Подписывайся на информационную страховку бухгалтера
Подписаться

Оформляем простой на время карантина

Карантин

25.03.2020 15179 1 6

Из этой этой статьи вы узнаете: какую процедуру должен выполнить работодатель, чтобы грамотно оформить простой на период введения карантина.

Что можно сделать на практике: правильно оформить приказ об объявлении простоя на предприятии, в отдельных структурных подразделениях, отдельным сотрудникам, чтобы избежать споров с работниками и органами Гоструда.


Сейчас на всей территории Украины введен карантин. В связи с этим у работодателей возникло много проблем. Одна из главных проблем – организовать работу сотрудников.

А что же делать работодателю, если ни один из вариантов не подходит либо предприятие и вовсе решило приостановить свою деятельность на период карантина? В таком случае придется оформить простой.

В каких случаях на предприятии вводится простой?

Простой – это временная остановка работы, вызванная отсутствием организационных или технических условий, необходимых для выполнения работы, неотвратимой силой или другими обстоятельствами (ст. 34 КЗоТ).

К примеру, простой на предприятии (в отдельных структурных подразделениях) может вводиться в связи с поломкой оборудования, на котором изготавливается продукция, или в связи с погодными условиями, если речь идет о сельскохозяйственном предприятии.

Но сейчас у нас основанием для простоя является карантин, введенный на всей территории Украины в связи с распространением коронавирусной болезни.

Важная информация! Согласно Закону от 17.03.20 г. № 530-IX (далее – Закон № 530), карантин отнесен к форс-мажорным обстоятельствам.

Какие документы необходимо оформить работодателю для введения простоя на время карантина?

Детальный порядок оформления простоя в законодательстве не расписан.

Порядок действий работодателя при введении простоя разъясняется в письме Минсоцполитики от 04.10.13 г. № 179/06/186-13. Стандартный порядок таков:

  • работник предупреждает собственника или руководителя предприятия, а также своего непосредственного руководителя о начале простоя;
  • комиссия, созданная работодателем, составляет акт простоя;
  • работодатель издает приказ об объявлении простоя.

Как видите, этот порядок подходит для ситуации, когда работа на каком-либо предприятии уже остановилась и дело осталось за оформлением простоя по факту. Однако у нас ситуация нестандартная, ведь карантинные мероприятия закреплены на государственном уровне. Поэтому мы считаем, что первые два пункта работодатель может пропустить. Главное – издать приказ о простое в связи с карантином, объявленным в стране, и ознакомить с ним тех сотрудников, которых он касается.

На заметку! Если работодатель хочет перестраховаться, он может оформить акт простоя. В акте необходимо указать причину приостановления работы (введение карантина постановлением КМУ от 17.03.20 г. № 211, далее – Постановление № 211), а также дату и время начала простоя и время его прогнозируемого окончания.

Как оформить приказ об объявлении простоя в связи с карантином?

В таком приказе работодатель должен отразить следующую информацию:

  • причина возникновения простоя. В нашем случае причиной простоя является карантин, введенный Постановлением № 211, также можно указать реквизиты соответствующего решения местной власти;
  • продолжительность простоя. Формулировка может быть такой: «Объявить простой на период с 17.03.20 г. по 03.04.20 г. (или до момента окончания карантинных мероприятий, введенных КМУ и органом местной власти)»;
  • перечень сотрудников, которых коснется простой. Отметим, что во время обычного простоя работодатель вправе обязать сотрудников присутствовать на рабочих местах. Однако в нашем случае сотрудников необходимо отправить по домам. Иначе какой будет смысл в таком простое, если сотрудники не будут изолированы друг от друга?
  • меры, которые будут предприниматься для окончания простоя (если это возможно и такие меры будут предприниматься);
  • порядок оплаты времени простоя работникам предприятия. Об этом пункте приказа ниже поговорим отдельно.

С приказом об объявлении простоя необходимо ознакомить сотрудников, на которых он распространяется.

Образец

Товариство з обмеженою відповідальністю «Кармен»
(код за ЄДРПОУ 12121212)

Наказ № 68

18.03.20 р.

м. Чернігів

Про оголошення простою на ТОВ «Кармен»

У зв’язку із призупиненням роботи ТОВ «Кармен», що виникло через введення в Україні (в т. ч. у м. Чернігів) заходів, спрямованих на запобігання виникненню і поширенню коронавірсусної хвороби (COVID-19), на підставі п. 1 постанови КМУ від 11.03.20 р. № 211 «Про запобігання поширенню на території України гострої респіраторної хвороби COVID-19, спричиненої коронавірусом SARS-CoV-2» (у редакції від 17.03.20 р.), виникнення обставин непереборної сили, що відповідають ч. 2 ст. 141 Закону від 02.12.97 р. № 671 «Про торгово-промислову палату», та рішення міського голови м. Чернігова від 16.03.20 р. № 32-р «Про додаткові заходи, спрямовані на запобігання розповсюдженню коронавірусу на території міста Чернігова»,

НАКАЗУЮ:

1. Оголосити простій і зупинити роботу ТОВ «Кармен» на період з 18.03.20 р. до моменту закінчення карантинних заходів, установлених Кабінетом Міністрів України та міської радою м. Чернігова.

2. Працівників ТОВ «Кармен» звільнити від обов’язку бути присутніми на робочих місцях під час простою.

3. Оплачувати працівникам час простою в розмірі середнього заробітку на підставі ч. 3 ст. 113 КЗпП України.

4. Простій не розповсюджується на директора ТОВ «Кармен» Білого Віктора Павловича, він продовжує надалі виконувати свої посадові обов’язки.

Контроль за виконанням цього наказу залишаю за собою.

Директор ТОВ «Кармен»      (підпис)     В. П. Білий

З наказом ознайомлені:

працівники ТОВ «Кармен»:

<...>

Важный нюанс! Работодателю не нужно получать согласие на объявление простоя от сотрудников или профсоюза, так как законом это не предусмотрено.

Можно ли предложить сотрудникам перевод на другую работу на время простоя?

В принципе можно. Хотя в период карантина вряд ли у работодателей есть вакансии, где сотрудники не будут подвергаться опасности при выполнении своих должностных обязанностей. Но если у работодателя, к примеру, есть работа, которая может выполняться дистанционно и при этом не требует наличия специальных навыков, тогда эту работу можно предложить охраннику, слесарю, электрику и т. д. То есть тем работникам, чье присутствие на рабочем месте до карантина являлось обязательным.

Имейте в виду! Перевод на другую работу возможен только с согласия работника, с учетом его специальности и квалификации, на срок до одного месяца (ч. 2 ст. 34 КЗоТ).

Как необходимо оплачивать время простоя, введенного на период карантина?

Данный вопрос на сегодня четко не урегулирован.

Мы считаем, что за работу в период простоя, который был введен в связи с карантином, сотруднику должна выплачиваться средняя зарплата. Поясним свою позицию.

Как известно, порядок оплаты в период простоя зависит от причин возникновения простоя. Так, время простоя, возникшего:

  • не по вине работника – оплачивается в размере не ниже 2/3 тарифной ставки установленного работнику разряда (оклада) (ч. 1 ст. 113 КЗоТ);
  • по вине работника – не оплачивается (ч. 4 ст. 113 КЗоТ);
  • в связи с производственной ситуацией, опасной для жизни или здоровья работника либо окружающих его людей и окружающей среды, – оплачивается исходя из среднего заработка работника (ч. 3 ст. 113 КЗоТ).

Конечно же, возникает логичный вопрос:

Приравнивается ли карантин к ситуации, указанной в ч. 3 ст. 113 КЗоТ?

Разъяснения по данному вопросу пока предоставило только Министерство образования и науки. Так, в своем письме от 13.03.20 г. № 1/9-161 это министерство указывает на то, что во время простоя за работниками сохраняется средний заработок. И такой вывод обоснован тем, что простой происходит в условиях производственной ситуации, которая опасна для здоровья и жизни работника.

Мы согласны с такой позицией. Ведь если сотрудники будут собираться вместе в офисе/на производстве, то может возникнуть производственная ситуация, опасная для жизни или здоровья работника либо окружающих людей. Поэтому мы считаем, что оплата простоя в размере среднего заработка на время карантина должна распространяться на работников всех предприятий, а не только на сотрудников учебных и научных заведений.

Выводы

  1. В связи с введением в Украине карантина работодатель имеет право объявить на предприятии, в отдельных структурных подразделениях предприятия или для отдельных сотрудников простой.
  2. Составлять акт простоя в данном случае не обязательно, достаточно приказа руководителя.
  3. Время простоя на период карантина должно оплачиваться в размере среднего заработка работника.
Зразок наказу про простій.doc
Скачать

Комментарии к материалу

Отсортировано: по времени по популярности

Всего комментариев 1

Оформить подписку на раздел «Агро»

Самая полная библиотека безопасных решений по бухучету, налогам и праву для с/х отрасли

4680 грн. / год

Купить

Лучшие материалы