Подписывайся на информационную страховку бухгалтера
Разделы:
Подразделы:
Подразделы:
Подразделы:

Как отразить в бухучете заблокированные налоговые накладные

Акценты статьи:

  • какие счета/субсчета следует применять для учета сумм НДС, которые отражены в налоговых накладных (далее – НН) и расчетах корректировки (далее для упрощения под НН будем понимать и расчеты корректировки);
  • учет сумм НДС, приведенных в заблокированных НН, у поставщика и покупателя.

Прежде всего напомним, что в ныне действующем законодательстве нет специального документа, который бы определял порядок бухгалтерского учета сумм НДС. До 09.08.19 г. единственным документом, который регулировал бухучет НДС, была Инструкция по бухгалтерскому учету налога на добавленную стоимость, утвержденная приказом Минфина от 01.07.97 г. № 141 (далее – Инструкция № 141). Но Минфин своим приказом от 18.06.19 г. № 247 признал ее утратившей силу.

Таким образом, теперь следует руководствоваться только Инструкцией о применении Плана счетов бухгалтерского учета активов, капитала, обязательств и хозяйственных операций предприятий и организаций, утвержденной приказом Минфина от 30.11.99 г. № 291 (далее – Инструкция № 291). Но, поскольку эта Инструкция не устанавливает учетных подходов, а лишь содержит перечень счетов для отражения в учете хозяйственных операций по НДС, плательщики НДС по желанию могут прописать порядок учета НДС в своей учетной политике, например, выделив в приказе об учетной политике отдельный раздел, посвященный бухучету НДС. За основу, на наш взгляд, можно взять Инструкцию № 141. Подробно о ведении бухучета НДС после отмены Инструкции № 141 читайте в «Учет НДС после прекращения действия Инструкции № 141».

Так, в соответствии с Инструкцией № 291 для бухучета сумм налогов, подлежащих уплате в бюджет, предназначен субсчет 641 «Расчеты по налогам». Поэтому для учета именно НДС следует открыть субсчет третьего порядка. Например, в программе 1С для этого применяется субсчет 6415 «Расчеты по НДС», на котором отражают:

  • по дебету – начисленные суммы налоговых обязательств по НДС (далее – НО), а также суммы НДС, полученные из бюджета (как бюджетное возмещение);
  • кредиту – суммы налогового кредита, подтвержденного НН (или ее заменителями), зарегистрированной в Едином реестре налоговых накладных (далее – ЕРНН), а также сумму НДС, перечисленную в бюджет (на электронный счет в системе электронного администрирования).
Полная версия доступна только подписчикам
Подпишитесь на онлайн сервисы для бухгалтеров и кадровиков Uteka. Получите полный доступ библиотеки безопасных решений, которые делают вашу работу более эффективной.
Что входит в подписку?
Готовые решения
и примеры
Мгновенная активация
доступа
Возможность задать
вопрос эксперту
Ежедневные
обновления
Доступ к эксклюзивным
материалам
Открытый архив
материалов с 2015 года
Статьи по теме
03.06.2025
Продажа товаров на рынках и ярмарках: как оформлять налоговую накладную
Продажа товаров в случае выездной торговли осуществляется за наличные деньги или с применением электронных платежных средств (через так называемые платежные терминалы). При таком способе расчетов плательщикам НДС разрешается выписывать одну итоговую налоговую накладную (далее – НН) на весь объ...
03.06.2025
Компенсация расходов на обустройство рабочих мест для лиц с инвалидностью: учет у работодателя
В статье рассмотрено, как предприятию-работодателю получить компенсацию расходов на обустройство рабочего места для лица с инвалидностью и как отразить сумму компенсации в учете. Как известно, со второй половины 2023 года в Украине действует программа, позволяющая работодателям получить компенсацию ...
26.05.2025
Товары вывозятся в режиме экспортного обеспечения в нескольких периодах: как заполнить декларацию по НДС
Как правильно отразить экспорт товаров РЭО в декларации по НДС, если их вывозят частями в разные отчетные периоды? В статье рассмотрим позицию ГНС по этому вопросу и приведем пример заполнения декларации. Режим экспортного обеспечения (далее – РЭО) при вывозе за пределы Украины отдельных видов...
Популярное
03.04.2025
Должностная инструкция для председателя фермерского хозяйства
В этом материале рассмотрим, как правильно составить должностную инструкцию для председателя фермерского хозяйства (далее – ФХ). В частности, выясним, какие разделы должна иметь инструкция и в каком случае в нее следует изменять. В этом материале рассмотрим, как правильно составить должностную...
21.03.2025
Как ФХ определить своих конечных бенефициаров
Юридические лица (в т. ч. ФХ) должны подавать информацию о своих конечных бенефициарных владельцах (далее – КБВ) (или об их отсутствии). За несвоевременное представление такой информации предусмотрены штрафные санкции. О порядке и сроках такого информирования расскажем в данной статье. Юридич...
10.04.2025
Как принять нового члена в фермерское хозяйство
На законодательном уровне правилам приема нового члена в фермерское хозяйства (далее – ФХ) уделено мало внимания. В то же время, это одно из важных действий, без которых не обходится ни одно ФХ. В данном материале расскажем, чем регулируется процедура приема нового члена в ФХ, из каких этапов ...
Новое
04.06.2025
Ликвидационная стоимость сада: определение и образцы оформления
В данной статье рассмотрено, что такое ликвидационная стоимость сада, кто и как ее устанавливает, и можно ли ее определить как нулевую. Ликвидационная стоимость многолетних насаждений, в частности садов, непосредственно влияет на расчет суммы амортизации, а значит, и на финансовый результат предприя...
03.06.2025
Продажа товаров на рынках и ярмарках: как оформлять налоговую накладную
Продажа товаров в случае выездной торговли осуществляется за наличные деньги или с применением электронных платежных средств (через так называемые платежные терминалы). При таком способе расчетов плательщикам НДС разрешается выписывать одну итоговую налоговую накладную (далее – НН) на весь объ...
03.06.2025
Частичная ликвидация основных средств: НДС-последствия
Пришлось частично ликвидировать основное средство при ремонте? Узнайте из нашей статьи, нужно ли в таком случае начислять НДС-обязательства, что является базой налогообложения и каким должно быть документальное оформление операции. В процессе ремонта объекта основных средств произошла его частичная ...
Лучшие материалы