Подписывайся на информационную страховку бухгалтера
Подписаться

Судебная практика по доначислению арендной платы за землю


Субъект властных полномочий, который не является участником договора, не может осуществлять властные управленческие функции путем вмешательства в отношения сторон договора, но имеет право контролировать, надлежащим ли образом выполняется договор и соответствуют ли его условия действующему законодательству Украины. Поэтому доначисленные налоговым органом налоговые обязательства по арендной плате за земельные участки государственной/коммунальной собственности суд признал правомерными (определение ВАСУ от 05.07.16 г. по делу № К/800/49661/15).


Суть спора

Истец – общество, Ответчик – объединенная Государственная налоговая инспекция (далее – ответчик). Истец обратился в суд с иском о признании противоправным и отмене налогового уведомления-решения.

20.11.01 г. между Истцом и городским советом заключен договор аренды земельного участка для размещения основных и подсобных зданий, сооружений площадью 0,2689 га (далее – договор аренды). 12.09.02 г. сторонами договора аренды внесены изменения в него, которыми, в частности, определено, что нормативная денежная оценка (далее – НДО) этого земельного участка составляет 466 241 грн. (основание – справка отдела земельных ресурсов об определении НДО земельного участка от 29.08.02 г. № 315Д).

Письмом от 14.01.15 г. «Об индексации нормативной денежной оценки земель» поставлены в известность ГФС, областные и Киевская городская государственные администрации, ГУ Госземагентства в областях и г. Киеве о том, что по информации Госстата индекс потребительских цен (далее – ИПЦ) за 2014 год составил 124,9 %. Учитывая это, коэффициент индексации, на который индексируется НДО сельхозугодий, земель населенных пунктов и других земель несельскохозяйственного назначения, рассчитанный в соответствии с п. 289.2 Налогового кодекса (далее – НК), по состоянию на 01.01.15 г. составляет 1,249. Кроме того, Ответчиком было получено от Управления Госкомзема извлечение из технической документации об НДО земельного участка от 28.04.11 г., которым определено, что НДО земельного участка под застройкой, находящегося в пользовании Истца, составляет 1 469 622,66 грн.

Таким образом, на основании полученных сведений Ответчиком проведен расчет арендной платы на 2015 год за земельный участок, находящийся в пользовании Истца:

1 469 622,66 грн. х 1,249 х 3 % = 55 066,74 грн.

Истец не согласился с увеличением суммы арендной платы и исковые требования обосновал тем, что, по его мнению, при расчете арендной платы за землю необходимо руководствоваться только условиями договора аренды земли, в том числе принимать во внимание НДО земельного участка, указанную в таком договоре. А поскольку какие-либо изменения и дополнения в договор аренды земельного участка внесены не были, действия Ответчика по начислению арендной платы на основании сведений Госкомзема, а не договора, по мнению Истца, имеют противоправный характер.

Судебные решения

Постановлением окружного административного суда от 17.09.15 г. по делу № 825/3137/15-а в удовлетворении иска отказано. Истец направил апелляционную жалобу, которая определением апелляционного административного суда от 29.10.15 г. оставлена без удовлетворения. Определением ВАСУ от 05.07.16 г. по делу № К/800/49661/15 кассационная жалоба Истца отклонена.

Аргументы суда

В соответствии с п. 288.1 НК основанием для начисления арендной платы за земельный участок является договор аренды такого земельного участка, оформленный и зарегистрированный в соответствии с законодательством. Согласно п. 288.4 НК размер и условия внесения арендной платы устанавливаются в договоре аренды между арендодателем (собственником) и арендатором. В соответствии с п. 288.5 НК размер арендной платы устанавливается в договоре аренды, но годовая сумма платежа не может быть меньше 3 % НДО и не может превышать 12 % НДО. Для определения размера налога и арендной платы используется НДО земельных участков (п. 289.1 НК).

Центральный орган исполнительной власти (далее – ЦОИВ), реализующий государственную политику в сфере земельных отношений, по ИПЦ за предыдущий год ежегодно рассчитывает величину коэффициента, на который индексируется НДО сельхозугодий, земель населенных пунктов и других земель несельскохозяйственного назначения по состоянию на 1 января текущего года.

В п. 289.3 НК определено, что вышеуказанный ЦОИВ не позднее 15 января текущего года обеспечивает информирование ЦОИВ, осуществляющего формирование и реализацию государственной налоговой и таможенной политики, и собственников земли и землепользователей о ежегодной индексации НДО земель.

Кроме того, судом отмечено, что Верховный Суд в решении от 02.12.14 г. № 21-274а/14 подчеркнул, что со вступлением в силу НК годовой размер арендной платы за земельные участки государственной и коммунальной собственности, который подлежит перечислению в бюджет, должен соответствовать требованиям пп. 288.5.1 НК и является основанием для пересмотра установленного размера арендной платы. При этом, исходя из принципа приоритетности норм НК над нормами других актов в случае их противоречия, закрепленного в п. 5.2 НК, до момента внесения в такой договор соответствующих изменений размер арендной платы в любом случае не может быть меньше установленного пп. 288.5.1 НК.

Также судом отмечено, что Закон от 11.12.03 г. № 1378-IV «Об оценке земель» определяет систематичность проведения НДО земель: НДО земельных участков происходит не реже чем один раз в 5–7 лет по земельным участкам, расположенным в пределах населенных пунктов, независимо от их назначения, и земельным участкам сельхозназначения, которые находятся за пределами населенных пунктов. Что касается земельных участков несельскохозяйственного назначения, расположенных за пределами населенных пунктов, то их НДО проводится не реже чем один раз в 7–10 лет.

Для получения информации о НДО отдельного земельного участка заказчик обращается в районный орган по вопросам земельных ресурсов и получает такую информацию в форме извлечения. При этом судом замечено, что хотя в условиях договора аренды, заключенного между Истцом и городским советом, предусмотрено, что только стороны договора имеют право вносить в договор изменения, содержание договора должно соответствовать нормам законодательства.

В свою очередь, законодательством предусмотрена обязанность органов Госземагентства уведомлять налоговые органы об изменении НДО земельных участков, поскольку последняя является обязательным условием для определения размера арендной платы. Поэтому договор между Истцом и городским советом необходимо привести в соответствие с действующим законодательством.

Итак, суд пришел к выводу, что субъект властных полномочий, не являющийся участником договора, не может осуществлять властные управленческие функции путем вмешательства в отношения сторон договора, но имеет право контролировать, надлежащим ли образом выполняется договор и соответствуют ли его условия действующему законодательству. Таким образом, изменение размера земельного налога является основанием для пересмотра установленного размера арендной платы путем внесения соответствующих изменений в договор аренды земли его участниками. При таких обстоятельствах суд пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения иска.

Выводы

Если сельхозпредприятие арендует земельные участки государственной/коммунальной собственности, то независимо от внесенных изменений в такой договор размер арендной платы не может быть меньше, нежели установлен НК. НДО арендованного земельного участка государственной/коммунальной собственности необходимо индексировать в соответствии с действующим законодательством.

Комментарии к материалу

Оформить подписку на раздел «Агро»

Самая полная библиотека безопасных решений по бухучету, налогам и праву для с/х отрасли

4680 грн. / год

Купить

Лучшие материалы