Что ждет агрария в случае открытия рынка земли
Из этой статьи вы узнаете: что предусмотрено законопроектом относительно внедрения оборота земель сельхозназначения, останется ли преимущественное право арендатора на первоочередную покупку земельного участка.
Тема открытия рынка земли актуальна более 20 лет. В этом году новое правительство и президент обещают разработать и ввести совершенный оборот сельхозземель. Итак, Минэкономразвития разработан и размещен 20.09.19 г. на собственном веб-сайте (me.gov.ua) законопроект «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно оборота земель сельскохозяйственного назначения» (далее – проект). Сейчас проект вынесен на обсуждение, чтобы все желающие могли высказать свою мнение относительно него. Все комментарии остаются под проектом.
Проанализируем, что предлагается в проекте и как он повлияет, в случае принятия, на действующие договоры аренды земельных участков, арендаторов и арендодателей.
Содержание проекта
Дата открытия рынка
Вступление в силу проекта планируется 01.10.20 г. Поэтому в случае его принятия без внесения в него изменений рынок земли (отмена моратория) будет открыт уже с октября следующего года.
Из Земельного кодекса (далее – ЗК) исключаются п. 14 и 15 разд. Х, которые вводили мораторий на продажу сельхозземель. Понятно, если рынок заработает, то нужды в этих пунктах больше не будет.
Лица, которые имеют право приобретать сельхозземлю
Предлагается изложить в новой редакции ст. 130 ЗК относительно субъектов, которые имеют право приобретать право собственности на земельные участки сельхозназначения. К таким субъектам отнесены:
- граждане Украины;
- юрлица. Важно! В проекте не уточняются критерии для такого юрлица. Не упоминается ни о деятельности в сфере сельского хозяйства, ни о других важных факторах. Возможно, проект доработают, ведь во многих комментариях указывается на необходимость установления критериев для юрлиц, чтобы за ними не скрывались иностранные граждане/компании;
- территориальные громады;
- государство.
Обращаем внимание! Иностранцы и лица без гражданства могут приобретать право собственности на участки сельхозназначения в порядке наследования по закону, но обязаны осуществить их отчуждение на протяжении одного года со дня приобретения права собственности. Аналогичное условие об отчуждении земли иностранцем действует и до сих пор (ч. 4 ст. 81 ЗК). |
Лимит на количество сельхозземли в одних руках
Предлагается установить лимит на общую площадь участков сельхозназначения для одного гражданина или юрлица Украины с учетом связанных лиц:
- в пределах одной области – до 15 % сельхозземель этой области;
- в пределах страны – до 0,5 % сельхозземель.
Следить за соблюдением этих порогов будет госрегистратор прав, которому предоставляется доступ к Государственному реестру вещных прав на недвижимое имущество (далее – Госреестр прав), Государственному земельному кадастру (далее – ГЗК) и Единому государственному реестру юридических лиц, физических лиц – предпринимателей и общественных формирований. С помощью реестров он определит совокупную площадь участков сельхозназначения, которые находятся в собственности одного человека. В случае превышения предела ему будет отказано в госрегистрации. То есть одному человеку не удастся зарегистрировать на себя больше разрешенного количества гектаров сельхозземель.
Сейчас лимиты по областям и стране официально не опубликованы, но считаем, что Госгеокадастр владеет этой информацией. Ведь эта служба ведет ГЗК, имеет статистические данные о землях на определенной территории, их целевом назначении и виде использования.
Постоянное пользование
Не менее важной является норма проекта относительно права постоянного пользования. Раздел Х ЗК планируется дополнить п. 61 следующего содержания:
- граждане, которым принадлежит право постоянного пользования, право пожизненного унаследованного владения земельными участками государственной и коммунальной собственности, которые предназначены для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, имеют право на их выкуп в собственность с рассрочкой платежа до 5 лет по цене, равной нормативной денежной оценке (далее – НДО) таких участков, без проведения земельных торгов.
Наконец постоянные землепользователи, среди которых много фермеров, будут иметь возможность выкупить земельный участок в частную собственность, к тому же без земельных торгов. А все знают, что с торгами лучше не связываться, потому что они проходят долго, дорого и с коррупционной составляющей. Поэтому фермер, который до сих пор имеет на руках государственный акт на право постоянного пользования землей, сможет выкупить ее полностью (не делить на всех членов) в частную собственность по цене ее НДО.
Имейте в виду! Тот, кому предоставлено право постоянного пользования, пожизненного унаследованного владения, и будет иметь возможность оформить в частную собственность этот земельный участок (в случае принятия проекта). Оформление такого права сразу на фермерское хозяйство не предусмотрено. |
Сведения о цене права и арендной плате
В Госреестр прав добавляются сведения о цене (стоимости) недвижимого имущества и вещных прав на него или размере платы за пользование по соответствующим сделкам. То есть в случае принятия проекта в Госреестр включат графу относительно цены/стоимости недвижимого имущества (дома, земельного участка, квартиры и т. п.) или размера арендной платы. Эти сведения будут вносить в Госреестр прав исключительно во время государственной регистрации приобретения прав. Значит, только в случае обращения за регистрацией (заключения договора купли-продажи, аренды и т. п.) такая информация попадет в раздел о вещном праве. Собственноручно и по предыдущим соглашениям их вносить никто не будет.
К сведению! При отсутствии в документах соответствующих сведений о цене, арендной плате, они не будут вноситься в Госреестр прав, а дополнительные документы не будут требоваться. |
Преимущественное право арендатора на покупку земли
Согласно проекту преимущественное право покупки сельхозземли остается за ее арендатором при условии уплаты им цены, по которой она продается. Подобная норма действует давно в ст. 9 Закона от 06.10.98 г. № 161-XIV «Об аренде земли» (далее – Закон № 161).
Это значит, что арендодатель – владелец земельного участка после открытия рынка земли сможет ее продать и может внести такое предложение прежде всего арендатору. Сообщение излагается в произвольной письменной форме с определением цены и других условий продажи (ч. 2 ст. 9 Закона № 161).
Точного срока предоставления ответа на предложение не установлено. Дедлайн можно указать в самом письме или исходить из общепринятых сроков предоставления ответа на обращение – один месяц (ст. 20 Закона от 02.10.96 г. № 393/96-ВР «Об обращениях граждан»). В случае отказа арендатора от своего преимущественного права арендодатель может искать других покупателей, но по такой же цене. К новому собственнику участка переходят права и обязанности арендодателя по договору аренды этого участка.
Важно! Игнорирование преимущественного права арендатора является грубым нарушением норм Закона № 161. Поэтому при продаже участка без предварительного предложения арендатору или продаже на других условиях (по меньшей, нежели предлагалась арендатору, цене) последний имеет право обжаловать в суд сделку, которая будет заключена между старым и новым арендодателями. |
Кроме того, не только арендодатель может инициировать продажу участка, а и арендатор имеет право предложить арендодателю выкупить такой участок (ч. 5 ст. 9 Закона № 161).
Итак, арендатор в любом случае будет иметь первое слово в случае продажи арендованного земельного участка. Даже если он его не приобретет и появится новый арендодатель, договор аренды продолжает действовать на тех же условиях.
Минимальная ставка на торгах
Устанавливается минимальная стартовая цена продажи земельных участков государственной и коммунальной собственности на земельных торгах на уровне не ниже НДО. Сегодня действует ставка – не ниже экспертной денежной оценки.
Выводы
Предполагается, что внедрение оборота земель сельхозназначения позволит создать условия для функционирования полноценного рынка земель и развития рыночных арендных отношений, повысить уровень земельных отношений до уровня развитых стран. Впрочем, проект довольно скуп на детальное регулирование процедуры приобретения сельхозземли. Его объем – 4 листа. И хотя в проекте подтверждается преимущественное право арендатора на покупку (в случае продажи) арендованного земельного участка, многие переживают, что это можно использовать против арендатора.
В любом случае внедрение оборота сельхозземель планируется с 01.10.20 г., так что аграрии будут иметь время подготовиться. В частности, целесообразно внести изменения в договоры аренды земельных участков, прописав в них правила продажи участка.
Комментарии к материалу