Подписывайся на информационную страховку бухгалтера
Подписаться

Хомут аграрию на сою. И на рапс с подсолнечником


Для кого эта статья: для субъектов хозяйствования, осуществляющих экспорт технических культур.

Из этой статьи вы узнаете: какие проблемы может вызвать принятый Верховной Радой Закон об освобождении от налогообложения операций по вывозу в таможенном режиме экспорта некоторых технических культур.


7 декабря текущего года Верховная Рада приняла Закон «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины относительно обеспечения сбалансированности бюджетных поступлений в 2018 году» (законопроект № 6776-д), по которому с 1 марта 2018 года освобождаются от обложения НДС операции по вывозу в таможенном режиме экспорта технических культур товарных позиций 1201 (соевые бобы), 1205 (семена сурепки или рапса) и 1206 00 (семена подсолнечника) согласно УКТВЭД.

Чем это грозит на практике

Абстрагируясь от агрономических, экономических и политических вопросов, хотел бы рассмотреть лишь бухгалтерско-налоговые аспекты влияния данной нормы на агросектор Украины.

Идея освобождения от НДС экспорта отдельных сельхозкультур, с соответствующим увеличением их себестоимости, далеко не нова. И последняя версия похожей нормы была отменена совсем недавно (с 1 января 2016 года), как одна из составляющих компромисса государства с агробизнесом относительно отмены действия спецрежима по НДС для сельхозпроизводителей. Такие действия государства четко вписывались в канву выравнивания правил обложения НДС для предприятий всех отраслей, что было закреплено в меморандуме с МВФ. Теперь же государство резко приняло в сторону. Государство ли? Данная поправка не рассматривалась и не обсуждалась ни в ГФС, ни в профильном министерстве, ни в Минфине, ни в профильном комитете Верховной Рады. Ее автором является конкретное лобби конкретных агрохолдингов. Но такова политика, вернемся к тому, чем это вообще чревато.

Нормы стандартов бухучета, в частности П(С)БУ 9 «Запасы», говорят, что суммы косвенных налогов, которые возникают в связи с приобретением запасов и не возмещаются предприятию, должны быть включены в первоначальную стоимость запасов. Налоговый кодекс (далее – НК), а именно пп. «б» п. 198.5, в случае использования товаров в операциях, освобожденных от налогообложения, обязует налогоплательщика начислять налоговые обязательства, которые, по сути, должны равняться сумме накопленного налогового кредита по НДС, связанного с приобретением или изготовлением таких товаров.

Соответственно в случае экспорта приобретенного или выращенного рапса, сои или подсолнечника НДС, который возник в связи с выращиванием этих масличных культур, должен быть включен в состав их себестоимости. Но по какому механизму определять сумму такого НДС, если предприятие, кроме экспорта, например, осуществляет также поставки этих культур на территории Украины или выращивает кроме них, допустим, кукурузу для севооборота?

В таком случае придется использовать механизм пропорционального отнесения сумм налога в налоговый кредит, предусмотренный ст. 199 НК. А именно: налогоплательщик будет обязан на общую сумму доли налога, уплаченного (начисленного) при их приобретении или изготовлении, которая соответствует доле использования таких товаров/услуг, необоротных активов в необлагаемых операциях:

  • начислить налоговые обязательства;
  • составить сводную налоговую накладную и не позже последнего дня отчетного (налогового) периода зарегистрировать ее в Едином реестре налоговых накладных.

При этом доля использования товаров/услуг, необоротных активов в налогооблагаемых операциях определяется в процентах как отношение объемов по налогооблагаемым поставкам (без учета сумм налога) за предыдущий календарный год к совокупным объемам налогооблагаемых и не облагаемых налогом поставок (без учета сумм налога) за этот же год. Определенная в процентах величина применяется на протяжении текущего календарного года.

Но налогоплательщики, у которых в течение предыдущего календарного года не облагаемые налогом операции отсутствовали и которые начали их осуществлять в отчетном периоде, проводят в текущем календарном году расчет доли использования товаров/услуг, необоротных активов в налогооблагаемых операциях на основании расчета, определенного по фактическим данным объемов по налогооблагаемым и не облагаемым налогом поставкам первого отчетного налогового периода, в котором задекларированы такие операции.

Вроде бы все просто. Однако согласно текущему порядку возмещения НДС, действующему начиная с 1 января 2017 года, существует только два ограничения права на возмещение, а именно: сумма НДС, которая включается в расчет бюджетного возмещения, должна быть фактически уплачена поставщику и сумма заявленного возмещения не может быть больше регистрационного лимита в СЭА НДС на момент подачи декларации по НДС с заявлением о возмещении. Поэтому может сложиться ситуация, когда по состоянию на 1 марта 2018 года НДС, уплаченный при выращивании или приобретении соевых бобов, семян рапса или подсолнечника, которые будут экспортироваться после этой даты, будет уже возмещен государством или подан на возмещение. И это абсолютно законно.

Более того, поскольку коэффициент, предусмотренный ст. 199 НК, можно будет применять только к новому налоговому кредиту, уплаченному после 1 марта 2018 года, никаких законных оснований для корректировки налогового кредита, возникшего до этой даты, не будет. Однако вряд ли это понравится представителям государства.

Как могут действовать налоговики

Попробуем смоделировать возможные варианты действий представителей контролирующих органов в случае, если не будут внесены дополнительные поправки в НК:

  • ретроспективное применение коэффициента путем определения доли дохода от экспорта масличных культур в прошлых налоговых периодах с экстраполяцией на периоды после 1 марта 2018 года, с соответствующей корректировкой налогового кредита;
  • отдельное декларирование. Введение отдельной декларации для экспорта масличных культур или даже с разбивкой по отдельным культурам (возможности СЭА позволяют это сделать), с ретроспективным правом на налоговый кредит;
  • негласный мораторий на возмещение НДС для предприятий, экспортирующих вышеуказанные масличные культуры, до 1 марта 2018 года.

Подчеркиваю, что все эти гипотетические варианты, без внесения соответствующих изменений в НК, являются абсолютно противозаконными и ведут к судебным спорам, однако они весьма реальны. Лично я оцениваю вероятность первого варианта как достаточно высокую. Так, в январе 2016 года агротрейдеры уже попали в похожую ситуацию, когда при отмене аналогичного режима, который освобождал от НДС экспорт отдельных сельхозпкультур, они получили законное право на восстановление налогового кредита с соответствующим возмещением НДС по товарным остаткам на элеваторах по состоянию на 01.01.16 г., однако государство в административном и судебном порядке пыталось лишить их этого законного права. Так что мешает истории повториться?

В любом случае аграриям следует готовиться или к дальнейшим изменениям законодательства относительно имплементации указанных выше сценариев, или к «беспределу» государства.

Конечно, наилучшим вариантом для агрария будет использование Президентом права вето относительно этого Закона или отмена указанных норм сразу после их опубликования. Впрочем, надежды миллионов аграриев на адекватность действий власти в который раз могут оказаться напрасными.

Комментарии к материалу

Оформить подписку на раздел «Агро»

Самая полная библиотека безопасных решений по бухучету, налогам и праву для с/х отрасли

4680 грн. / год

Купить

Лучшие материалы