Подписывайся на информационную страховку бухгалтера
Подписаться

Изменения в законодательство, действующие с июня 2017 года

Редакция

30.05.2017 3035 0 0

С 1 июня Международные стандарты контроля качества, аудита, осмотра, другого предоставления уверенности и сопутствующих услуг 2015 года издания, переведенные на украинский язык, применяются как национальные стандарты аудита. Этими стандартами должны руководствоваться все аудиторы и аудиторские фирмы при составлении отчетов по задачам, которые будут выполняться после 1 июня этого года (решение АПУ от 04.05.17 г. № 344).

С 1 июня внесены изменения в Правила организации статистической отчетности, которая подается в Нацбанк, утвержденные постановлением Правления НБУ от 01.03.16 г. № 129. В частности, исключены формы отчетности № 302, № 523 и № 529 и введены две новые формы:

– форму № 217 подают банки в целях мониторинга эффективности принятых персональных специальных экономических и других ограничительных мер (санкций);

– форму № 511 подают уполномоченные финансовые учреждения и национальный оператор почтовой связи (далее – оператор) в целях получения информации об объемах валютно-обменных операций отдельных структурных подразделений небанковских финучреждений для последующего их анализа и контроля.

Также внесены изменения в другие формы статотчетности. Небанковские финучреждения и оператор будут предоставлять статистические данныев формате XML через веб-портал Нацбанка (постановление Правления НБУ от 05.05.17 г. № 35). О сроках представления отдельных форм статотчетности Нацбанк известил письмом от 13.05.17 г. № 31-0005/34431).

С 1 июня уточнены Правила организации статотчетности, которая подается в Нацбанк Украины в условиях особого периода, утвержденные постановлением Правления НБУ от 01.03.16 г. № 130 (далее – Правила № 130). Новым п. 121 определено, что другие финансовые учреждения, оператор отправляют сводные данные по учреждению в целом, в разрезе обособленных подразделений, в разрезе регионов по операциям, осуществленным обособленными подразделениями учреждения. Данные подаются в электронном виде через веб-портал НБУ, в сроки, определенные приложением к Правилам № 130. Структура и формат представления отчетности размещается на страницах Официального интернет-представительства НБУ.

В случае невозможности представления:

   форм статотчетности электронной почтой или через веб-портал НБУ формы подаются на электронных носителях с электронной цифровой подписью Центральной счетной палате или на бумажных носителях – Департаменту статистики и отчетности (п. 15);

   сводной информации банком – юрлицом/другим финучреждением, оператором, которым предоставлена генеральная лицензия НБУ на осуществление валютных операций, ее предоставляет обособленное подразделение, определенное главным учреждением. Об указанных случаях уведомляется Нацбанк (постановление Правления НБУ от 10.05.17 г. № 37).

С 4 июня вступает в силу Закон от 07.02.17 г. № 1834-VIII, которым определены правовые, экономические и организационные принципы доступа к объектам строительства, транспорта, электроэнергетики в целях развития телекоммуникационных сетей. Определено, что правила предоставления доступа к инфраструктуре объекта строительства; объекта транспорта; объекта электроэнергетики; кабельной канализации электросвязи; домовой распределительной сети и другие утверждает КМУ. Установлены права и обязанности владельцев инфраструктуры объекта доступа (далее – владелец) и заказчиков.

В частности, владелец имеет право:

   требовать заключения договора по доступу (далее – договор) для предоставления доступа к инфраструктуре соответствующего объекта и определять плату за доступ, рассчитанную по методике определения платы за доступ к элементам инфраструктуры объекта доступа, утвержденной соответствующим государственным органом;

   проверять ход выполнения заказчиком работ в соответствии с договором и требовать устранения выявленных нарушений;

   отказывать заказчику в выдаче технических условий по доступу, в согласовании проектной документации и заключении договора исключительно по основаниям, определенным данным Законом;

   демонтировать (частично демонтировать) технические средства телекоммуникаций (далее – ТСТ), размещенные на элементах инфраструктуры объекта;

   расторгать договор в случаях, предусмотренных договором и/или законодательством (ч. 1 ст. 14).

Владелец обязан: предоставлять заказчику беспрепятственный доступ ко всем ТСТ, размещенным на элементах инфраструктуры объекта; осуществлять за собственный счет текущий и капитальный ремонты элементов инфраструктуры, которыми пользуется заказчик, и не допускать заказа и выполнения дополнительных работ и услуг по содержанию таких элементов за счет заказчика и т. п. (ч. 2 ст. 14).

Владельцу запрещается требовать от заказчика выполнения каких-либо работ, осуществления строительства, реконструкции, технического переоснащения инфраструктуры объекта как условия получения доступа к нему.

После заключения договора заказчик имеет право: беспрепятственного доступа ко всем ТСТ и проведения работ согласно договору; получения электропитания для обеспечения функционирования ТСТ; присоединения ТСТ к электросетям (ч. 2 ст. 15).

Заказчик обязан: размещать свои ТСТ в соответствии с договором; возмещать владельцу или третьим лицам убытки, нанесенные в результате невыполнения или ненадлежащего выполнения работ, в результате действий или бездействия заказчика, непосредственно связанных с размещением и эксплуатацией ТСТ; размещать на своих ТСТ на удобном для обзора месте сведения о себе (наименование и номер контактного телефона); не допускать самовольного размещения ТСТ; своевременно вносить плату за доступ к инфраструктуре объекта доступа, которая может состоять из одноразовой и/или периодической платы, и т. п. (ч. 3 ст. 15).

Договоры, которые действуют на 4 июня, действуют до завершения срока их действия на определенных ими условиях. По требованию заказчика или владельца они должны быть приведены в соответствие с ч. 6 ст. 16 данного Закона, которой определены существенные условия договора, в месячный срок со дня выставления требования.

За ТСТ, размещенные до 4 июня на элементах инфраструктуры объектов:

– доступа всех форм собственности – одноразовая плата за доступ не взимается;

– строительства всех форм собственности в целях предоставления исключительно общедоступных телекоммуникационных услуг – плата за доступ к ТСТ не взимается (п. 3, 4 разд. VI).

В целях учета ТСТ, размещенных на соответствующих домовых распределительных сетях, и урегулирования хозяйственных отношений между владельцем инфраструктуры объекта доступа и заказчиком они проводят техническую инвентаризацию этих средств и заключают договор по
доступу без взимания платы за доступ (разд. 6).

С 4 июня вступает в силу Закон от 07.02.17 г. № 1830-VII, которым внесены изменения в Водный кодекс Украины, связанные с получением разрешительных документов на спецводопользование (далее – разрешение), в частности:

– установлен единый орган для выдачи (переоформления, выдачи дубликата, аннулирования) разрешения – территориальные органы Госводагентства (ст. 49). Выдача разрешений теперь не в компетенции областных, Киевского и Севастопольского городского советов (ст. 81);

– для получения разрешения юридическое или физическое лицо, физлицо-предприниматель подает в указанные органы соответствующее заявление в бумажной или электронной форме, к которому прилагаются:

   обоснование потребности в воде с помесячным нормативным расчетом водопользования и водоотведения;

   описание и схема мест забора воды и сброса возвратных вод;

   нормативы предельно допустимого сброса загрязняющих веществ в водные объекты с возвратными водами;

   утверждены индивидуальные технологические нормативы использования питьевой воды – для предприятий и организаций ЖКХ, субъектов хозяйствования (далее – СХ), которые предоставляют услуги по централизованному водоснабжению и/или водоотведению, жилищно-эксплуатационным предприятиям и организациям);

   копия правоустанавливающих документов на водные объекты (для арендаторов – водных объектов).

  Указанный перечень документов является исчерпывающим.

Выдача (предоставление отказа в выдаче) разрешения осуществляется бесплатно в течение 30 календарных дней со дня поступления заявления и документов. В выдаче разрешения может быть отказано в случае:

   представления неполного пакета документов или выявления в них недостоверных сведений, несоответствия требованиям законодательства, долгосрочным прогнозам водохозяйственных балансов;

   негативного заключения Госгеонадра и Минздрава относительно возможности осуществления спецводопользования (ст. 49).

Сокращен перечень оснований для прекращения права спецводопользования. Разрешение может быть аннулировано в случае: обращения водопользователя с заявлением об аннулировании разрешения; признания водного объекта имеющим особое государственное значение, научную, культурную или лечебную ценность; прекращения юрлица (слияние, присоединение, разделение, преобразование, ликвидация) или прекращения предпринимательской деятельности физлица-предпринимателя, смерти физического лица, получившего разрешение (ст. 55).

Орган, который выдал разрешение, может аннулировать его через административный суд в случае: представления недостоверной информации в заявлении и документах, которые прилагаются к нему; передачи водохозяйственных сооружений другим водопользователям; возникновения необходимости первоочередного удовлетворения питьевых и хозяйственно-бытовых потребностей населения; систематической, в течение двух и более налоговых (отчетных) периодов, неуплаты сбора
за спецводопользование в установленные сроки; нарушение условий спецводопользования и охраны вод, относительно которых Госводагентством ранее уже было выдано предписание об их устранении.

Госэкоинспекция информирует разрешительные органы о предоставленных предписаниях СХ, которые осуществляют деятельность на основании разрешений в сфере охраны окружающей природной среды, и контролирует их выполнение (п. «е» ч. 1 ст. 202 Закона от 25.06.91 г. № 1264-XII).

С 6 июня Конвенция МОТ о минимальных нормах социального обеспечения № 102 вступит в силу для Украины. Украина берет на себя обязательства по следующим разделам Конвенции:

   разд. II «Медицинское обслуживание»; разд. III «Пособие в связи с болезнью»; разд. IV «Пособие по безработице»; разд. V «Пособие по старости»; разд. VI «Пособие в случае трудового увечья или профессионального заболевания»;
   разд. VII «Семейная помощь»; разд. VIII «Пособие в связи с беременностью и родами»; разд. IX «Пособие по инвалидности»; разд. X «Пособие в связи с потерей кормильца» (Закон от 16.03.16 г. № 1024-VIII, письмо МИД от 20.04.17 г. № 72/14-612/1-933).

До 11 июня продлено действие временных чрезвычайных мер на рынке электроэнергии, предусмотренных распоряжением КМУ от 12.04.17 г. № 261. Временные действия направлены на обеспечение надежной, бесперебойной, стабильной работы объединенной энергосистемы Украины, предотвращение возникновения дисбаланса между производством и потреблением электроэнергии (распоряжение КМУ от 11.05.17 г. № 309-р).

С 10 июня вступают в силу изменения в законодательные акты, направленные на усовершенствование градостроительной деятельности, в частности:

усилена ответственность за нарушение требований законодательства, строительных норм, стандартов и правил во время строительства;

– отменяется определение категорий сложности объектов строительства и вводится оценка объектов только по классам последствий (ответственности) (то есть по уровню возможной опасности для здоровья и жизни людей, которые постоянно или периодически будут находиться на объекте или которые будут находиться снаружи такого объекта, материальных убытков или социальных потерь, связанных с прекращением эксплуатации или с потерей целостности объекта);

с 10 июня объекты строительства I и II категорий сложности относятся соответственно к объектам с незначительными (СС1) последствиями; III и IV категорий – к объектам со средними (СС2) последствиями; V категории – к объектам со значительными (СС3) последствиями. Класс последствий определяется для каждого объекта – дома, здания, сооружения любого назначения, их частей, линейных объектов инженерно-транспортной инфраструктуры, в том числе из состава комплекса (строения);

– определен порядок осуществления государственного архитектурно-строительного надзора (новая ст. 411 Закона от 17.02.11 г. № 3038-VI);

перечень строительных работ, не требующих документов, дающих право на их выполнение, по окончании которых объект не подлежит приемке в эксплуатацию, утверждается Кабмином (Закон от 17.01.17 г. № 1817-VIII).

С 11 июня СХ, которые осуществляют деятельность по предоставлению услуг по финансовому лизингу, предоставлению средств взаем, в том числе на условиях финансового кредита, предоставлению гарантий и поручительства, предоставлению услуг факторинга и доверительного управления финансовыми активами и до 10.12.16 г. внесены в Госреестр финансовых учреждений или реестр лиц, не являющихся финансовыми учреждениями, но имеющих право предоставлять отдельные финуслуги, руководствуются в своей деятельности Лицензионными условиями, утвержденными постановлением КМУ от 07.12.16 г. № 913.

С 12 июня Нацбанк вводит на валютном рынке меры в целях устранения барьеров для ВЭД-операций и притока прямых иностранных инвестиций. В частности, п. 17 постановления Правления НБУ от 13.12.16 г. № 410, изложенным в новой редакции, разрешена покупка/перечисление инвалюты в целях возврата за границу средств, полученных иностранными инвесторами по операциям продажи ценных бумаг (далее – ЦБ), корпоративных прав, средств, полученных в результате уменьшения уставных капиталов юрлиц, выходу из хозяйственных обществ иностранных инвесторов.

При этом обязательным является одновременное соблюдение следующих условий:

   покупку/перечисление инвалюты в этих целях осуществляет резидент (покупатель ЦБ/корпоративных прав; юрлицо, уставный капитал которого уменьшается/из которого выходит участник – иностранный инвестор; посредник (комиссионер, поверенный)) или иностранный инвестор (далее – лицо);

   в течение календарного месяца лицо осуществляет покупку/перечисление инвалюты в этих целях в общей сумме, которая не может превышать 5 млн дол. США (эквивалент этой суммы в другой инвалюте по официальному курсу гривни к инвалютам, установленному НБУ на дату осуществления соответствующей операции);

   лицо осуществляет покупку/перечисление инвалюты в этих целях через один уполномоченный банк (по его выбору). Прописаны условия, при которых клиенту может быть разрешено изменить банк, который
обслуживает такие операции.

Указанные ограничения не распространяются на покупку/перечисление инвалюты в целях возврата за границу средств, полученных иностранными инвесторами по операциям по продаже государственных облигаций Украины на фондовых биржах и вне их пределов, а также по продаже долговых/листинговых ЦБ на фондовых биржах.

С 16 июня утрачивает силу п. 2 постановления Правления НБУ от 13.12.16 г. № 410, которым установлено требование по обязательной продаже на МВРУ поступлений в инвалюте из-за границы в пользу юрлиц, физлиц-предпринимателей, иностранных представительств (кроме официальных), на счета, открытые в уполномоченных банках для ведения совместной деятельности без создания юрлица, а также поступлений в инвалюте на счета резидентов, открытые за пределами Украины на основании индивидуальных лицензий НБУ.

С 20 июня вступает в силу Закон от 15.11.16 г. № 1734-VIII, направленный на приведение законодательства Украины в сфере потребительского кредитования в соответствие с законодательством Евросоюза и международными стандартами. Законом урегулированы отношения между кредитодателями, кредитными посредниками и потребителями во время предоставления услуг. В частности, определены требования:

к информационному обеспечению договора о потребительском кредите (далее – договор). Так, реклама потребительского кредита (далее – кредит) должна содержать стандартную информацию о его максимальной сумме; реальную годовую процентную ставку; максимальный срок кредита; размер первого взноса в случае предоставления кредита для приобретения товаров (услуг) с отсрочкой или с рассрочкой платежа.

В рекламе запрещается указывать, что потребительский кредит может предоставляться без документального подтверждения кредитоспособности заемщика или что кредит является беспроцентным либо предоставляется под 0 % и т. п. (ст. 7);

к договору, в частности, к условиям и форме договора, порядку его заключения, правам потребителя на отказ от договора, досрочный возврат кредита, реструктуризацию обязательств, уступку права требования по договору. Установлена очередность погашения требований по договору в случае недостаточности средств: в первую очередь платятся просроченная к возврату сумма кредита и просроченные проценты за пользование кредитом; во вторую – сумма кредита и проценты за пользование им; в третью – неустойка и другие платежи в соответствии с договором.

Также установлена ответственность потребителя по договору. В случае нарушения обязательства о возврате кредита и процентов по нему потребитель должен возместить кредитодателю нанесенные им убытки с учетом особенностей, определенных ст. 21 данного Закона.

А именно: в договорах пеня за невыполнение обязательства по возврату кредита и процентов по нему не может превышать двойную учетную ставку НБУ, которая действовала в период, за который платится пеня,
и не может быть больше 15 % суммы просроченного платежа.

Совокупная сумма неустойки (штрафа, пени), начисленная за нарушение обязательств по договору, не может превышать половину суммы, полученной потребителем по такому договору, и не может быть увеличена по договоренности сторон.

К Закону прилагается форма паспорта потребительского кредита (информация, которая предоставляется потребителю до заключения договора).

Действие данного Закона не распространяется на ряд договоров, в частности, на договоры кредитования счета со сроком погашения кредита до одного месяца и кредитные договоры, которые заключаются сроком до одного месяца; договоры займа, которые не предусматривают уплаты процентов или каких-либо иных платежей за пользование денежными средствами; кредиты, которые предоставляются по договорам, заключенным в результате урегулирования спора путем подписания мирового соглашения, утвержденного судом; кредитные договоры, общий размер кредита по которым не превышает 1 МЗП, и т. п. Закон распространяется на договоры, заключенные после дня вступления его в силу.

До 25 июня лицензиаты, которые осуществляют хозяйственную деятельность на рынке природного газа (а именно: по транспортировке; по хранению (закачке, отбору); распределению; поставке природного газа), должны привести свою хозяйственную деятельность в соответствие с требованиями Лицензионных условий (далее – Условия), утвержденных постановлением НКРЭКП от 16.02.17 г. № 201, и подать в НКРЭКП:

– копию паспорта руководителя получателя лицензии (или доверенного лица) с отметкой налогового органа о уведомлении об отказе из-за своих религиозных убеждений от принятия регистрационного номера учетной карточки налогоплательщика (подается только физлицами-предпринимателями, которые уведомили налоговый орган о таком отказе);

– сведения о средствах осуществления хозяйственной деятельности по поставке природного газа согласно приложению 2 к Условиям (ч. 3 ст. 15 Закона от 02.03.15 г. № 222-VIII).

25 июня истекает срок приведения государственными и коммунальными унитарными предприятиями, хозяйственными обществами, в уставном капитале которых более 50 % акций (долей) принадлежат государству или территориальной громаде, которые созданы до 25.06.16 г., своих уставов и внутренних положений в соответствие с Законом от 02.06.16 г. № 1405, которым, в частности, установлено, что:

органами управления коммунального унитарного предприятия (далее – коммунальное предприятие) является руководитель предприятия, назначенный (избранный) органом, к сфере управления которого относится предприятие, или наблюдательным советом этого предприятия, подотчетный органу, который его назначил (избрал). Наблюдательный совет контролирует и направляет деятельность руководителя предприятия в рамках компетенции, определенной уставом предприятия и законом;

годовая финансовая отчетность коммунального предприятия может подлежать обязательной проверке независимым аудитором в порядке, предусмотренном решением соответствующего местного совета;

– такое предприятие обнародует информацию о своей деятельности на своем веб-сайте или на официальном веб-сайте субъекта управления объектами коммунальной собственности, который осуществляет функции по управлению предприятием, в сроки и в порядке, которые определены решением соответствующего местного совета. Доступ к веб-сайтам является круглосуточным и бесплатным.

До 27 июня действуют принятые и не выполненные до 27.06.15 г. решения Верховной Рады и Совета министров АР Крым, органов исполнительной власти или органов местного самоуправления о предоставлении разрешений на разработку проектов землеустройства о создании новых и благоустройстве существующих землевладений и землепользований. Эти проекты являются основанием для внесения сведений в Госземкадастр (п. 2 разд. ІІ Закона от 02.06.15 г. № 497-VIII).

С 27 июня полным освоением радиочастотного ресурса по лицензии, которая предоставляет права исключительного пользования номиналами, полосами радиочастот, является наличие у лицензиата не менее одного разрешения на эксплуатацию РЭС с пользованием определенной частью полосы радиочастот, определенной в лицензии для этого региона, на каждые 500 тыс. населения соответствующего региона при условии предоставления этим лицензиатом в соответствующем регионе телекоммуникационных услуг по установленным показателям качества услуг.

В случае наличия у лицензиата нескольких лицензий в одной полосе радиочастот учитываются все указанные лицензии (пп. 4.1.8 Лицензионных условий, утвержденных решением Нацкомсвязи от 19.08.05 г. № 53). Основанием для определения численности населения в Украине, в том числе в соответствующем регионе, является статистический сборник Госстата «Численность имеющегося населения Украины» за предыдущий год (решение Нацкомсвязи от 08.11.16 г. № 588).

До 1 июля неприбыльные предприятия, учреждения и организации в целях включения их в новый Реестр неприбыльных учреждений и организаций (далее – Реестр) обязаны привести свои учредительные документы в соответствие с нормами Налогового кодекса и подать копии таких документов в контролирующий орган. Те неприбыльные организации, которые не соблюдали эти требования, будут исключены из Реестра после 1 июля 2017 года, а религиозные организации – после
1 января 2018 года (постановление КМУ от 29.03.17 г. № 195, письмо ГФС от 26.04.17 г. № 10382/7/99-99-15-02-01-17).

До 1 июля Кабмин должен возместить в полном объеме разницы в тарифах на тепловую энергию, отопление и поставку горячей воды, услуги по централизованному водоснабжению, водоотведению, которые производились, транспортировались и поставлялись населению и/или предприятиям централизованного питьевого водоснабжения и водоотведения, возникшая в связи с несоответствием фактической стоимости теплоэнергии и указанных услуг тарифам, которые утверждались и/или согласовывались органами государственной власти или органом местного самоуправления до 1 января 2016 года (Закон от 16.07.15 г. № 626-VIII).

До 1 июля Минуголь должен рассчитать цену природного газа на уровне импортного паритета и разместить на своем веб-сайте информацию о такой цене и о некоторых условиях выполнения специальных обязанностей, которые возлагаются на субъектов рынка природного газа (постановление КМУ от 22.03.17 г. № 187).

Комментарии к материалу

Лучшие материалы