Подписывайся на информационную страховку бухгалтера
Разделы:
Подразделы:
Подразделы:
Подразделы:

Реорганизация предприятия путем разделения: будет ли назначена налоговая проверка?

ООО приняло решение о реорганизации путем разделения на два предприятия. В связи с этим возник ряд вопросов. В статье мы рассмотрим, как нужно действовать в такой ситуации, а именно:

  1. Как должно быть оформлено решение ООО о реорганизации?
  2. Нужно ли уведомлять о запланированной реорганизации налоговый орган по основному месту учета ООО или достаточно уведомить госрегистратора?
  3. Какие документы нужно подать госрегистратору для внесения информации о принятом решении в ЕГР?
  4. Будет ли назначена налоговая проверка в связи с принятием решения о реорганизации? И если да, то в течение какого срока после уведомления контролирующего органа об этом решении можно ожидать проверяющих?

Принимаем решение о реорганизации ООО путем разделения

Правила проведения реорганизации ООО установлены прежде всего:

Существует несколько видов реорганизации, а именно: разделение, выделение, присоединение, слияние и преобразование.

В результате разделения юрлицо прекращается, а вместо него образуются два или более новых юрлиц, которые являются правопреемниками прекращенного юрлица.

Процедура реорганизации начинается с принятия решения собственниками предприятия. В ООО такое решение принимается общим собранием участников (п. 13 ч. 2 ст. 30 Закона № 2275).

Обратите внимание! По закону решение о реорганизации должно быть принято тремя четвертями голосов всех участников общества, которые имеют право голоса по этому вопросу (ч. 2 ст. 34 Закона № 2275). Однако уставом ООО может быть установлено иное количество голосов (но не менее большинства голосов), необходимое для принятия такого решения (ч. 5 ст. 34 Закона № 2275).

Принятое решение оформляется протоколом общего собрания участников (ч. 4 ст. 33 Закона № 2275).

Решение реорганизовать ООО принято: кого нужно уведомить?

В течение 3 рабочих дней (далее – р. д.) с даты принятия решения о реорганизации предприятию необходимо уведомить об этом госрегистратора (ч. 1 ст. 105 ГК). Это нужно сделать для того, чтобы информация о принятом решении попала в Единый государственный реестр юридических лиц, физических лиц – предпринимателей и общественных формирований (далее – ЕГР).

Какие именно документы нужно подать госрегистратору для внесения в ЕГР сведений относительно принятого решения о реорганизации?

Госрегистратору в таком случае подается пакет документов, а именно (ч. 11 ст. 17 Закона от 15.05.2003 № 755-IV «О государственной регистрации юридических лиц, физических лиц – предпринимателей и общественных формирований» (далее – Закон № 755):

1) заявление о государственной регистрации юридического лица (форма 2, утвержденная приказом Минюста от 18.11.2016 № 3268/5);

2) экземпляр оригинала или нотариально удостоверенная копия решения участников предприятия о прекращении юрлица;

3) экземпляр оригинала или нотариально удостоверенная копия документа, которым утвержден персональный состав комиссии по реорганизации предприятия с указанием регистрационных номеров учетных карточек налогоплательщиков – членов этой комиссии, а также с указанием сроков заявления требований кредиторов (если они не указаны в решении о прекращении юрлица);

4) документ, подтверждающий уплату административного сбора. Согласно ст. 36 Закона № 755 размер админсбора составляет 0,3 прожиточного минимума для трудоспособных лиц в размере, установленном на 1 января календарного года, в котором подаются документы для проведения регистрационного действия, округленного до ближайших 10 грн. В 2025 году это 910 грн (3 028 грн х 0,3 = 908,40 грн).

Обратите внимание! Срок для заявления требований кредиторов не может быть меньше 2 месяцев и больше 6 месяцев со дня обнародования уведомления о принятом решении о прекращении юрлица (ч. 5 ст. 105 ГК).

На основании поданных документов госрегистратор вносит сведения о решении, принятом собственниками ООО, в ЕГР. А из ЕГР эта информация поступит в налоговый орган в порядке информационного взаимодействия между ЕГР и информационными системами госорганов на основании ст. 13 Закона № 755.

То есть новость о том, что предприятие собирается провести реорганизацию, непременно поступит в налоговый орган из ЕГР.

А нужно ли предприятию самостоятельно уведомлять относительно принятого решения о реорганизации налоговый орган по основному месту своего учета?

По общим правилам, установленным пп. 16.1.10 Налогового кодекса (далее – НК), налогоплательщик обязан уведомлять контролирующий орган о своей ликвидации или реорганизации в течение 3 рабочих дней со дня принятия соответствующего решения, кроме случаев, когда обязанность осуществлять такое уведомление возложена законом на орган государственной регистрации.

Как видим, наш случай является исключением: информация о том, что предприятие решило провести реорганизацию, должна поступить налоговому органу из ЕГР (см. выше). Поэтому если сведения о планируемой реорганизации были поданы госрегистратору и у предприятия нет налогового долга (подробнее см. ниже), то отдельно уведомлять налоговую по какой-либо форме о принятом решении у предприятия нет необходимости.

Этот вывод также подтверждается требованиями Порядка учета плательщиков налогов и сборов, утвержденного приказом Минфина от 09.12.2011 № 1588 (далее – Порядок № 1588). Так, согласно п. 11.1 Порядка № 1588 налогоплательщик обязан уведомлять контролирующие органы по месту учета о его ликвидации или реорганизации в течение 3 р. д. со дня принятия соответствующего решения (кроме случаев, когда обязанность осуществлять такое уведомление возложена законом на орган государственной регистрации). Данные о принятии решения о прекращении юрлиц, сведения о которых содержатся в ЕГР, контролирующие органы получают от государственных регистраторов в порядке информационного взаимодействия между ЕГР и информационными системами Центрального контролирующего органа (ГНС Украины).

Особый случай: информируем налоговую о принятом решении реорганизовать ООО

В разъяснении ГНС в ОИР (категория 116.14) указано, что информировать орган ГНС о своей реорганизации нужно только тем налогоплательщикам, сведения о которых не содержатся в ЕГР (для них законом установлены особенности госрегистрации). Такие налогоплательщики подают в налоговый орган заявление по форме № 8-ОПП (приложение 14 к Порядку № 1588). Они могут подать это заявление через электронный кабинет (идентификатор формы J/F1314202).

Также самостоятельно проинформировать налоговый орган о принятом решении о реорганизации придется тем юрлицам, которые имеют налоговый долг. Такой вывод следует из требований п. 11.14 Порядка № 1588. Там предусмотрено, что реорганизуемый налогоплательщик, который имеет денежные обязательства и/или налоговый долг, после обнародования уведомления о реорганизации подает в контролирующий орган по основному месту учета:

1) заявление по форме № 8-ОПП;

2) копию решения о реорганизации;

3) в произвольной форме план реорганизации, в котором приведен порядок распределения денежных обязательств и/или налогового долга между налогоплательщиками-правопреемниками с указанием видов налогов, сборов, сумм и долей налогов, сборов, а также долей активов, передаваемых правопреемникам, или других критериев, по которым определены части налогов, сборов. План реорганизации должен быть подписан уполномоченными лицами реорганизуемого налогоплательщика и уполномоченными лицами налогоплательщиков-правопреемников.

Как будет действовать налоговый орган, когда получит эти документы от предприятия?

Получив эти документы, налоговый орган должен рассмотреть их и в месячный срок принять решение, а именно:

  • либо согласовать план реорганизации;
  • либо отказать в таком согласовании.

О принятом решении контролирующий орган должен уведомить налогоплательщика.

К сведению! В процессе принятия решения контролирующий орган по основному месту учета налогоплательщика взаимодействует с контролирующими органами по основному месту учета правопреемников такого налогоплательщика.

См. также по этому поводу разъяснение в ОИР (категория 116.07).

Ожидаем налоговую проверку

Как мы уже сказали, в результате реорганизации путем разделения налогоплательщик прекращает свое существование, поскольку передает свои активы и обязательства двум или более правопреемникам – новым налогоплательщикам. Понятно, что такой факт не может остаться без внимания налоговиков.

Является ли реорганизация ООО основанием для проведения налоговой проверки?

Да, этот факт является основанием для проведения документальной внеплановой проверки.

Перечень оснований для проведения документальных внеплановых проверок приведен в ст. 78 НК. Так, согласно пп. 78.1.7 НК одним из оснований является начало процедуры реорганизации юрлица (кроме преобразования).

Налогоплательщика уведомят о дате проведения проверки в связи с реорганизацией?

Нет, ведь о проведении внеплановой проверки налогоплательщика никогда не уведомляют заранее, случай реорганизации – не исключение.

Но перед началом такой проверки визитеры должны предъявить налогоплательщику направление на проверку, копию приказа о назначении такой проверки и служебные удостоверения должностных лиц, указанных в направлении на проверку (ст. 81 НК).

Сколько времени может длиться такая проверка?

Продолжительность внеплановой документальной проверки не должна превышать (п. 82.2 НК):

  • 15 р. д. – в отношении крупных налогоплательщиков;
  • 5 р. д. – в отношении субъектов малого предпринимательства;
  • 10 р. д. – в отношении других налогоплательщиков.

В течение какого срока после внесения сведений о реорганизации предприятия в ЕГР может быть назначена документальная внеплановая проверка?

Здесь следует ориентироваться на срок, который предоставлен кредиторам предприятием для заявления своих требований.

Такой вывод следует из п. 11.6 Порядка № 1588. Здесь указано, что при проведении мероприятий налогового контроля, связанных с ликвидацией или реорганизацией налогоплательщика, контролирующие органы организуют и планируют их таким образом, чтобы требования по уплате платежей, контроль за взиманием которых осуществляют контролирующие органы, были сформированы и получены лицом, ответственным за погашение денежных обязательств или налогового долга налогоплательщика, не позднее срока, определенного для заявления кредиторами своих требований.

Напомним, что срок для заявления кредиторами своих требований должен быть указан в решении собственников юрлица о проведении реорганизации предприятия (см. выше) и сведения об этом сроке будут указаны в ЕГР.

Таким образом, внеплановую проверку орган ГНС должен назначить в пределах срока, который отводится для заявления требований кредиторов.

Имейте в виду! В соответствии с требованиями п. 11.10 Порядка № 1588 налоговый орган по результатам проведенной проверки передает сведения о налогоплательщике в ЕГР (о наличии или отсутствии задолженности по уплате налогов, о согласовании плана реорганизации). А наличие в ЕГР сведений о задолженности по уплате налогов, сборов или ЕСВ является основанием для отказа в регистрации прекращения юрлица (абзац восьмой п.11 ч. 1 ст. 28 Закона № 755).

Выводы

  1. Предприятие, которое приняло решение о своей реорганизации путем разделения, обязано уведомить об этом госрегистратора. Информация о принятом решении попадет из ЕГР в налоговые органы.
  2. Самостоятельно информировать орган ГНС о своем решении провести реорганизацию обязаны только налогоплательщики, сведения о которых не содержатся в ЕГР, а также те налогоплательщики, у которых имеется налоговый долг.
  3. Решение о реорганизации предприятия является основанием для проведения документальной внеплановой проверки такого предприятия.
Комментарии к материалу
Содержание
Статьи по теме
06.05.2025
Нужно ли уплачивать экологический налог за временное хранение отходов – аккумуляторов, шин?
Казалось бы, вопрос не новый, уже давно поставлена точка в нем – важно наличие договора на утилизацию. Но изменилась позиция ГНС! По мнению контролеров, даже временное хранение грозит эконалогом. Приведем разъяснения налоговиков и предоставим контраргументы и рекомендации. В чем проблема?...
17.04.2025
Помощь неприбыльщикам: новый, альтернативный 8%-ный лимит расходов
16.03.2025 вступил в силу Закон от 25.02.2025 № 4254-IX «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины относительно стимулирования благотворительности в период военного положения». Поправки к Налоговому кодексу (далее – НК) коснулись НДФЛ и налога на прибыль. Возможное влиян...
10.04.2025
Как обжаловать индивидуальную налоговую консультацию: практические советы
Индивидуальная налоговая консультация (далее – ИНК) является важным инструментом взаимодействия между налогоплательщиком и контролирующим органом, который должен обеспечить предсказуемость и стабильность налоговых правоотношений. Однако на практике бывают случаи, когда выданная ИНК противоречи...
Популярное
11.04.2025
Военно-учетный документ: нужен ли для установления инвалидности
Как известно, с 01.01.2025 стартовала масштабная реформа: на смену МСЭК пришла система оценивания повседневного функционирования. Прохождение пути к статусу инвалидности значительно упрощается, ведь большинство процессов сокращены и цифровизированы. Все этапы оценивания фиксируются в электронной сис...
18.02.2025
Оценивание повседневного функционирования лица: новации документального оформления инвалидности от Минздрава
Напоминаем, что все функции МСЭК переданы экспертным командам, действующим на базе многопрофильных больниц с привлечением практикующих врачей различных специальностей. В статье «Реформа МСЭК: что ожидает медицинские КНП») мы рассмотрели новации, введенные правительством в сфере реформиро...
14.02.2025
Стратегия развития системы здравоохранения: что ожидает медицинские КНП
Правительство одобрило Стратегию развития системы здравоохранения на период до 2030 года и утвердило Операционный план мероприятий по ее реализации в 2025-2027 годах. О том, что в связи с этим ожидать медицинским КНП, – подробно в статье. Правительство одобрило Стратегию развития системы здрав...
Новое
06.05.2025
Нужно ли уплачивать экологический налог за временное хранение отходов – аккумуляторов, шин?
Казалось бы, вопрос не новый, уже давно поставлена точка в нем – важно наличие договора на утилизацию. Но изменилась позиция ГНС! По мнению контролеров, даже временное хранение грозит эконалогом. Приведем разъяснения налоговиков и предоставим контраргументы и рекомендации. В чем проблема?...
28.04.2025
Как применяется НДС-льгота в случае частичного финансирования поставок за счет международной технической помощи?
Предприятие – плательщик НДС продает оборудование, стоимость которого частично (20 %) финансируется за счет средств международной технической помощи (далее – МТП). Как в этом случае применяется льгота по НДС, предусмотренная п. 197.11 Налогового кодекса? Ситуация. Предприятие &ndash...
28.04.2025
Исправляем ошибки в декларации по налогу на недвижимость
В этой статье расскажем, как исправить ошибки в декларации по налогу на недвижимое имущество, отличное от земельного участка (далее – налог на недвижимость), а также для наглядности дадим фрагменты заполнения уточняющей декларации. В этой статье расскажем, как исправить ошибки в декларации по...
Лучшие материалы