Особенности проведения проверок с учетом последних изменений
23.01.2017 1767 1 0
ГФС в письме от 17.01.2017 г. № 1005/7/99-99-14-03-03-17 напомнила, что с 01.01.2017 г. организацию и проведение документальных и фактических проверок может быть осуществлено (в т.ч. издан приказ о проведении, оформлено направление (удостоверение), составлен акт (справку) и налоговые уведомления-решения, требования (решения) по уплате ЕСВ, по их результатам)) только контролирующими органами областного и центрального уровней.
Одновременно уточнено, что документы по вопросам проведения проверок (запросы, приказы, акты, уведомления о месте и времени проведения рассмотрения возражений, налоговые уведомления-решения) направляются налогоплательщикам в порядке, установленном п. 42.2 ст.42 НКУ.
Законом Украины от 21.12.2016 г. № 1797-VIII «О внесении изменений в Налоговый кодекс относительно улучшения инвестиционного климата в Украине» (далее – Закон № 1797), введено обнародование плана-графика проведения документальных проверок на официальном веб-портале ГФС до 25 декабря года, предшествующего году, в котором будут проводиться такие документальные плановые проверки.
Кроме того, при определении сроков, в течение которых могут проводится с 01.01.2017 г. документальные проверки, следует учесть изменения, внесенные в критерии принадлежности плательщика к категории крупных плательщиков налогов, а именно:
- увеличен показатель уплаты платежей в государственный бюджет по платежам, которые контролируются ГФС, с 12 до 20 млн. гривен;
- увеличен критерий объема дохода от всех видов деятельности за последние четыре последовательные налоговые (отчетные) кварталы с 500 млн. грн. до 1 млрд. гривен;
- добавлено постоянное представительство нерезидента в перечень субъектов.
Замечено, что увеличено с 15 до 90 календарных дней срок, в течение которого при получении заявления с жалобой от покупателя контролирующий орган обязан провести документальную проверку продавца с учетом требований, установленных пп. 78.1.9 п. 78.1 ст. 78 Налогового кодекса, для выяснения достоверности и полноты начисления им обязательств по налогу по такой операции.
Вместе с тем изменен порядок применения штрафных санкций в случае нерегистрации налоговых накладных в ЕРНН, неисправление ошибок, допущенных при указания обязательных реквизитов налоговой накладной, и выявленных контролирующим органом по результатам проверки, проведенной по заявлению покупателя.
При проведении выездных документальных проверок следует учесть изменения, внесенные в п. 81.2 ст. 81 Налогового кодекса, в отношении определения четкого порядка действий должностных лиц контролирующих органов в случае недопуска их к проведению такой проверки. В частности, в этом случае безотлагательно составляется в двух экземплярах акт, удостоверяющий факт отказа, с указанием заявленных причин отказа, один экземпляр которого вручается под подпись, сразу после его составления, налогоплательщику и/или уполномоченному лицу налогоплательщика.
Должностное (служебное) лицо плательщика налогов (его представитель или лицо, которое фактически проводит расчетные операции) имеет право предоставить свои письменные объяснения, составленного контролирующим органом акта. В случае отказа от подписания такого акта, должностными лицами контролирующего органа составляется акт, удостоверяющий факт отказа в получении акта и/или предоставлении письменных объяснений к нему.
Также внесены изменения в части организации внеплановых документальных проверок, а именно уточнены основания для их проведения. В частности, дополнен возможностью проведения внеплановой проверки в случае получения информации, свидетельствующей о нарушении требований налогового законодательства.
Вместе с тем установлен срок для предоставления налогоплательщиками пояснений на запрос контролирующего органа - 15 рабочих дней со дня, следующего за днем получения запроса, и требования к его содержанию.
Внеплановая документальная проверка может быть проведена не только в случае представления налогоплательщиками возражений к акту (справке) проверки, а также дополнительных документов в порядке, определенном п. 44.7 ст. 44 Кодекса. Приказ о проведении проверки по основаниям, указанным в этом подпункте, представляется:
- в случае рассмотрения возражения к акту проверки и/или дополнительных документов в порядке, определенном п. 44.7 ст. 44 Кодекса, - контролирующим органом, который проводил проверку;
- во время проведения процедуры административного обжалования - контролирующим органом высшего уровня, который рассматривает жалобу налогоплательщика
Изъято из пп. 78.1.11 п. 78.1 ст. 78 Налогового кодекса возможность проведения внеплановой проверки в случае получения постановления органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, следователя, прокурора.
Кроме того, следует обратить внимание, что с 01.01.2017 г. ст. 78 Кодекса дополнен новым основанием для проведения документальной внеплановой проверки - в случае если налогоплательщиком не предоставлен для проведения встречной сверки информацию, определенную в запросе контролирующего органа, в течение 10 рабочих дней со дня, следующего за днем получения запроса, исключительно по вопросам, указанным в запросе.
При оформлении результатов проверок необходимо учесть, что увеличен срок вручения акта (справки) документальной невыездной проверки - не позднее следующего рабочего дня после его регистрации вручается лично налогоплательщику или его представителям или направляется в порядке, определенном ст. 42 Кодекса.
С 01.01.2017 изменен порядок представления и рассмотрения возражений актов (справок) проверок. Так, плательщики налогов в случае несогласия с выводами проверки или фактами и данными, изложенными в акте (справке) проверки, имеют право подать свои возражения и/или дополнительные документы, в порядке, определенном п. 44.7 ст. 44 Налогового кодекса, в контролирующий орган, который проводил проверку плательщика налогов (ранее замечания подавались в контролирующий орган по основному месту учета).
Также Законом № 1797 уточнен порядок исчисления сроков для предоставления возражения на акт (справку) о результатах проверки и копий документов к нему – со следующего дня, за днем получения акта (справки), увеличен срок их рассмотрения с 5 до 7 рабочих дней, а также срок для уведомления контролирующим органом о месте и времени проведения рассмотрения возражения с 2 до 4 рабочих дней до дня их рассмотрения.
Законом № 1797 внесены изменения в ст. 86 Кодекса и, с учетом переноса контрольных функций на областной и центральный уровни, установлен общий порядок принятия налоговых уведомлений-решений по результатам фактических проверок. Так, налоговое уведомление-решение принимается руководителем (его заместителем или уполномоченным лицом) контролирующего органа в течение десяти рабочих дней со дня, следующего за днем вручения налогоплательщику, его представителю или лицу, осуществлявшему расчетные операции, акта проверки в порядке, предусмотренном ст. 58 Кодекса, для направления (вручения) налоговых уведомлений-решений, а при наличии возражений должностных лиц налогоплательщика к акту проверки и/или дополнительных документов, представленных в порядке, определенном п. 44.7 ст. 44 Кодекса, принимается с учетом вывода о результатах рассмотрения возражений к акту проверки и/или дополнительных документов - в течение трех рабочих дней, следующих за днем рассмотрения возражений и/или дополнительных документов и предоставления (направления) письменного ответа плательщику налогов.
Вместе с тем предусмотрено указание в уведомлениях-решениях предупреждение о необходимости составления и регистрации в ЕРНН налоговой накладной/расчета корректировки к ней, в случаях, определенных Кодексом.
Указано, что решение об определении денежных обязательств, требования (решения) по уплате ЕСВ по материалам документальных проверок, которые начаты (завершены) государственными налоговыми инспекциями до 01.01.2017 г. и срок вынесения решения по которым не наступил, принимается руководителем (его заместителем или уполномоченным лицом) соответствующего контролирующего органа областного уровня.
Одновременно указано, что Законом № 1797 установлена ответственность должностного (служебного) лица контролирующего органа за принятие неправомерного решения, которым определяются налоговые (денежные) обязательства налогоплательщику. Предусмотрено, что за повторное в течение последних двенадцати месяцев принятия неправомерного решения, которым определяются налоговые (денежные) обязательства налогоплательщиков, такое должностное (служебное) лицо контролирующего органа привлекается к дисциплинарной ответственности в порядке, предусмотренном законом.
Законом № 1797 также внесены изменения в порядок проведения встречных сверок, а также предоставлении налогоплательщиками пояснений на запрос контролирующего органа, определены ст. 73 Кодекса. В частности, в случае проведения встречной сверки плательщики налогов и другие субъекты информационных отношений обязаны подавать информацию, определенную в запросе контролирующего органа, в течение 10 рабочих дней со дня, следующего за днем получения запроса. Документальное подтверждение этой информации по требованию контролирующего органа может быть предоставлен в электронном или бумажном виде по выбору налогоплательщика.
Особое внимание следует уделить перечню информации и документов, которые запрашиваются, поскольку при проведении встречной сверки выясняются только вопросы, указанные в письменном запросе контролирующего органа на проведение встречной сверки.
Кроме того, изменен объект встречной сверки - во время встречной сверки осуществляется сопоставление данных, полученных от налогоплательщиков и других субъектов информационных отношений, с целью документального подтверждения хозяйственных отношений с плательщиком налогов и сборов, а также подтверждения отношений, вида, объема и качества операций и расчетов, что осуществлялись между ними, для выяснения полноты их отражения в учете налогоплательщика. Также ограничена возможность их проведения только с целью получения информации, необходимой в связи с проведением проверок (временные рамки не установлены).
По результатам встречных сверок составляется справка, которая предоставляется субъекту хозяйствования в 10-дневный срок.
Повторное осуществления встречных сверок контролирующими органами по одному и тому же вопросу запрещено.
Источник: http://www.visnuk.com.ua/
Комментарии к материалу
Отсортировано: по времени по популярности
Всего комментариев 1