Подписывайся на информационную страховку бухгалтера
Разделы:
Подразделы:
Подразделы:
Подразделы:

Изменения в законодательство, действующие с июня 2017 года

30.05.2017

С 1 июня Международные стандарты контроля качества, аудита, осмотра, другого предоставления уверенности и сопутствующих услуг 2015 года издания, переведенные на украинский язык, применяются как национальные стандарты аудита. Этими стандартами должны руководствоваться все аудиторы и аудиторские фирмы при составлении отчетов по задачам, которые будут выполняться после 1 июня этого года (решение АПУ от 04.05.17 г. № 344).

С 1 июня внесены изменения в Правила организации статистической отчетности, которая подается в Нацбанк, утвержденные постановлением Правления НБУ от 01.03.16 г. № 129. В частности, исключены формы отчетности № 302, № 523 и № 529 и введены две новые формы:

– форму № 217 подают банки в целях мониторинга эффективности принятых персональных специальных экономических и других ограничительных мер (санкций);

– форму № 511 подают уполномоченные финансовые учреждения и национальный оператор почтовой связи (далее – оператор) в целях получения информации об объемах валютно-обменных операций отдельных структурных подразделений небанковских финучреждений для последующего их анализа и контроля.

Также внесены изменения в другие формы статотчетности. Небанковские финучреждения и оператор будут предоставлять статистические данныев формате XML через веб-портал Нацбанка (постановление Правления НБУ от 05.05.17 г. № 35). О сроках представления отдельных форм статотчетности Нацбанк известил письмом от 13.05.17 г. № 31-0005/34431).

С 1 июня уточнены Правила организации статотчетности, которая подается в Нацбанк Украины в условиях особого периода, утвержденные постановлением Правления НБУ от 01.03.16 г. № 130 (далее – Правила № 130). Новым п. 121 определено, что другие финансовые учреждения, оператор отправляют сводные данные по учреждению в целом, в разрезе обособленных подразделений, в разрезе регионов по операциям, осуществленным обособленными подразделениями учреждения. Данные подаются в электронном виде через веб-портал НБУ, в сроки, определенные приложением к Правилам № 130. Структура и формат представления отчетности размещается на страницах Официального интернет-представительства НБУ.

В случае невозможности представления:

   форм статотчетности электронной почтой или через веб-портал НБУ формы подаются на электронных носителях с электронной цифровой подписью Центральной счетной палате или на бумажных носителях – Департаменту статистики и отчетности (п. 15);

   сводной информации банком – юрлицом/другим финучреждением, оператором, которым предоставлена генеральная лицензия НБУ на осуществление валютных операций, ее предоставляет обособленное подразделение, определенное главным учреждением. Об указанных случаях уведомляется Нацбанк (постановление Правления НБУ от 10.05.17 г. № 37).

С 4 июня вступает в силу Закон от 07.02.17 г. № 1834-VIII, которым определены правовые, экономические и организационные принципы доступа к объектам строительства, транспорта, электроэнергетики в целях развития телекоммуникационных сетей. Определено, что правила предоставления доступа к инфраструктуре объекта строительства; объекта транспорта; объекта электроэнергетики; кабельной канализации электросвязи; домовой распределительной сети и другие утверждает КМУ. Установлены права и обязанности владельцев инфраструктуры объекта доступа (далее – владелец) и заказчиков.

В частности, владелец имеет право:

   требовать заключения договора по доступу (далее – договор) для предоставления доступа к инфраструктуре соответствующего объекта и определять плату за доступ, рассчитанную по методике определения платы за доступ к элементам инфраструктуры объекта доступа, утвержденной соответствующим государственным органом;

   проверять ход выполнения заказчиком работ в соответствии с договором и требовать устранения выявленных нарушений;

   отказывать заказчику в выдаче технических условий по доступу, в согласовании проектной документации и заключении договора исключительно по основаниям, определенным данным Законом;

   демонтировать (частично демонтировать) технические средства телекоммуникаций (далее – ТСТ), размещенные на элементах инфраструктуры объекта;

   расторгать договор в случаях, предусмотренных договором и/или законодательством (ч. 1 ст. 14).

Владелец обязан: предоставлять заказчику беспрепятственный доступ ко всем ТСТ, размещенным на элементах инфраструктуры объекта; осуществлять за собственный счет текущий и капитальный ремонты элементов инфраструктуры, которыми пользуется заказчик, и не допускать заказа и выполнения дополнительных работ и услуг по содержанию таких элементов за счет заказчика и т. п. (ч. 2 ст. 14).

Владельцу запрещается требовать от заказчика выполнения каких-либо работ, осуществления строительства, реконструкции, технического переоснащения инфраструктуры объекта как условия получения доступа к нему.

После заключения договора заказчик имеет право: беспрепятственного доступа ко всем ТСТ и проведения работ согласно договору; получения электропитания для обеспечения функционирования ТСТ; присоединения ТСТ к электросетям (ч. 2 ст. 15).

Заказчик обязан: размещать свои ТСТ в соответствии с договором; возмещать владельцу или третьим лицам убытки, нанесенные в результате невыполнения или ненадлежащего выполнения работ, в результате действий или бездействия заказчика, непосредственно связанных с размещением и эксплуатацией ТСТ; размещать на своих ТСТ на удобном для обзора месте сведения о себе (наименование и номер контактного телефона); не допускать самовольного размещения ТСТ; своевременно вносить плату за доступ к инфраструктуре объекта доступа, которая может состоять из одноразовой и/или периодической платы, и т. п. (ч. 3 ст. 15).

Договоры, которые действуют на 4 июня, действуют до завершения срока их действия на определенных ими условиях. По требованию заказчика или владельца они должны быть приведены в соответствие с ч. 6 ст. 16 данного Закона, которой определены существенные условия договора, в месячный срок со дня выставления требования.

За ТСТ, размещенные до 4 июня на элементах инфраструктуры объектов:

– доступа всех форм собственности – одноразовая плата за доступ не взимается;

– строительства всех форм собственности в целях предоставления исключительно общедоступных телекоммуникационных услуг – плата за доступ к ТСТ не взимается (п. 3, 4 разд. VI).

В целях учета ТСТ, размещенных на соответствующих домовых распределительных сетях, и урегулирования хозяйственных отношений между владельцем инфраструктуры объекта доступа и заказчиком они проводят техническую инвентаризацию этих средств и заключают договор по
доступу без взимания платы за доступ (разд. 6).

С 4 июня вступает в силу Закон от 07.02.17 г. № 1830-VII, которым внесены изменения в Водный кодекс Украины, связанные с получением разрешительных документов на спецводопользование (далее – разрешение), в частности:

– установлен единый орган для выдачи (переоформления, выдачи дубликата, аннулирования) разрешения – территориальные органы Госводагентства (ст. 49). Выдача разрешений теперь не в компетенции областных, Киевского и Севастопольского городского советов (ст. 81);

– для получения разрешения юридическое или физическое лицо, физлицо-предприниматель подает в указанные органы соответствующее заявление в бумажной или электронной форме, к которому прилагаются:

   обоснование потребности в воде с помесячным нормативным расчетом водопользования и водоотведения;

   описание и схема мест забора воды и сброса возвратных вод;

   нормативы предельно допустимого сброса загрязняющих веществ в водные объекты с возвратными водами;

   утверждены индивидуальные технологические нормативы использования питьевой воды – для предприятий и организаций ЖКХ, субъектов хозяйствования (далее – СХ), которые предоставляют услуги по централизованному водоснабжению и/или водоотведению, жилищно-эксплуатационным предприятиям и организациям);

   копия правоустанавливающих документов на водные объекты (для арендаторов – водных объектов).

  Указанный перечень документов является исчерпывающим.

Выдача (предоставление отказа в выдаче) разрешения осуществляется бесплатно в течение 30 календарных дней со дня поступления заявления и документов. В выдаче разрешения может быть отказано в случае:

   представления неполного пакета документов или выявления в них недостоверных сведений, несоответствия требованиям законодательства, долгосрочным прогнозам водохозяйственных балансов;

   негативного заключения Госгеонадра и Минздрава относительно возможности осуществления спецводопользования (ст. 49).

Сокращен перечень оснований для прекращения права спецводопользования. Разрешение может быть аннулировано в случае: обращения водопользователя с заявлением об аннулировании разрешения; признания водного объекта имеющим особое государственное значение, научную, культурную или лечебную ценность; прекращения юрлица (слияние, присоединение, разделение, преобразование, ликвидация) или прекращения предпринимательской деятельности физлица-предпринимателя, смерти физического лица, получившего разрешение (ст. 55).

Орган, который выдал разрешение, может аннулировать его через административный суд в случае: представления недостоверной информации в заявлении и документах, которые прилагаются к нему; передачи водохозяйственных сооружений другим водопользователям; возникновения необходимости первоочередного удовлетворения питьевых и хозяйственно-бытовых потребностей населения; систематической, в течение двух и более налоговых (отчетных) периодов, неуплаты сбора
за спецводопользование в установленные сроки; нарушение условий спецводопользования и охраны вод, относительно которых Госводагентством ранее уже было выдано предписание об их устранении.

Госэкоинспекция информирует разрешительные органы о предоставленных предписаниях СХ, которые осуществляют деятельность на основании разрешений в сфере охраны окружающей природной среды, и контролирует их выполнение (п. «е» ч. 1 ст. 202 Закона от 25.06.91 г. № 1264-XII).

С 6 июня Конвенция МОТ о минимальных нормах социального обеспечения № 102 вступит в силу для Украины. Украина берет на себя обязательства по следующим разделам Конвенции:

   разд. II «Медицинское обслуживание»; разд. III «Пособие в связи с болезнью»; разд. IV «Пособие по безработице»; разд. V «Пособие по старости»; разд. VI «Пособие в случае трудового увечья или профессионального заболевания»;
   разд. VII «Семейная помощь»; разд. VIII «Пособие в связи с беременностью и родами»; разд. IX «Пособие по инвалидности»; разд. X «Пособие в связи с потерей кормильца» (Закон от 16.03.16 г. № 1024-VIII, письмо МИД от 20.04.17 г. № 72/14-612/1-933).

До 11 июня продлено действие временных чрезвычайных мер на рынке электроэнергии, предусмотренных распоряжением КМУ от 12.04.17 г. № 261. Временные действия направлены на обеспечение надежной, бесперебойной, стабильной работы объединенной энергосистемы Украины, предотвращение возникновения дисбаланса между производством и потреблением электроэнергии (распоряжение КМУ от 11.05.17 г. № 309-р).

С 10 июня вступают в силу изменения в законодательные акты, направленные на усовершенствование градостроительной деятельности, в частности:

усилена ответственность за нарушение требований законодательства, строительных норм, стандартов и правил во время строительства;

– отменяется определение категорий сложности объектов строительства и вводится оценка объектов только по классам последствий (ответственности) (то есть по уровню возможной опасности для здоровья и жизни людей, которые постоянно или периодически будут находиться на объекте или которые будут находиться снаружи такого объекта, материальных убытков или социальных потерь, связанных с прекращением эксплуатации или с потерей целостности объекта);

с 10 июня объекты строительства I и II категорий сложности относятся соответственно к объектам с незначительными (СС1) последствиями; III и IV категорий – к объектам со средними (СС2) последствиями; V категории – к объектам со значительными (СС3) последствиями. Класс последствий определяется для каждого объекта – дома, здания, сооружения любого назначения, их частей, линейных объектов инженерно-транспортной инфраструктуры, в том числе из состава комплекса (строения);

– определен порядок осуществления государственного архитектурно-строительного надзора (новая ст. 411 Закона от 17.02.11 г. № 3038-VI);

перечень строительных работ, не требующих документов, дающих право на их выполнение, по окончании которых объект не подлежит приемке в эксплуатацию, утверждается Кабмином (Закон от 17.01.17 г. № 1817-VIII).

С 11 июня СХ, которые осуществляют деятельность по предоставлению услуг по финансовому лизингу, предоставлению средств взаем, в том числе на условиях финансового кредита, предоставлению гарантий и поручительства, предоставлению услуг факторинга и доверительного управления финансовыми активами и до 10.12.16 г. внесены в Госреестр финансовых учреждений или реестр лиц, не являющихся финансовыми учреждениями, но имеющих право предоставлять отдельные финуслуги, руководствуются в своей деятельности Лицензионными условиями, утвержденными постановлением КМУ от 07.12.16 г. № 913.

С 12 июня Нацбанк вводит на валютном рынке меры в целях устранения барьеров для ВЭД-операций и притока прямых иностранных инвестиций. В частности, п. 17 постановления Правления НБУ от 13.12.16 г. № 410, изложенным в новой редакции, разрешена покупка/перечисление инвалюты в целях возврата за границу средств, полученных иностранными инвесторами по операциям продажи ценных бумаг (далее – ЦБ), корпоративных прав, средств, полученных в результате уменьшения уставных капиталов юрлиц, выходу из хозяйственных обществ иностранных инвесторов.

При этом обязательным является одновременное соблюдение следующих условий:

   покупку/перечисление инвалюты в этих целях осуществляет резидент (покупатель ЦБ/корпоративных прав; юрлицо, уставный капитал которого уменьшается/из которого выходит участник – иностранный инвестор; посредник (комиссионер, поверенный)) или иностранный инвестор (далее – лицо);

   в течение календарного месяца лицо осуществляет покупку/перечисление инвалюты в этих целях в общей сумме, которая не может превышать 5 млн дол. США (эквивалент этой суммы в другой инвалюте по официальному курсу гривни к инвалютам, установленному НБУ на дату осуществления соответствующей операции);

   лицо осуществляет покупку/перечисление инвалюты в этих целях через один уполномоченный банк (по его выбору). Прописаны условия, при которых клиенту может быть разрешено изменить банк, который
обслуживает такие операции.

Указанные ограничения не распространяются на покупку/перечисление инвалюты в целях возврата за границу средств, полученных иностранными инвесторами по операциям по продаже государственных облигаций Украины на фондовых биржах и вне их пределов, а также по продаже долговых/листинговых ЦБ на фондовых биржах.

С 16 июня утрачивает силу п. 2 постановления Правления НБУ от 13.12.16 г. № 410, которым установлено требование по обязательной продаже на МВРУ поступлений в инвалюте из-за границы в пользу юрлиц, физлиц-предпринимателей, иностранных представительств (кроме официальных), на счета, открытые в уполномоченных банках для ведения совместной деятельности без создания юрлица, а также поступлений в инвалюте на счета резидентов, открытые за пределами Украины на основании индивидуальных лицензий НБУ.

С 20 июня вступает в силу Закон от 15.11.16 г. № 1734-VIII, направленный на приведение законодательства Украины в сфере потребительского кредитования в соответствие с законодательством Евросоюза и международными стандартами. Законом урегулированы отношения между кредитодателями, кредитными посредниками и потребителями во время предоставления услуг. В частности, определены требования:

к информационному обеспечению договора о потребительском кредите (далее – договор). Так, реклама потребительского кредита (далее – кредит) должна содержать стандартную информацию о его максимальной сумме; реальную годовую процентную ставку; максимальный срок кредита; размер первого взноса в случае предоставления кредита для приобретения товаров (услуг) с отсрочкой или с рассрочкой платежа.

В рекламе запрещается указывать, что потребительский кредит может предоставляться без документального подтверждения кредитоспособности заемщика или что кредит является беспроцентным либо предоставляется под 0 % и т. п. (ст. 7);

к договору, в частности, к условиям и форме договора, порядку его заключения, правам потребителя на отказ от договора, досрочный возврат кредита, реструктуризацию обязательств, уступку права требования по договору. Установлена очередность погашения требований по договору в случае недостаточности средств: в первую очередь платятся просроченная к возврату сумма кредита и просроченные проценты за пользование кредитом; во вторую – сумма кредита и проценты за пользование им; в третью – неустойка и другие платежи в соответствии с договором.

Также установлена ответственность потребителя по договору. В случае нарушения обязательства о возврате кредита и процентов по нему потребитель должен возместить кредитодателю нанесенные им убытки с учетом особенностей, определенных ст. 21 данного Закона.

А именно: в договорах пеня за невыполнение обязательства по возврату кредита и процентов по нему не может превышать двойную учетную ставку НБУ, которая действовала в период, за который платится пеня,
и не может быть больше 15 % суммы просроченного платежа.

Совокупная сумма неустойки (штрафа, пени), начисленная за нарушение обязательств по договору, не может превышать половину суммы, полученной потребителем по такому договору, и не может быть увеличена по договоренности сторон.

К Закону прилагается форма паспорта потребительского кредита (информация, которая предоставляется потребителю до заключения договора).

Действие данного Закона не распространяется на ряд договоров, в частности, на договоры кредитования счета со сроком погашения кредита до одного месяца и кредитные договоры, которые заключаются сроком до одного месяца; договоры займа, которые не предусматривают уплаты процентов или каких-либо иных платежей за пользование денежными средствами; кредиты, которые предоставляются по договорам, заключенным в результате урегулирования спора путем подписания мирового соглашения, утвержденного судом; кредитные договоры, общий размер кредита по которым не превышает 1 МЗП, и т. п. Закон распространяется на договоры, заключенные после дня вступления его в силу.

До 25 июня лицензиаты, которые осуществляют хозяйственную деятельность на рынке природного газа (а именно: по транспортировке; по хранению (закачке, отбору); распределению; поставке природного газа), должны привести свою хозяйственную деятельность в соответствие с требованиями Лицензионных условий (далее – Условия), утвержденных постановлением НКРЭКП от 16.02.17 г. № 201, и подать в НКРЭКП:

– копию паспорта руководителя получателя лицензии (или доверенного лица) с отметкой налогового органа о уведомлении об отказе из-за своих религиозных убеждений от принятия регистрационного номера учетной карточки налогоплательщика (подается только физлицами-предпринимателями, которые уведомили налоговый орган о таком отказе);

– сведения о средствах осуществления хозяйственной деятельности по поставке природного газа согласно приложению 2 к Условиям (ч. 3 ст. 15 Закона от 02.03.15 г. № 222-VIII).

25 июня истекает срок приведения государственными и коммунальными унитарными предприятиями, хозяйственными обществами, в уставном капитале которых более 50 % акций (долей) принадлежат государству или территориальной громаде, которые созданы до 25.06.16 г., своих уставов и внутренних положений в соответствие с Законом от 02.06.16 г. № 1405, которым, в частности, установлено, что:

органами управления коммунального унитарного предприятия (далее – коммунальное предприятие) является руководитель предприятия, назначенный (избранный) органом, к сфере управления которого относится предприятие, или наблюдательным советом этого предприятия, подотчетный органу, который его назначил (избрал). Наблюдательный совет контролирует и направляет деятельность руководителя предприятия в рамках компетенции, определенной уставом предприятия и законом;

годовая финансовая отчетность коммунального предприятия может подлежать обязательной проверке независимым аудитором в порядке, предусмотренном решением соответствующего местного совета;

– такое предприятие обнародует информацию о своей деятельности на своем веб-сайте или на официальном веб-сайте субъекта управления объектами коммунальной собственности, который осуществляет функции по управлению предприятием, в сроки и в порядке, которые определены решением соответствующего местного совета. Доступ к веб-сайтам является круглосуточным и бесплатным.

До 27 июня действуют принятые и не выполненные до 27.06.15 г. решения Верховной Рады и Совета министров АР Крым, органов исполнительной власти или органов местного самоуправления о предоставлении разрешений на разработку проектов землеустройства о создании новых и благоустройстве существующих землевладений и землепользований. Эти проекты являются основанием для внесения сведений в Госземкадастр (п. 2 разд. ІІ Закона от 02.06.15 г. № 497-VIII).

С 27 июня полным освоением радиочастотного ресурса по лицензии, которая предоставляет права исключительного пользования номиналами, полосами радиочастот, является наличие у лицензиата не менее одного разрешения на эксплуатацию РЭС с пользованием определенной частью полосы радиочастот, определенной в лицензии для этого региона, на каждые 500 тыс. населения соответствующего региона при условии предоставления этим лицензиатом в соответствующем регионе телекоммуникационных услуг по установленным показателям качества услуг.

В случае наличия у лицензиата нескольких лицензий в одной полосе радиочастот учитываются все указанные лицензии (пп. 4.1.8 Лицензионных условий, утвержденных решением Нацкомсвязи от 19.08.05 г. № 53). Основанием для определения численности населения в Украине, в том числе в соответствующем регионе, является статистический сборник Госстата «Численность имеющегося населения Украины» за предыдущий год (решение Нацкомсвязи от 08.11.16 г. № 588).

До 1 июля неприбыльные предприятия, учреждения и организации в целях включения их в новый Реестр неприбыльных учреждений и организаций (далее – Реестр) обязаны привести свои учредительные документы в соответствие с нормами Налогового кодекса и подать копии таких документов в контролирующий орган. Те неприбыльные организации, которые не соблюдали эти требования, будут исключены из Реестра после 1 июля 2017 года, а религиозные организации – после
1 января 2018 года (постановление КМУ от 29.03.17 г. № 195, письмо ГФС от 26.04.17 г. № 10382/7/99-99-15-02-01-17).

До 1 июля Кабмин должен возместить в полном объеме разницы в тарифах на тепловую энергию, отопление и поставку горячей воды, услуги по централизованному водоснабжению, водоотведению, которые производились, транспортировались и поставлялись населению и/или предприятиям централизованного питьевого водоснабжения и водоотведения, возникшая в связи с несоответствием фактической стоимости теплоэнергии и указанных услуг тарифам, которые утверждались и/или согласовывались органами государственной власти или органом местного самоуправления до 1 января 2016 года (Закон от 16.07.15 г. № 626-VIII).

До 1 июля Минуголь должен рассчитать цену природного газа на уровне импортного паритета и разместить на своем веб-сайте информацию о такой цене и о некоторых условиях выполнения специальных обязанностей, которые возлагаются на субъектов рынка природного газа (постановление КМУ от 22.03.17 г. № 187).

Комментарии к материалу
Быстрая регистрация
Будьте в курсе изменений и актуальных тем, задавайте вопросы.
Популярное
16.09.2025
Топ-20 новостей прошлой недели
Самые интересные новости минувшей недели Закон № 4536 опубликован 3 сентября: обзор основных изменений Правительство подало в Раду законопроект об отмене актов выполненных работ ГНС отвечает на актуальные вопросы налогоплательщиков: письмо от 05.09.2025 Внесены изменения в перечень территорий бое...
17.07.2025
Кабмин обновил правила определения критичности предприятий для бронирования работников
Порядок и Критерии, по которым бронируют работников предприятий, вновь изменились. Рассмотрим, кого в этот раз это касается. Больше по теме: Зарплатные критерии для бронирования работников: исчисляем среднюю зарплату Сроки хранения документов по воинскому учету и бронированию Бронирование в ферме...
26.08.2025
Разъяснение Минэкономики относительно организации бронирования военнообязанных: письмо от 19.08.2025
Минэкономики: письмо от 19.08.2025 № 2704-20/55225-03 об организации бронирования военнообязанных. Больше по теме: Зарплатные критерии для бронирования работников: исчисляем среднюю зарплату Сроки хранения документов по воинскому учету и бронированию Бронирование в фермерском хозяйстве: особеннос...
Новое
16.09.2025
Со следующего года изменятся требования относительно приостановления трудового договора
По соглашению сторон срок приостановления действия трудового договора может быть продлен на срок более 90 календарных дней, но не более чем до дня прекращения или отмены военного положения. Детальнее см. ниже. Больше по теме: Приказ об отмене приостановки действия трудового договора Применяется ли...
16.09.2025
Планируют оптимизировать спецпроверки: законопроект
Предлагают оптимизировать порядок проведения специальной проверки во время действия военного положения. Кого это касается и какие могут быть нововведения? Больше по теме: Проверки Гоструда во время военного положения: правила и новшества Могут ли налоговые органы проверить предпринимателя по его м...
16.09.2025
Минэкономики внесло изменения в Критерии предприятий
Министерством экономики, окружающей среды и сельского хозяйства были внесены изменения в Критерии определения предприятий, учреждений и организаций, которые имеют важное значение для отраслей национальной экономики. Рассмотрим, какие произошли изменения.Больше по теме:Зарплатные критерии для брониро...
Лучшие материалы