Как работодателей будут заставлять трудоустраивать украинцев
28.03.2016 147 0 0
Вместо создания новых рабочих мест, чиновники и депутаты увлеклись поиском универсального метода, который бы помог Украине раз и навсегда победить безработицу.
В списке перспективных рассматривается, в частности, система компенсаций работодателям, которая будет стоить государству до 9 млрд. грн. в год. Самое парадоксальное, что надежное трудоустройство гражданам при этом все равно не гарантировано.
Бумажная работа
Хотя с работой в Украине все хуже, чиновники и народные депутаты соревнуются в мастерстве переписывания законов для рынка труда. Уже несколько месяцев в профильном комитете Верховной Раді идет работа над новым Трудовым кодексом, Минсоцполитики передало Кабмин законопроект "О занятости населения", а на днях в парламенте зарегистрировали еще одну версию последнего. Интересно, что документ подали оппозиционные политики, традиционно лоббирующие интересы большого бизнеса Александр Вилкул, Дмитрий Колесников и Дмитрий Шпенов.
И сам их законопроект, по сути, является попыткой исправить вариант министерства социальной политики, хотя тот еще не то, что не принят в целом, но даже не утвержден правительством.
Его несколько раз переписывали, в каком виде он в итоге попал в Кабмин — непонятно.
Между тем, в пояснительной записке к недавно зарегистрированному документу авторы ссылаются именно на первоначальную версию, обнародованную на сайте "трудового" ведомства еще летом прошлого года. В той же пояснительной записке говорится, что рабочий класс в опасности, так как, якобы, появились желающие снизить стандарты защиты населения от безработицы.
К примеру, Минсоцполитики предлагает повысить страховой стаж для получения помощи: чтобы претендовать на 70% от зарплаты, нужно будет отработать 20 лет, а не 10, как сейчас. Кроме того, чиновников обвиняют в попытке ограничить сроки и размеры выплат по безработице. Они хотят привязать все расчеты к средней зарплате, а она может оказаться меньшей, чем получают многие украинцы. В итоге как ни крути получать больше 600-1000 грн. в месяц не получится. Но и за эти деньги придется вдвое чаще бегать на биржи труда (раз в 15 дней, тогда как сейчас — ежемесячно), пугают общественность народные избранники.
Пристроят всех
В своем варианте закона "О занятости" депутаты предлагают поистине райскую жизнь и для работодателей, и для их подчиненных. Особенно любовно выписаны пункты, касающиеся интересов предприятий. В частности, им предлагается выплачивать компенсации за трудоустройство детей-сирот, бывших заключенных, граждан пред пенсионного возраста, участников АТО. За предоставление вакансии претендентам из этого списка, работодатель сможет рассчитывать на "премию" в размере месячного оклада нового сотрудника.
"Компенсация будет выплачиваться два года за счет средств Фонда обязательного социального страхования на случай безработицы при условии, что работодатель обязуется обеспечить в течение этого времени занятость такого специалиста", — обещают авторы новаций.
Для компаний, которые будут трудоустраивать безработных по направлению служб занятости, хотят ввести компенсации единого взноса на обязательное соцстрахование. Льготой можно будет пользоваться год при условии, что "бонусный" работник задержится на предприятии хотя бы на пару лет.
Забота властей о рядовых гражданах должна проявится в усилении гарантий трудоустройства для самых уязвимых категорий населения: перемещенных лиц, военных, молодежи, сельских жителей и пр.
К примеру, сельским жителям обещают участие в общественных работах за счет того же Фонда соцстрахования и местных бюджетов или ваучеры на переобучение и повышение квалификации. Лицам старше 45 лет хотят предоставить "второй шанс", предложив поменять профессию. Всем категориям граждан из рискового списка могут предоставлять также помощь для открытия своего дела и помощь профессиональных консультантов, что в принципе, есть и сейчас (можно вместо ежемесячного пособия по безработице взять сразу всю сумму и начать предпринимательскую деятельность).
Что интересно: так называемым социальным предприятиям, штатное расписание которых хотя бы наполовину будет состоять из незащищенных категорий граждан, хотят представлять налоговые льготы.
Много лазеек и мало денег
Управляющий партнёр АО Suprema Lex Виктор Мороз считает, что попытка нардепов защитить граждан от безработицы сама по себе похвальна. Он выделяет несколько прогрессивных, по его мнению, норм, в частности, по сохранению занятости лиц старше 45 лет, защите от безработицы участников АТО, поддержке предпринимательской деятельности, созданию социальных предприятий и пр. Но есть и ряд замечаний.
Ответственность за увольнение сотрудника до истечение двухлетнего срока в законопроекте не предусмотрена, а значит, возможны злоупотребления со стороны работодателей. К примеру, отработав год за счет государства, сотрудник будет увольняться, скажем, по согласию сторон, навязанному работодателем. Таким образом, в условиях отечественного рынка труда субсидированная занятость может обернуться дополнительной нагрузкой на государственный бюджет и фактической оптимизацией налогообложения работодателями, увольняющими сотрудников после года работы.
По его мнению, не выдерживает критики и инициатива по повышению конкурентоспособности молодежи за счет средств Фонда социального страхования на случай безработицы, так как нет реального механизма привлечения к ответственности за досрочное прекращение трудовых отношений работодателем с работником, принятым на работу на два года.
Не является обоснованным и автоматическая компенсация работодателям единого соцвзноса на том лишь основании, что их предприятие работает в приоритетных сферах экономики и трудоустраивает безработных, направленных из Государственной службы занятости. Такой подход станет причиной массовой налоговой оптимизации и недополучения средств в государственный бюджет.
Юрист ЮФ "Астерс" Инесса Летич, отмечает следующие новации законопроекта. Предлагается отказаться от идеи выдачи разрешений на деятельность аутстаффинговых агентств. Предусматривается, что заработная плата лиц, нанятых аутстафферами, не может быть меньше двух минимальных заработных плат, вводится возможность компенсации центром занятости стоимости услуг посредника по трудоустройству социально незащищенных категорий работников. Хотят изменить также положения, касающиеся санкций за нарушение законодательства о занятости. Среди таких изменений — увеличение штрафа за нарушение порядка уведомления центра занятости о сокращении работников, а также новые санкции для посредников в трудоустройстве.
Впрочем, не понятно за счет каких средств законодатели предлагают реализовывать свои идеи.
В пояснительной записке указано, что внедрение новых норм не требует затрат из госбюджета. Большинство затрат пытаются переложить на Фонд социального страхования на случай безработицы или на местные бюджеты. Но, во-первых, Фонд по закону в случае чего должен подпитываться государственными средствами. Во-вторых, в Фонде денег сейчас просто нет. Он уже и так задолжал порядка 500 млн. грн. по выплатам компенсаций за февраль и март и был вынужден взять ссуду в Госказначействе. Если же оплачивать все пункты, прописанные в законопроекте, нужно дополнительно 5-9 млрд. грн. в год, а это в 1,5-2 раза превышает теперешний годовой бюджет Фонда. И компенсировать этот дефицит в условиях снижения ставки ЕСВ нет никакой возможности.
Именно нехватка средств в свое время поставила крест на похожей инициативе властей — выдаче компенсаций работодателям за предоставление так называемого "первого рабочего места" выпускникам ПТУ и вузов.
Эксперт считает, что вместо того, чтобы переписывать законопроекты, чиновникам и народным избранникам следовало бы выработать общегосударственную стратегию развития рынка труда и уже под нее выписывать законодательную базу.
Источник: http://domik.ua/novosti/kak-rabotodat...
Комментарии к материалу