Касса на предприятии: организация работы
Сегодня многие предприятия, особенно те, которые не ведут деятельность в сфере розничной торговли, стремятся избегать работы с наличными. Но все же наличные деньги могут понадобиться для расчетов с клиентами и поставщиками (за товары, работы и услуги), с работниками предприятия (на зарплату, оплату командировок и др.). Из этой статьи вы узнаете, как организовать работу кассы и проведение наличных расчетов на предприятии.
Каса: основные понятия
Начнем с определений, приведенных в п. 3 Положения, утвержденного постановлением Правления НБУ от 27.12.2017 № 148 (далее – Положение № 148).
Наличные – денежные знаки национальной валюты Украины – банкноты и монеты, в том числе разменные, оборотные, памятные, являющиеся действительными платежными средствами.
Наличная выручка – это сумма фактически полученных наличных денежных средств:
- от реализации продукции (товаров, работ, услуг);
- операций, непосредственно не связанных с реализацией продукции (товаров, работ, услуг).
Для справки. Субъекты хозяйствования (далее – СХ) могут тратить поступившую в кассу наличную выручку и наличность, полученную в банке, на нужды, связанные с их деятельностью (п. 17 Положения № 148). Кроме того, с наличной выручки они могут уплатить налоги и сборы в бюджет и целевые фонды. |
Наличные расчеты – это платежи наличными СХ и физлиц за реализованную продукцию/товары (выполненные работы, оказанные услуги), а также по операциям, непосредственно не связанным с реализацией продукции (товаров, работ, услуг) и другого имущества.
При расчетах через кассу предприятия платежи будут считаться наличными для обеих сторон: одна сторона расплачивается наличными, другая – принимает их в оплату. Если же предприятие рассчитывается со своим контрагентом через кассу банка, тогда для плательщика эта операция будет наличным расчетом, а вот для получателя – безналичным, ведь деньги попадут сразу на его банковский счет (п. 10 Положения № 148).
Касса – это помещение или место осуществления наличных расчетов, а также приема, выдачи, хранения наличных, других ценностей и кассовых документов.
При этом если предприятие использует РРО и/или расчетные квитанции (далее – РК), то место, где установлен РРО и/или выписываются РК, тоже считается кассой, ведь здесь осуществляются наличные расчеты. Кроме того, кассой может служить рабочее место кассира (в т. ч. если оно находится в помещении бухгалтерии), где производятся наличные расчеты.
Какие документы необходимо оформить для организации работы кассы
Чтобы выполнить все требования Положения № 148, рекомендуем предприятию соблюдать основные правила организации работы кассы.
Правило 1. Определите на предприятии место для кассы. Никаких специальных требований к кассе Положение № 148 не содержит, однако для обеспечения сохранности средств кассы традиционно оборудуют сейфами. Предприятие может установить самостоятельно и утвердить приказом (другим распорядительным документом) требования к оборудованию кассы.
К сведению. Обеспечить надлежащее обустройство касс и надежное хранение наличных денежных средств в кассах должны руководители предприятий. Именно они отвечают за сохранность наличных денег и их доставку из банка или сдачу в банк.. |
Правило 2. Разработайте приказ о кассовой дисциплине (см. образец 1 ниже). Обязательность издания такого документа Положением № 148 не предусмотрена. Однако есть много организационных моментов, которые мы рекомендуем прописать в распорядительном документе. В нем, например, можно определить:
- наличие обособленных подразделений для проведения кассовых операций;
- порядок ведения кассовой книги и журнала регистрации кассовых ордеров (в электронном или бумажном виде);
- ответственного за оформление кассовых документов;
- лиц, имеющих право подписывать кассовые документы;
- ответственного за получение наличных в банке;
- ответственного за своевременную сдачу в банк суммы, превышающей установленный на предприятии лимит кассы;
- периодичность проведения инвентаризации кассы.
Правило 3. Примите на работу кассира. При этом необходимо обеспечить (п. 44 Положения № 148):
- ознакомление кассира под подпись с нормами Положения № 148;
- заключение с ним договора о полной материальной ответственности. Типовой договор о полной индивидуальной материальной ответственности приведен в приложении 2 к постановлению Государственного комитета Совета Министров УССР по труду и социальным вопросам от 28.12.1977 № 447/24. Работодатель может воспользоваться типовым договором или разработать свою форму такого договора, что не противоречит нормам законодательства (см. образец 2).
Если должность кассира на предприятии не предусмотрена, обязанности кассира (п. 44, 45 Положения № 148):
- можно возложить на бухгалтера или другого работника (п. 45 Положения № 148), издав приказ (распоряжение) по предприятию. С таким работником, как и с кассиром, в обязательном порядке заключается договор о полной материальной ответственности (см. выше). Подробнее об этом читайте в статье «Как возложить обязанности кассира на одного из работников предпринимателя?»;
- будет выполнять сам руководитель предприятия. Он имеет право подписывать кассовые документы отдельно как руководитель и как кассир;
- может выполнять работник другого предприятия. Тогда с таким предприятием заключается договор о предоставлении персонала, в который обязательно включается требование о полной материальной ответственности такого работника. Работнику, привлеченному к работе в должности кассира по этому договору, запрещено перепоручать выполнение порученной ему работы третьим лицам.
Обратите внимание! На предприятии может возникнуть ситуация, когда в штате есть кассир, но по определенным причинам он временно отсутствует на рабочем месте (например, находится в отпуске, на больничном, в командировке и т. д.). Тогда исполнение обязанностей кассира временно возлагается на другого работника предприятия на основании письменного приказа (распоряжения) руководителя предприятия. С работником, на которого будут возложены трудовые обязанности кассира, также заключается договор о полной материальной ответственности на время их выполнения (п. 45 Положения № 148). |
Правило 4. Разработайте положение об оприходовании наличных денег в кассе (подробнее см. статью «Лимит кассы на предприятии: правила и нюансы»).
Правило 5. Разработайте положение о порядке расчета лимита кассы и утвердите лимит (подробнее см. статью «Инвентаризация денежных средств»).
Правило 6. Оформляйте операции с наличными с помощью кассовых документов (приходных и расходных кассовых ордеров (далее – ПКО и РКО), ведомостей о выплате наличных) согласно требованиям Положения № 148 и своевременно регистрируйте эти документы в Журнале регистрации приходных и расходных кассовых документов и кассовой книге. Не забывайте, что в случаях, установленных Законом от 06.07.1995 № 265/95-ВР «О применении регистраторов расчетных операций в сфере торговли, общественного питания и услуг», расчетные операции, в том числе прием в кассу наличных, полученных от реализации товаров и услуг, нужно проводить с применением РРО/программного РРО или РК с последующим оформлением ПКО на сумму дневной выручки (ПКО оформляют те предприятия и их обособленные подразделения, которые ведут кассовую книгу).
Правило 7. При наличных расчетах с контрагентами соблюдайте ограничения, установленные п. 6 Положения № 148. А именно: в течение одного дня по одному или нескольким платежным документам можно произвести расчеты:
- с юрлицами или физлицами-предпринимателями – в размере до 10 000 грн включительно;
- с физлицами – в размере до 50 000 грн включительно.
Эти ограничения не касаются (п. 8 Положения № 148):
- расчетов СХ с бюджетами и государственными целевыми фондами;
- добровольных пожертвований и благотворительной помощи;
- использования наличных, выданных на командировку;
- выплат, связанных с оплатой труда;
- использования наличных средств из фондов, созданных во исполнение ч. 3 ст. 24 Закона от 14.10.2014 № 1698-VII «О Национальном антикоррупционном бюро Украины», ч. 2 ст. 32 Закона от 28.01.2021 № 1150-IX «О Бюро экономической безопасности Украины» и ч. 4 ст. 17 Закона от 12.11.2015 № 794-VIII «О Государственном бюро расследований».
Образец 1
ТОВАРИСТВО З ОБМЕЖЕНОЮ ВІДПОВІДАЛЬНІСТЮ «СІРІУС» Код ЄДРПОУ 12121212 НАКАЗ
Про касову дисципліну З метою забезпечення роботи каси на підприємстві та проведення готівкових розрахунків НАКАЗУЮ: 1. Організувати роботу каси. Із цією метою: 1.1. Покласти обов’язки з організації роботи каси на головного бухгалтера. 1.2. Визначити місцем знаходження центральної каси підприємства юридичну адресу підприємства. 1.3. Установити на підприємстві для цілей касової дисципліни перелік відокремлених підрозділів, наведений у додатку до цього наказу. 1.4. Начальникові відділу персоналу при прийнятті касира на роботу забезпечити:
1.5. Призначити старшого касира відповідальним:
1.6. Призначити касирів відокремлених підрозділів відповідальними за своєчасне здавання готівкової виручки в банк. 1.7. Заборонити касирам самостійне передання своїх функціональних обов’язків іншим особам. 1.8. На період тимчасової відсутності старшого касира або касирів відокремлених підрозділів виконання їх обов’язків покласти на іншого працівника підприємства, призначеного окремим наказом керівника підприємства. 2. Вести касові операції. Із цією метою: 2.1. Оформляти прибуткові та видаткові касові ордери в паперовій формі. 2.2. Вести Журнал реєстрації прибуткових і видаткових касових документів за типовою формою № КО-3а (додаток 4 до Положення № 148) за допомогою комп’ютерних засобів. 2.3. Призначити відповідальним за оформлення касових ордерів заступника головного бухгалтера. 2.4. Вести касові книги центральної каси та кас відокремлених підрозділів в електронній формі. 2.5. Роздруковувати «Вкладний аркуш касової книги» і «Звіт касира» щодня. 2.6. Призначити відповідальними за підписання касових документів фінансового директора (за директора) і головного бухгалтера, а в разі їх відсутності – особу, призначену окремим наказом керівника підприємства. 2.7. Оприбутковувати готівку згідно з Порядком оприбуткування готівки, затвердженим на підприємстві. 2.8. Проводити інвентаризацію каси:
3. Контроль за веденням касових операцій покласти на головного бухгалтера. Контроль за виконанням наказу залишаю за собою.
З наказом ознайомлені:
Додаток до наказу від 01.01.2024 № 4 Перелік відокремлених підрозділів Визнати для цілей касової дисципліни відокремленими структурними підрозділами:
<...> |
Образец 2
Договір
Товариство з обмеженою відповідальністю «Сіріус» в особі директора Віктора Олександровича ЛЕЩЕНКА, що діє на підставі Статуту (далі – Роботодавець), з однієї сторони, і громадянка Олена Петрівна НОСАЧ (далі – Працівниця), 12.03.1977 р. н., яка проживає за адресою: м. Дніпро, вул. Вереснева, буд. 10, кв. 5, паспорт: серія АБ № 012345, виданий Кіровським РВ ДМУ ГУ МВС України в Дніпропетровській області 12.04.2000, реєстраційний номер картки платника податків № 1414141414, з іншої сторони (далі разом – Сторони), з метою забезпечення схоронності матеріальних цінностей Роботодавця уклали цей договір (далі – Договір) про таке. 1. Працівниця приймає на себе повну матеріальну відповідальність за схоронність ввірених їй Роботодавцем матеріальних цінностей, у зв’язку із чим зобов’язується: 1.1. Дбайливо ставитися до переданих їй на зберігання матеріальних цінностей, запобігати їх нестачі, знищенню, псуванню і т. д. 1.2. Приймати та відпускати матеріальні цінності за документами, підписаними керівником Роботодавця та головним бухгалтером або особами, уповноваженими керівником підприємства. 1.3. Брати участь у проведенні інвентаризації каси. 1.4. Повідомляти Роботодавця про всі випадки втрати/розкрадання матеріальних цінностей. 1.5. Вести облік, складати та подавати Роботодавцю в установленому порядку звіти про рух і залишки ввірених їй матеріальних цінностей. 2. Роботодавець зобов’язується: 2.1. Створити Працівниці всі необхідні умови для роботи та забезпечення схоронності ввірених їй матеріальних цінностей. 2.2. Проводити в установленому порядку інвентаризацію матеріальних цінностей у касі підприємства. 3. Якщо з вини Працівниці не була забезпечена схоронність ввірених їй матеріальних цінностей, то збиток, нанесений Роботодавцю, відшкодовується відповідно до чинного законодавства України. 4. Якщо збиток нанесено Роботодавцю не з вини Працівниці, остання не несе відповідальності. 5. Договір набуває чинності з моменту його підписання Сторонами та діє протягом усього строку перебування Працівниці на посаді касира в ТОВ «Сіріус». 6. Усі зміни та доповнення до Договору можуть бути внесені виключно за взаємною згодою Сторін, оформленою у вигляді додаткової угоди до Договору, і набувають чинності з моменту підписання угоди Сторонами. 7. Договір складено у двох примірниках, що мають однакову юридичну силу, по одному для кожної зі Сторін. 8. Реквізити та підписи Сторін:
|
Комментарии к материалу