Подписывайся на информационную страховку бухгалтера
Подписаться

Особенности проведения ежегодной инвентаризации в 2015 году

Законом Украины «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности в Украине» установлено, что для обеспечения достоверности данных бухгалтерского учета и финансовой отчетности предприятия обязаны проводить инвентаризацию активов и обязательств, в ходе которой проверяются и документально подтверждаются их наличие, состояние и оценка.

Инвентаризация в 2015 году проводится по новым правилам в соответствии с измененным Положением по инвентаризации активов и обязательств, утвержденным приказом МФУ от 02.09.2014 № 879 (далее – Положение № 879).

 Рассмотрим, на что следует обратить внимание при проведении инвентаризации в текущем году с учетом внесенных изменений.

 Сроки проведения инвентаризации (п. 10 раздел 1).

 

Наименование объектов

Сроки проведения

Необоротные активы

Запасы

Текущие биологические активы

Дебиторская и кредиторская задолженности

Расходы и доходы будущих периодов

Обязательства

В течение трех месяцев до даты финансовых отчетов

Незавершенные капитальные инвестиции

Незавершенное производство, полуфабрикаты

Финансовые инвестиции

Денежные средства

Средства целевого финансирования

Обязательства в части:

  • неиспользованных обеспечений,
  • расчетов с бюджетом
  •  расчетов по отчислениям на общеобязательное государственное социальное страхование

В течение двух месяцев до даты финансовых отчетов

Автомобили, морские и речные суда, отбывающие в длительные рейсы,

Прочие материальные ценности, которые на дату инвентаризации будут находиться вне предприятия

До временного выбытия из предприятия объектов основных средств

Особенности инвентаризации отдельных объектов

 

Инвентаризация земельных участков, зданий, сооружений и других объектов недвижимости

По решению руководителя может проводиться один раз в три года

Инвентаризация инструментов, приборов, инвентаря (мебели)

По решению руководителя предприятия может проводиться ежегодно в объеме не менее 30 процентов всех указанных объектов с обязательным охватом инвентаризацией всех инструментов, приборов, инвентаря (мебели) в течение трех лет.

 

Инвентаризация может быть сплошной и выборочной. Сплошной инвентаризацией охватываются все виды обязательств и все активы предприятия независимо от их местонахождения, в том числе предметы, переданные в аренду, лизинг или находятся на реконструкции, модернизации, консервации, в ремонте, запасе или резерве независимо от технического состояния. Также инвентаризации подлежат активы и обязательства, которые учитываются на забалансовых счетах, в частности ценности, не принадлежащие предприятию, но временно находящихся в его пользовании, распоряжении или на хранении (объекты оперативной (операционной) аренды основных средств, материальные ценности на ответственном хранении, переработке, комиссии, монтаже), условные активы и обязательства (условные активы и обязательства) предприятия (залога, гарантии, обязательства и т.п.), бланки документов строгой отчетности, другие активы.

Т.е. инвентаризации подлежат все статьи активов и обязательств. Для предприятий, которые ведут учет по ПСБУ с дальнейшим проведением трансформации, чтобы отчетность соответствовала правилам МСФО, инвентаризации подлежат статьи активов и обязательств, отраженные в отчетности по ПСБУ. А дополнительные сведения, описи, составление которых предусмотрено Положением № 879 помогут предприятиям отразить необходимые трансформационные записи для отчетности, составленной по правилам МСФО. Например, требование отражения в отдельных описях запасов, непригодных к дальнейшему использованию будет основанием для начисления резерва на обесценение запасов, причем в данной описи уже будет указано решение комиссии предприятия о сумме признанного обесценения.


Виды обязательных инвентаризаций (п. 7, п. 9 раздел 1).

Причина инвентаризации

Объем инвентаризации

Сроки инвентаризации

Перед составлением годовой ФО

Сплошная

В сроки, указанные в     п. 10 раздела 1 Положения № 879 (смотреть таблицу выше)

В случае смены материально ответственных лиц, а также в случае смены руководителя коллектива (бригадира), выбытия из коллектива (бригады) более половины его членов или по требованию хотя бы одного члена коллектива (бригады) при коллективной (бригадной) материальной ответственности

В объеме активов, находящихся на ответственном хранении

На день приема-передачи дел

 

 

 

В случае установления фактов краж или злоупотреблений, порчи ценностей

В объеме, определенном руководителем предприятия;

На день установления таких фактов

В случае перехода на составление финансовой отчетности по международным стандартам

Сплошная

На дату такого перехода

В случае техногенных аварий, пожара или стихийного бедствия

В объеме, определенном руководителем предприятия

На день после окончания явлений

В случае прекращения предприятия в объеме

Сплошная

На дату, установленную решением собственника

В случае получения отказа поставщика удовлетворить претензию относительно недогруза товаров или получения от покупателя претензии относительно недогруза товаров

Выборочная инвентаризация тех товаров, на которые заявлены указанные претензии

На дату получения претензии от покупателя или на дату получения товара от поставщика

Организация инвентаризации (раздел 2)

Для проведения инвентаризации на предприятии могут быть созданы:

  • инвентаризационная комиссия. Создается на всех предприятиях.
  • рабочая инвентаризационная комиссия. Создается как дополнительная комиссия (комиссии) на предприятиях, где имеется большой объем работ по проведению инвентаризации.

Состав инвентаризационной комиссии

Состав рабочей инвентаризационной комиссии

Председатель:

руководитель предприятия (его заместитель) или руководитель структурного подразделения предприятия, уполномоченный руководителем предприятия.

Председатель:

Утверждается распорядительным документом руководителя.

Председателем рабочей инвентаризационной комиссии для проверки активов, находящихся на ответственном хранении у одного и того же лица, не может назначаться работник более двух лет подряд.

Члены комиссии:

  • представители аппарата управления предприятия,
  • представители бухгалтерской службы (или которые ведут учет: представители аудиторской фирмы, централизованной бухгалтерии, ФОП, осуществляющего ведение бухгалтерского учета на предприятии на договорных началах),
  • работники предприятия, знающие объект инвентаризации, цены и первичный учет (инженеры, технологи, механики, исполнители работ, товароведы, экономисты, бухгалтеры)

Члены комиссии:

  • представители аппарата управления предприятия,
  • представители бухгалтерской службы,
  • работники предприятия, знающие объект инвентаризации, цены и первичный учет (инженеры, технологи, механики, исполнители работ, товароведы, экономисты, бухгалтеры)

В состав инвентаризационной комиссии могут быть включены члены ревизионной комиссии, службы внутреннего аудита

В состав рабочей комиссии могут быть включены члены инвентаризационной комиссии.

Материально ответственные лица не включаются в состав рабочей инвентаризационной комиссии для проверки активов, находящихся у них на ответственном хранении.

 

Инвентаризационные описи (раздел 2, раздел 3).

Основным отличием нового Положения № 879 от прежней инструкции по Инвентаризации основных средств, нематериальных активов, товарно-материальных ценностей, денежных средств, документов и расчетов, утвержденной приказом МФУ от 11.08.1994 № 69, является четкое перечисление информации, которую необходимо отразить в инвентаризационной описи по каждому виду активов и обязательств, а также перечень дополнительных инвентаризационных описей по отдельным видам активов и обязательств, которые необходимо заполнить.

Например, для основных средств указывается такая информация: инвентарный номер, изготовитель, заводской номер (при его наличии), года выпуска, первоначальная (переоцененная) стоимость, сумма износа, срок полезного использования. Кроме того, при проведении инвентаризации земельных участков, зданий, сооружений, другой недвижимости, водоемов и других объектов природных ресурсов проверяется наличие документов, подтверждающих право собственности предприятия на эти объекты. Т.е. информация о таком документе также должна быть указана в инвентаризационной описи.

Ранее все предприятия (кроме бюджетных) пользовались формами инвентаризационных описей в приставкой «Инв-», утвержденных постановлением Госкомстата СССР от 28.12.89 № 241. На сегодняшний день данные описи не содержат в себе всю ту информацию, указание которой требует Положение № 879.

В данном случае в качестве основы можно использовать формы инвентаризационных описей, утвержденные приказом МФУ от 17.06.2015 № 572, применяемые бюджетными организациями. Это не будет противоречить Положению       № 879, поскольку его действие распространяется на все предприятия и организации Украины (ранее действовавшая для бюджетных организаций инструкция № 90 от 30.10.1998 отменена настоящим Положением).

Для нематериальных активов применяется форма инвентаризационной описи, утвержденная приказом МФУ от 22.11.2004 № 732.

При этом следует обратить внимание на следующие особенности оформления инвентаризационных описей:

  • На каждой странице инвентаризационной описи указываются словам число порядковых номеров активов и общее количество в натуральных измерениях всех активов, которые записаны на этой странице, независимо от того, в каких единицах измерения (штуках, метрах, килограммах и т.д.) они отражены (п. 16 раздела 2).
  • Исправление ошибок должно делаться во всех экземплярах описей путем зачеркивания неправильных записей и написания над ними правильных. Исправления должны быть подписаны всеми членами инвентаризационной комиссии (рабочей инвентаризационной комиссии) и материально ответственными лицами (п. 17 раздела 2).
  • На последних листах инвентаризационной описи (акта инвентаризации) незаполненные строки прочеркиваются (п. 17 раздела 2).
  • Бухгалтерская служба предприятия проводит проверку всех подсчетов в инвентаризационных описях (актах инвентаризации). На последней странице инвентаризационных описей (актов инвентаризации) делается отметка о проверке цен, таксировки и подсчеты результата за подписями лиц, проводивших эту проверку (п. 19 раздела 2).

Все материалы инвентаризации (описи, акты, сличительные ведомости, протоколы) согласно п. 21 раздела 2 Положения № 879 оформляются не менее чем в двух экземплярах. Также установлено, что материалы инвентаризации могут быть заполнены как рукописным способом, так и при помощи электронных средств обработки информации (п. 14 раздела 2).

Анализ инвентаризационных описей для бюджетных организаций показывает, что требования п. 16 раздела 2 Положения № 879 в части указания на каждой странице  словами число порядковых номеров активов и общее количество в натуральных измерениях всех активов, которые записаны на этой странице, не соблюдено, поэтому при разработке инвентаризационных описей для предприятия данное требование необходимо учесть дополнительно. Кроме того, по некоторым видам активов и обязательств Положение № 879 требует составлять отдельные описи, учитывающие особенности таких активов и обязательств. Указанные дополнительные описи для бюджетных организаций не предусмотрены приказом № 572.

Ниже приводится информация, которую необходимо дополнительно отразить в описях, а также дополнительные описи, подлежащие заполнению.

Наименование активов, обязательств

Дополнительная информация в инвентаризационной описи

Случаи составления дополнительных инвентаризационных описей

Основные средства

Документы, подтверждающие право собственности на земельные участки, здания, сооружения, прочую недвижимость

1) Основные средства не числятся в учете

2) Основные средства, не пригодные к эксплуатации и не подлежащие восстановлению

Информация об основных средствах, остаточная стоимость которых равна нулю, должна быть передана инвентаризационной (рабочей инвентаризационной) комиссией руководителю предприятия

Незавершенные капитальные инвестиции

Разработать инвентаризационную опись с указанием информации:

  • наименование объекта,
  • объем выполненных и оплаченных работ по видам, конструктивными элементами, оборудованием.
  • наличие оборудования, переданного для монтажа, который фактически не начато,
  • отметка о состоянии законсервированных и временно остановленных строительных объектов

 

1) Построенные объекты, фактически введенные в действие полностью или частично, но принятие и введение в действие которых не оформлены надлежащими документами, а также завершенные, но по каким-то причинам не введенные в действие объекты с указанием причины задержки оформления сдачи в эксплуатацию указанных объектов.

2) Объекты, строительство которых приостановлено, а также проектно-изыскательские работы по несостоявшемуся строительству, которые должны быть списаны с баланса, с указанием причин прекращения (неосуществлении) строительства.

Запасы

Для НЗП указать:

стадия и степень готовности,

количество или объем выполненных работ

 

 

1) Запасы, находящиеся в дороге, в том числе отгруженная продукция,

2) Запасы, находящиеся на складах других предприятий

3) Непригодные и испорченные запасы с указанием степени непригодности, характера порчи, предложений по обесценению, списанию или возможности использования этих предметов в хозяйственной деятельности

Дебиторская и кредиторская задолженность

-

1)Дебиторская и кредиторская задолженность, по которой истек срок исковой давности

Расчеты по возмещению материального ущерба

Разработать инвентаризационную опись с указанием информации:

  • должник,
  • за что и когда возник долг,
  • дата принятия судебного решения (добровольного согласия должника) о погашении долга, сумма задолженности

-

Таким образом, перед проведением инвентаризации предприятию необходимо издать приказ с указанием объемов и сроков инвентаризации активов и обязательств. Обязательно приказом следует утвердить состав инвентаризационной и рабочей (рабочих) инвентаризационной комиссии, в также формы инвентаризационных описей. В приказе необходимо прописать инструкции по проведению инвентаризации.

Если предприятие примет решение по разработке отдельного Положения по проведению инвентаризации активов и обязательств, то все вышеуказанные нормы (кроме назначения комиссий) необходимо будет включить в данное Положение.


Оформление результатов инвентаризации (раздел 4).

Вопросы по оформлению результатов инвентаризации в Положении № 879 не отличаются от норм Инструкции № 69.

Инна Дядюра,
аудитор, директор ООО АФ «Капитал Аудит»

Источник: http://www.capital.net.ua/2articles/4...

Комментарии к материалу

Лучшие материалы