Подписывайся на информационную страховку бухгалтера
Подписаться

Налог на прибыль: «благотворительную» разницу уточнили

14.04.2020 71 0 0

Для закупочной организации

Одна из «старых» разниц, на которую корректируется финрезультат до налогообложения, подверглась чистке. Речь идет о разнице, установленной пп. 140.5.9 Налогового кодекса (далее - НК( (согласно этому подпункту, плательщики налога на прибыль корректируют свой финрезультат на сумму денежных средств или стоимость товаров, бесплатно перечисленных (переданных) неприбыльным организациям в размере, превышающем 4 % налогооблагаемой прибыли такого плательщика за предыдущий отчетный год).

А чистку эту провел Закон от 17.03.20 г. № 532-IX (действует с 1 апреля 2020 года).

Начнем с того, что в пп. 14.1.1391 НК появилась ссылка на ч. 1 ст. 3 Закона от 19.11.92 г. № 2801-XII «Основы законодательства Украины в сфере здравоохранения». В этой норме приведено определение лица, уполномоченного осуществлять закупки в сфере здравоохранения. Это юрлицо, созданное Минздравом, которое занимается закупкой лекарств, медизделий, вспомогательных средств к ним и услуг на деньги госбюджета для выполнения программ и осуществления централизованных мероприятий по здравоохранению, а также на средства грантов (субгрантов) для выполнения программ Глобального фонда для борьбы со СПИДом, туберкулезом и малярией (далее – закупочная организация).

Для справки. Осенью 2018 года Минздрав создал государственное предприятие «Медичні закупівлі України» (https://moz.gov.ua/). Это организация, которая должна поэтапно обеспечивать централизованную закупку лекарств и медизделий на средства госбюджета и отвечать за прозрачность и эффективность этих процедур. Кроме того, предусмотрено, что предприятие администрирует электронные каталоги и проводит тендеры для заказчиков лекарств и медизделий, а также осуществляет закупку по рамочным соглашениям (см. страничку ГП «Медичні закупівлі України» в «Фейсбуке»).

Что касается самого пп. 140.5.9 НК, то теперь в новых абзацах втором – пятом прямо установлено, что эта разница не применяется закупочной организацией при одновременном выполнении двух условий. А именно если товары:

  • на день заключения договора о закупке включены в Перечень лекарственных средств, медизделий и вспомогательных средств к ним, которые закупаются за средства госбюджета для выполнения программ и осуществления централизованных мероприятий по здравоохранению, утвержденный Кабмином. Сегодня действует «антикоронавирусный» Перечень, утвержденный постановлением КМУ от 20.03.20 г. № 225 (далее - Перечень № 225);
  • приобретены этой закупочной организацией за счет средств госбюджета, предусмотренных для выполнения программ и осуществления централизованных мероприятий по здравоохранению.

Также эта корректировка не применяется к безвозмездно поставленным (переданным) закупочной организацией товарам, приобретенным на средства грантов (субгрантов) для выполнения программ Глобального фонда для борьбы со СПИДом, туберкулезом и малярией в Украине в соответствии с законом.

Не для всех! Освобождение от корректировки финрезультата на разницу из пп. 140.5.9 НК, которое установлено в самом этом подпункте, действует для закупочной организации бессрочно. Однако для обычных плательщиков налога на прибыль (не закупочных организаций) послабление нужно искать в другой норме.

Для предприятий-благотворителей

Закон от 30.03.20 г. № 540-IX (далее - Закон № 540) (действует со 2 апреля 2020 года) добавил в подразд. 4 разд. XX НК п. 511 следующего содержания: в 2020 году корректировка, установленная абзацем первым пп. 140.5.9 НК, не применяется в случае перечисления денег или передачи лекарственных средств, антисептиков, средств защиты, медицинского оборудования и т. п., а также товаров по перечню, установленному Кабмином (как было сказано выше, уже есть «антикоронавирусный» Перечень № 225, но, возможно, под эту норму Кабмин утвердит свой перечень), следующим получателям:

  • общественным объединениям;
  • благотворительным организациям;
  • Минздраву;
  • другим центральным органам исполнительной власти, реализующим государственную политику в сферах санитарного и эпидемического благополучия населения, контроля качества и безопасности лекарственных средств, противодействия ВИЧ-инфекции/СПИДу и другим социально опасным заболеваниям;
  • закупочной организации;
  • заведениям здравоохранения государственной и/или коммунальной собственности;
  • департаментам здравоохранения госадминистраций.

Не бессрочно! Это освобождение применяется со 2 апреля 2020 года до окончания карантина, установленного Кабмином на всей территории Украины в целях предотвращения распространения коронавирусной болезни (COVID-19). В письме ГНС от 03.04.20 г. № 8 (далее - Письмо № 8) подчеркнуто: для того чтобы выделить этот период, нужно вести отдельный учет.

Для предприятий-получателей

Не остались без внимания депутатов и получатели такой помощи, не зарегистрированные в качестве неприбыльных организаций. Для плательщиков налога на прибыль – заведений здравоохранения государственной и/или коммунальной собственности, а также закупочной организации депутаты придумали две новые разницы.

А именно – согласно новому п. 512 подразд. 4 разд. XX НК (в НК его внес Закон № 540) такие плательщики налога на прибыль:

  • уменьшают финрезультат до налогообложения – на сумму доходов, признанных по правилам бухучета при получении от юридических или физических лиц денег или лекарственных средств, антисептиков, средств защиты, медицинского оборудования и т. п., а также товаров по перечню, установленному Кабмином;
  • увеличивают такой финрезультат – на сумму расходов, отраженных по правилам бухучета при использовании этих денег (товаров).

При этом использование полученного и, соответственно, увеличивающая корректировка может происходить в любых отчетных периодах 2020 года и последующих годов (см. п. 2 Письма № 8). Но нужно вести отдельный учет получения и использования такой помощи.

Также согласно новому п. 513 подразд. 4 разд. XX НК (в НК его тоже внес Закон № 540) такие корректировки должны делать заведения здравоохранения государственной и/или коммунальной собственности, которые получают «антикоронавирусные» товары по перечню, установленному Кабмином, от закупочной организации.

Наше замечание. Деньги и товары, которые предприятия получают как целевое финансирование и целевые поступления, в бухучете отражаются особым образом. Доход от таких поступлений признается тогда же, когда и связанные с ними расходы, при этом доход = расходам. Так что необходимость применения новых п. 512 и 513 подразд. 4 разд. XX НК не совсем понятна. Но… Что есть, то есть. Нормам законодательства нужно следовать.

Что это даст плательщикам налога на прибыль

Не останутся внакладе ни обычные предприятия – плательщики налога на прибыль, решившие перечислить больницам благотворительные взносы или передать им такие нужные «антикоронавирусные» товары, ни сами больницы (даже если они не зарегистрированы в качестве неприбыльной организации). У первых будут полновесные расходы. Они уменьшат финрезультат до налогообложения. У вторых полученная благотворительная помощь никак на объект налогообложения не повлияет.

 

Полная версия доступна только подписчикам