, действия (бездействие) контролирующих органов (должностных лиц) в порядке, определенном НК. Согласно п. 56.1 НК это можно сделать в административном или судебном порядке.
Ни одним нормативно-правовым актом не исключается юрисдикция административного суда и/или органа ГНС высшего уровня на рассмотрение споров между плательщиками и контролирующими органами относительно обжалования решения о неучете Таблицы. Так же не предполагается, что такое решение не подлежит обжалованию.
Наоборот, в п. 22 Порядка № 1165 речь идет о том, что Таблица учитывается в случае поступления в контролирующий орган решения суда об отмене решения о ее неучете, которое вступило в законную силу.
К тому же в форме решения об учете или неучете Таблицы прямо указано, что оно может быть обжаловано в административном или судебном порядке.
Итак, согласно пп. 17.1.7, п. 56.1 НК и Порядку № 1165 решение о неучете Таблицы подлежит обжалованию как в административном, так и в судебном порядке. |
Административное обжалование
Процедура административного обжалования считается досудебным порядком решения спора. Значит, жалоба не будет рассматриваться в порядке админобжалования, если в административный суд уже подан иск об отмене решения о неучете Таблицы.
Согласно ст. 52 НК жалоба подается в контролирующий орган высшего уровня – ГНС Украины. Одновременно с ее представлением плательщик НДС обязан письменно уведомить контролирующий орган, которым принято решение, о его обжаловании.
Срок подачи жалобы – 10 р. д. после дня получения плательщиком НДС решения одним из вышеперечисленных способов.
Знайте свои права: плательщик НДС имеет право в течение 6 месяцев с даты окончания этого срока направить жалобу вместе с ходатайством о возобновлении пропущенного срока подачи жалобы в административном порядке и копиями документов, подтверждающих уважительность причин его пропуска (при наличии). Контролирующий орган высшего уровня, рассматривая ходатайство налогоплательщика, возобновляет пропущенный срок подачи жалобы, если признает причины пропуска уважительными. |
Жалоба подается в письменной форме и должна содержать сведения, перечисленные в п. 1 разд. IV Порядка, утвержденного приказом Минфина от 21.10.15 г. № 916 (далее – Порядок № 916), а именно:
- фамилия, имя, отчество, наименование (для юрлиц), налоговый адрес налогоплательщика, который направляет жалобу;
- наименование контролирующего органа;
- реквизиты обжалуемого решения;
- основания, по которым обжалуется решение, обстоятельства дела, которые, по мнению заявителя, установлены контролирующим органом неправильно или не установлены вообще;
- обоснование несогласия налогоплательщика с решением контролирующего органа со ссылкой на нормы законодательства;
- требования и ходатайства плательщика, который направляет жалобу;
- сведения относительно уведомления контролирующего органа, решение которого обжалуется, о подаче жалобы в контролирующий орган высшего уровня;
- сведения об обжаловании решения контролирующего органа в суд;
- адрес, на который нужно направить решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы;
- перечень документов, прилагаемых к жалобе.
Для справки. По умолчанию рассмотрение материалов жалоб налогоплательщиков происходит в закрытом заседании. Однако плательщик НДС согласно Порядку № 916 имеет право вместе с жалобой представить письменное ходатайство об открытом рассмотрении материалов жалобы. |
В какой срок ГНС должна рассмотреть жалобу плательщика НДС?
ГНС должна рассмотреть жалобу, принять мотивированное решение и направить ее на протяжении 20 календарных дней (далее – к. д.) после дня получения жалобы. Решение направляется в адрес плательщика НДС по почте с уведомлением о вручении или предоставляется ему под подпись.
До окончания этого срока ГНС может принять решение о продлении срока рассмотрения жалобы плательщика, но не более чем на 60 к. д., и письменно уведомить об этом плательщика НДС до окончания 20-дневного срока.
К сведению: решение ГНС, принятое по результатам рассмотрения жалобы плательщика НДС, является окончательным и не подлежит дальнейшему административному обжалованию. Однако оно может быть обжаловано в судебном порядке. |
Не лучше ли сразу обжаловать решение о неучете Таблицы в суде?
Среди практикующих юристов сейчас нет единодушного мнения относительно целесообразности/эффективности процедуры административного обжалования. Некоторые из них считают, что это напрасная трата времени, ведь «свой своего не обидит» и вышестоящий орган всегда будет поддерживать решение своих подчиненных.
Однако, по нашему мнению, административное обжалование не следует отбрасывать как вариант, хотя бы учитывая абзац второй п. 56.9 НК. Эта норма говорит: если мотивированное решение по жалобе налогоплательщика не направляется ему в течение 20 дней или в течение срока, продленного по решению руководителя (его заместителя или уполномоченного лица) контролирующего органа, такая жалоба считается полностью удовлетворенной в пользу плательщика со дня, следующего за последним днем таких сроков.
На практике бывают случаи, когда решение ГНС об отказе в удовлетворении жалобы, датированное в пределах 20-дневного срока, было отправлено после его истечения. Так вот, это обстоятельство при судебном обжаловании стало дополнительным основанием для удовлетворения исковых требований об отмене решения контролирующего органа.
Следует знать: дату отправления решения ГНС легко установить на сайте Укрпочты по штрихкодовому идентификатору на конверте, в котором такое решение было направлено. Поэтому обязательно сохраняйте этот конверт, в случае судебного обжалования он может пригодиться. |
Судебное обжалование
В п. 56.18 НК со ссылкой на ст. 102 этого кодекса предусмотрен общий срок обжалования какого-либо решения контролирующего органа – 1 095 дней с момента его получения.
Вместе с тем если решение о неучете Таблицы обжаловалось в административном порядке, то такой плательщик может подавать жалобу на это решение в суд в течение месяца, следующего за днем окончания процедуры админобжалования. Таким днем в нашем случае является день получения плательщиком НДС решения ГНС об отказе в удовлетворении жалобы.
От редакции: советуем также принять во внимание позиции Верховного Суда от 11.10.19 г. (ЕГРСР, реестр. № 85033140) и налоговиков (ОИР, категория 101.18). Обратиться в суд в течение 1 095 дней субъект хозяйствования (далее – СХ) может, только если не обжаловал решение в административном порядке. Если же СХ воспользовался своим правом на админобжалование, то подать иск в суд можно в течение 3 месяцев со дня получения решения по результатам рассмотрения жалобы (ч. 4 ст. 122 Кодекса административного судопроизводства, далее – КАС). А если орган ГНС так и не принял решение или оно не было вручено СХ, тогда обратиться в суд можно в течение 6 месяцев со дня подачи жалобы. |
Исковое заявление подается в окружной административный суд по зарегистрированному в установленном законом порядке месту проживания (пребывания, нахождения) плательщика НДС или местонахождению контролирующего органа, который принял обжалованное решение. Право выбора суда принадлежит истцу – плательщику НДС.
Требования к исковому заявлению содержатся в ст. 160 КАС. Особое внимание обращаем на п. 9 ч. 5 этой статьи – в заявлении нужно обосновать нарушение решением о неучете Таблицы прав, свобод или интересов истца.
Это чрезвычайно важно с учетом правовой позиции, изложенной Верховным Судом в постановлении от 20.11.19 г. (ЕГРСР, рег. № 85803824), а со временем и в постановлении от 03.03.20 г. (ЕГРСР, рег. № 87963343). Верховный Суд в обоих постановлениях пришел к выводу, что использование контролирующим органом налоговой информации, имеющейся в информационных системах ГНС, или внесение информации в такие базы по результатам ее обработки определенным способом осуществления налогового контроля (в частности, отнесение истца к плательщикам, соответствующим критериям рисковости), является одним из мероприятий сбора, обработки и использования информации, необходимой для выполнения возложенных на ответчика функций и задач. Непосредственно решение комиссии относительно отнесения налогоплательщика в перечень плательщиков, соответствующих критериям рисковости, без принятия решения об отказе в регистрации НН/РК не нарушает права и интересы истца.
Приведенные аргументы используются и низшими судами во время решения спора об отмене решения относительно неучета Таблицы. Примером этого является постановление Днепропетровского окружного административного суда от 17.02.20 г. (ЕГРСР, реестр. № 88058632).
И хотя некоторые судьи (см., например, решение Окружного административного суда г. Киева от 15.06.20 г., ЕГРСР, реестр. № 89802534) считают, что вышеуказанная правовая позиция Верховного Суда не может применяться к предусмотренным Порядком № 1165 процедурам, поскольку касается его предшественника – Порядка № 117, все же полностью исключить риск того, что ваше дело попадет к такому судье, как по делу Днепропетровского окружного админсуда, нельзя. Значит, вероятность отказа в удовлетворении исковых требований в таком случае довольно высокая.
Поэтому более рассудительной считаем позицию, когда решение о неучете Таблицы (и/или решение о соответствии плательщика НДС критериям рисковости) обжалуется вместе с решением об отказе в регистрации НН. Здесь уже у судов не возникает сомнений относительно нарушения прав плательщика НДС (см., например, решение Окружного административного суда г. Киева от 15.06.20 г., ЕГРСР, рег. № 89802713, и решение Кировоградского окружного административного суда от 11.06.20 г., ЕГРСР, рег. № 89748875, которыми удовлетворены все указанные выше исковые требования плательщиков НДС).
Выводы
Анализ приведенной судебной практики свидетельствует, что отдельно заявлять (а следовательно, и оплачивать) требование об обязательстве органа ГНС учесть Таблицу не следует, ведь суды отказывают в его удовлетворении. Такое решение они мотивируют тем, что согласно п. 22 Порядка № 1165 Таблица учитывается в случае поступления в контролирующий орган решения суда об отмене решения о ее неучете, которое вступило в законную силу. Поэтому соответствующее требование об обязательстве контролирующего органа учесть Таблицу суды считают преждевременным.
От редакции: существует еще один альтернативный способ обжалования решения налоговой о неучете Таблицы и решения об отказе в регистрации НН – направить жалобу бизнес-омбудсмену. Это должностное лицо не имеет полномочий по отмене решений органа ГНС и других госорганов. Однако государственные органы должны прислушаться к рекомендациям Совета бизнес-омбудсмена, поскольку этим Советом заключен ряд меморандумов о сотрудничестве и партнерстве с различными госорганами Украины. Например, с ГНС такой меморандум подписан 12.10.15 г. (подробнее о подаче жалобы бизнес-омбудсмену читайте в «Как обжаловать отказ в регистрации НН/РК через бизнес-омбудсмена: отвечаем на ваши вопросы»).
Комментарии к материалу