Особенности проведения ежегодной инвентаризации в 2015 году
12.10.2015 366 0 0
Законом Украины «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности в Украине» установлено, что для обеспечения достоверности данных бухгалтерского учета и финансовой отчетности предприятия обязаны проводить инвентаризацию активов и обязательств, в ходе которой проверяются и документально подтверждаются их наличие, состояние и оценка.
Инвентаризация в 2015 году проводится по новым правилам в соответствии с измененным Положением по инвентаризации активов и обязательств, утвержденным приказом МФУ от 02.09.2014 № 879 (далее – Положение № 879).
Рассмотрим, на что следует обратить внимание при проведении инвентаризации в текущем году с учетом внесенных изменений.
Сроки проведения инвентаризации (п. 10 раздел 1).
Наименование объектов |
Сроки проведения |
Необоротные активы Запасы Текущие биологические активы Дебиторская и кредиторская задолженности Расходы и доходы будущих периодов Обязательства |
В течение трех месяцев до даты финансовых отчетов |
Незавершенные капитальные инвестиции Незавершенное производство, полуфабрикаты Финансовые инвестиции Денежные средства Средства целевого финансирования Обязательства в части:
|
В течение двух месяцев до даты финансовых отчетов |
Автомобили, морские и речные суда, отбывающие в длительные рейсы, Прочие материальные ценности, которые на дату инвентаризации будут находиться вне предприятия |
До временного выбытия из предприятия объектов основных средств |
Особенности инвентаризации отдельных объектов |
|
Инвентаризация земельных участков, зданий, сооружений и других объектов недвижимости |
По решению руководителя может проводиться один раз в три года |
Инвентаризация инструментов, приборов, инвентаря (мебели) |
По решению руководителя предприятия может проводиться ежегодно в объеме не менее 30 процентов всех указанных объектов с обязательным охватом инвентаризацией всех инструментов, приборов, инвентаря (мебели) в течение трех лет. |
Инвентаризация может быть сплошной и выборочной. Сплошной инвентаризацией охватываются все виды обязательств и все активы предприятия независимо от их местонахождения, в том числе предметы, переданные в аренду, лизинг или находятся на реконструкции, модернизации, консервации, в ремонте, запасе или резерве независимо от технического состояния. Также инвентаризации подлежат активы и обязательства, которые учитываются на забалансовых счетах, в частности ценности, не принадлежащие предприятию, но временно находящихся в его пользовании, распоряжении или на хранении (объекты оперативной (операционной) аренды основных средств, материальные ценности на ответственном хранении, переработке, комиссии, монтаже), условные активы и обязательства (условные активы и обязательства) предприятия (залога, гарантии, обязательства и т.п.), бланки документов строгой отчетности, другие активы.
Т.е. инвентаризации подлежат все статьи активов и обязательств. Для предприятий, которые ведут учет по ПСБУ с дальнейшим проведением трансформации, чтобы отчетность соответствовала правилам МСФО, инвентаризации подлежат статьи активов и обязательств, отраженные в отчетности по ПСБУ. А дополнительные сведения, описи, составление которых предусмотрено Положением № 879 помогут предприятиям отразить необходимые трансформационные записи для отчетности, составленной по правилам МСФО. Например, требование отражения в отдельных описях запасов, непригодных к дальнейшему использованию будет основанием для начисления резерва на обесценение запасов, причем в данной описи уже будет указано решение комиссии предприятия о сумме признанного обесценения.
Виды обязательных инвентаризаций (п. 7, п. 9 раздел 1).
Причина инвентаризации |
Объем инвентаризации |
Сроки инвентаризации |
Перед составлением годовой ФО |
Сплошная |
В сроки, указанные в п. 10 раздела 1 Положения № 879 (смотреть таблицу выше) |
В случае смены материально ответственных лиц, а также в случае смены руководителя коллектива (бригадира), выбытия из коллектива (бригады) более половины его членов или по требованию хотя бы одного члена коллектива (бригады) при коллективной (бригадной) материальной ответственности |
В объеме активов, находящихся на ответственном хранении |
На день приема-передачи дел
|
В случае установления фактов краж или злоупотреблений, порчи ценностей |
В объеме, определенном руководителем предприятия; |
На день установления таких фактов |
В случае перехода на составление финансовой отчетности по международным стандартам |
Сплошная |
На дату такого перехода |
В случае техногенных аварий, пожара или стихийного бедствия |
В объеме, определенном руководителем предприятия |
На день после окончания явлений |
В случае прекращения предприятия в объеме |
Сплошная |
На дату, установленную решением собственника |
В случае получения отказа поставщика удовлетворить претензию относительно недогруза товаров или получения от покупателя претензии относительно недогруза товаров |
Выборочная инвентаризация тех товаров, на которые заявлены указанные претензии |
На дату получения претензии от покупателя или на дату получения товара от поставщика |
Организация инвентаризации (раздел 2)
Для проведения инвентаризации на предприятии могут быть созданы:
- инвентаризационная комиссия. Создается на всех предприятиях.
- рабочая инвентаризационная комиссия. Создается как дополнительная комиссия (комиссии) на предприятиях, где имеется большой объем работ по проведению инвентаризации.
Состав инвентаризационной комиссии |
Состав рабочей инвентаризационной комиссии |
Председатель: руководитель предприятия (его заместитель) или руководитель структурного подразделения предприятия, уполномоченный руководителем предприятия. |
Председатель: Утверждается распорядительным документом руководителя. Председателем рабочей инвентаризационной комиссии для проверки активов, находящихся на ответственном хранении у одного и того же лица, не может назначаться работник более двух лет подряд. |
Члены комиссии:
|
Члены комиссии:
|
В состав инвентаризационной комиссии могут быть включены члены ревизионной комиссии, службы внутреннего аудита |
В состав рабочей комиссии могут быть включены члены инвентаризационной комиссии. Материально ответственные лица не включаются в состав рабочей инвентаризационной комиссии для проверки активов, находящихся у них на ответственном хранении. |
Инвентаризационные описи (раздел 2, раздел 3).
Основным отличием нового Положения № 879 от прежней инструкции по Инвентаризации основных средств, нематериальных активов, товарно-материальных ценностей, денежных средств, документов и расчетов, утвержденной приказом МФУ от 11.08.1994 № 69, является четкое перечисление информации, которую необходимо отразить в инвентаризационной описи по каждому виду активов и обязательств, а также перечень дополнительных инвентаризационных описей по отдельным видам активов и обязательств, которые необходимо заполнить.
Например, для основных средств указывается такая информация: инвентарный номер, изготовитель, заводской номер (при его наличии), года выпуска, первоначальная (переоцененная) стоимость, сумма износа, срок полезного использования. Кроме того, при проведении инвентаризации земельных участков, зданий, сооружений, другой недвижимости, водоемов и других объектов природных ресурсов проверяется наличие документов, подтверждающих право собственности предприятия на эти объекты. Т.е. информация о таком документе также должна быть указана в инвентаризационной описи.
Ранее все предприятия (кроме бюджетных) пользовались формами инвентаризационных описей в приставкой «Инв-», утвержденных постановлением Госкомстата СССР от 28.12.89 № 241. На сегодняшний день данные описи не содержат в себе всю ту информацию, указание которой требует Положение № 879.
В данном случае в качестве основы можно использовать формы инвентаризационных описей, утвержденные приказом МФУ от 17.06.2015 № 572, применяемые бюджетными организациями. Это не будет противоречить Положению № 879, поскольку его действие распространяется на все предприятия и организации Украины (ранее действовавшая для бюджетных организаций инструкция № 90 от 30.10.1998 отменена настоящим Положением).
Для нематериальных активов применяется форма инвентаризационной описи, утвержденная приказом МФУ от 22.11.2004 № 732.
При этом следует обратить внимание на следующие особенности оформления инвентаризационных описей:
- На каждой странице инвентаризационной описи указываются словам число порядковых номеров активов и общее количество в натуральных измерениях всех активов, которые записаны на этой странице, независимо от того, в каких единицах измерения (штуках, метрах, килограммах и т.д.) они отражены (п. 16 раздела 2).
- Исправление ошибок должно делаться во всех экземплярах описей путем зачеркивания неправильных записей и написания над ними правильных. Исправления должны быть подписаны всеми членами инвентаризационной комиссии (рабочей инвентаризационной комиссии) и материально ответственными лицами (п. 17 раздела 2).
- На последних листах инвентаризационной описи (акта инвентаризации) незаполненные строки прочеркиваются (п. 17 раздела 2).
- Бухгалтерская служба предприятия проводит проверку всех подсчетов в инвентаризационных описях (актах инвентаризации). На последней странице инвентаризационных описей (актов инвентаризации) делается отметка о проверке цен, таксировки и подсчеты результата за подписями лиц, проводивших эту проверку (п. 19 раздела 2).
Все материалы инвентаризации (описи, акты, сличительные ведомости, протоколы) согласно п. 21 раздела 2 Положения № 879 оформляются не менее чем в двух экземплярах. Также установлено, что материалы инвентаризации могут быть заполнены как рукописным способом, так и при помощи электронных средств обработки информации (п. 14 раздела 2).
Анализ инвентаризационных описей для бюджетных организаций показывает, что требования п. 16 раздела 2 Положения № 879 в части указания на каждой странице словами число порядковых номеров активов и общее количество в натуральных измерениях всех активов, которые записаны на этой странице, не соблюдено, поэтому при разработке инвентаризационных описей для предприятия данное требование необходимо учесть дополнительно. Кроме того, по некоторым видам активов и обязательств Положение № 879 требует составлять отдельные описи, учитывающие особенности таких активов и обязательств. Указанные дополнительные описи для бюджетных организаций не предусмотрены приказом № 572.
Ниже приводится информация, которую необходимо дополнительно отразить в описях, а также дополнительные описи, подлежащие заполнению.
Наименование активов, обязательств |
Дополнительная информация в инвентаризационной описи |
Случаи составления дополнительных инвентаризационных описей |
Основные средства |
Документы, подтверждающие право собственности на земельные участки, здания, сооружения, прочую недвижимость |
1) Основные средства не числятся в учете 2) Основные средства, не пригодные к эксплуатации и не подлежащие восстановлению |
Информация об основных средствах, остаточная стоимость которых равна нулю, должна быть передана инвентаризационной (рабочей инвентаризационной) комиссией руководителю предприятия |
||
Незавершенные капитальные инвестиции |
Разработать инвентаризационную опись с указанием информации:
|
1) Построенные объекты, фактически введенные в действие полностью или частично, но принятие и введение в действие которых не оформлены надлежащими документами, а также завершенные, но по каким-то причинам не введенные в действие объекты с указанием причины задержки оформления сдачи в эксплуатацию указанных объектов. 2) Объекты, строительство которых приостановлено, а также проектно-изыскательские работы по несостоявшемуся строительству, которые должны быть списаны с баланса, с указанием причин прекращения (неосуществлении) строительства. |
Запасы |
Для НЗП указать: стадия и степень готовности, количество или объем выполненных работ
|
1) Запасы, находящиеся в дороге, в том числе отгруженная продукция, 2) Запасы, находящиеся на складах других предприятий 3) Непригодные и испорченные запасы с указанием степени непригодности, характера порчи, предложений по обесценению, списанию или возможности использования этих предметов в хозяйственной деятельности |
Дебиторская и кредиторская задолженность |
- |
1)Дебиторская и кредиторская задолженность, по которой истек срок исковой давности |
Расчеты по возмещению материального ущерба |
Разработать инвентаризационную опись с указанием информации:
|
- |
Таким образом, перед проведением инвентаризации предприятию необходимо издать приказ с указанием объемов и сроков инвентаризации активов и обязательств. Обязательно приказом следует утвердить состав инвентаризационной и рабочей (рабочих) инвентаризационной комиссии, в также формы инвентаризационных описей. В приказе необходимо прописать инструкции по проведению инвентаризации.
Если предприятие примет решение по разработке отдельного Положения по проведению инвентаризации активов и обязательств, то все вышеуказанные нормы (кроме назначения комиссий) необходимо будет включить в данное Положение.
Оформление результатов инвентаризации (раздел 4).
Вопросы по оформлению результатов инвентаризации в Положении № 879 не отличаются от норм Инструкции № 69.
Инна Дядюра,
аудитор, директор ООО АФ «Капитал Аудит»
Источник: http://www.capital.net.ua/2articles/4...
Комментарии к материалу