Бюджетный 2015 год для бухгалтеров госсектора был выдающимся: вступили в силу девять НП(С)БУГС. Этот факт, конечно же, должен повлиять на формирование и утверждение распорядителями бюджетных средств учетной политики, которая должна отразить все нюансы новых требований по объектам учета. Поговорим об этом подробнее.
В отличие от частного сектора, бюджетная сфера имеет свою специфику, которая в соответствии с требованиями бюджетного законодательства четко определяет иерархию взаимоотношений между уровнями распорядителей бюджетных средств и ведущую роль главного распорядителя бюджетных средств в бюджетном процессе, составляющей которого является ведение бухучета и составление финансовой и бюджетной отчетности.
Хотя решение об установлении учетной политики принимается учреждением самостоятельно, в соответствии с законодательством, содержание распорядительного документа в достаточной степени зависит от принятых решений как главного распорядителя бюджетных средств, так и распорядителя бюджетных средств вышестоящего уровня в отношении единства подходов в учетной политике в подведомственных учреждениях. При этом главным распорядителям бюджетных средств не следует забывать об их праве делегировать полномочия и ответственность в отношении выполнения бюджетных программ на всех стадиях бюджетного процесса, а соответственно и определять учетную политику, их ответственным исполнителям, которых они устанавливают путем предоставления им бюджетных назначений (ч. 4 ст. 20 Бюджетного кодекса, далее – БК).
Напомним содержание основных норм законодательства, которые свидетельствуют о полномочиях, их делегировании и ответственности соответствующих распорядителей бюджетных средств (см. таблицу).
1 |
2 |
3 |
---|---|---|
№п/п |
Содержание нормы законодательства |
Норма законодательства |
1 |
2 |
3 |
Главный распорядитель бюджетных средств |
||
1
|
Принимает решения относительно делегирования полномочий распорядителям бюджетных средств нижестоящего уровня |
Пп. 3 ч. 5 ст. 22 БК |
2
|
Обеспечивает организацию и координацию работы распорядителей бюджетных средств нижестоящего уровня и получателей бюджетных средств в бюджетном процессе по управлению бюджетными средствами |
Пп. 7 ч. 5 ст. 22 БК |
3
|
Несет ответственность за своевременность представления и достоверность информации, поданной ответственными исполнителями в территориальный орган Казначейства |
П. 3.7 Инструкции о статусе и особенностях участия в бюджетном процессе ответственных исполнителей бюджетных программ местных бюджетов, утвержденной приказом Минфина от 26.08.14 г. № 836 |
4
|
Министерства, другие центральные органы исполнительной власти в пределах своей компетенции в соответствии с отраслевыми особенностями разрабатывают на базе НП(С)БУГС методические рекомендации по их применению |
Ч. 6 ст. 6 Закона от 16.07.99 г. № 996-XIV «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности в Украине» (далее – Закон № 996) |
Ответственный исполнитель |
||
5
|
Осуществляет организацию и координацию работы распорядителей бюджетных средств нижестоящего уровня и получателей бюджетных средств в бюджетном процессе
|
Пп. 7 п. 1 Инструкции о статусе ответственных исполнителей бюджетных программ и особенностях их участия в бюджетном процессе, утвержденной приказом Минфина от 14.12.01 г. № 574 (далее – Инструкция № 574) |
6
|
Несет по закону ответственность за сведение показателей, своевременность представления и достоверность информации, поданной главному распорядителю бюджетных средств и органу Казначейства |
П. 3.8 Инструкции № 574 |
Важно для распорядителей, которым подчинены другие учреждения: бухгалтерская служба бюджетного учреждения, которому подчинены другие бюджетные учреждения, осуществляет методическое руководство и контроль за соблюдением требований законодательства по вопросам ведения бухучета, составления финансовой и бюджетной отчетности в таких учреждениях (п. 6 Типового положения о бухгалтерской службе бюджетного учреждения, утвержденного постановлением КМУ от 26.01.11 г. № 59, далее – Положение № 59). |
||
Распорядитель бюджетных средств |
||
1
|
Субъект госсектора самостоятельно, на основе НП(С)БУГС определяет по согласованию с главным распорядителем бюджетных средств учетную политику, а также изменения в нее. Субъекты госсектора нижестоящего уровня передают распорядительный документ об учетной политике на согласование по ведомственной подчиненности субъектам госсектора вышестоящего уровня |
П. 2 разд. 1 Методических рекомендаций по учетной политике субъекта государственного сектора, утвержденных приказом Минфина от 23.01.15 г. № 11 (далее – Методрекомендации № 11)
|
Важно для всех: в пределах главного распорядителя бюджетных средств применяются единые подходы к учетной политике (п. 4 разд. 1 Методрекомендаций № 11). |
Конец бюджетного года – это то время, когда следует оглянуться назад и подвести итоги относительно законности и достоверности осуществленных хозяйственных операций, раскрыть и представить все существенные аспекты, связанные с учетной политикой, определиться относительно необходимости внесения изменений или дополнений (усовершенствований) в учетную политику в следующем бюджетном году.
Конечно, этому будет способствовать обязательная годовая инвентаризация, которая будет предшествовать составлению годовой финансовой отчетности, ведь она проводится именно с этой целью, и результаты которой могут побуждать главного бухгалтера к исправлению ошибок и внесению изменений (усовершенствованию) учетной политики.
Согласно нормам ст. 1 Закона № 996 учетная политика – это совокупность принципов, методов и процедур, которые применяются предприятием для составления и представления финансовой отчетности. В свою очередь, финансовая отчетность должна составляться на основании данных бухучета, который как процесс выявления, измерения, регистрации, накопления, обобщения, хранения и передачи информации об исполнении сметы учреждения внешним и внутренним пользователям для принятия решений должен вестись по соответствующим принципам.
Согласно принципу последовательности учетная политика субъекта госсектора должна предусматривать постоянное (из года в год) применение принятой стабильной учетной политики (п. 1 разд. ІІІ Методрекомендаций № 11) и изменяться обоснованно, при возникновении определенных условий. Такие условия определены ч. 1 разд. ІІІ НП(С)БУГС 125 «Изменение учетных оценок и исправление ошибок», утвержденного приказом Минфина от 24.12.10 г. № 1629. То есть учетная политика может изменяться только в случае, если изменяются требования положения (устава), требования органа, который утверждает НП(С)БУГС, или если изменения обеспечат достоверное отражение событий или хозяйственных операций в финансовой отчетности субъекта госсектора.
В приказ об учетной политике следовало включать только учетные методические вопросы, ответственность за соблюдение которых в соответствии с законодательством возложена на бухгалтерскую службу. Все остальные вопросы (организационно-технические и т. п.) уместно определять в другом распорядительном документе.
Так, формируя новую (или усовершенствованную) учетную политику в 2015 году, каждое бюджетное учреждение при подготовке распорядительного документа должно было учесть следующие возможные базовые требования к формированию учетной политики:
В распорядительном документе по учетной политике необходимо установить правила относительно:
1) необоротных активов:
2) запасов:
3) прочих объектов учета:
Следует отметить, что предложенный перечень требований не является исчерпывающим и будет зависеть от отраслевой принадлежности, требований распорядителя бюджетных средств вышестоящего уровня и управленческих решений руководителя бюджетного учреждения. Формирование учетной политики учреждения как раз и заключается в выборе одного варианта из альтернативных и/или нескольких одновременно исходя из законодательства, конкретных условий и обстоятельств, сложившихся для бюджетного учреждения.
И в завершение отметим: ответственность главного бухгалтера бюджетного учреждения по осуществлению контроля за отражением в бухучете всех хозяйственных операций (пп. 10 п. 13 Положения № 59) будет определять необходимость проведения им законных мероприятий, направленных как на правильный выбор бюджетным учреждением учетной политики, так и на надлежащую организацию ведения бухгалтерского учета и составления финансовой отчетности.