Подписывайся на информационную страховку бухгалтера
Разделы:
Подразделы:
Подразделы:
Подразделы:

Особенности проведения проверок с учетом последних изменений

23.01.2017

ГФС в письме от 17.01.2017 г. № 1005/7/99-99-14-03-03-17 напомнила, что с 01.01.2017 г. организацию и проведение документальных и фактических проверок может быть осуществлено (в т.ч. издан приказ о проведении, оформлено направление (удостоверение), составлен акт (справку) и налоговые уведомления-решения, требования (решения) по уплате ЕСВ, по их результатам)) только контролирующими органами областного и центрального уровней.

Одновременно уточнено, что документы по вопросам проведения проверок (запросы, приказы, акты, уведомления о месте и времени проведения рассмотрения возражений, налоговые уведомления-решения) направляются налогоплательщикам в порядке, установленном п. 42.2 ст.42 НКУ.

Законом Украины от 21.12.2016 г. № 1797-VIII «О внесении изменений в Налоговый кодекс относительно улучшения инвестиционного климата в Украине» (далее – Закон № 1797), введено обнародование плана-графика проведения документальных проверок на официальном веб-портале ГФС до 25 декабря года, предшествующего году, в котором будут проводиться такие документальные плановые проверки.

Кроме того, при определении сроков, в течение которых могут проводится с 01.01.2017 г. документальные проверки, следует учесть изменения, внесенные в критерии принадлежности плательщика к категории крупных плательщиков налогов, а именно:

- увеличен показатель уплаты платежей в государственный бюджет по платежам, которые контролируются ГФС, с 12 до 20 млн. гривен;

- увеличен критерий объема дохода от всех видов деятельности за последние четыре последовательные налоговые (отчетные) кварталы с 500 млн. грн. до 1 млрд. гривен;

- добавлено постоянное представительство нерезидента в перечень субъектов.

Замечено, что увеличено с 15 до 90 календарных дней срок, в течение которого при получении заявления с жалобой от покупателя контролирующий орган обязан провести документальную проверку продавца с учетом требований, установленных пп. 78.1.9 п. 78.1 ст. 78 Налогового кодекса, для выяснения достоверности и полноты начисления им обязательств по налогу по такой операции.

Вместе с тем изменен порядок применения штрафных санкций в случае нерегистрации налоговых накладных в ЕРНН, неисправление ошибок, допущенных при указания обязательных реквизитов налоговой накладной, и выявленных контролирующим органом по результатам проверки, проведенной по заявлению покупателя.

При проведении выездных документальных проверок следует учесть изменения, внесенные в п. 81.2 ст. 81 Налогового кодекса, в отношении определения четкого порядка действий должностных лиц контролирующих органов в случае недопуска их к проведению такой проверки. В частности, в этом случае безотлагательно составляется в двух экземплярах акт, удостоверяющий факт отказа, с указанием заявленных причин отказа, один экземпляр которого вручается под подпись, сразу после его составления, налогоплательщику и/или уполномоченному лицу налогоплательщика.

Должностное (служебное) лицо плательщика налогов (его представитель или лицо, которое фактически проводит расчетные операции) имеет право предоставить свои письменные объяснения, составленного контролирующим органом акта. В случае отказа от подписания такого акта, должностными лицами контролирующего органа составляется акт, удостоверяющий факт отказа в получении акта и/или предоставлении письменных объяснений к нему.

Также внесены изменения в части организации внеплановых документальных проверок, а именно уточнены основания для их проведения. В частности, дополнен возможностью проведения внеплановой проверки в случае получения информации, свидетельствующей о нарушении требований налогового законодательства.

Вместе с тем установлен срок для предоставления налогоплательщиками пояснений на запрос контролирующего органа - 15 рабочих дней со дня, следующего за днем получения запроса, и требования к его содержанию.

Внеплановая документальная проверка может быть проведена не только в случае представления налогоплательщиками возражений к акту (справке) проверки, а также дополнительных документов в порядке, определенном п. 44.7 ст. 44 Кодекса. Приказ о проведении проверки по основаниям, указанным в этом подпункте, представляется:

- в случае рассмотрения возражения к акту проверки и/или дополнительных документов в порядке, определенном п. 44.7 ст. 44 Кодекса, - контролирующим органом, который проводил проверку;

- во время проведения процедуры административного обжалования - контролирующим органом высшего уровня, который рассматривает жалобу налогоплательщика

Изъято из пп. 78.1.11 п. 78.1 ст. 78 Налогового кодекса возможность проведения внеплановой проверки в случае получения постановления органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, следователя, прокурора.

Кроме того, следует обратить внимание, что с 01.01.2017 г. ст. 78 Кодекса дополнен новым основанием для проведения документальной внеплановой проверки - в случае если налогоплательщиком не предоставлен для проведения встречной сверки информацию, определенную в запросе контролирующего органа, в течение 10 рабочих дней со дня, следующего за днем получения запроса, исключительно по вопросам, указанным в запросе.

При оформлении результатов проверок необходимо учесть, что увеличен срок вручения акта (справки) документальной невыездной проверки - не позднее следующего рабочего дня после его регистрации вручается лично налогоплательщику или его представителям или направляется в порядке, определенном ст. 42 Кодекса.

С 01.01.2017 изменен порядок представления и рассмотрения возражений актов (справок) проверок. Так, плательщики налогов в случае несогласия с выводами проверки или фактами и данными, изложенными в акте (справке) проверки, имеют право подать свои возражения и/или дополнительные документы, в порядке, определенном п. 44.7 ст. 44 Налогового кодекса, в контролирующий орган, который проводил проверку плательщика налогов (ранее замечания подавались в контролирующий орган по основному месту учета).

Также Законом № 1797 уточнен порядок исчисления сроков для предоставления возражения на акт (справку) о результатах проверки и копий документов к нему – со следующего дня, за днем получения акта (справки), увеличен срок их рассмотрения с 5 до 7 рабочих дней, а также срок для уведомления контролирующим органом о месте и времени проведения рассмотрения возражения с 2 до 4 рабочих дней до дня их рассмотрения.

Законом № 1797 внесены изменения в ст. 86 Кодекса и, с учетом переноса контрольных функций на областной и центральный уровни, установлен общий порядок принятия налоговых уведомлений-решений по результатам фактических проверок. Так, налоговое уведомление-решение принимается руководителем (его заместителем или уполномоченным лицом) контролирующего органа в течение десяти рабочих дней со дня, следующего за днем вручения налогоплательщику, его представителю или лицу, осуществлявшему расчетные операции, акта проверки в порядке, предусмотренном ст. 58 Кодекса, для направления (вручения) налоговых уведомлений-решений, а при наличии возражений должностных лиц налогоплательщика к акту проверки и/или дополнительных документов, представленных в порядке, определенном п. 44.7 ст. 44 Кодекса, принимается с учетом вывода о результатах рассмотрения возражений к акту проверки и/или дополнительных документов - в течение трех рабочих дней, следующих за днем рассмотрения возражений и/или дополнительных документов и предоставления (направления) письменного ответа плательщику налогов.

Вместе с тем предусмотрено указание в уведомлениях-решениях предупреждение о необходимости составления и регистрации в ЕРНН налоговой накладной/расчета корректировки к ней, в случаях, определенных Кодексом.

Указано, что решение об определении денежных обязательств, требования (решения) по уплате ЕСВ по материалам документальных проверок, которые начаты (завершены) государственными налоговыми инспекциями до 01.01.2017 г. и срок вынесения решения по которым не наступил, принимается руководителем (его заместителем или уполномоченным лицом) соответствующего контролирующего органа областного уровня.

Одновременно указано, что Законом № 1797 установлена ответственность должностного (служебного) лица контролирующего органа за принятие неправомерного решения, которым определяются налоговые (денежные) обязательства налогоплательщику. Предусмотрено, что за повторное в течение последних двенадцати месяцев принятия неправомерного решения, которым определяются налоговые (денежные) обязательства налогоплательщиков, такое должностное (служебное) лицо контролирующего органа привлекается к дисциплинарной ответственности в порядке, предусмотренном законом.

Законом № 1797 также внесены изменения в порядок проведения встречных сверок, а также предоставлении налогоплательщиками пояснений на запрос контролирующего органа, определены ст. 73 Кодекса. В частности, в случае проведения встречной сверки плательщики налогов и другие субъекты информационных отношений обязаны подавать информацию, определенную в запросе контролирующего органа, в течение 10 рабочих дней со дня, следующего за днем получения запроса. Документальное подтверждение этой информации по требованию контролирующего органа может быть предоставлен в электронном или бумажном виде по выбору налогоплательщика.

Особое внимание следует уделить перечню информации и документов, которые запрашиваются, поскольку при проведении встречной сверки выясняются только вопросы, указанные в письменном запросе контролирующего органа на проведение встречной сверки.

Кроме того, изменен объект встречной сверки - во время встречной сверки осуществляется сопоставление данных, полученных от налогоплательщиков и других субъектов информационных отношений, с целью документального подтверждения хозяйственных отношений с плательщиком налогов и сборов, а также подтверждения отношений, вида, объема и качества операций и расчетов, что осуществлялись между ними, для выяснения полноты их отражения в учете налогоплательщика. Также ограничена возможность их проведения только с целью получения информации, необходимой в связи с проведением проверок (временные рамки не установлены).

По результатам встречных сверок составляется справка, которая предоставляется субъекту хозяйствования в 10-дневный срок.

Повторное осуществления встречных сверок контролирующими органами по одному и тому же вопросу запрещено.

Источник: http://www.visnuk.com.ua/

Комментарии к материалу
Всего комментариев 1
Отсортировано:
Быстрая регистрация
Будьте в курсе изменений и актуальных тем, задавайте вопросы.
Популярное
08.09.2025
Закон № 4536 опубликован 3 сентября: обзор основных изменений
Закон № 4536 вносит изменения, в частности, в Налоговый кодекс, Закон от 08.07.2010 № 2464-VІ , Закон от 18.06.2024 № 3817-ІХ. Большинство норм Закона № 4536 вступает в силу первого числа месяца, следующего за месяцем его опубликования, то есть с 1 октября 2025 года. Больше по теме: Кварт...
08.10.2025
Обновлен Справочник условных кодов товаров
ГНС опубликовала обновленный Справочник условных кодов товаров. ГНС опубликовала обновленный Справочник условных кодов товаров. Условный код товара Название товара 00101 жилой дом 00102 здание 00103 ...
26.08.2025
Разъяснение Минэкономики относительно организации бронирования военнообязанных: письмо от 19.08.2025
Минэкономики: письмо от 19.08.2025 № 2704-20/55225-03 об организации бронирования военнообязанных. Больше по теме: Зарплатные критерии для бронирования работников: исчисляем среднюю зарплату Сроки хранения документов по воинскому учету и бронированию Бронирование в фермерском хозяйстве: особеннос...
Новое
03.11.2025
Учитываются ли штрафы и пеня при определении финрезультата и осуществляется ли его корректировка
Суммы штрафных (финансовых) санкций и пени, начисленные по результатам проверок контролирующими органами и другими органами госвласти, признаются расходами согласно правилам бухучета при определении финрезультата до налогообложения. При этом в налоговом учете на сумму таких штрафных (финансовых) сан...
03.11.2025
ГНС уточняет требования по срокам регистрации НН/РК, в том числе по операциям, имеющим непрерывный или ритмичный характер
Нормы п. 89 подразд. 2 разд. ХХ НКУ распространяются на сводные НН/РК (в т. ч. составленные при совершении операций по поставке товаров/услуг, имеющих непрерывный или ритмичный характер), за исключением сводных НН и/или РК к таким сводным НН, составленным по операциям, определенным п. 198.5 и 199.1 ...
03.11.2025
Может ли ФЛП-единщик перечислять денежные средства на благотворительность с предпринимательского счета
Физлицо-предприниматель – плательщик единого налога первой – третьей групп имеет право перечислять денежные средства на благотворительность со счета, открытого для осуществления предпринимательской деятельности, после уплаты всех налогов и сборов, плательщиком которых он является в ...
Лучшие материалы