Подписывайся на информационную страховку бухгалтера
Подписаться

Новшества в обращении горючего-2019: ответы на часто задаваемые вопросы

26.06.2019 3619 0 1


Этот материал будет полезен для всех субъектов хозяйствования (далее – СХ), использующих горючее, а особенно для тех, чьи хозяйственные операции подпадают под определение «реализация горючего». Здесь мы попробуем ответить на часто задаваемые вопросы, возникающие в связи с отсутствием официальных документов государственных органов.


1. Как и в какие сроки выписывать акцизную накладную (далее – АН), если горючее со своего акцизного склада (далее – АС) списывается для собственного потребления?

В соответствии с п. 231.3 Налогового кодекса (далее – НК) в случае реализации горючего с АС для собственного потребления АН составляется в одном экземпляре в день реализации горючего при каждой полной или частичной операции по реализации горючего.

А регистрация в ЕРАН первого экземпляра АН при реализации горючего с АС проводится в день составления такой АН, но не позднее осуществления операции по реализации горючего с АС (п. 231.6 НК).

То есть если СХ имеет АС и с него ежедневно выдает горючее для собственного потребления (например, для заправки техники или собственных грузовиков), то он должен ежедневно составлять АН и регистрировать их в ЕРАН. При этом обратите внимание: если СХ использует бензин А-95 и дизтопливо, то он должен составить уже две АН – на каждый вид горючего.

Если СХ с собственного АС заправляет одно техсредство, то теоретически проблем не должно возникать – достаточно лишь зарегистрировать одну АН.

А вот что делать, если СХ едва ли не ежедневно заправляет 5, 10 и более единиц техники? Четкого ответа нет ни в НК, ни в подзаконных нормативных актах, которые на сегодняшний день доступны широкой общественности. Поэтому будем анализировать существующие нормы.

В соответствии с предписаниями пп. 14.1.212 НК (который вступит в силу с 01.07.19 г.), реализация горючего для целей разд. VI НК – это какие-либо операции по физической передаче (отпуску, отгрузке) горючего с переходом права собственности на такое горючее или без такого перехода, за плату (компенсацию) или без такой платы на таможенной территории Украины с АС / АС передвижного, в том числе для собственного потребления или промышленной переработки.

В то же время факт передачи горючего со склада на потребление должен быть зафиксирован надлежащими первичными документами. В большей степени это зависит от складского учета СХ. Но данные о литрах списанного горючего на основании, скажем, путевых листов или отчета водителя не должны быть больше данных переданного горючего в складском учете (плюс-минус данные с топливного бака).

Поэтому представляется правомерным такое решение проблемы, когда СХ выдает горючее по ежедневным ведомостям своим работникам, а в конце рабочего дня на основании этой ведомости формирует АН. В конце концов, НК не является четким, и любые сомнения должны трактоваться в пользу именно СХ (тем более, что от таких действий бюджет не пострадает).

Но обратите внимание на п. 23 подразд. 5 разд. ХХ НК, которым предусмотрено, что АН/РК, составленные:

  • до 30.06.19 г. (включительно) – регистрируются в ЕРАН до 15.07.19 г. (включительно);
  • с 01.07.19 г. по 31.07.19 г. (включительно) – в период с 23.07.19 г. по 15.08.19 г. (включительно);
  • с 01.08.19 г. – в сроки, предусмотренные п. 231.6 НК.

То есть законодательством установлен переходный период (более чем месяц) для того, чтобы разобраться, как правильно регистрировать АН. По крайней мере, июльские АН не нужно регистрировать день в день.

Анализ Порядка регистрации акцизных накладных, утвержденного приказом Минфина, который на сегодняшний день еще не обнародован, то есть еще не вступил в силу (далее – Порядок), дает основания считать, что АН будет выглядеть следующим образом:

1 из 1

2. Если на АЗС заправляется СХ, то какой срок регистрации АН?

В п. 231.6 НК предусмотрено, что регистрация АН, составленных при реализации горючего с АС, являющегося местом розничной торговли горючим, на которое получена лицензия на право розничной торговли горючим (т. е. АЗС), проводится не позднее 15 календарных дней, следующих за датой их составления.

При этом в случае непрерывной поставки горючего можно составить сводную АН по итогам месяца (не позднее последнего дня месяца), а в случае единичной поставки – в день реализации. От этих дат и начинается отсчет срока регистрации в ЕРАН – 15 дней.

На сегодняшний день ни НК, ни подзаконные нормативные акты не устанавливают какого-либо отдельного порядка составления и регистрации АН для СХ (независимо от того, является ли такой СХ плательщиком акцизного налога, или нет).

В то же время заметим, что в АН обязательно нужно указать название (ФИО) и ЕГРПОУ (ИНН – для ФЛП) СХ. А если такой СХ является плательщиком акциза, это должно было бы означать, что он имеет АС. Поэтому, прежде чем составлять и регистрировать АН, нужно знать все реквизиты СХ-покупателя, в том числе унифицированный номер АС.

Кроме того, обратите внимание, что Порядок предусматривает формирование АН для СХ – неплательщика акцизного налога по иным правилам, нежели для СХ – плательщика .

3. Нужно ли ежедневно подавать заявку на перемещение горючего транспортными средствами, которые не являются АС передвижными?

Этот вопрос связан, прежде всего, с тем, что аграрии ежедневно заправляют технику в полях. Но он волнует и других СХ.

В соответствии с пп. 230.1.5 НК транспортные средства (далее – ТС), в том числе используемые СХ, который не является распорядителем АС, для перемещения на таможенной территории Украины собственного горючего для нужд собственного потребления или промышленной переработки, должны учитываться в Перечне транспортных средств, которые перемещают горючее.

Такой Перечень размещается на официальном веб-сайте центрального органа исполнительной власти, реализующего государственную налоговую и таможенную политику. Включение ТС в этот Перечень и исключение из него производится автоматически на основании данных АН, зарегистрированных в ЕРАН, или на основании заявок на перемещение горючего ТС, которое не является АС передвижными, с указанием периода перемещения такого горючего.

Такие заявки подаются СХ – владельцем горючего, который не является распорядителем АС. ТС, которые используются для перемещения на таможенной территории Украины горючего, не оснащаются расходомерами-счетчиками и уровнемерами-счетчиками.

Вместе с тем, поскольку в НК процедура детально не прописана, а ее разработка передана Минфину, обратимся к проекту Порядка составления заявки на перемещение горючего или спирта этилового транспортными средствами, которые не являются акцизными складами передвижными. В п. 1 разд. ІІ этого Порядка сказано, что заявка на перемещение горючего ТС, которое не является АС передвижным, составляется по каждой операции по перемещению горючего с указанием нескольких ТС (при необходимости). При этом период перемещения горючего не может превышать 30 календарных дней.

Отсюда можно сделать вывод о том, что заявку нужно составлять каждый раз, когда перемещается горючее, скажем, со склада на производство.

Однако СХ, которые не боятся рисковать и не желают составлять заявку ежедневно (учитывая риск сбоев в СЭА РГ), могут использовать следующее обоснование. В ст. 1 Закона от 16.07.99 г. № 996-XIV «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности в Украине» предусмотрено, что хозяйственная операция – это действие или событие, которое вызывает изменения в структуре активов и обязательств, собственном капитале предприятия.

Горючее списывается с помощью проводки Дт 23 – Кт 203. Однако некоторые СХ списывают горючее на основании внутренних расходных накладных (списание со склада), а некоторые – по итогам месяца. Поэтому если в приказе об учетной политике прописано, что горючее списывается по результатам месяца, есть основания формировать заявку ежемесячно, но не реже чем каждые 30 календарных дней. Заявку в этой части следует заполнять так:

1 из 1

Таким образом, СХ, и прежде всего аграрии, могут составлять заявку (на выбор):

  • либо по каждому действию по перемещению горючего (можно один раз в день с помощью одного или нескольких ТС);
  • либо каждые 30 дней, избегая проблем со сбоями СЭА РГ, но при этом рискуя тем, что при проверке контролирующий орган может утверждать, что заявка подана неправомерно. Но в таком случае СХ может ссылаться на «нечеткость/некачественность» законодательства и практику ЕСПЧ.

4. Если трактор/комбайн заправили из бочки на базе и он выехал в поле, то нужно ли подавать указанную выше заявку на перемещение горючего?

Ответ на этот вопрос частично дан выше, в цитировании пп. 230.1.5 НК, где речь идет о перемещении собственного горючего для нужд собственного потребления.

В то же время, как было сказано выше, заправка трактора/комбайна горючим по своей сути является использованием горючего в производстве, и никоим образом не считается перемещением горючего с одной точки пространства в другую.

Поэтому, по нашему мнению, в таком случае не нужно составлять заявку на перемещение горючего. А если ревизоры с этим утверждением не согласятся (а такая вероятность всегда есть), то нужно объяснить, что это не считается перемещением, и, опять же, сослаться на «нечеткость/некачественность» законодательства. Впрочем, вопрос получения лицензии все еще остается открытым (во избежание проблем ее нужно получить).

Комментарии к материалу

Оформить подписку на раздел «Агро»

Самая полная библиотека безопасных решений по бухучету, налогам и праву для с/х отрасли

4680 грн. / год

Купить

Лучшие материалы