Изменения в законодательство, действующие с августа 2017 года
31.07.2017 3402 0 1
Со 2 августа вступил в силу Закон от 01.07.14 г. № 1555-VII (далее – Закон № 1555), которым предусмотрен мониторинг Антимонопольным комитетом субъектов хозяйствования (далее – АМК, СХ), которые получили государственную помощь. Действие Закона распространяется на поддержку СХ за счет государственных или местных ресурсов для производства товаров или осуществления отдельных видов хозяйственной деятельности и не распространяется на поддержку сельхозпроизводства и рыболовства, производства оружия и военного снаряжения; инвестирование в объекты инфраструктуры с применением государственных закупок; компенсацию обоснованных расходов предоставления услуг, которые представляют общий экономический интерес (перечень таких услуг устанавливается Кабмином).
Будет проверяться помощь, которая предоставляется, в частности, в виде: субсидий и грантов; дотаций; налоговых льгот, отсрочки или рассрочки уплаты налогов, сборов или других обязательных платежей; списания долгов, включительно с задолженностью за предоставленные госуслуги, списания штрафных санкций, компенсации убытков СХ; предоставления гарантий, кредитов на льготных условиях, обслуживания кредитов по льготным тарифам; уменьшения финансовых обязательств СХ перед фондами соцстрахования и т. п.
Согласно данному Закону помощь:
· считается допустимой, если целью ее предоставления является обеспечение потребителей социально значимыми товарами, при условии, что помощь не является дискриминационной относительно места происхождения товаров; возмещение вреда лицам, пострадавшим в результате чрезвычайных ситуаций техногенного или природного характера (ст. 5);
· может быть признана допустимой, если она предоставляется для содействия социально-экономическому развитию регионов с низким уровнем жизни или высоким уровнем безработицы; выполнения общегосударственных программ развития или решения социальных и экономических проблем общенационального характера; содействия отдельным видам хоздеятельности или СХ в отдельных экономических зонах; поддержки и сохранения национального культурного наследия.
АМК имеет право принять решение о временном прекращении предоставления незаконной госпомощи; прекращении и возврате незаконной госпомощи, признанной недопустимой для конкуренции. Решение о возврате такой госпомощи, принятое АМК, отправляется ее предоставителю в течение трех дней со дня его принятия. Предоставитель обязан принять меры к возврату незаконной государственной помощи, недопустимой для конкуренции, ее получателем.
До 2 августа 2018 года предоставители госпомощи (органы власти, органы местного самоуправления, органы административно-хозяйственного управления и контроля, а также юрлица, которые действуют от их имени, уполномоченные распоряжаться ресурсами государства или местными ресурсами и инициирующие и/или предоставляющие госпомощь) обязаны подать АМК уведомление о программах поддержки СХ за счет государственных или местных ресурсов, которые существовали на день вступления в силу данного Закона.
Действующая госпомощь, которая существовала на 02.08.17 г., признанная АМК недопустимой для конкуренции, должна быть приведена в соответствие с данным Законом в срок, определенный АМК, но не позднее 02.08.22 г.
· Со 2 августа вступили в силу документы, разработанные во исполнение Закона № 1555:
– Порядок возврата незаконной государственной помощи, недопустимой для конкуренции (далее – незаконная помощь). В частности, получатели такой помощи не позднее последнего дня истечения шестимесячного срока с даты официального обнародования решения АМК о возврате незаконной помощи обязаны: вернуть ее способом, определенным АМК; совершить действия, предусмотренные предоставителем незаконной помощи для ее возврата; информировать предоставителя помощи и АМК о выполнении решения АМК; представить предоставителю и АМК доказательства выполнения решения с представлением заверенных копий документов, подтверждающих перечисление и/или другим способом выполнение решения АМК (п. 6) (постановление КМУ от 04.07.17 г. № 468);
– Порядок проведения мониторинга государственной помощи субъектам хозяйствования. В частности, АМК может получать необходимую информацию из других источников (в т. ч. от заявителей – СХ, граждан, объединений, учреждений, организаций, не являющихся предоставителями госпомощи), которая подается в произвольной форме. В зависимости от содержания выявленной (полученной) информации осуществляется ее предварительная проверка на предмет вероятности получения СХ незаконной госпомощи; наличия признаков того, что действующая госпомощь не является или не может считаться допустимой для конкуренции; наличия обоснованных подозрений относительно ненадлежащего использования госпомощи (п. 13). Во время предварительной проверки АМК может требовать от СХ, их объединений, предоставителей помощи информацию, в т. ч. с ограниченным доступом (п. 16). Срок проведения такой проверки и анализа информации от заявителей – не более 30 дней с момента получения уведомления заявителей (распоряжение АМК от 28.12.15 г. № 43-рп);
– Порядок, формы и требования относительно представления АМК Украины информации о действующей государственной помощи субъектам хозяйствования. Предоставители госпомощи ежегодно, до 1 апреля следующего года, обязаны предоставлять АМК информацию о действующей госпомощи по формам приложений 1–3 к данному Порядку. В случае ее непредоставления в установленные сроки АМК начинает рассмотрение дела о госпомощи (распоряжение АМК от 28.12.15 г. № 43-рп);
– Порядок ведения и доступа к реестру государственной помощи субъектам хозяйствования (далее – Реестр), который является единой государственной информационной системой сбора, накопления и обработки информации о госпомощи СХ, которая предоставляется предоставителями такой помощи, о новой госпомощи, которая вступила в силу в течение отчетного года, и о программах поддержки СХ, которые существовали на 2 августа этого года. Реестр является открытым, доступ к нему является бесплатным для всех пользователей (распоряжение АМК от 28.12.15 г. № 43-рп);
– Порядок представления и оформления уведомлений о новой государственной помощи и о внесении изменений в условия действующей государственной помощи. Уведомления подаются предоставителями госпомощи в АМК по формам приложений 1, 2 к Порядку (распоряжение АМК от 04.03.16 г. № 2-рп);
– Порядок рассмотрения дел о государственной помощи субъектам хозяйствования (в т. ч. отозвание решений АМК, принятых по результатам рассмотрения уведомлений о новой государственной помощи или дел о госпомощи). Заявителем по делу является юрлицо, которое подало в АМК заявление о незаконной госпомощи, ненадлежащем ее использовании, ответчиками – предоставители и/или получатели помощи, относительно которых рассматривается дело. Информация о начале рассмотрения дела размещается на официальном веб-сайте АМК в течение 3 рабочих дней со дня принятия соответствующего распоряжения (распоряжение АМК от 12.04.16 г. № 8-рп).
· До 5 августа организации работодателей, их объединения должны привести уставы (положения) в соответствие с Законом от 22.06.12 г. № 5026-VI согласно п. 2 разд. Х. В частности, данным Законом:
– определено, что решение о внесении изменений в уставные документы, в составе выборных органов организации работодателей, их объединений принимается в установленном уставом порядке и оформляется протоколом заседания уполномоченного органа организации работодателей (ст. 15); прекращение организаций осуществляется согласно Закону от 15.05.03 г. № 755-IV (ст. 17);
– расширены права организаций работодателей в сфере высшего, профессионально-технического образования, обучения на производстве (ст. 26) и т. п.
Регистрация изменений в уставы осуществляется бесплатно.
· С 7 августа реабилитационные учреждения, в которых проходят реабилитацию инвалиды и дети-инвалиды, должны обеспечивать их бесплатным транспортным обслуживанием в порядке, определенном Минсоцполитики (Закон от 06.06.17 г. № 2078-VIII). На сегодня инвалиды обеспечиваются транспортом до места реабилитации и до места проживания бесплатно только в случае, если реабилитационные учреждения расположены в сельской местности. С принятием данного Закона указанные транспортные услуги будут предоставляться независимо от места расположения таких учреждений.
· С 9 августа понятие «сельскохозяйственный страховой риск», которое употребляется в Законе от 09.02.12 г. № 4391-VI, будет включать в себя риск гибели застрахованных водных биоресурсов. Следовательно, производители рыбной отрасли будут иметь возможность получать государственную поддержку при страховании водных биоресурсов (Закон от 18.05.17 г. № 2041-VIII).
· С 10 августа лицензионные условия в сфере строительства, утвержденные постановлением КМУ от 30.03.16 г. № 256 (далее – Условия), приведены в соответствие с требованиями Закона от 17.01.17 г. № 1817-VIII. Данным Законом, в частности, предусмотрен переход от категорий сложности объектов строительства к классам последствий (ответственности).
Так, пп. 3 п. 8 Условий установлены требования к уведомлению, которое лицензиат обязан предоставлять органу лицензирования, а именно:
· об изменениях данных в документах, которые прилагаются к заявлению о получении лицензии, – не позднее одного месяца со дня наступления таких изменений. Уведомление составляется в произвольной форме и должно содержать наименование и идентификационный код юрлица или Ф. И. О. и регистрационный номер учетной карточки налогоплательщика – физического лица – предпринимателя (серию и номер паспорта предпринимателя, который уведомил контролирующий орган об отказе от принятия регистрационного номера по религиозным убеждениям и имеет соответствующую отметку в паспорте). К уведомлению прилагаются документы (их копии/фотокопии), заверенные лицензиатом, которые подтверждают состоявшиеся изменения;
· прекращение (плановое или внеплановое) деятельности по строительству объектов, которые по классу последствий (ответственности) относятся к объектам со средними и значительными последствиями – не позднее одного месяца со дня прекращения. Без представления такого уведомления хозяйственная деятельность не может считаться прекращенной.
Если лицензиат подал уведомление после издания органом лицензирования распорядительного документа о проведении проверки соблюдения таким лицензиатом требований Условий, такое уведомление не подлежит рассмотрению до окончания срока проверки и устранения нарушений Условий (при наличии); в 30 рабочих дней после истечения срока выполнения лицензиатом распоряжения об устранении нарушений Условий (кроме издания в течение этого срока распоряжения о внеплановой проверке выполнения лицензиатом распоряжения об устранении нарушений Условий);
· возобновление деятельности по строительству объектов, которые по классу последствий (ответственности) относятся к объектам со средними и значительными последствиями, – не позднее даты начала выполнения строительных работ на таких объектах. К уведомлению прилагаются сведения о производственно-технической базе, составе работников, технологии производства, информационно-правовом обеспечении, имеющейся системе контроля качества выполнения работ, выполненных строительно-монтажных работах по форме приложения 2 к Условиям. Без представления такого уведомления хоздеятельность не считается возобновленной.
Кроме того, установлено, что руководитель, его заместитель или другое уполномоченное лицо обязаны присутствовать во время проведения органом лицензирования проверки соблюдения лицензиатом Условий (пп. 3 п. 8); отменено прохождение руководителями, профессионалами и специалистами специального обучения (пп. 3 п. 9); установлено, что квалификация работников для работы в электроустановках должна соответствовать требованиям Правил, утвержденных приказом Госнадзорохрантруда от 09.01.98 г. №4 (п. 13, 16, 19); в новой редакции изложена форма заявления о переоформлении лицензии на осуществление хоздеятельности по строительству объектов, которые по классу последствий (ответственности) относятся к объектам со средними или средними и значительными последствиями (приложение 4 к Условиям); уточнены названия и формы, установленные другими приложениями (постановление КМУ от 07.06.17 г. № 401).
· С 17 августа органы государственной власти, органы местного самоуправления, предприятия, учреждения и организации государственной формы собственности для совершения сделок, предоставления административных и других услуг в электронной форме, информационного обмена с другими юрлицами используют исключительно защищенные носители.
При этом использование надежных средств электронной цифровой подписи (далее – ЭЦП) должно подтверждаться сертификатом соответствия или позитивным экспертным заключением по результатам госэкспертизы, полученным на эти средства от администрации Госспецсвязи, и наличия усиленных сертификатов открытых ключей у работников-подписантов.
Также отменяется ограничение в применении ЭЦП указанными учреждениями, которое в настоящий момент существует для составления электронных документов, которые не могут быть оригиналами в случаях, предусмотренных законодательством, и для совершения сделок на сумму, превышающую 1 млн грн. (постановление КМУ от 14.02.17 г. № 75).
· До 18 августа депозитарные учреждения и Центральный депозитарий ценных бумаг должны обеспечить выполнение решения НКЦБФР от 07.03.17 г. № 148 относительно направления акционерным обществом (далее – АО) уведомлений акционерам через депозитарную систему, а именно:
– депозитарные учреждения должны привести договоры об обслуживаниях счета в ЦП, заключенные депонентами до 18 апреля текущего года (далее – договоры), в соответствие с этим решением; разместить уведомление о необходимости внесения изменений в договоры на собственной веб-странице и направить такое уведомление депонентам; отразить в анкете счета в ЦП в Центральном депозитарии адрес электронной почты и/или номер телефона для направления уведомлений акционерам через депозитарную систему; привести депозитарный договор с Центральным депозитарием, заключенный до 18.04.17 г., в соответствие с этим решением;
– Центральный депозитарий должен разместить на собственном веб-сайте адреса электронной почты и/или номера телефонов для депозитарных учреждений для направления уведомлений акционерам через депозитарную систему, указанные такими учреждениями в анкетах счетов в ЦП в Центральном депозитарии; привести депозитарные договоры, заключенные до 18 апреля текущего года, в соответствие с данным решением; разместить уведомление о необходимости внесения изменений в договор на собственном веб-сайте и направить соответствующее уведомление депозитарным учреждениям.
· С 20 августа производители электроэнергии осуществляют хоздеятельность в соответствии с Лицензионными условиями, утвержденными постановлением НКРЭКП от 22.03.17 г. № 309. Условиями, в частности:
– установлен исчерпывающий перечень документов, которые прилагаются к заявлению о получении лицензии, и исчерпывающий перечень требований, условий и правил, обязательных для выполнения во время осуществления лицензированной деятельности;
– предусмотрена обязательность проверки независимым аудитором годовой финотчетности лицензиата и ее размещения на веб-сайте лицензиата. К проведению аудита финансовой или консолидированной финансовой отчетности лицензиата привлекаются аудиторские фирмы, которые соответствуют критериям, определенным постановлением КМУ от 04.06.15 г. № 390;
– установлены специальные требования, а именно: лицензиат не должен допускать перекрестного субсидирования; осуществления над получателем лицензии контроля резидентами государств, которые организовали вооруженную агрессию против Украины и/или действия которых создают условия для возникновения военного конфликта и применения военной силы против Украины.
· До 20 ноября текущего года лицензиаты должны подать к НКРЭКП документы и сведения, предусмотренные ч. 3 ст. 15 Закона от 02.03.15 г. № 222-VIII.
· С 23 августа хозяйственная деятельность по захоронению бытовых отходов осуществляется в соответствии с Лицензионными условиями, утвержденными постановлением НКРЭКП от 04.04.17 г. № 467 (далее – Условия). Лицензирование осуществляется НКРЭКП, если СХ осуществляет (намеревается осуществлять) указанную деятельность для населенных пунктов с численностью населения более 100 тыс. человек (совокупно) и/или на объектах (полигон/свалка) с мощностью более 50 тыс. т или 200 тыс. м3 бытовых отходов в год.
СХ, который намеревается осуществлять такую хозяйственную деятельность, подает в НКРЭКП в двух экземплярах заявление о получении лицензии по форме приложения 1 к Условиям и документы по исчерпывающему перечню, установленному пп. 1.6 Условий, по описи, составленной по форме приложения 4 к Условиям.
Установлены требования к осуществлению хозяйственной деятельности:
· кадровые. Необходимо наличие минимального количества работников для выполнения возложенных на них функций, с соответствующим образованием и квалификацией; наличие высшего образования и определенного стажа работы для руководителей;
· организационные. Лицензиат должен подавать в НКРЭКП документы, информацию и отчетность в объемах и в установленные ею сроки; вести бухгалтерский учет деятельности в соответствии с НП(С)БУ; соблюдать определенные направления и объемы использования статей расходов, предусмотренных тарифом на захоронение бытовых отходов; обеспечить обязательную проверку независимым аудитором годовой финотчетности и ее размещение на веб-сайте лицензиата и т. п.;
· технологические. Лицензиат должен осуществлять деятельность при наличии на праве собственности, хозяйствования, пользования или использования/эксплуатации, на другом законном основании земельного участка и средств осуществления деятельности; наличии производственно-технической базы, необходимой для эксплуатации объектов, сооружений, средств механизации; выполнять требования к приему и учету бытовых и промышленных отходов; осуществлять радиометрический контроль всех принимаемых отходов; выполнять требования к месту деятельности, природоохранные, к содержанию полигона/свалки; предотвращать несанкционированное попадание лиц на место деятельности и т. п.
Для выполнения вышеуказанных требований лицензиаты должны обеспечить наличие:
· до 01.01.18 г. – контрольно-пропускного пункта; автомобильных весов; приборов радиометрического контроля; контрольно-дезинфицирующей зоны; ограждения;
· до 01.01.19 г. – гидротехнических сооружений от затопления ливневыми и талыми водами; противофильтрационного экрана с коэффициентом фильтрации воды не более 10-9 м/с; дренажной системы для сбора и отвода фильтрата; проекта рекультивации каждой очереди полигона/свалки и проекта рекультивации полигона/свалки после их закрытия;
· до 01.01.20 г. – системы сбора и извлечения биогаза.
Лицензиаты должны соблюдать требования к осуществлению хоздеятельности:
· специальные – не допускать над лицензиатом (получателем лицензии) контроля в значении, приведенном в ст. 1 Закона от 11.01.01 г. № 2210-III, резидентами государств, которые осуществляют вооруженную агрессию и/или действия которых создают условия для возникновения военного конфликта и применения военной силы против Украины;
· специальные требования в случае осуществления деятельности, не относящейся к сфере естественных монополий, – вести бухгалтерский учет других видов деятельности отдельно от учета хоздеятельности по захоронению бытовых отходов; не допускать перекрестного субсидирования; предоставлять в НКРЭКП ежеквартальную и ежегодную информацию по установленной ею форме о результатах выполнения этих требований.
Через 3 месяца со дня вступления в силу показателей качества предоставления услуг по захоронению бытовых отходов, утвержденных НКРЭКП, лицензиат должен соблюдать эти показатели.
· С 23 августа лицензиаты по поставке электроэнергии должны соблюдать Лицензионные условия, утвержденные постановлением НКРЭКП от 13.04.17 г. № 504.
В частности, Условиями установлен исчерпывающий перечень документов, которые прилагаются к заявлению о получении лицензии, определен исчерпывающий перечень требований, обязательных условий и правил; специальных требований деятельности; не допускать контроля за деятельностью резидентами государств, которые осуществляют вооруженную агрессию и/или действия которых создают условия для возникновения военного конфликта и применения военной силы против Украины (пп. 2.6).
Лицензиаты, которые поставляют электроэнергию по регулируемому тарифу, обязаны привести свою хозяйственную деятельность в соответствие с данным постановлением и до 23 февраля 2018 года подать в НКРЭКП документы и сведения, предусмотренные ч. 3 ст. 15 Закона от 02.03.15 г. № 222-VIII. Постановление вводится в действие с 1 сентября этого года.
· С 28 августа вступят в силу изменения в Порядок, утвержденный приказом Минфина от 10.03.15 г. № 308, в частности:
– исключается норма, которой предусматривалось, что контроль судов загранплавания при их перемещении через таможенную границу Украины осуществляется комиссией, которая создается и работает в соответствии с типовыми технологическими схемами, утвержденными постановлением КМУ от 21.05.12 г. № 451;
– уточняется, что таможенные формальности относительно судна, которое прибывает на таможенную территорию Украины или выбывает за ее пределы, могут осуществляться документально в помещениях контролирующих органов до прибытия (выбытия) судна в(из) порт (п. 8) (приказ Минфина от 23.05.17 г. № 522).
Комментарии к материалу