Минэкономики отвечает на вопросы: как применять типовые формы трудовых договоров о дистанционной и надомной работе
Нужно ли при применении надомного или дистанционного труда использовать именно типовые формы трудовых договоров о надомной и дистанционной работе?
Согласно пункту 61 части первой статьи 24 Кодекса законов о труде Украины (далее - КЗоТ) трудовой договор заключается, как правило, в письменной форме. Соблюдение письменной формы является обязательным при заключении трудового договора о дистанционной работе или о надомной работе.
Согласно части второй статьи 601 КЗоТ типовая форма трудового договора о надомной работе утверждается центральным органом исполнительной власти, обеспечивающим формирование государственной политики в сфере трудовых отношений, в соответствии с частью второй статьи 602 КЗоТ типовая форма трудового договора о дистанционной работе утверждается центральным органом исполнительной власти, обеспечивающий формирование государственной политики в сфере трудовых отношений.
Во исполнение вышеуказанных положений закона Минэкономики был разработан и принят приказ Министерства развития экономики, торговли и сельского хозяйства Украины от 5 мая 2021 № 913-21 «Об утверждении типовых форм трудовых договоров о надомной и дистанционной работу» (далее - Приказ № 913-21).
16 июля 2021 Приказ № 913-21 было в опубликовано Официальном вестнике Украины (выпуск № 54) и вступил в силу.
Учитывая вышеизложенное считаем, что стороны трудовых отношений при заключении трудовых договоров о дистанционной или надомной работе должны использовать именно типовые формы трудовых договоров о надомной и дистанционной работу и заключать их в письменной форме.
Кроме этого, обращаем внимание, что Типичной формой трудового договора о надомной работе и Типичной формой трудового договора о дистанционной работе предусмотрены случаи, когда такие договоры заключаются на момент, когда работник уже находится в трудовых отношениях с работодателем.
Так, в примечании к пункту 391 типовой формы трудового договора о надомной работе и Типовой формы трудового договора о дистанционной работе установлено следующее: «Отмечается лишь один из пунктов в зависимости от того, был осуществлен прием на работу работника, не находится в трудовых отношениях с работодателем (пункт 39), или осуществлено заключения трудового договора о надомной / удаленную работу с работником, уже состоит в трудовых отношениях с работодателем на условиях другого режима работы (пункт 391)».
Пунктом 391 типовых форм трудовых договоров установлено следующее: «Настоящий Договор вступает в силу после его подписания Сторонами _________ и заключается на замену других трудовых договоров, ранее заключенных между Сторонами».
Учитывая вышеизложенное, считаем, что в случае, если с работниками уже были заключены трудовые договоры, в том числе те, которые уже содержат положения о дистанционной / надомной работе, с таким работником целесообразно перезаключить трудовой договор о дистанционной / надомной работе в соответствии с типовой формой, утвержденной Приказом № 913-21.
Вместе с тем, если при осуществлении такого перезаключения трудового договора изменяются существенные условия труда работника (системы и размеры оплаты, льготы, режим работы, установление или отмена неполного рабочего времени, совмещение профессий, изменение разрядов и наименования должностей и другие), работодателем должны быть соблюдены требования статьи 32 КЗоТ касательно двухмесячного срока уведомления работника.
Возможно ли внесение изменений в типовую форму трудового договора и предсказания там дополнительных условий труда работника?
Типичными формами трудовых договоров о дистанционном и надомную работу предусмотрена возможность сторон по соглашению установить дополнительные условия о правах и обязанностях работника и работодателя (подпункт 10 пункта 24 подпункт 8 пункта 25 подпункт 6 пункта 26 подпункт 9 пункта 27 Типовой формы трудового договора о дистанционном работу, подпункт 11 пункта 25 подпункт 9 пункта 26 подпункт 6 пункта 27 подпункт 10 пункта 28 Типовой формы трудового договора о надомной работе), дополнительные условия по оплате труда (пункт 12 Типовой формы трудового договора о дистанционной работе, пункт 15 типовую форму трудового договора о надомной работе), дополнительные характеристики выполняемой работы (пункт 7 типовой формы трудового договора о дистанционной работе, пункт 10 типовой формы трудового договора о надомной работе), другие положения (пункт 42 типовой формы трудового договора о дистанционной работе и типовой формы трудового договора о надомной работе).
При этом в соответствии со статьей 9 КЗоТ условия договоров о труде, ухудшающие положение работников по сравнению с законодательством Украины о труде, являются недействительными.
Учитывая вышеизложенное, считаем, что сторонам трудовых отношений при заключении трудового договора о дистанционной или надомную работу не запрещено вносить дополнительные изменения и дополнения, которые не противоречат законодательству о труде.
Необходимо ли в трудовом договоре о дистанционной или надомной работе в разделе «IV. Условия оплаты труда» полностью дублировать положения коллективного договора и / или нормативного акта работодателя по оплате труда?
В соответствии со статьей 15 Закона Украины «Об оплате труда» (далее - Закон № 108/95-ВР) формы и системы оплаты труда, нормы труда, расценки, тарифные сетки, схемы должностных окладов, условия введения и размеры надбавок, доплат, премий, вознаграждений и других поощрительных, компенсационных и гарантийных выплат устанавливаются предприятиями в коллективном договоре с соблюдением норм и гарантий, предусмотренных законодательством, генеральным, отраслевым (межотраслевым) и территориальными соглашениями.
В соответствии со статьей 21 Закона № 108/95-ВР работник имеет право на оплату своего труда в соответствии с актами законодательства и коллективного договора на основании заключенного трудового договора. Размер заработной платы может быть ниже установленного трудовым договором и минимальный размер заработной платы в случае невыполнения норм выработки, изготовление продукции, оказавшейся браком, и по другим, предусмотренных действующим законодательством причин, которые имели место по вине работника.
Согласно статье 24 Закона № 108/95-ВР заработная плата выплачивается работникам регулярно в рабочие дни в сроки, установленные коллективным договором или нормативным актом работодателя, согласованным с выборным органом первичной профсоюзной организации или другим уполномоченным на представительство трудовым коллективом органом (а в случае отсутствия таких органов - представителями, избранными и уполномоченными трудовым коллективом), но не реже двух раз в месяц через промежуток времени, не превышающий шестнадцати календарных дней, и не позднее семи дней после окончания периода, за который осуществляется выплата.
Согласно статье 29 Закона № 108/95-ВР при заключении работником трудового договора (контракта) работодатель доводит до его сведения условия оплаты труда, размеры, порядок и сроки выплаты заработной платы, основания, согласно которым могут производиться отчисления в случаях, предусмотренных законодательством .
О новых или изменении действующих условий оплаты труда в сторону ухудшения работодатель должен уведомить работника не позднее чем за два месяца до их введения.
В соответствии с частями первой и второй статьи 29 КЗоТ до начала работы работника по заключенному трудовому договору (кроме трудового договора о дистанционной работе) собственник или уполномоченный им орган обязан:
- разъяснить работнику его права и обязанности и проинформировать под расписку об условиях труда, наличии на рабочем месте, на котором он будет работать, опасных и вредных производственных факторов, которые еще не устранены, и возможных последствиях их влияния на здоровье, его права на льготы и компенсации за работу в таких условиях в соответствии с законодательством и коллективным договором;
- ознакомить работника с правилами внутреннего трудового распорядка и коллективным договором;
- определить работнику рабочее место, обеспечить его необходимыми для работы средствами;
- проинструктировать работника по технике безопасности, производственной санитарии, гигиены труда и противопожарной охраны.
При заключении трудового договора о дистанционной работе собственник или уполномоченный им орган должен обеспечить выполнение пункта 2 части первой настоящей статьи, а также предоставить работнику рекомендации по работе с оборудованием и средствами, которые владелец или уполномоченный им орган предоставляет работнику для выполнения определенного объема работ. Ознакомление может происходить в форме дистанционного инструктажа или путем проведения обучения безопасным методам работы на конкретном техническом средстве. В трудовом договоре по соглашению сторон могут предусматриваться дополнительные условия безопасности труда.
Частью третьей статьи 32 КЗоТ, в частности, установлено, что об изменении существенных условий труда - систем и размеров оплаты труда, льгот, режима работы, установлении или отмене неполного рабочего времени, совмещение профессий, изменение разрядов и наименования должностей и других - работник должен быть уведомлен не позднее чем за два месяца.
Вместе с тем, по нашему мнению, условия труда, устанавливаются в коллективном договоре или нормативном акте работодателя, не требуется дублировать в каждом трудовом договоре работника.
В связи с этим считаем, что при условии соблюдения соответствии с законодательством процедуры информирования работника о его условиях труда, в трудовом договоре может быть указано соответствующую ссылку на коллективный договор или нормативный акт работодателя без установки в нем конкретных условий оплаты труда.
Какие действия должен совершить работодатель в случае принятия им решения об изменении режима работы работника (перевод на дистанционный режим или перевод с дистанционного режима на другой режим работы)?
Согласно части третьей, четвертой статьи 32 КЗоТ в связи с изменениями в организации производства и труда допускается изменение существенных условий труда при продолжении работы по той же специальности, квалификации или должности. Об изменении существенных условий труда - систем и размеров оплаты труда, льгот, режима работы, установлении или отмене неполного рабочего времени, совмещение профессий, изменение разрядов и наименования должностей и других - работник должен быть извещен не позднее чем за два месяца.
Если прежние существенные условия труда не могут быть сохранены, а работник не согласен на продолжение работы в новых условиях, то трудовой договор прекращается по пункту 6 статьи 36 настоящего Кодекса.
Учитывая вышеизложенное, в случае принятия работодателем решения об изменении режима работы работника (перевод на дистанционный режим или перевод с дистанционного режима на другой режим работы), работодатель должен сообщить такого работника в срок не менее чем за два месяца.
В то же время информируем, что в соответствии с частью одиннадцатой статьи 602 КЗоТ на время угрозы распространения эпидемии, пандемии, необходимости самоизоляции работника в случаях, установленных законодательством, и / или в случае возникновения угрозы вооруженной агрессии, чрезвычайной ситуации техногенного, природного или иного характера удаленная работа может вводиться приказом (распоряжением) собственника или уполномоченного им органа без обязательного заключения трудового договора о дистанционной работе в письменной форме. С таким приказом (распоряжением) работник знакомится в течение двух дней со дня его принятия, но до введения дистанционной работы. В таком случае нормы части третьей статьи 32 настоящего Кодекса не применяются.
Какой должна быть форма трудового договора при смене режимов работы работника?
Частью первой статьи 24 КЗоТ урегулирован случаи обязательного заключения трудового договора в письменной форме. При этом в отдельных случаях предусмотрено типовые формы таких договоров (дистанционная и надомная работа).
Если в результате изменения режима работы законодательство о труде не требует обязательного заключения трудового договора в письменной форме, стороны могут самостоятельно определять форму трудового договора.
Вместе с тем, во избежание трудовых споров рекомендуем в таких случаях все равно заключать трудовые договоры в письменной форме.
В то же время считаем, что изменение режима работы работника и сроки предупреждения о таком изменении должны быть подтверждены нормативным актом работодателя. При этом, в случае изменения режима работы работника в связи с изменениями в организации производства и труда работодателю следует также соблюдать требования части третьей статьи 32 КЗоТ.
Какой порядок действий работодателя в случае выявления работником желание перевестись на дистанционную работу?
Исходя из содержания статей 32, 601 и 602 КЗоТ, дистанционное и надомную работы следует считать режимами работы, об изменении которых по инициативе работодателя последний должен предупредить работника в срок не менее чем за два месяца.
При этом законодательством о труде не установлен срок такого предупреждения в случае, если изменения существенных условий труда инициированные со стороны работника.
Вместе с тем, обращаем внимание, что изменения существенных условий труда по инициативе работника должны надлежащим образом отражать его волю и желания и не быть скрытым средством для избежания работодателем процедуры, предусмотренной частью третьей статьи 32 КЗоТ.
https://www.me.gov.ua
Комментарии к материалу