Подписывайся на информационную страховку бухгалтера
Разделы:
Подразделы:
Подразделы:
Подразделы:

ПРАКТИКИ ВАСУ В НАЧАЛЕ 2016 ГОДА

Позиция кассационной инстанции (ВАС) в начале 2016 г. в нескольких принципиальных вопросах не изменилась, поэтому предлагаем краткий обзор всем, кто решит защищаться от незаконных действий налоговой в судебном порядке.


Налогоплательщик не несет ответственность за незаконность деятельности и/или другие нарушения со стороны его контрагентов.

В Постановлении от 25.01.2016 г. по делу №2270/5376/12 ВАС Украины пришел к следующим выводам:
Налогоплательщик (покупатель товаров) не имеет обязанностей, полномочий и возможности осуществлять контроль за соблюдением продавцом требований законодательства о создании предприятия, ведения его хозяйственной деятельности и в дальнейшем испытывать определенных отрицательных последствий в виде лишения права на налоговый кредит за совершенные продавцом или его должностными лицами нарушения.


Единственным предусмотренным законом (ч. 1 ст. 551 ГК Украины) следствием фиктивности субъекта хозяйствования является прекращение юридического лица и признании недействительными его учредительных документов. Вопрос о недействительности иных юридических действий, совершенных таким субъектом хозяйствования, в законе не ставится.

Так же законом не предусмотрено, что деятельность субъекта хозяйствования с признаками фиктивности, не порождает каких-либо последствий его деятельности, а все совершенные от имени субъекта юридические действия являются ничтожными.


Следовательно, допущенные поставщиком нарушения требований законодательства при ведении хозяйственной деятельности не влияют на право покупателя на отнесение в состав налогового кредита уплаченного (начисленного) НДС и в состав бюджетного возмещения уплаченного в предыдущих периодах поставщику НДС.

Фиктивность контрагента и отсутствие отдельных документов, ошибки/неточности в их оформлении не являются основанием для вывода о нереальности хозяйственной операции.

ВАС Украины, в Постановлении от 28.01.2016 г. в деле №2а-3530/11/1070, указал, что дефектность и даже фиктивность контрагента налогоплательщика само по себе не свидетельствует об осведомленности налогоплательщика с противоправным характером деятельности его контрагента или дефектность хозяйственных операций, а следовательно не является исчерпывающим доказательством при установлении или нереальности операции, или отсутствия в ней деловой цели.


Наличие или отсутствие отдельных документов, как и некоторые ошибки или неточности в их оформлении, не являются основанием для выводов об отсутствии хозяйственной операции, если из других данных следует, что фактическое движение активов или изменения в собственном капитале или обязательствах налогоплательщика в связи с его хозяйственной деятельностью состоялись. Определенные недостатки в заполнении первичных документов носят оценочный характер и не являются безусловным основанием для вывода о лишении их юридической силы и доказательности.


Нельзя обойти спорную практику Верховного суда Украины, который в Постановлении от 17.11.2015 г. в деле №2а/3264/11/1070 и Постановлении от 01.12.2015 г. по делу №826/15034/14 пришел к выводу, что первичные документы, которые стали основанием для формирования налогового кредита, и выписаны контрагентом, фиктивности хозяйственной деятельности которого установлена приговором суда, не могут считаться надлежаще оформленными и подписанными отчетными документами, удостоверяющими факт приобретения товаров, работ или услуг. В связи с этим суд делает вывод о бестоварности хозяйственных операций, что исключает правомерность их отражения в налоговом учете.


Такая практика ВСУ полностью противоречит известной практике ЕСПЧ, о которой уже упоминалось в нашей публикации о реальности хозяйственной операции. В данном случае подход ВАС Украины является более прогрессивным и правомерным. Обратите внимание, что абз. 2 ч. 1 ст. 2442 Кодекса административного судопроизводства Украины дает судам возможность отступить от правовой позиции, изложенной в выводах ВСУ, с одновременным приведением мотивов. Практика ЕСПЧ, очевидно, является весомым мотивом отступить от спорной практики ВСУ.

Неполнота актов выполненных работ, отсутствие отчета не является основанием для вывода о нереальности хозяйственной операции.


В частности, в Постановлении от 28.01.2016 г. в деле №2-а-2413/12/2070 ВАС Украины отметил следующее: ни одним нормативно — правовым актом не утверждены формы бланк акта выполненных работ (услуг) отчета о выполненные (оказанные) услуги, кроме законодательно установленного минимума обязательных реквизитов, установленных ст. 9 Закона Украины «Про бухгалтерский учет и финансовую отчетность в Украине» для первичных и сводных учетных документов.


Наличие определенных недостатков или неточностей в их оформлении, не являются основанием для выводов об отсутствии хозяйственной операции, если из других данных следует, что фактическое движение активов или изменения в собственном капитале или обязательствах налогоплательщика в связи с его хозяйственной деятельностью имели место. Отсутствие определенной информации при заполнении актов выполненных работ носит оценочный характер и не являются безусловным основанием для вывода о лишении их юридической силы и доказательности.

Отсутствие необходимых материальных и трудовых ресурсов у контрагентов налогоплательщика не является безусловным свидетельством нереальности хозяйственной операции


В упомянутом Постановлении от 28.01.2016 г. в деле №2-а-2413/12/2070 ВАС Украины указал, что безосновательными являются ссылки контролирующего органа на отсутствие реального наступления правовых последствий, обусловленных договорами, по основаниям отсутствия необходимых материальных и трудовых ресурсов у контрагентов, поскольку их наличие или отсутствие (ресурсов) у хозяйствующих субъектов не имеет правового значения для решения вопроса о наличии умысла сторон на реальное наступление правовых последствий, обусловленных заключенным договорам, как не имеет такого значения и наличие или отсутствие субъектов по юридическому адресу.
Однако, в данном вопросе ВАС Украины является непоследовательным, ведь в другом Постановлении от 13.01.2016 г. в деле №2а/1570/2406/2011 суд отметил обратное – отсутствие у контрагента материально-технической базы, трудовых ресурсов, как собственных, так и привлеченных, объективно ставят под сомнение возможность выполнения им услуг, которые были предметом договоров и характер которых, учитывая количество объектов, которые подлежали проверке, предусматривает привлечение к их выполнению определенного количества работников и основных фондов (например, использование транспортных средств).

Источник: http://www.legalshift.com.ua/?p=414

Комментарии к материалу
Быстрая регистрация
Будьте в курсе изменений и актуальных тем, задавайте вопросы.
Популярное
28.10.2025
Топ-20 новостей прошлой недели
Самые интересные новости минувшей недели ГНС утвердила Реестр крупных налогоплательщиков на 2026 год Рада продлила сроки военного положения и мобилизации Вносить ли изменения в ЕГР, если изменено название населенного пункта: письмо Минюста Приведет ли к потере стажа неоцифровка трудовой книжки Д...
08.09.2025
Закон № 4536 опубликован 3 сентября: обзор основных изменений
Закон № 4536 вносит изменения, в частности, в Налоговый кодекс, Закон от 08.07.2010 № 2464-VІ , Закон от 18.06.2024 № 3817-ІХ. Большинство норм Закона № 4536 вступает в силу первого числа месяца, следующего за месяцем его опубликования, то есть с 1 октября 2025 года. Больше по теме: Кварт...
08.10.2025
Обновлен Справочник условных кодов товаров
ГНС опубликовала обновленный Справочник условных кодов товаров. ГНС опубликовала обновленный Справочник условных кодов товаров. Условный код товара Название товара 00101 жилой дом 00102 здание 00103 ...
Новое
28.10.2025
Обнародованы изменения к некоторым НП(С)БУГС
Минфин уведомляет об обнародовании проекта приказа Минфина «Об утверждении Изменений к некоторым национальным положениям (стандартам) бухгалтерского учета в государственном секторе». Больше по теме: Бухучет земельных участков, переданных в аренду другому юридическому лицу Офис в кварти...
28.10.2025
Планируют изменения к КЗоТу касательно электронного документооборота
В Парламете зарегистрированы изменения к КЗоТу относительно электронного документооборота при трудоустройстве. Рассмотрим планируемые нововведения. Больше по теме: Создавать ли бумажные кадровые документы, если внедрен электронный документооборот Верховная Рада планирует внести изменения в ч. 4 ст....
28.10.2025
Обнародован законопроект относительно договоров долгосрочного туристического продукта
Минэкономики обнародовало проект Закона о договорах долгосрочного туристического продукта, таймшера и связанных с ними договорах. Какие нормы законодательства планируют внедрить? Больше по теме: Штрафы по НДФЛ и военному сбору: какие нарушения обходятся дороже всего Военный сбор для физлиц-предпри...
Лучшие материалы