Налоговые проверки Инспекцией по труду
09.03.2017 872 0 0
АНДРЕЙ ТАМОШЮНАС – адвокат, налоговый консультант, партнер Law Group ALBION, ассоциированный парнер Аудиторской фирмы «ТРИАДА», проводя вебинар, ответил на вопросы относительно налоговых проверок.
Как отстаться "в живых", вы узнаете из ответов:
БЛОК №1 Проверки (налоговые (документальные, фактические), инспекцией по труду)
ВОПРОС: А если налоговая не находит предприятие по месту регистрации? Предприятие приостановило хозяйственную деятельность и расторгло договор аренды по месту государственной регистрации, все люди уволены, кроме, разумеется, директора. Как тогда с проверкой? Предприятие было очень маленькое. Четыре штатных работника. Оборот до 800 тыс. грн. в год.
ОТВЕТ:В принципе, фискалы «умеют» проводить невыездные проверки и без первичных документов (на основании того, что есть в налоговых органах), а также при отсутствии компании по своему местонахождению. Это может быть сделано при наличии соответствующей задачи! Но, при прочих равных условиях (отсутствие уголовных производств по Вашей компании или Ваших контрагентах, отсутствие фиктивного статуса у контрагентов и т.д.), оборот в размере 800 тыс. грн. в год, например, в контексте плановых проверок, не составляет для фискалов интереса!
ВОПРОС: А как определить уровень оплаты налога на прибыль или НДС по отрасли?
ОТВЕТ: В данном случае возможны 3 пути:
- направление официального запроса в органы ГФС/статистики;
- на сайте органа статистики;
- через «дружественного» сотрудника органа ГФС.
ВОПРОС: А если уставный капитал на сегодняшний день мал (12 тыс. грн.) - т.к. предприятие зарегистрировано еще в 2000 году?
Проверки не было вообще с момента регистрации с 2000 года. у нас уставный фонд маленький, - меньше мин з/п на сегодня, т.к. зарегистрировано в 2000 году. УФ не увеличивали, может ли это быть одним из факторов риска.
ОТВЕТ: Само по себе такое обстоятельство не свидетельствует о каких-то рисковых аспектах, связанных с уклонением от уплаты налогов. Обычно этот момент оценивают в совокупности с рядом других критериев рисковости.
ВОПРОС: Как можно проследить,что КВЭДа нет у поставщика....ну в рамках проверки можно. А как этот критерий налоговая до проверки выявит? Тем более, если это услуги, а не товар?
ОТВЕТ: Поскольку вопрос касается Раздела вебинара «Налоговый блок», то в данном случае такое сопоставление производится в автоматическом режиме на основании данных из Единого госреестраюрлиц и ФЛП и Реестра налоговых накладных.
ВОПРОС: Если юридическое лицо оказало услугу того вида деятельности, которого нет в его справке ЭДРПОУ .... как это отследит налоговая .... до проверки... или нам оказали услугу..а в справке статистики такого вида нет. Раньше и сейчас это только к ФОП применялось.
ОТВЕТ: Сначала о том, как это могут отследить фискальные органы – это может увидеть «Налоговый блок», который подключен к таким реестрам, как ЕГРЮЛ и реестр налоговых накладных. При этом, действующее законодательство не запрещает компании заниматься лишь теми видами деятельности, которые внесены в Госреетр или содержаться в справке статистики. Однако, этот момент может быть оценен критично налоговиками в совокупности с другими «нехорошими» признаками при их наличии (например, лицо является директором на нескольких предприятиях, адрес – место массовой регистрации и т.д.).
ВОПРОС: 800 тыс. НДС? или с НДС?
ОТВЕТ: На вебинаре речь шла о том, что каждый день происходит анализ общей суммы, на которую регистрируются налоговые накладные. Так вот, если в день вы сработали с «конвертом» на сумму более 800 тыс. НДС, то ваша компания сразу же попадает в отработку. Более того, высока вероятность, что в данном случае расторгнут договор о признании электронной документации.
ВОПРОС: Как вы считаете какой вид проверки предпочтительнее: выездная или невыездная?
60% ответивших считают, что выгоднее невыездная.
ОТВЕТ:С одной стороны, выездная проверка может привести к нарушению нормального режимаработыкомпании (как правило,этопродолжительноеприсутствиепроверяющих на территории (в помещениях) налогоплательщика, необходимостьобеспечиватьим доступ ковсейнеобходимойдокументации и возможностьпроведениясамыхразныхмероприятийналоговогоконтроля.
Невыездная же проверка, поскольку она проводится в помещении ГФС нивелирует все указанные негативные аспекты.
Однако, с другой стороны, проверка в выездномрежимепозволит в большей мере контролироватьееход, постоянно комуницируя с проверяющими.
Кроме того, непредоставление копий документов и проведение проверки на основании оригиналов документов позволитпослесоставления акта проверкиприменить положення п.44.7. ст.44 НКУ и оставить себе возможность для определенных маневров.
Так что, с точки зрения таких критериев как целесообразность, безопасность и возможность контролировать ход проверки выездная проверка все же выглядит предпочтительнее.
ВОПРОС: Можно ли не допустить к невыездной проверке???
40% опрошенных считают, что можно!
ОТВЕТ:С одной сторон, НКУ предусматривает лишь порядок недопуска к выездной проверке.
С другой стороны, законодатель не запрещает налогоплательщикам принимать решение о недопускекневыезднойпрвоерке и направлять его в письменном виде в контролирующий орган.
Однако, скорее всего в такой ситуации проверяющий орган будет просто напросто будет игнорировать такое решение. Имеющаяся у нас практика свидетельствует именно о таком подход.
ВОПРОС: В какие сроки могут назначить проверку после подачи документов?
ОТВЕТ: Если речь касается сроков для назначения внеплановой документальной проверки при предоставлении ответа (информации и ее документального подтверждения) на запрос, направленный, к примеру, в рамках п.п.78.1.1., п.п.78.1.4. п.78.1. ст.78 НКУ, то законодательство таких сроков не устанавливает. С 01.01.2017г. действует общий срок давности в 1095 дней (ст.102 НКУ)!
Исходя из имеющейся практики, могу сказать, что если проверка назначалась, то это происходило в пределах 6 месяцев.
ВОПРОС: Можно ли проводить документальную проверку на основании копий первичных документов?
Около 90% считают, что такой возможности нет!
ОТВЕТ: Да, можно, поскольку НКУ (ст.ст.44, 86) предусматривает проведение проверок на основании документов. При этом, ни одна норма кодекса не предусматривает, что это должны быть именно оригиналы документов. В свою очередь документы имеют 2 формы: оригинал и копия (заверенная надлежащим образом), которые имеют одинаковую юридическую силу!
(определение Днепропетровского апелляционного админсуда от 09.08.2016г. по делу №808/85-04/15
ВОПРОС: Какой срок для приказа на проверку (вопрос касается просроченного приказа на проверку)?
ОТВЕТ: На вебинаре я рассказывал, что одним из оснований для законного недопуска к проверке является наличие просроченного приказа на проверку. В данном случае имелась ввидуследующая ситуация – приказ как «разрешительный» документ на проверку содержит такой обязательный реквизит, как дату начала и длительность проверки. Так вот, на момент прихода проверяющих дата окончания проверки уже истекла.
ВОПРОС: Можно ли не допустить к проверке после того, как проверяющие уже были допущены?
Примерно 59% опрошенных считают, что нельзя!
ОТВЕТ:На самомделе НКУ не содержитзапрета для налогоплательщикапоступатьт.о. и этологично. Ведь к примеру об отсутствииреальных оснований налогоплательщикмогузнать уже последопуска.
Но при этом, Выдолжныпонимать, что орган ГФС скореевсегопроигнорируеттакоерешение и составит акт проверки,скорректировавзатратнуючасть, т.е. без документов.
Или же фискалы могут составить акт недопуска и применить админ арест.
Поэтому, принимаялюбое из указанных решений целесообразносразуобращаться в суд за обжалованиемприказа и действий.
ВОПРОС: Номер статьи НКУ по письменному отбору пояснений у сотрудников?
ОТВЕТ: Во-первых, действующее законодательство не разрешает фискальным органам отбирать пояснения у сотрудников налогоплательщиков по устному требованию.
Во-вторых, положения подпункта 20.1.2. пункта 20.1. статьи 20 НКУ предоставляют налоговикам право получать от налогоплательщиков пояснения в порядке, предусмотренном законом. А данный порядок предусмотрен п.73.1., п.73.3. ст.73 НКУ – ПО ОТДЕЛЬНОМУ ПИСЬМЕННОМУ ЗАПРОСУ!
ВОПРОС: Управлінняпраці в планіперевіроквіднесло наше підприємство до високогоступенюризику і призначилоперевірку на травень 2017, хоча ми дуже невеличке підприємство з невеликою кількістю
ОТВЕТ: В данном случае можно действовать следующим образом:
- сделать запрос в Управление труда с просьбой аргументировать отнесение Вашего предприятия в группу высокой степени риска, попросить указать на обнародование на сайте http://dsp.gov.ua/утвержденныхунифицированныхактов, в которыхучитывается перечень вопросов к проверкезависимо от степени риска от хоздеятельности, сообщить: когда и какимименно приказом былиутвержденытакиеунифицированныеакты,
- обратиться в админсуд с иском об обжаловании плана и действий по отнесению в план на основании отнесения компании к высокой степени рисков (в качестве примера постановлениеОкр. Админ. Суда г. Киева от 20.01.2017г. по делу № 826/6720/16);
- направление в правоохранительные органы заявления о совершении преступления по ст. ст.364 – злоупотреблениеслужебнымиполномочиями, ст.365 – превышениевласти, ст.366 – составление, выдача служебным лицом заведомо неправдивых официальных документов, ст.367 – служебнаяхалатность.
ВОПРОС: Получать акт проверки ил пусть направляют почтой?
Чуть более 90% считают, что нужно получать, остальные придерживаются позиции, пусть направляют почтой, чтобы потянуть время!
ОТВЕТ:Каждый сам долженрешать,исходя и зконкретной ситуации, но я всегда считаю, что при прочих равных условиях лучше забрать акт сразу, нежели потом гоняться за ним по налоговым органам и почтовым отделениям!
Хотя бывают и такие ситуации, когда плательщику нужно, чтобы результаты проверки подольше не были согласованными (на практике этого можно достичь, если вы в дружественных отношениях с почтовым отделением).
ВОПРОС: Подскажите, после замены директора, какие претензии от ГФС могут быть к старому директору по его периоду? Вдополнению к вопросу о смене директора - предприятие сменило директора, нынешний директор на контакт с налоговой не идет, обращаются к старому директору дать пояснения о деятельности предприятия за его период, старый директор может не давать пояснений? все нотариально оформлено, документы переданы, можно элементарно не помнить? какая ответственность за такую забывчивость"?"
ОТВЕТ: К сожалению, в вопросе не указано, в рамах какого мероприятия у бывшего директора хотят отобрать пояснения (проверка, уголовное производство). При прочих равных условиях «старый» директор имеет полное право не давать никаких пояснений. Не лишней в данном случае будет ст.63 Конституции Украины. За «забывчивость» никакой ответственности законодательство Украины не предусматривает. Аргументация в данном случае может быть следующая – прошло значительное количество времени, предприятие работало с большим количеством контрагентов, плохая память и т.д.
ВОПРОС: Могут ли налоговики при проверке требовать документацию за период более 1095 дней, если до этого проверки не проводились?
ОТВЕТ: По общим правилам:
- положения ст.102 НКУ после их корректировок с 01.01.2017г. устанавливают граничные сроки в 1095 дней как для доначислений обязательств, так и для самого факта проведения проверок. Причем, указанный срок начинает свое течение со дня, следующего за граничным сроком подачи налоговой декларации (по общему правилу).
- налогоплательщики обязаны обеспечить сохранность документов не менее 1095 дней со дня подачи налоговой декларации, для составления которой используются указанные документы.
В связи с этим в одном из своих разъяснений на аналогичный вопрос фискалы ответили утвердительно для случая, если такие документы связаны с предметом проверки (скорее всего в данном случае имелось ввиду, что объект налогообложения мог возникнуть в проверяемом периоде – например, истечение срока исковой давности по задолженности, которая возникла по правоотношениям, имевшим место более 3х лет назад). Думаю, что доля логики в этом есть.
Однако, считаю целесообразным, в любом случае истребования у Вас документов, которые старше 1095 дней, обращаться в орган ГФС с письменным запросом, в котором просить аргументировать такую просьбу.
ВОПРОС: Где можно посмотреть график налоговых проверок?
ОТВЕТ: Планы-графики документальных плановых проверок на сегодняшний день невозможно посмотреть нигде. Но с 01.01.2017г. в п.77.1. ст.77 НКУ была внесена норма, согласно которой план-график на текущий год должен быть обнародован на веб-сайте ГФС до 25 декабряпредыдущегогода. Проблема в том, что на сегодня не ясен порядок применения указанной нормы в отношении плановых проверок в 2017 году.
ВОПРОС: Какие документы предъявляют проверяющие гоструда (направление, приказ)?
ОТВЕТ: По общему правилу инспектора должны иметь при себе приказ, направления на проверку, служебные удостоверения.
ВОПРОС: Считается ли документальная плановая выездная проверка по вопросам НДФЛ и ЕСВ по плану-графику комплексной, т.е. и по налогу на прибыль?
ОТВЕТ: Прежде всего, стоит отметить, что такого понятия как «комплексная» проверка действующий НКУ не содержит. При этом, стоит помнить, что приказ и направления на проверку содержат такой обязательный реквизит, как «цель» проверки. Соответственно, если согласно указанных «разрешающих» документов целью является проверка НДФЛ и ЕСВ, то фискальный орган, уполномоченный проводить такую проверку, не имеет право проверять и другие налоги в рамках этой проверки. Нарушение такого ограничения может быть основанием для признания неправомерными результатов всей проверки.
ВОПРОС: Несколько отвлеченный от основной темы вопрос. Частный нотариус закрыл деятельность в ноябре 2013 года. В январе 2014 года подали форму 8ОПП в налоговую. В феврале 2016 года по описи подали документы для проверки на закрытие, по просьбе инспектора дополнительно в марте 2016 года подали письмо о просьбе провести проверку для закрытия. В телефонном режиме инспектор периодически просит еще какие-то документы и говорит буду открывать проверку"... На сегодняшний день никаких сдвигов нет. Как действовать? Икакие действия чтоб сняться.та же инспектор. если они реально начнут проверять сейчас, в 2017 году, они уже не смогут проверять документы за 2013 и 2012 год?
ОТВЕТ: Дело в том, что на сегодняшний день действительно работает правило 1095 дней как в отношении доначислений, так и касательно проведения проверок (ст.102 НКУ).
Поэтому Вам даже на руку, что ситуация сложилась таким образом.
В связи с этим Вы можете либо ничего не делать, либо же написать жалобу на бездействия сотрудника налогового органа. Но при этом, имейте ввиду, что с 01.01.2017 г. проверочные функции из районных инспекций переданы на областной и центральный уровни ГФС.
Читайте также:
Налоговые проверки: первичные документы
Налоговые проверки: Зарплата, ЕСВ
Комментарии к материалу