Какие особенности относительно взимания налога на прибыль предприятия на период действия закона относительно финансовой реструктуризации (действия плана санации), а именно: как правильно отражать в декларации по налогу на прибыль полученные доходы от реализации недвижимых объектов и движимого имущества плательщика (реализация основных средств осуществляется согласно плану санации) для целей Украины, в частности относительно вариантов погашения его задолженности перед кредиторами в соответствии с планом санации, учитывая пункт 39 подраздела 4 раздела XX Переходных положений Кодекса?
ГФС в письме от 05.09.2017 г. N 1811/6/99-99-15-03-02-15/ІПК отвечает: в соответствии с подпунктом 134.1.1 пункта 134.1 статьи 134 Кодекса, объектом налогообложения являются:
прибыль с источником происхождения из Украины и за ее пределами, определяемая путем корректировки (увеличения или уменьшения) финансового результата до налогообложения (прибыли или убытка), определенного в финансовой отчетности предприятия в соответствии с национальными положениями (стандартами) бухгалтерского учета или международными стандартами финансовой отчетности, на разницы, возникающие в соответствии с положениями этого Кодекса.
Если в соответствии с III раздела предусмотрено осуществление корректировки путем увеличения финансового результата до налогообложения, то в этом случае происходит:
уменьшение отрицательного значения финансового результата до налогообложения (убытка);
увеличение положительного значения финансового результата до налогообложения (прибыли).
Если в соответствии с этой главой предусмотрено осуществление корректировки путем уменьшения финансового результата до налогообложения, то в этом случае происходит:
увеличение отрицательного значения финансового результата до налогообложения (убытка);
уменьшение положительного значения финансового результата до налогообложения (прибыли).
Для плательщиков налога, у которых годовой доход от любой деятельности (за вычетом косвенных налогов), определенный по правилам бухгалтерского учета за последний годовой отчетный и налоговый период не превышает двадцати миллионов гривен, объект налогообложения может определяться без корректировки финансового результата до налогообложения на все разницы (кроме отрицательного значения объекта налогообложения прошлых налоговых (отчетных) лет), определенные в соответствии с положениями этого раздела. Плательщик налога, у которого годовой доход (за вычетом косвенных налогов), определенный по правилам бухгалтерского учета за последний годовой отчетный (налоговый) период не превышает двадцати миллионов гривен, вправе принять решение о неприменении корректировок финансового результата до налогообложения на все разницы (кроме отрицательного значения объекта налогообложения прошлых налоговых (отчетных) лет), определенные в соответствии с положениями этого раздела, не более одного раза в течение непрерывной совокупности лет в каждом из которых выполняется этот критерий относительно размера дохода. О принятом решении плательщик налога указывает в налоговой отчетности по этому налогу, которая подается за первый год в такой непрерывной совокупности лет. В последующие годы такой совокупности корректировка финансового результата также не применяется (кроме отрицательного значения объекта налогообложения прошлых налоговых (отчетных) лет).
Если у плательщика, принявшего решение о неприменении корректировок финансового результата до налогообложения на все разницы (кроме отрицательного значения объекта налогообложения прошлых налоговых (отчетных) лет), определенные в соответствии с положениями этого раздела, в любом последующем году годовой доход (за вычетом косвенных налогов), определенный по правилам бухгалтерского учета за последний годовой отчетный (налоговый) период превышает двадцать миллионов гривен, такой плательщик определяет объект налогообложения начиная с такого года путем корректировки финансового результата до налогообложения на все разницы, определенные в соответствии с положениями этого раздела.
Для целей этого подпункта в годовой доход от любой деятельности, определенный по правилам бухгалтерского учета, включается доход (выручка) от реализации продукции (товаров, работ, услуг), другие операционные доходы, финансовые доходы и прочие доходы.
В соответствии с пунктом 39 раздела XX "Переходные положения" Кодекса на период действия закона относительно финансовой реструктуризации плательщик налога на прибыль предприятий:
1) уменьшает финансовый результат до налогообложения:
на сумму доходов, признанных им в соответствии с национальными положениями (стандартами) бухгалтерского учета или международными стандартами финансовой отчетности в результате списания ему налогового долга, аннулирования (прощения) и/или рассрочки (отсрочки) его обязательств в соответствии с положениями пункта 37 подраздела 10 раздела XX "Переходные положения" Кодекса и законом относительно финансовой реструктуризации:
на сумму доходов, признанных им в соответствии с национальными положениями (стандартами) бухгалтерского учета или международными стандартами финансовой отчетности в связи с расформированием резервов вследствие реструктуризации им обязательств в соответствии с планом реструктуризации, согласованным в соответствии с законом относительно финансовой реструктуризации, или планом санации, утвержденным в соответствии со статьей 6 Закона "О восстановлении платежеспособности" с учетом особенностей, установленных законом относительно финансовой реструктуризации, если налогообложение таких резервов регулируется нормами пункта 139.3 статьи 139 Кодекса;
2) увеличивает финансовый результат до налогообложения на одну третью часть суммы доходов, признанных в связи с уменьшением (расформированием) резервов, на которую уменьшался его финансовый результат до налогообложения в соответствии с подпунктом 1 этого пункта, в каждом из трех лет, следующих за годом, в котором был согласован план реструктуризации согласно закону относительно финансовой реструктуризации или утвержден план санации согласно статье 6 Закона "О восстановлении платежеспособности" с учетом особенностей, установленных законом относительно финансовой реструктуризации;
3) не изменяет финансового результата до налогообложения:
на сумму использованного резерва вследствие аннулирования (прощения) обязательства на условиях плана реструктуризации, согласованного в соответствии с законом относительно финансовой реструктуризации, или планом санации, утвержденным в соответствии со статьей 6 Закона "О восстановлении платежеспособности" с учетом особенностей, установленных законом относительно финансовой реструктуризации;
на сумму доходов и расходов, не указанных в подпунктах 1 и 2 этого пункта, признаваемых в соответствии с национальными положениями (стандартами) бухгалтерского учета или международными стандартами финансовой отчетности в результате реструктуризации обязательств на условиях плана реструктуризации, согласованного в соответствии с законом относительно финансовой реструктуризации, или планом санации, утвержденным в соответствии со статьей 6 Закона "О восстановлении платежеспособности" с учетом особенностей, установленных законом относительно финансовой реструктуризации.
Согласно налоговой декларации по налогу на прибыль предприятий за 2015 год от 25.02.2016 г. N 9276094754, предприятием задекларирован доход в сумме 2613,3 тыс. грн. в таблице декларации "Наличие решения" не приведена информация относительно принятия решения о неприменении корректировок финансового результата до налогообложения на все разницы.
Учитывая вышеизложенное, предприятие может корректировать финансовый результат до налогообложения на разницы относительно финансовой реструктуризации при соблюдении требований Закона "О восстановлении платежеспособности".