Подписывайся на информационную страховку бухгалтера
Подписаться

Мачей Шимик: «Чиновника нужно своевременно схватить за руку...»


В разных странах мира уже давно действуют налоговые консультанты, помогающие бизнесу избежать возможных рисков. Их деятельность охватывает широкий спектр задач: от заполнения декларации клиента до представления его интересов в суде или на переговорах с государственными органами. Сегодня такие специалисты необходимы и в нашей стране ввиду огромного количества нормативно-правовых актов в налоговой сфере. Для воплощения таких идей в жизнь нам следует воспользоваться зарубежным опытом. Этой проблеме и посвящена наша беседа с представителем Национальной палаты налоговых консультантов Польши Збигневом Мачеем Шимиком.


Збигнев Мачей Шимик – один из основоположников идеи о создании профессиональных налоговых консультантов в Польше. Налоговым консультированием занимается с 1993 года, когда начал предоставлять юридические услуги субъектам хозяйствования.
В 2008–2010 годах возглавлял Национальный совет налоговых консультантов. Участвовал в подготовке комментария к закону о налоговых консультантах. Автор многочисленных статей по налоговому консультированию и налоговому праву.
В течение последних пяти лет обеспечивает подготовку специалистов по вопросам организации делопроизводства, маркетинга, налоговых (консультационных) услуг и страхования ответственности. Читает лекции в Варшавской школе экономики и экономическом университете в Катовице.
Образование: университет экономики во Вроцлаве.
Увлечения: путешествия в разные страны мира. Люди, культура и кухня – основные причины поездок. Интересуется также новыми технологиями.


– Господин Мачей, Вы давно занимаетесь налоговым консультированием?

– С 1993 года. Это был период бурного развития бизнеса, который остро нуждался в квалифицированных консультационных услугах. Я открыл свою фирму и начал помогать предпринимателям, которые обращались со своими проблемами. Тогда у меня конкурентов не было. А сегодня налоговый консультант – это профессия публичного доверия. Наши обязанности прописаны в Законе «О налоговом консультировании». Одно из важнейших обязательств – деятельность на благо клиента и охрана его интересов. Особенно это актуально в кризисные периоды, когда государство пытается глубже залезть в карман предпринимателей. Поэтому чиновника нужно своевременно схватить за руку и сказать, что дальше лезть нельзя, поскольку возникает угроза уничтожения бизнеса.

– В украинских реалиях о такой роли налоговых консультантов можно только мечтать...

– Я считаю, что вашей стране не следует повторять наши ошибки. В Польше в течение многих лет настолько широко увлекались борьбой в налоговой сфере, что в число преступников попадало немало предпринимателей. Так делать не стоит. Нам нужно было наказывать только злостных нарушителей, а мелким – простить ошибки. Чтобы выбрать правильный путь, пришлось создавать институт налогового консультанта. Очевидно, такая профессия остро нужна и в Украине. Вы можете воспользоваться опытом Польши, которая, в свою очередь, подглядывала за немцами. Наша Палата налоговых консультантов базируется на немецкой системе. Правда, разница здесь довольно существенная: их экономика более зрелая, чем наша.

– Что же заставило польскую власть узаконить новую профессию?

– Представители власти поняли, что налоговые консультанты способны сыграть роль в бюджетной политике государства. Впоследствии мы получали все больше и больше полномочий. В конечном итоге развитие частного бизнеса показало, что без нас не обойтись. Это базовые условия рынка: имеется спрос на определенные услуги, и есть люди, которые их предоставляют. А может ли клиент быстро оценить качество этой услуги? Для этого необходимо знать критерии, которые должен соблюдать налоговый консультант. И, кстати, именно поэтому возникла необходимость в принятии соответствующего закона, который предоставил нам правовые гарантии. Если, скажем, кто-то решил самовольно называть себя налоговым консультантом, то его привлекут к ответственности.

– Украина также необходим закон о налоговом консультировании. Что, на Ваш взгляд, следовало бы в нем прописать?

– Прежде всего, следует отметить, что налоговый консультант должен играть двойную роль: выступать с позиций и бизнеса, и государства, то есть гарантировать, что налог начислен и уплачен правильно. Однако, одного только принятия профильного закона мало. Нужно еще и создать Палату налоговых консультантов. У нас, например, было издано распоряжение на уровне Минфина: тех, кто уже имел определенный опыт, вначале внесли во временный реестр налоговых консультантов. В том реестре можно было находиться в течение восьми лет. Впоследствии провели общегосударственный съезд налоговых консультантов (в 2002 году). Они избрали своих представителей для Палаты налоговых консультантов. И, как говорится, машина (в виде закона), наконец, получила горючее. После съезда–2002 выбрали региональных представителей Палаты налоговых консультантов. Сама Палата сформировала квалификационные требования к деятельности таких специалистов. После этого единый реестр был сформирован окончательно.

1 из 1

Сегодня в Польше насчитывается около 9 тысяч налоговых консультантов – членов Национальной палаты налоговых консультантов, которая является самоуправляемой организацией. Членство в Палате обязательно. Она независима от государства и подчиняется только нормам законодательства. Устав налоговых консультантов обязывает постоянно усовершенствовать свои навыки путем участия в конференциях, семинарах и посещения учебных курсов. Кроме широких знаний, такие специалисты должны иметь хорошую репутацию и обеспечивать своих клиентов надлежащей правовой гарантией.


– Что необходимо сделать кандидату, который хочет стать налоговым консультантом?

– Он должен соответствовать определенным критериям: получить высшее образование (юридическое или экономическое), а также успешно сдать достаточно сложный экзамен в Минфине. Экзамены проходят в письменной и устной форме. Кроме того, необходимо иметь шестимесячную практику (раньше – два года). Только после этого кандидата вносят в реестр налоговых консультантов. Отмечу, что наши специалисты являются настоящими профессионалами, которым доверяют. Мы можем представлять своих клиентов в административных судах и даже заверяем копии документов. Существует также соответствующий иммунитет: за свою критику в адрес налоговиков мы не несем ответственности. Все наши профессиональные риски должны быть застрахованы, т. е. каждый из нас имеет страховой полис. Иначе могут подать в суд и исключить из единого реестра. Свои знания постоянно совершенствуем благодаря семинарам, которые организовывает наша Палата. Каждый консультант обязан получить определенное количество баллов, подтверждающих его участие в подобных формах обучения.

– Как на такие консультации реагируют ваши налоговые органы? У нас, например, налоговики вообще монополизировали это право...

– В Польше ситуация иная: главная задача фискальных органов – проверять правильность уплаты налогов. Конечно, польский налогоплательщик имеет право направить письменный запрос министру финансов. Такой ответ может служить аргументом при проверке налоговыми органами. Но налоговые консультанты могут с позицией министра не согласиться. Наша роль заключается в том, чтобы посоветовать клиенту: каким образом уплатить меньше налогов и не понести за это ответственности? Вернее, ответственность ложится на налогового консультанта, поскольку он предоставляет платные услуги. Хотя я, например, часто не беру денег, потому что хочу, чтобы клиент оставался моим и в дальнейшем. Иногда информация стоит дорого, это зависит от сложности дела. Например, клиент приходит ко мне и спрашивает: в каком размере нужно уплатить налог, чтобы не иметь проблем? Если я вижу, что дело сложное и стопроцентной гарантии у меня нет, тогда обращаемся в профильное министерство. Четкий ответ получаем не всегда. Иногда приходится задавать вопросы по нескольку раз, в том числе и для того, чтобы склонить министерских чиновников к нужной мысли.

– Может ли польский предприниматель воспользоваться консультациями Минфина Польши с целью защиты своих интересов?

– Министр финансов предоставляет разъяснения двух типов: индивидуальные (для тех, кто подает запрос) и общие, касающиеся всех. Налоговые консультанты их тоже изучают и анализируют. Если мы видим, что информация Минфина вызывает сомнения, направляем запрос в министерство, чтобы получить некоторые уточнения. Конечно, для плательщиков индивидуальные разъяснения могут служить своеобразной инструкцией. Ссылаясь на такие министерские разъяснения (прецеденты), я даю ответ клиенту. Для него важна гарантия: если я ставлю подпись, то в дальнейшем обязан нести финансовую ответственность. Поэтому нам нужны страховые полисы. Довольно часто бывает, что дело сложное, поскольку министр придерживается иного мнения, нежели мы. И тогда необходимо решать: к кому лучше прислушаться – к нам или к Минфину? Если клиент принял решение самостоятельно, то в случае неудачи он уже утрачивает право предъявлять нам какие-либо претензии...

Беседовал Александр Макарченко

Комментарии к материалу

Оформить подписку на раздел «Коммерция»

Самая полная библиотека безопасных решений по бухучету, налогам и праву

4428 грн. / год

Купить

Лучшие материалы