Подписывайся на информационную страховку бухгалтера
Разделы:
Подразделы:
Подразделы:
Подразделы:

Изменения в законодательстве, действующие с мая 2018 года

27.04.2018

С 1 мая согласно изменениям, внесенным в Закон от 17.09.08 г. №514-VI, в частности:

члены наблюдательного совета акционерного общества (далее – АО) выбираются акционерами во время проведения общего собрания общества на срок не более 3 лет. Если общее собрание не примет решение об избрании членов наблюдательного совета и о прекращении их полномочий в установленный данным Законом срок (п. 17, 18 ч. 2 ст. 33), полномочия членов наблюдательного совета прекращаются, кроме полномочий по подготовке, созыву и проведению общего собрания (ч. 1 ст. 53);

в течение двух лет со дня создания АО (кроме созданного в результате реорганизации) любая сделка должна совершаться согласно ст. 71 данного Закона, если рыночная стоимость имущества, работ или услуг, которые являются ее предметом, составляет 10 и более процентов стоимости активов по данным последней годовой финансовой отчетности АО (а если годовая финотчетность еще не составлялась – уставного капитала АО)
и если стороной сделки является учредитель общества (Закон от 16.11.17 г. №2210-VIII).

С 1 мая вступила в силу гл. 1 Лицензионных условий осуществления хозяйственной деятельности по поставке электрической энергии потребителю, утвержденных постановлением НКРЭКУ от 27.12.17 г. №1469 (далее - Условия № 1469). Определены термины, которые употребляются в документе; установлен исчерпывающий перечень документов, которые прилагаются к заявлению о получении лицензии на осуществление указанной хоздеятельности.

Заявление подается в НКРЭКУ по форме приложения 1 к Условиям №1469. К заявлению прилагаются документы согласно перечню, который является исчерпывающим: копия паспорта руководителя получателя лицензии (или доверенного лица); сведения о средствах осуществления указанной хоздеятельности по форме приложения 2 к Условиям № 1469. Документы подаются по описи, составленной в двух экземплярах по форме приложения 3 к Условиям №1469.

С 1 мая вступила в силу гл. 1 Лицензионных условий осуществления хозяйственной деятельности по распределению электрической энергии, утвержденных постановлением НКРЭКУ от 27.12.17 г. №1470 (далее - Условия № 1470). Этой главой установлено, что получатель лицензии, который намерен осуществлять указанную хоздеятельность, должен подать в НКРЭКУ заявление о получении лицензии по форме приложения 1 к Условиям и документы согласно исчерпывающему перечню по описи, составленной в двух экземплярах по форме приложения 3:

копию паспорта руководителя получателя лицензии (или доверенного лица); копии схем и актов разграничения балансовой принадлежности, согласованные с другими владельцами электросетей;

сведения о местах и средствах осуществления хоздеятельности и электронные копии документов на электронном носителе, которые подтверждают пребывание на законных основаниях в собственности получателя лицензии средств осуществления хозяйственной деятельности;

информацию о точках коммерческого учета, приборах и автоматизированных системах, которые обеспечивают коммерческий учет электроэнергии на грани разграничения балансовой принадлежности между лицензиатом и другими владельцами электросетей;

расчет тарифа на распределение электроэнергии.

Исчерпывающий перечень требований, условий и правил, обязательных для выполнения во время деятельности (гл. 2 Условий №1470), вступает в силу с 1 декабря текущего года.

С 1 мая установлены значения норматива концентрации кредитного риска на фондовом рынке: относительно отдельного контрагента (кроме банков и торговцев ценными бумагами) - не более 25 %; отдельного контрагента, который является банком или торговцем ЦБ, - не более 100 %.

Соответствующие изменения внесены в Положение, утвержденное решением НКЦБФР от 01.10.15 г. №1597 (решение НКЦБФР от 16.11.17 г. №824).

С 1 мая форма справки о пруденционных нормативах организатора торговли (приложение 4 к Положению, утвержденному решением НКЦБФР от 25.09.12 г. №1284) дополнена данными о минимальном размере собственных средств и размере собственных средств, которые приводятся в гривне (решение НКЦБФР от 15.03.18 г. № 145).

С 1 мая лимит общей длинной открытой валютной позиции банка (Л13-1) увеличен с 1 % до 3 %, лимит общей короткой открытой валютной позиции банка (Л13-2) уменьшен с 10 % до 8 %. Это позволит банкам более эффективно распределять валютные риски (решение Правления НБУ от 29.03.18 г. №184-рш).

С 2 мая Нацбанк расширил перечень инструментов по поддержке долгосрочной ликвидности банков. К текущему перечню стандартных инструментов по поддержке ликвидности (кредиты рефинансирования до 14 дней и до 90 дней) добавляется рефинансирование сроком на 1–5 лет, которое будет предоставляться по результатам внеочередных тендеров. Ставка по такому инструменту будет плавающей (учетная ставка Нацбанка плюс 2 процентных пункта) и будет изменяться в течение срока пользования банком полученными средствами в соответствии с изменением учетной ставки.

Как обеспечение банки смогут предоставлять государственные облигации Украины (облигации внутреннего и внешнего государственного займа Украины, целевые ОВГЗ); депозитные сертификаты Нацбанка (для долгосрочного рефинансирования исключительно как дополнительное обеспечение); инвалюту (доллары США, евро, английские фунты стерлингов, швейцарские франки, японские иены); облигации международных финансовых организаций.

Сроки предоставления долгосрочного рефинансирования, его объемы и периодичность проведения тендеров ежеквартально будет определять Правление Нацбанка по результатам заседания Комитета по монетарной политике. Соответствующие изменения внесены в Положение, утвержденное постановлением Правления НБУ от 17.09.15 г. № 615 (постановление Правления НБУ от 27.12.17 г. №144).

До 5 мая Минсоцполитики выплатит разовую денежную помощь, предусмотренную Законами от 22.10.93 г. №3551-XII и от 23.03.2000 г. №1584-III. Средства будут перечислены на лицевые счета граждан по месту получения пенсии (не пенсионерам – по месту их проживания) в следующих размерах:

лицам с инвалидностью в результате войны и бывшим малолетним узникам концлагерей, признанным лицами с инвалидностью: I группы - 3 685 грн.; II группы - 3 265 грн.; III группы - 2 845 грн.;

участникам боевых действий, бывшим несовершеннолетним узникам концлагерей, детям, которые родились в местах принудительного содержания родителей, - 1 265 грн.;

лицам, которые имеют особые заслуги перед Родиной, - 3 685 грн.;

членам семей погибших и женам (мужьям) умерших лиц с инвалидностью в результате войны, женам (мужьям) умерших участников боевых действий, участников войны и жертв нацистских преследований, признанных при жизни лицами с инвалидностью, которые не вступили в брак во второй раз, - 630 грн.;

участникам войны и бывшим узникам концлагерей, лицам, которые были насильственно вывезены на принудительные работы, детям партизан, подпольщиков, других участников борьбы с национал-социалистическим режимом в тылу врага - 525 грн. (постановление КМУ от 14.03.18 г. №170).

С 5 мая вступает в силу Закон от 06.02.18 г. №2277-VIII о внесении изменений в законодательство, связанных с созданием и ведением Кредитного реестра Нацбанка и совершенствованием процессов управления кредитными рисками банков.

С 9 мая вступает в силу Закон от 05.10.17 г. № 2163-VIII (далее – Закон №2163), которым установлены правовые и организационные основы обеспечения кибербезопасности в Украине, в частности:

объектами киберзащиты являются: коммуникационные системы всех форм собственности, в которых обрабатываются национальные информационные ресурсы и/или которые используются в интересах органов государственной власти и местного самоуправления, правоохранительных органов и воинских формирований; объекты критической информационной инфраструктуры; коммуникационные системы (далее – объекты). Перечень объектов и порядок их внесения в госреестр объектов критической информационной инфраструктуры (далее – Реестр), а также порядок формирования Реестра утверждаются Кабмином. Формирование и обеспечение функционирования Реестра в банковской системе будет осуществлять Нацбанк (ст. 4);

субъектами обеспечения кибербезопасности определены, в частности: предприятия, учреждения и организации, отнесенные к объектам критической инфраструктуры; субъекты хозяйствования (далее – СХ), граждане и их объединения, другие лица, которые осуществляют деятельность и/или предоставляют услуги, связанные с национальными информационными ресурсами, информационными электронными услугами, электронными сделками, электронными коммуникациями, защитой информации и киберзащитой. Таким субъектам обязаны способствовать госорганы и органы местного самоуправления, предприятия независимо от формы собственности, лица, граждане и их объединения: сообщать известные данные об угрозах национальной безопасности с использованием киберпространства или каких-либо других киберугроз объектам кибербезопасности, кибератак и/или обстоятельств, информация о которых может способствовать предотвращению, выявлению и прекращению таких угроз, противодействию киберпреступлениям, кибератакам и минимизации их последствий (ст. 11);

мероприятия по развитию и безопасности киберпространства, которые осуществляют такие субъекты (ст. 5).

Установлена ответственность собственников и/или руководителей объектов: за киберзащиту коммуникационных и технологических систем объектов, защиту технологической информации, безотлагательное информирование правительственной команды реагирования на компьютерные чрезвычайные события Украины CERT-UA об инцидентах кибербезопасности, проведение независимого аудита информационной безопасности на таких объектах (ст. 6). Ответственность за нарушение законодательства в сфере кибербезопасности предусмотрена гражданским, административным и уголовным законодательством (ст. 12).

С 9 мая в связи с принятием Закона №2163 расширены функции Администрации Госспецсвязи, которая в дополнение к действующим функциям будет:

осуществлять госконтроль за состоянием защиты в киберпространстве государственных информационных ресурсов и информации, защита которой предусмотрена законом, киберзащиты критической информационной инфраструктуры;

координировать деятельность субъектов обеспечения кибербезопасности;

обеспечивать функционирование Национальной телекоммуникационной сети;

внедрять организационно-техническую модель киберзащиты; систему аудита информационной безопасности на объектах критической инфраструктуры, будет устанавливать требования к аудиторам в данной сфере и их аттестации/переаттестации;

координировать, организовывать и проводить аудит защищенности коммуникационных и технологических систем объектов критической инфраструктуры на уязвимость;

обеспечивать функционирование Государственного центра киберзащиты, правительственной команды реагирования на компьютерные чрезвычайные события Украины CERT-UA (пп. 201, 952–957 п. 4) (постановление КМУ от 04.04.18 г. №243).

До 17 мая СХ, которые получили лицензию на посредничество в трудоустройстве за рубежом до 13 марта этого года, обязаны привести свою деятельность в соответствие с Лицензионными условиями, утвержденными постановлением КМУ от 16.12.15 г. №1060 (в редакции постановления КМУ от 28.02.18 г. №140). Напомним, обновленные Условия содержат требования к проекту трудового договора (контракта), заключенного с иностранным СХ: относительно составления его на украинском языке или языке государства пребывания, наличия обязательств работодателя и информации об условиях труда. Кроме того, в штате лицензиата должен быть один работник с высшим юридическим образованием, а в случае отсутствия такового лицензиат должен заключить договор о юридическом обслуживании.

С 17 мая применяются формы учета и представления информации, связанной с осуществлением финансового мониторинга, которые подаются субъектами первичного финмониторинга (кроме банков/филиалов иностранных банков) и их обособленными подразделениями, утвержденные приказом Минфина от 29.01.16 г. № 24, приведенные в соответствие с законодательством. А именно: из форм исключены отметки для печати: буквы «М. П.» и слова «Образец оттиска печати (при наличии)». Соответственно из Инструкции относительно заполнения указанных форм и информации, утвержденной данным приказом:

исключены нормы относительно проставления печати;

в новой редакции изложены строки 462–466 (другие финансовые операции, которые могут быть связаны с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, в Справочнике кодов признаков финансовых операций по результатам внутреннего финмониторинга, мероприятий по отслеживанию (мониторингу), и относительно которых имеются основания подозревать, что они связаны, касаются или предназначены для финансирования терроризма или финансирования распространения оружия массового уничтожения) (приказ Минфина от 05.03.18 г. № 344).

До 22 мая небанковские финансовые учреждения (далее – НФУ), которые получили лицензию на перевод средств в национальной валюте без открытия счетов в соответствии с требованиями Положения, утвержденного постановлением Правления НБУ от 26.02.13 г. №57, должны привести свою деятельность, структуру собственности, финансовое состояние
и деловую репутацию в соответствие с требованиями Положения, утвержденного постановлением Правления НБУ от 17.08.17 г. №80 (далее - Положение № 80), и подать в Нацбанк письменное заверение в соответствии НФУ его требованиям. В частности, НФУ, которое обращается за получением лицензии, обязано:

иметь в первый год своей деятельности не менее 500 тыс. грн. для выполнения бизнес-плана;

соответствовать следующим требованиям: не иметь задолженности по уплате налогов и сборов; финансовых инвестиций в капитал ключевых участников в его структуре собственности, суммарный размер которых превышает 25 % его собственного капитала; существенных нарушений финансовых обязательств в течение последнего года его деятельности относительно любого банка или другого юридического или физического лица (п. 32–34 разд. ІV).

Деловая репутация НФУ (в т. ч. его руководителей и владельцев существенного участия в нем) должна соответствовать требованиям разд. V Положения № 80 относительно безукоризненности (п. 35 разд. V).

Временно, до 26 мая:

освобождаются от обложения ввозной пошлиной товары (кроме подакцизных), которые ввозятся на таможенную территорию Украины в таможенном режиме импорта УЕФА, уполномоченными УЕФА лицами, футбольными клубами/командами, которые принимают участие в финальных матчах, необходимые для обеспечения организации и проведения указанных мероприятий. Продажа таких товаров на территории Украины запрещается;

товары, в том числе транспортные средства (далее - ТС), которые классифицируются в товарных позициях 8702, 8703, 8704 согласно УКТВЭД, которые временно ввозятся на таможенную территорию Украины УЕФА, уполномоченными УЕФА лицами, футбольными клубами/командами, которые принимают участие в финальных мероприятиях Лиги чемпионов УЕФА в 2018 году, для обеспечения организации и проведения указанных мероприятий, могут быть помещены в таможенный режим временного ввоза с условным полным освобождением от обложения таможенными платежами и без обеспечения выполнения обязательств по уплате таможенных платежей, предусмотренных разд. X ТК, сроком до трех месяцев (абзацы второй и третий п. 43 разд. XXI Таможенного кодекса, далее – ТК) (Закон от 22.03.18 г. №2375-VIII вступил в силу с 19.04.18 г.).

До 26 мая к операциям по ввозу на таможенную территорию Украины товаров, указанных в абзацах втором и третьем п. 43 разд. XXI ТК, применяются: освобождение от обложения НДС в случае помещения таких товаров в таможенный режим импорта; условно полное освобождение от обложения НДС в случае помещения таких товаров в таможенный режим временного ввоза (п. 66 подразд. 2 разд. ХХ Налогового кодекса, да-
лее – НК). Временно, по 26 мая, освобождаются от обложения НДС операции по поставке (предоставлению) УЕФА или юрлицами, уполномоченными УЕФА на осуществление организационных мероприятий и/или проведение финальных матчей, билетов и услуг, которые являются их неотъемлемой частью (п. 67 подразд. 2 разд. ХХ НК). Освобождается от налогообложения прибыль, полученная по 26 мая УЕФА и/или его связанными лицами от передачи и/или использования коммерческих прав, которые касаются финальных матчей; прибыль, полученная от деятельности УЕФА и/или его связанных лиц для целей подготовки и/или проведения указанных матчей (разд. III НК) (п. 51 подразд. 4 разд. ХХ НК) (Закон от 22.03.18 г. №2374-VIII вступил в силу с 19.04.18 г.).

До 29 мая ГФС должна доработать соответствующее программное обеспечение в целях отдельной регистрации письменных поручений правоохранительных органов на проведение осмотра (переосвидетельствования) товаров, ТС коммерческого назначения таможенными органами во время их поступления в органы доходов и сборов (постановление КМУ от 21.02.18 г. № 109).

31 мая прекращается действие постановления КМУ от 22.03.17 г. № 187, которым возложены специальные обязанности на субъектов рынка природного газа для обеспечения общеобщественных интересов в процессе функционирования этого рынка.

Не включаются в общий месячный (годовой) налогооблагаемый доход плательщиков НДФЛ и не облагаются военным сбором (согласно пп. 1.9 п. 161 подразд. 10 НК) доходы, полученные до 1 июня в Украине, и иностранные доходы, полученные за работы и/или услуги, выполненные и предоставленные на территории Украины или за ее пределами, для целей подготовки и проведения в Украине финальных матчей Лиги чемпионов УЕФА и Лиги чемпионов УЕФА среди женщин сезона 2017/2018 годов (далее – финальные матчи) независимо от их участия в проведении этих матчей:

представителей или должностных лиц ассоциаций – членов УЕФА;

членов делегаций, которые принимают участие в финальных матчах, в том числе членов команд, которые получили право на участие в этих матчах;

физических лиц, аккредитованных УЕФА (в частности, работников и временных работников, представителей СМИ, партнеров УЕФА, представителей спонсоров) .

Речь идет о налогообложении доходов, в частности, но не исключительно, в виде заработной платы, возмещения расходов и суточных, оплаты проживания, медицинского страхования и/или страхования жизни таким лицам или третьим лицам в пользу таких лиц (кроме резидентов Украины в понимании пп. 14.1.213 НК).

Доход других нерезидентов, полученный до 1 июня в Украине, облагается налогом на общих основаниях с учетом положений международных договоров Украины об избежании двойного налогообложения, согласие на обязательность которых дано Верховной Радой (новый п. 10 подразд. 1 разд. ХХ НК) (Закон от 22.03.18 г. №2374-VIII).

Временно, до 1 июня, не являются объектом начисления и уплаты ЕСВ выплаты, которые осуществляются за выполнение работ и/или предоставление услуг на территории Украины или за ее пределами в период подготовки и проведения в Украине финальных матчей, в частности, но не исключительно, в виде зарплаты, возмещения расходов и суточных, оплаты проживания, медицинского страхования и/или страхования жизни, таким лицам или третьим лицам в пользу таких лиц (кроме резидентов Украины в понимании пп. 14.1.213 НК), независимо от их участия в проведении финальных матчей: представителям или должностным лицам ассоциаций – членам УЕФА; членам делегаций, которые принимают участие в финальных матчах, в том числе членам команд, которые получили право на участие в финальных матчах; физическим лицам, аккредитованным УЕФА (в частности, работникам и временным работникам, представителям СМИ, партнерам УЕФА, представителям спонсоров). Доход других нерезидентов, полученный в период подготовки и проведения финальных матчей, является объектом начисления и уплаты ЕСВ на общих основаниях (новый п. 99 разд. VIII Закона от 08.07.10 г. №2464-VI) (Закон от 22.03.18 г. №2373-VIII вступил в силу с 19.04.18 г.).

Комментарии к материалу
Быстрая регистрация
Будьте в курсе изменений и актуальных тем, задавайте вопросы.
Популярное
08.07.2025
Топ-20 новостей прошлой недели
Самые интересные новости минувшей недели Правительство предлагает расширить категории граждан, имеющих право на отсрочку Гоструда будет проверять работодателей на предмет моббинга: законопроект подписан ГНС отвечает на актуальные вопросы налогоплательщиков: письмо от 27.06.2025 Какие налоги плани...
20.05.2025
Актуальные счета для уплаты налогов
Информация о реквизитах счетов, открытых для зачисления налогов, а также для уплаты единого взноса Больше по теме: Новая форма ТТН: обзор изменений Микро, малое, среднее или крупное: зачем нужно определять размер предприятия Утверждаем и обновляем штатное расписание: правила и нюансы Списки...
17.04.2025
С 16.04.2025 начали действовать сроки хранения документов по воинскому учету
Больше по теме: Приказы и распоряжения: основные термины, виды и сроки хранения Сроки хранения первичных документов увеличены: повлияет ли это на сроки давности для проверок Министерство юстиции приказом от 14.03.2025 № 748/5 утвердило изменения к Перечню типовых документов, которые созд...
Новое
11.07.2025
Документы, вступившие в силу с 7 по 13 июля 2025 года
Документы, которые вступили в силу на этой неделе и пригодятся при ведении хозяйственной деятельности. Указ Президента от 16.07.2025 № 465/2025 «О решении Совета национальной безопасности и обороны Украины от 6 июля 2025 года «О применении персональных специальных экономических...
11.07.2025
Изменения в законодательстве с 7 по 11 июля 2025 года
Сборник изменений в законодательстве, произошедших на этой неделе С 5 июля в Украине возобновляется обязательное представление статистической отчетности Президент 3 июля подписал Закон от 18.06.2025 № 4505-IX, который официально опубликован 5 июля и с этого дня вступил в силу. Внесены изменения в ...
11.07.2025
Утверждены минимально допустимые экспортные цены на отдельные виды товаров на июль
Минагрополитики приказом от 10.07.2025 № 1943 утвердило минимально допустимые экспортные цены на отдельные виды товаров, классифицируемых по кодам согласно УКТВЭД 0409 00 00 00, 0802 31 00 00, 0802 32 00 00, 1001, 1002, 1003, 1004, 1005, 1201, 1205, 1206 00, 1507, 1512, 1514, 2306 на июль 2025 года....
Лучшие материалы