Подписывайся на информационную страховку бухгалтера
Разделы:
Подразделы:
Подразделы:
Подразделы:

Об особенностях обложения НДС операций по поставке бывших в употреблении транспортных средств

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ФИСКАЛЬНАЯ СЛУЖБА УКРАИНЫ

ПИСЬМО

от 18.07.2016 г. 24269/7/99-99-15-03-02-17


Главным управлениям ГФС в областях, г. Киеве,
офису по обслуживанию крупных плательщиков


Об особенностях обложения НДС операций по поставке бывших в употреблении транспортных средств

Государственная фискальная служба Украины в связи с вступлением в силу с 01.06.2016 г. Закона Украины от 2 апреля 2016 года № 1084-VIII О внесении изменений в статью 189 Налогового кодекса Украины относительно стимулирования развития бывших в употреблении товаров (далее - Закон № 1084) и по результатам встречи с представителями Всеукраинской Ассоциации автомобильных импортеров и дилеров сообщает об особенностях обложения налогом на добавленную стоимость операций по поставке бывших в употреблении транспортных средств.

Относительно определения понятия "бывшее в употреблении транспортное средство"

Согласно пункту 189.3 статьи 189 Налогового кодекса Украины (далее - Кодекс) бывшими в употреблении товарами считаются товары, которые были в пользовании не менее года и пригодны для дальнейшего использования в неизменном состоянии или после ремонта, а также транспортные средства, не подпадающие под определение нового транспортного средства.

Новым транспортным средством считается:

  • транспортное средство, которое впервые регистрируется в Украине в соответствии с законодательством, не было зарегистрировано в других государствах и при этом имеет общий наземный пробег до 6000 километров;
  • судно, которое впервые регистрируется в Украине в соответствии с законодательством, не было зарегистрировано в других государствах и при этом прошло не более 100 часов после первого введения его в эксплуатацию;
  • летательный аппарат, который впервые регистрируется в Украине в соответствии с законодательством, не был зарегистрирован в других государствах и при этом его налетное время до такой регистрации не превышает 40 часов после первого ввода в эксплуатацию. Налетным считается время, рассчитываемое от блок-времени взлета летательного аппарата до блок-времени его приземления.

Следовательно, наземное транспортное средство будет считаться бывшим в употреблении товаром, если он:

  • либо был в употреблении не менее 1 года (независимо от имеющегося пробега);
  • либо регистрируется в Украине в соответствии с законодательством и при этом имеет общий наземный пробег более 6000 километров (независимо от срока пользования до 1 года или более 1 года).

Относительно порядка определения базы обложения НДС при осуществлении плательщиком налога операций по поставке бывших в употреблении транспортных средств

Согласно подпунктам "а" и "б" пункта 185.1 статьи 185 Кодекса объектом обложения налогом на добавленную стоимость являются операции плательщиков налога по поставке товаров/услуг, место поставки которых в соответствии со статьей 186 Кодекса находится на таможенной территории Украины.

Под поставкой товаров понимается любая передача права на распоряжение товарами как собственнику, в том числе продажа, обмен или дарение такого товара, а также поставка товаров по решению суда. При этом поставкой товаров также считается фактическая передача материальных активов другому лицу на основании договора о финансовом лизинге (возврат материальных активов согласно договору о финансовом лизинге) или другой договоренности, согласно которой оплата отсрочена, но право собственности на материальные активы передается не позднее даты осуществления последнего платежа (подпункт 14.1.191 пункта 14.1 статьи 14 Кодекса).

Пунктом 189.3 статьи 189 Кодекса установлены правила определения базы обложения НДС при осуществлении плательщиком налога операций по поставке бывших в употреблении товаров, приобретенных у лиц, не зарегистрированных как плательщики налога, в рамках договоров, предусматривающих передачу права собственности на такие товары.

В частности, в случаях, когда плательщик налога осуществляет деятельность по поставке бывших в употреблении товаров, приобретенных у лиц, не зарегистрированных как плательщики налога, в рамках договоров, предусматривающих передачу права собственности на такие товары, базой налогообложения является положительная разница между ценой продажи и ценой приобретения таких товаров, определенная в порядке, установленном разделом V Кодекса.

Датой увеличения налоговых обязательств плательщика налога является дата, определенная по правилам, установленным пунктом 187.1 статьи 187 Кодекса.

При этом цена продажи бывшего в употреблении транспортного средства определяется:

  • для лиц, не зарегистрированных как плательщики налога, - исходя из цены, указанной в договоре купли-продажи, но не ниже оценочной стоимости такого средства, рассчитанной субъектом оценочной деятельности, уполномоченным осуществлять оценку в соответствии с законом;
  • для плательщиков налога - исходя из договорной (контрактной) стоимости, но не ниже обычных цен.

Следовательно, при реализации лицом, не зарегистрированным как плательщик НДС, бывшего в употреблении транспортного средства плательщику НДС, осуществляющему деятельность по поставке бывших в употреблении транспортных средств, в рамках договора, предусматривающего передачу права собственности на такое транспортное средство от лица, не зарегистрированного в качестве плательщика НДС,  плательщику НДС, цена такого транспортного средства определяется не ниже его оценочной стоимости, рассчитанной субъектом оценочной деятельности, уполномоченным осуществлять оценку в соответствии с законом.

При дальнейшей реализации (в том числе при передаче в финансовый лизинг) таким плательщиком НДС бывших в употреблении транспортных средств, приобретенных у лиц, не зарегистрированных как плательщики НДС, в рамках договоров, предусматривающих переход права собственности на такие транспортные средства к плательщику НДС, цена продажи таких бывших в употреблении транспортных средств в соответствии с пунктом 189.3 статьи 189 Кодекса определяется плательщиком НДС исходя из договорной (контрактной) стоимости, но не ниже обычных цен.

Оценочная стоимость транспортного средства рассчитывается субъектом оценочной деятельности, уполномоченным осуществлять оценку в соответствии с законом, и расчет такой стоимости субъектом оценочной деятельности является обязательным только при реализации бывшего в употреблении транспортного средства плательщику НДС, осуществляющему деятельность по поставке бывших в употреблении транспортных средств, лицом, не зарегистрированным как плательщик НДС.

Кроме того, сообщаем, что Законом № 1084 при определении налогооблагаемой базы по операциям по поставке бывших в употреблении товаров, приобретенных у лиц, не зарегистрированных как плательщики налога, в рамках договоров, предусматривающих передачу права собственности на такие товары, исключено требование относительно их однородности.

Относительно порядка определения базы обложения НДС и налоговых обязательств по НДС при осуществлении плательщиком налога операций по поставке бывших в употреблении транспортных средств, приобретенных у лизинговой компании (лизингодателя) - плательщика НДС, которые были ранее возвращены физическими лицами - неплательщиками НДС (лизингополучателями) в связи с невыполнением условий договора

С учетом вышеизложенного и в случае, если приобретение плательщиком налога бывших в употреблении транспортных средств осуществлялось у лизинговой компании (лизингодателя) - плательщика НДС, для операций по дальнейшей поставке таких транспортных средств правила определения базы обложения НДС, предусмотренные пунктом 189.3 статьи 189 Кодекса, не применяются.

Вместе с тем в этом случае для таких операций база обложения НДС будет определяться в соответствии с пунктом 188.1 статьи 188 Кодекса, исходя из договорной стоимости бывших в употреблении транспортных средств с учетом общегосударственных налогов и сборов, а налоговые обязательства по НДС будут определяться в соответствии с пунктом 187.1 статьи 187 Кодекса на дату возникновения любого из событий, произошедших ранее:

  • дата зачисления средств от покупателя/заказчика на банковский счет плательщика налога в качестве оплаты товаров/услуг, подлежащих поставке, а в случае поставки товаров/услуг за наличные средства - дата оприходования средств в кассе плательщика налога, а при отсутствии таковой - дата инкассации наличности в банковском учреждении, обслуживающем плательщика налога;
  • дата отгрузки товаров, а в случае экспорта товаров - дата оформления таможенной декларации, удостоверяющей факт пересечения таможенной границы Украины, оформленной в соответствии с требованиями таможенного законодательства, а для услуг - дата оформления документа, удостоверяющего факт поставки услуг плательщиком налога.

Главным управлениям ГФС в областях, г. Киеве и Офису крупных налогоплательщиков ГФС довести данное письмо до сведения плательщиков налога и подчиненных подразделений и обеспечить его учет при приеме отчетности, при проведении контрольно-проверочной работы и апелляционных процедур.

Председатель                                                                                  Р. М. Насиров

Комментарии к материалу
Быстрая регистрация
Будьте в курсе изменений и актуальных тем, задавайте вопросы.
Популярное
06.05.2025
Топ-20 новостей прошлой недели
Самые интересные новости минувшей недели Принят закон об обмене информацией и приостановке действия трудового договора Классификатор профессий и квалификационные характеристики объединили с Реестром квалификаций: Закон подписан В ГНС будут подавать информацию о банковских счетах не только СХД, а т...
27.02.2025
Хранение и использование горючего на предприятии в 2025 году: учет, налоги и документальное оформление
Марафон-2025: главные бухгалтерские акценты года У субъектов хозяйствования, использующих в своей деятельности транспортные средства, другие машины и механизмы, потребляющие топливо, постоянно возникают вопросы, связанные с учетом и документальным оформлением операций с таким горючим, а также с изме...
14.02.2025
Изменения в законодательстве с 10 по 14 февраля 2025 года
Кабмин утвердил изменения к Порядку предоставления ежегодного основного отпуска продолжительностью до 56 календарных дней Внесены изменения в постановление КМУ от 14.04.1997 № 346 «Об утверждении Порядка предоставления ежегодного основного отпуска продолжительностью до 56 календарных дней рук...
Новое
09.05.2025
Минагрополитики осуществляет мониторинг соответствия критически важных предприятий Критериям
Минагрополитики настаивает на неукоснительном соблюдении требований законодательных и других нормативно-правовых актов в течение деятельности предприятий с даты принятия решения об определении их критически важными. Больше по теме: Бронирование военнообязанных работников агропромышленного сектора В...
09.05.2025
Сколько получит пенсионер в случае благотворительного пожертвования от юрлица
Если благотворительное пожертвование адресное, 70 % суммы выплачивается пенсионеру, 30 % суммы направляется в бюджет ПФУ и используется как финансовый ресурс на выплату пенсий. Больше по теме: Договор пожертвования К финансированию пенсионных выплат на благотворительной основе может приобщиться люб...
09.05.2025
Инструктаж по охране труда при надомной или дистанционной работе
Больше по теме: Изменения относительно дистанционной и надомной работы В организации работает три человека (начальник и 2 главных специалиста). В настоящее время стоит вопрос о прохождении обучения по охране труда (ОТ): должен ли проходить начальник организации или специалист, занимающийся раз...
Лучшие материалы