ООО приняло решение о реорганизации путем разделения на два предприятия. В связи с этим возник ряд вопросов. В статье мы рассмотрим, как нужно действовать в такой ситуации, а именно:
Правила проведения реорганизации ООО установлены прежде всего:
Существует несколько видов реорганизации, а именно: разделение, выделение, присоединение, слияние и преобразование.
В результате разделения юрлицо прекращается, а вместо него образуются два или более новых юрлиц, которые являются правопреемниками прекращенного юрлица.
Процедура реорганизации начинается с принятия решения собственниками предприятия. В ООО такое решение принимается общим собранием участников (п. 13 ч. 2 ст. 30 Закона № 2275).
Обратите внимание! По закону решение о реорганизации должно быть принято тремя четвертями голосов всех участников общества, которые имеют право голоса по этому вопросу (ч. 2 ст. 34 Закона № 2275). Однако уставом ООО может быть установлено иное количество голосов (но не менее большинства голосов), необходимое для принятия такого решения (ч. 5 ст. 34 Закона № 2275). |
Принятое решение оформляется протоколом общего собрания участников (ч. 4 ст. 33 Закона № 2275).
В течение 3 рабочих дней (далее – р. д.) с даты принятия решения о реорганизации предприятию необходимо уведомить об этом госрегистратора (ч. 1 ст. 105 ГК). Это нужно сделать для того, чтобы информация о принятом решении попала в Единый государственный реестр юридических лиц, физических лиц – предпринимателей и общественных формирований (далее – ЕГР).
Госрегистратору в таком случае подается пакет документов, а именно (ч. 11 ст. 17 Закона от 15.05.2003 № 755-IV «О государственной регистрации юридических лиц, физических лиц – предпринимателей и общественных формирований» (далее – Закон № 755):
1) заявление о государственной регистрации юридического лица (форма 2, утвержденная приказом Минюста от 18.11.2016 № 3268/5);
2) экземпляр оригинала или нотариально удостоверенная копия решения участников предприятия о прекращении юрлица;
3) экземпляр оригинала или нотариально удостоверенная копия документа, которым утвержден персональный состав комиссии по реорганизации предприятия с указанием регистрационных номеров учетных карточек налогоплательщиков – членов этой комиссии, а также с указанием сроков заявления требований кредиторов (если они не указаны в решении о прекращении юрлица);
4) документ, подтверждающий уплату административного сбора. Согласно ст. 36 Закона № 755 размер админсбора составляет 0,3 прожиточного минимума для трудоспособных лиц в размере, установленном на 1 января календарного года, в котором подаются документы для проведения регистрационного действия, округленного до ближайших 10 грн. В 2025 году это 910 грн (3 028 грн х 0,3 = 908,40 грн).
Обратите внимание! Срок для заявления требований кредиторов не может быть меньше 2 месяцев и больше 6 месяцев со дня обнародования уведомления о принятом решении о прекращении юрлица (ч. 5 ст. 105 ГК). |
На основании поданных документов госрегистратор вносит сведения о решении, принятом собственниками ООО, в ЕГР. А из ЕГР эта информация поступит в налоговый орган в порядке информационного взаимодействия между ЕГР и информационными системами госорганов на основании ст. 13 Закона № 755.
То есть новость о том, что предприятие собирается провести реорганизацию, непременно поступит в налоговый орган из ЕГР.
По общим правилам, установленным пп. 16.1.10 Налогового кодекса (далее – НК), налогоплательщик обязан уведомлять контролирующий орган о своей ликвидации или реорганизации в течение 3 рабочих дней со дня принятия соответствующего решения, кроме случаев, когда обязанность осуществлять такое уведомление возложена законом на орган государственной регистрации.
Как видим, наш случай является исключением: информация о том, что предприятие решило провести реорганизацию, должна поступить налоговому органу из ЕГР (см. выше). Поэтому если сведения о планируемой реорганизации были поданы госрегистратору и у предприятия нет налогового долга (подробнее см. ниже), то отдельно уведомлять налоговую по какой-либо форме о принятом решении у предприятия нет необходимости.
Этот вывод также подтверждается требованиями Порядка учета плательщиков налогов и сборов, утвержденного приказом Минфина от 09.12.2011 № 1588 (далее – Порядок № 1588). Так, согласно п. 11.1 Порядка № 1588 налогоплательщик обязан уведомлять контролирующие органы по месту учета о его ликвидации или реорганизации в течение 3 р. д. со дня принятия соответствующего решения (кроме случаев, когда обязанность осуществлять такое уведомление возложена законом на орган государственной регистрации). Данные о принятии решения о прекращении юрлиц, сведения о которых содержатся в ЕГР, контролирующие органы получают от государственных регистраторов в порядке информационного взаимодействия между ЕГР и информационными системами Центрального контролирующего органа (ГНС Украины).
В разъяснении ГНС в ОИР (категория 116.14) указано, что информировать орган ГНС о своей реорганизации нужно только тем налогоплательщикам, сведения о которых не содержатся в ЕГР (для них законом установлены особенности госрегистрации). Такие налогоплательщики подают в налоговый орган заявление по форме № 8-ОПП (приложение 14 к Порядку № 1588). Они могут подать это заявление через электронный кабинет (идентификатор формы J/F1314202).
Также самостоятельно проинформировать налоговый орган о принятом решении о реорганизации придется тем юрлицам, которые имеют налоговый долг. Такой вывод следует из требований п. 11.14 Порядка № 1588. Там предусмотрено, что реорганизуемый налогоплательщик, который имеет денежные обязательства и/или налоговый долг, после обнародования уведомления о реорганизации подает в контролирующий орган по основному месту учета:
1) заявление по форме № 8-ОПП;
2) копию решения о реорганизации;
3) в произвольной форме план реорганизации, в котором приведен порядок распределения денежных обязательств и/или налогового долга между налогоплательщиками-правопреемниками с указанием видов налогов, сборов, сумм и долей налогов, сборов, а также долей активов, передаваемых правопреемникам, или других критериев, по которым определены части налогов, сборов. План реорганизации должен быть подписан уполномоченными лицами реорганизуемого налогоплательщика и уполномоченными лицами налогоплательщиков-правопреемников.
Получив эти документы, налоговый орган должен рассмотреть их и в месячный срок принять решение, а именно:
О принятом решении контролирующий орган должен уведомить налогоплательщика.
К сведению! В процессе принятия решения контролирующий орган по основному месту учета налогоплательщика взаимодействует с контролирующими органами по основному месту учета правопреемников такого налогоплательщика. |
См. также по этому поводу разъяснение в ОИР (категория 116.07).
Как мы уже сказали, в результате реорганизации путем разделения налогоплательщик прекращает свое существование, поскольку передает свои активы и обязательства двум или более правопреемникам – новым налогоплательщикам. Понятно, что такой факт не может остаться без внимания налоговиков.
Да, этот факт является основанием для проведения документальной внеплановой проверки.
Перечень оснований для проведения документальных внеплановых проверок приведен в ст. 78 НК. Так, согласно пп. 78.1.7 НК одним из оснований является начало процедуры реорганизации юрлица (кроме преобразования).
Нет, ведь о проведении внеплановой проверки налогоплательщика никогда не уведомляют заранее, случай реорганизации – не исключение.
Но перед началом такой проверки визитеры должны предъявить налогоплательщику направление на проверку, копию приказа о назначении такой проверки и служебные удостоверения должностных лиц, указанных в направлении на проверку (ст. 81 НК).
Продолжительность внеплановой документальной проверки не должна превышать (п. 82.2 НК):
Здесь следует ориентироваться на срок, который предоставлен кредиторам предприятием для заявления своих требований.
Такой вывод следует из п. 11.6 Порядка № 1588. Здесь указано, что при проведении мероприятий налогового контроля, связанных с ликвидацией или реорганизацией налогоплательщика, контролирующие органы организуют и планируют их таким образом, чтобы требования по уплате платежей, контроль за взиманием которых осуществляют контролирующие органы, были сформированы и получены лицом, ответственным за погашение денежных обязательств или налогового долга налогоплательщика, не позднее срока, определенного для заявления кредиторами своих требований.
Напомним, что срок для заявления кредиторами своих требований должен быть указан в решении собственников юрлица о проведении реорганизации предприятия (см. выше) и сведения об этом сроке будут указаны в ЕГР.
Таким образом, внеплановую проверку орган ГНС должен назначить в пределах срока, который отводится для заявления требований кредиторов.
Имейте в виду! В соответствии с требованиями п. 11.10 Порядка № 1588 налоговый орган по результатам проведенной проверки передает сведения о налогоплательщике в ЕГР (о наличии или отсутствии задолженности по уплате налогов, о согласовании плана реорганизации). А наличие в ЕГР сведений о задолженности по уплате налогов, сборов или ЕСВ является основанием для отказа в регистрации прекращения юрлица (абзац восьмой п.11 ч. 1 ст. 28 Закона № 755). |