Перспективы и последствия изменения системы налогообложения
Одним из базовых элементов налогового планирования является выбор оптимальной системы налогообложения. Какая система налогообложения более выгодна — общая или упрощенная? Какие факторы следует учесть при ее выборе? Однозначного ответа на подобные вопросы нет. Систему налогообложения нужно выбирать индивидуально с учетом особенностей деятельности, планов и возможностей предприятия. Однако общий алгоритм анализа систем налогообложения все-таки существует.
	 Александра Томашевская,
	 налоговый консультант
	 Киевского центра поддержки и развития бизнеса
	 
	  Право выбора системы налогообложения
Субъекты малого предпринимательства вправе сами выбирать систему налогообложения. Однако в соответствии с п. 298.1.4 НК принять решение о переходе на упрощенную систему налогообложения субъект хозяйствования может только один раз в течение календарного года. Естественно, при условии соответствия всем критериям такого перехода (объем дохода, количество сотрудников и т. п.).
В таблице 1 приведена сравнительная характеристика действующих в Украине систем налогообложения.
| Таблица 1. Сравнительная характеристика систем налогообложения, действующих в 2014 году | ||
| Налоги и взносы* | Система налогообложения | |
| Общая** | Упрощенная | |
| Налог на прибыль | 18 % — с 01.01.2014 (предусмотрена льготная ставка 0 % для малых предприятий согласно п. 154.6 НК) | – | 
| Единый социальный взнос (на зарплату) | От 36,76 % до 49,7 % в зависимости от класса профессионального риска (вида деятельности предприятия) | |
| Налог на доходы физических лиц | 15 % (17 % к доходу, превышающему 10 минимальных зарплат) | |
| НДС | 20 % (0 % при экспорте) | –*** | 
| Единый налог: четвертая и шестая группы (объем дохода в пределах 5 млн грн и 20 млн грн соответственно) | – | 5 % или 7 % без НДС; 3 % или 5 % с НДС | 
| 
			 *Администрирование   отдельных налогов предусмотрено нормами НК (плата за землю, сбор за первую   регистрацию транспортных средств, экологический налог и т. п.). | ||
| Предприятие, уплачивающее единый налог, не имеет права уменьшать суммы выручки и налога даже в случае большой расходной части, так как налог рассчитывается исходя из сумм поступлений. | 
	
	Обратите внимание! Предприятия, находящиеся на общей системе налогообложения, должны документально подтверждать суммы расходов, дающие им право на уменьшение дохода и налогооблагаемой прибыли. 
Годовой доход предприятия — неплательщика НДС, работающего в сфере рекламы, составляет 250 000 грн. В 2013 году оно зарегистрировалось плательщиком единого налога (IV группа ЕН, ставка налога 5 % без НДС). Выгодно ли было в данном случае предприятию переходить на уплату единого налога, если его документально подтвержденные расходы за 2013 год составили 200 000 грн?
Размер налогов, которые уплачиваются из зарплат сотрудников, в расчете не учитываем, так как эти расходы будут одинаковыми для любой системы налогообложения
Исходя из суммы выручки предприятие задекларировало и перечислило в бюджет единый налог за 2013 год в сумме:
250 000 грн × 5 % = 12 500 грн.
Если бы предприятие выбрало общую систему налогообложения вместо упрощенной, то сумма налога на прибыль составила бы (ставка налога на прибыль в 2013 году — 19 %):
(250 000 грн – 200 000 грн) × 19 % = 9 500 грн.
| Таблица 2 | |||
| Система налогообложения | Расчет налогов | Всего налогов за год | Сумма экономии | 
| Упрощенная | 250 000 грн × 5 % = 12 500 грн — единый налог | 12 500 грн | – | 
| Общая | (250 000 грн – 200 000 грн) × 19 % = 9 500 грн — налог на прибыль | 9 500 грн | 3 000 грн | 
	 
	Вывод: в 2013 году предприятию выгоднее было бы работать на общей системе налогообложения, тогда оно сэкономило бы на налогах 3 000 грн (12 500 грн – 9 500 грн).
Методом несложных математических подсчетов выведем формулу, по которой в 2014 году предприятие сможет рассчитать приоритетную систему налогообложения. Условно говоря, единый налог — это выручка, умноженная на 5 %:
ЕН = Выручка × 5 %.
Налог на прибыль — это прибыль (выручка минус расходы), умноженная на 18 %:
Налог на прибыль = (Выручка – Расходы) × 18 %
Сумма расходов, при которой размер единого налога и налога на прибыль в 2014 году будут одинаковыми, рассчитывается по формуле:
Расходы = Выручка – ЕН ÷ 18 %
Таким образом можно рассчитать сумму расходов, при которой единый налог и налог на прибыль будут одинаковы. Если расходы превышают эту сумму, выгоднее находиться на общей системе налогообложения, если нет — предпочтительнее выбрать единый налог.
Соответственно, чем больше наценка на товары (услуги) и чем меньше сумма административных расходов и расходов на сбыт, тем выгоднее переходить на упрощенную систему налогообложения.
Рассмотрим еще один пример, когда предприятие, являющееся плательщиком НДС, подумывает о переходе на упрощенную систему налогообложения, но при этом оно вынуждено остаться плательщиком НДС. Решение о регистрации предприятия плательщиком НДС может быть продиктовано, к примеру, условиями сотрудничества с заказчиками, которые настаивают на работе с плательщиком НДС. В таком случае наше предприятие снова перед выбором: остаться на общей системе налогообложения с уплатой НДС или выбрать упрощенную систему со ставкой 3 % + НДС?
	
	  Предприятие предоставляет клининговые услуги (уборка помещений). Заказчики — преимущественно предприятия — плательщики НДС. Годовой объем доходов, которые предприятие планирует получить в 2014 году, составляет 1 200 000 грн, включая НДС. Расходы на оплату труда и прочие нужды предприятия без НДС — 40 000 грн в месяц. Какая система налогообложения предпочтительнее?
Сравним суммы налогов, которые предприятию придется уплатить, находясь на общей и на упрощенной системах налогообложения. Единый налог в размере 3 % уплачивается исходя из сумм поступлений без учета налога на добавленную стоимость (пп. 1 п. 292.11 НК).
Расчет сумм налогов, которые придется уплатить предприятию по данным примера 2, приведен в таблице 3.
| Таблица 3 | |||
| Система налогообложения | Расчет налогов | Всего налогов за год | Сумма экономии | 
| Упрощенная | 1 200 000 грн ÷ 6 = 200 000 грн — НДС (1 200 000 грн – 200 000 грн) × 3 % = 30 000 грн — единый налог | 200 000 грн + 30 000 грн = 230 000 грн | – | 
| Общая | 1 200 000 грн ÷ 6 = 200 000 грн — НДС (1 200 000 грн – 200 000 грн – 40 000 грн. × 12 мес.) × 18 % = 93 600 грн — налог на прибыль | 200 000 грн+ 93 600 грн = 293 600 грн | 63 600 грн | 
	 
	Вывод: выбор в пользу упрощенной системы налогообложения в данном случае очевиден, ведь экономия на налогах составит 63 600 грн (293 600 грн – 230 000 грн).
| Чем больше наценка на товары (услуги) и чем меньше сумма административных расходов и расходов на сбыт, тем выгоднее переходить на упрощенную систему налогообложения. | 
	 
	Налоговые последствия
	
	  Вновь созданное предприятие с момента регистрации автоматически находится на общей системе налогообложения. Выбор упрощенной системы налогообложения осуществляется в порядке, предусмотренном ст. 298 НК.
Согласно пп. 298.1.2 НК вновь созданные субъекты хозяйствования, подавшие в течение 10 дней со дня государственной регистрации заявление о переходе на упрощенную систему налогообложения и выборе ставки единого налога, считаются плательщиками единого налога со дня их государственной регистрации.
Если же на упрощенную систему налогообложения решит перейти уже работающий субъект хозяйствования, ему нужно подать заявление о переходе на упрощенную систему не позднее чем за 15 календарных дней до начала следующего календарного квартала. Тогда он будет считаться плательщиком единого налога с первого числа такого отчетного квартала(пп. 298.1.4 НК).
Если в будущем предприятие захочет отказаться от упрощенной системы налогообложения, ему нужно будет не позднее чем за 10 календарных дней до начала нового календарного квартала (года) подать в налоговые органы соответствующее заявление (пп. 298.2.1 НК).
Если при смене системы налогообложения предприятия — плательщики НДС выбирают ставку налога без НДС, могут возникнуть сложности. В этом случае на стоимость активов и товарно-материальных ценностей, приобретенных с отнесением к составу налогового кредита сумм НДС, следует начислять налоговые обязательства исходя из их балансовой стоимости. Согласно пп. «а» п. 198.5 НК, если товары, необоротные активы налогоплательщика начинают использоваться в операциях, которые не являются объектом налогообложения, такой налогоплательщик обязан начислить налоговые обязательства исходя из базы налогообложения, определенной п. 189.1 НК.
	 Александра Белоцерковец,
	 главный бухгалтер ООО «Туроператор «Путешествуйте с нами»:
— Даже если вам кажется, что сумма налога к уплате будет примерно одинаковой как в случае уплаты единого налога, так и в случае уплаты налога по общей системе налогообложения, думаю, стоит выбирать общую систему. Во-первых, уплачивая единый налог, предприятие должно представить четыре отчета в год. А плательщик налога на прибыль — только один — годовую декларацию о прибыли. Во-вторых, упрощенная система предполагает уплату налога раз в квартал, а налог на прибыль уплачивается один раз по итогам прошедшего года.
	 
	     Резюме
Чтобы правильно выбрать оптимальную систему налогообложения, предприятие должно учесть показатели предыдущего отчетного периода и на их основе спрогнозировать свои расходы на будущий год. Зачастую для максимально эффективной работы нужно не ограничиваться одним предприятием, а построить систему из нескольких субъектов хозяйствования, одни из которых будут плательщиками НДС, а другие не будут уплачивать этот налог.
Нормативная база
НК — Налоговый кодекс Украины от 02.12.2010 № 2755-VI.
	 Дата подготовки
	 28.07.2014