Об исчислении средней зарплаты для расчета выплат по общеобязательному государственному социальному страхованию
12.05.2016 300 0 0
МИНИСТЕРСТВО СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ УКРАИНЫ
ПИСЬМО
от 07.04.2016. № 101/18 / 99-16
Департамент социального страхования и партнерства Минсоцполитики рассмотрел письмо <...> относительно исчисления средней заработной платы для расчета выплат по общеобязательному государственному социальному страхованию и сообщает.
К вопросу 1. В соответствии с пунктом 2 части четвертой статьи 19 Закона Украины "Об общеобязательном государственном социальном страховании» (далее - Закон N 1105) застрахованные лица, которые в течение двенадцати месяцев перед наступлением страхового случая по данным Государственного реестра общеобязательного государственного социального страхования имеют страховой стаж менее шести месяцев, имеют право на пособие по беременности и родам - исходя из начисленной заработной платы, с которой уплачиваются страховые взносы, но в расчете на месяц не выше двукратного размера минимальной заработной платы и не менее размера минимальной заработной платы, установленной законом в месяце наступления страхового случая.
Согласно пункту 29 Порядка исчисления средней заработной платы (дохода, денежного обеспечения) для расчета выплат по общеобязательному государственному социальному страхованию, утвержденного постановлением Кабинета Министров Украины от 26.09.2001 г.. N 1266 (в редакции постановления Кабинета Министров Украины от 26.06.2015 г. N 439) (далее - Порядок), если в течение двенадцати месяцев перед наступлением страхового случая по данным государственного реестра общеобязательного государственного социального страхования застрахованное лицо имеет страховой стаж менее шести месяцев, средняя заработная плата для расчета пособия по беременности и родам определяется исходя с начисленной заработной платы, с которой уплачиваются страховые взносы, но в расчете на месяц не выше двукратного размера минимальной заработной платы и не менее размера минимальной заработной платы, установленного законом в месяце наступления страхового случая.
Учитывая изложенное, пособие по беременности и родам в таком случае необходимо рассчитывать в такой последовательности:
- рассчитывается среднедневная заработная плата исходя из фактических выплат, с которых уплачиваются страховые взносы;
- рассчитываются суммы среднедневной максимальной и минимальной выплаты;
- сумма фактической среднедневной выплаты сравнивается с минимальной и максимальной среднедневной выплатой (рассчитанной с двукратного размера минимальной заработной платы);
- если сумма фактической среднедневной выплаты является больше, чем минимальная среднедневная выплата, но не превышает максимальной среднедневной выплаты, эта сумма умножается на количество дней, подлежащих оплате;
- если сумма фактической среднедневной выплаты превышает максимальную выплату, то сумма пособия рассчитывается исходя из максимальной выплаты.
Алгоритм определения величины, применяемой для исчисления пособия по беременности и родам в данном случае (90,54 грн.), приведены в пункте 8 раздела III "Для расчета выплат для назначения пособия по беременности и родам, пособия по временной нетрудоспособности, а также оплаты первых пяти дней временной нетрудоспособности за счет средств работодателя "Примеров исчисления средней заработной платы (дохода) по видам общеобязательного государственного социального страхования (далее - Примеры), утвержденных приказом Минсоцполитики от 21.10.2015 г. N 1022, размещенных на сайте Министерства социальной политики в рубрике "Нормативная база 2015".
При выполнении требований абзаца второго и третьего пункта 29 Порядка в части определения суммы страховой выплаты в расчете на месяц применяется алгоритм ограничения, аналогичный приведенному для ограничения максимальной величиной базы начисления единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование (пункт 4 Примеров), а именно: если в полном месяце периода отпуска по беременности и родам рассчитанная сумма выплаты превышает двукратный размер минимальной заработной платы (это, как правило, месяцы, в которых 31 календарный день), то сумма пособия по беременности и родам в этом месяце ограничивается этой величиной (2756 грн.). Соответственно уменьшается общая сумма страховых выплат.
К вопросу 2. В примере 6 этого раздела приведен алгоритм расчета размера пособия по временной нетрудоспособности с учетом следующего.
Согласно пункту 3 Порядка среднедневная заработная плата исчисляется путем деления начисленной за расчетный период (12 календарных месяцев) заработной платы, на которую начислен единый взнос на общеобязательное государственное социальное страхование и / или страховые взносы на соответствующие виды общеобязательного государственного социального страхования, на количество календарных дней занятости (пребывания в трудовых отношениях) в расчетном периоде без учета календарных дней, не отработанных по уважительным причинам - временная нетрудоспособность, отпуск по беременности и родам, отпуск для ухода за ребенком до достижения им трехлетнего возраста и шестилетнего возраста по медицинскому заключению, отпуск без сохранения заработной платы.
Подпунктом 3 пункта 3 раздела IV Инструкции о порядке начисления и уплаты единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование, утвержденной приказом Министерства финансов Украины от 20.04.2015 г. N 449, предусмотрено, что если начисление заработной платы осуществляется за предыдущий период, в частности в связи с уточнением количества отработанного времени, выявлением ошибок, они включаются в заработную плату того месяца, в котором были произведены начисления.
Кроме того, согласно пункту 5 статьи 9 Закона Украины "О бухгалтерском учете и финансовой отчетности в Украине" от 16.07.99 г. N 996 хозяйственные операции должны быть отражены в учетных регистрах в том отчетном периоде, в котором они были осуществлены.
Особенности учета и отражения фонда оплаты труда определены в Инструкции по статистике заработной платы, утвержденной приказом Госкомстата Украины от 13.01.2004 г. N 5. Согласно подпункту 1.6.2 Инструкции если начисление фонда оплаты труда осуществляются за предыдущий период, в частности в связи с уточнением количества отработанного времени, выявлением ошибок, они отражаются в фонде оплаты труда того месяца, в котором были произведены начисления.
Таким образом, законодательно определен период отражения фонда оплаты труда в первичном документе бухгалтерского учета, который содержит сведения о хозяйственной операции и подтверждает ее осуществление.
Следовательно, при исчислении средней заработной платы для расчета страховых выплат может включаться только заработок, с которого в расчетном периоде уплачены страховые взносы (единый взнос) в Фонд социального страхования по временной потере трудоспособности, который подлежит делению на календарные дни нахождения в трудовых отношениях в расчетном периоде без учета календарных дней, не отработанных по уважительным причинам.
К вопросу 3. До утверждения Кабинетом Министров Украины указанного Порядка, его проект в соответствии с Регламентом Кабинета Министров Украины, утвержденного постановлением Кабинета Министров Украины от 18.07.2007 г.. N 950, был согласован Министерством юстиции Украины, Министерством финансов Украины, Министерством экономического развития и торговли Украина, Министерством обороны Украины, Министерством внутренних дел Украины, Службой безопасности Украины, Пенсионным фондом Украины и социальными партнерами.
С целью оказания практической помощи органам фондов социального страхования и работодателям в применении норм Порядка для расчета выплат по общеобязательному государственному социальному страхованию на случай безработицы, от несчастного случая на производстве и профессионального заболевания, пособий по временной потере трудоспособности и в соответствии с абзацем вторым
пункта 34 порядке Министерством разработаны и утверждены условные примеры исчисления средней заработной платы (дохода) по видам общеобязательного государственного социального страхования, что будет способствовать упрощению практического применения расчета страховых выплат по видам социального страхования в соответствии с Порядком.
В соответствии с пунктами 2 и 6 Положения о государственной регистрации нормативно-правовых актов министерств, других органов исполнительной власти, утвержденного постановлением Кабинета Министров Украины от 28.12.92 г. N 731 (с изменениями), Министерство юстиции Украины осуществляет государственную регистрацию нормативно-правовых актов министерств, других центральных органов исполнительной власти, затрагивающих права, свободы и законные интересы граждан или имеют межведомственный характер.
При этом перечень признаков, при наличии которых акты не подаются на государственную регистрацию, определены пунктом 5 указанного Положения, это, в частности, нормативно-технические документы (национальные и региональные стандарты, технические условия, строительные нормы и правила, тарифно-квалификационные справочники, кодексы установившейся практики, формы отчетности, в том числе по государственным статистическим наблюдениям, административным данным и т.д.).
Поскольку указанный приказ не устанавливает новых правовых норм, подготовлен для оказания практической помощи органам фондов социального страхования и работодателям и имеет сугубо рекомендательный характер, то в соответствии с нормами действующего законодательства этот приказ не требует подачи в Министерство юстиции Украины для проведения государственной регистрации.
Обращаем также внимание, что по результатам проведенной Министерством юстиции Украины ежемесячной невыездной проверки Министерства социальной политики Украины относительно соблюдения законодательства о государственной регистрации нормативно-правовых актов, нарушений требований указанного законодательства не выявлено.
Директор Департамента социального
страхования и партнерства А. Савенко
Комментарии к материалу