Подписывайся на информационную страховку бухгалтера
Подписаться

Как собственникам земли будут возмещать ущерб, нанесенный в результате боевых действий

02.05.2022 278 0 0

В консультации рассмотрим процедуру возмещения ущерба собственникам земельных участков, которые понесли убытки в связи с военными действиями и чьи земельные участки стали непригодны к использованию.


По каким показателям оцениваются потери земельного фонда

Для установления размера убытков по некоторым направлениям постановлением КМУ от 20.03.2022 № 326 был утвержден Порядок определения ущерба и убытков, нанесенных Украине в результате вооруженной агрессии Российской Федерации (далее – Порядок № 326, вступил в силу с 21.04.2022).

Ущерб и убытки определяются отдельно по следующим направлениям (п. 2 Порядка № 326):

  • людские потери и связанные с ними социальные расходы;
  • экономические потери, связанные с людскими потерями;
  • потери жилищного фонда и объектов ЖКХ – направление, включающее потери жилищного фонда и объектов ЖКХ, объекты незавершенного строительства жилой недвижимости, дачных и садовых домов, фактические расходы на их восстановление;
  • потери земельного фонда – направление, включающее потери земельного фонда, а также связанную с ними упущенную выгоду и т. д.

В отношении потерь земельного фонда оцениваются такие основные показатели, как:

  • фактические расходы на рекультивацию земель, которые были нарушены в результате боевых действий, строительство, обустройство и содержание инженерно-технических и фортификационных сооружений, ограждений, пограничных знаков, пограничных просек, коммуникаций для обустройства государственной границы;
  • ущерб, нанесенный собственникам (землепользователям) земельных участков сельскохозяйственного назначения;
  • затраты на восстановление мелиоративных площадей;
  • расходы на разминирование.

Ответственными за определение ущерба по данному направлению являются областные, Киевская городская госадминистрации (на период военного положения – военные администрации).

Обратите внимание: ущерб определяется по методике, утвержденной приказом Минагрополитики, по согласованию с Минреинтеграции. Эта методика должна быть утверждена в течение 6 месяцев после вступления в силу Порядка № 326, то есть до 21.10.2022. На сегодня она еще не утверждена.

В то же время приказом Министерства защиты окружающей среды и природных ресурсов (далее – Минприроды) от 04.04.2022 № 167 утверждена Методика определения размера ущерба, причиненного земле, почвам в результате чрезвычайных ситуаций и/или вооруженной агрессии и боевых действий во время действия военного положения (далее – Методика № 167, вступила в силу с 22.04.2022).

Методика № 167 содержит порядок определения и возмещения ущерба вследствие загрязнения почв, засорения земель, допущенных в ходе чрезвычайных ситуаций и/или вооруженной агрессии и боевых действий в период военного положения.

Порядок определения ущерба, нанесенного загрязнением почв либо засорением земель

Согласно определениям, приведенным в п. 3 Методики № 167:

  • загрязнение почв – это накопление в почвах веществ, негативно влияющих на их плодородие и другие полезные свойства;
  • засорение земель – наличие на земельном участке посторонних предметов, материалов, отходов и/или других веществ без соответствующих разрешений.

К сведению: Методика № 167 касается всех земель Украины независимо от их категорий и форм собственности.

Почвы считаются загрязненными, если в их составе обнаружены негативные качественные изменения, которые могут быть обусловлены не только появлением в зоне аэрации новых ранее загрязняющих веществ (далее – ЗВ), но и содержанием опасных веществ, превышающим их предельно допустимую концентрацию (п. 1 разд. II Методики № 167).

Земли считаются засоренными, если на земельном участке имеются посторонние предметы, материалы, отходы и/или другие вещества без соответствующих разрешений, появившиеся на этом земельном участке в результате чрезвычайных ситуаций и/или вооруженной агрессии и боевых действий (п. 1 разд. II Методики № 167).

ЗВ, повлекшие загрязнение земельного участка, разделены на 4 группы опасности, основой для определения которых являются величины предельно допустимых концентраций и ориентировочно допустимых концентраций химических веществ в почве.

Кто и как будет устанавливать факты загрязнения почв или засорения земель?

Факты загрязнения почв и засорения земель будут устанавливаться сотрудниками Госэкоинспекции путем (п. 3 разд. II Методики № 167):

  • осмотра земельных участков;
  • анализа данных дистанционного зондирования земли;
  • исследования полученных образцов проб грунтов;
  • обработки выводов экспертиз, объяснений, справок, документов, материалов, сведений, а также оперативных сообщений от физических и юридических лиц.

Согласно п. 4 разд. II Методики № 167 объем загрязнения почв в каждом случае будет определяться индивидуально из-за разнообразия геоморфологических, геологических и гидрологических условий. При наличии информации о количестве (объеме, массе) ЗВ, которое проникло в определенный слой почвы, исчисляются площадь и глубина пропитки.

Если объем загрязнения грунта не может быть рассчитан в соответствии с п. 4 разд. II Методики № 167, он определяется с применением инструментально-лабораторного контроля, а в случае необходимости – с привлечением специализированных организаций и на основе других имеющихся материалов, включая данные дистанционного зондирования земли.

Важный момент: основой расчета размера ущерба от загрязнения почв является нормативная денежная оценка (далее – НДО) земельного участка, почвы которого подверглись загрязнению (п. 2 разд. III Методики № 167). Данные об НДО можно взять из любого источника.

Если НДО земельного участка не проведена или невозможно получить информацию об НДО загрязненного участка, НДО такого участка рассчитывается как средняя НДО площади пашни по АРК или по области (для г. Киева используется средняя НДО площади пашни по Киевской области), умноженной на коэффициент, обусловивший негативные экологические последствия для плодородия почв, равный 300.

За размерную единицу расчета величины ущерба принимается объем грунтовой массы 2 000 м3 на 1 га земельного участка. Расходы на осуществление мер по снижению или ликвидации загрязнения почв увеличиваются в зависимости от глубины пропитки ЗВ в соотношении 10 : 3 (т. е. при увеличении глубины в 10 раз относительно глубины грунтового слоя 0,2 м расходы на ликвидацию загрязнения увеличиваются в 3 раза).

Все материалы, которые используются для расчетов, формируют в отдельное дело. Такие дела будут храниться в органах Госэкоинспекции.

Органы Госэкоинспекции имеют право предоставлять копии расчетов вместе с делом органам государственной власти, местного самоуправления и правоохранительным органам (п. 2 разд. V Методики № 167).

Комментарии к материалу

Оформить подписку на раздел «Агро»

Самая полная библиотека безопасных решений по бухучету, налогам и праву для с/х отрасли

4680 грн. / год

Купить

Лучшие материалы