Какие налоговые изменения начнут работать с 1 апреля
27.03.2017 4153 0 0
Какие именно изменения вступают в силу с апреля и является критической задержка в подготовке подзаконных актов, а также как может повлиять на бизнес их несвоевременная подготовка.
С 1 апреля 2017 года вступают в силу нормы Налогового кодекса, регулирующие порядок приостановления регистрации налоговой накладной/расчета корректировки в Едином реестре налоговых накладных (пункт 201.16 ст. 201 Кодекса).
В то же время Налоговый кодекс устанавливает, что с 1 апреля 2017 года до 1 июля 2017 года процедура приостановления регистрации накладных/расчетов в Реестре фактически осуществляться не будет, поскольку этот период является переходным (переходные положения, пункт 57 подраздела 2).
Сами нововведения относительно приостановления регистрации налоговых накладных/расчетов корректировки предусматривают, что при определенных условиях контролирующий орган имеет право приостановить регистрацию таких документов в Реестре, о чем налогоплательщик получает квитанцию. В свою очередь, плательщик налога может предоставить объяснения или документы, которые бы подтверждали, что налоговый орган должен зарегистрировать спорную накладную/расчет корректировки. Такие объяснения или документы будут рассматриваться специальной комиссией, которая уполномочена принять решение о регистрации или отказе в регистрации таких накладных/расчетов.
Пункт кодекса, который вводит указанные изменения, содержит ссылки на подзаконные акты, согласно положений которых должна осуществляться процедура приостановления регистрации накладных/расчетов в Реестре. В частности:
Регистрация накладной/расчета в Реестре может быть остановлена в порядке, определенном Кабинетом Министров, если такая накладная/расчет соответствует совокупности критериев оценки степени рисков, достаточных для такого приостановления;
Исчерпывающий перечень документов, которые может подать плательщик налога "на свою защиту", должен быть утвержден Минфином;
Основания для принятия комиссией решения о регистрации накладной/расчета в Реестре или об отказе в такой регистрации устанавливаются Кабинетом Министров, а порядок работы комиссии определяется Минфином;
Форма решения комиссии о регистрации накладной/расчета в Реестре или об отказе в такой регистрации устанавливается Минфином.
По состоянию на конец марта 2017 года эти подзаконные акты еще не приняты.
Такая задержка может быть обусловлена тем, что, как отмечалось выше, до 1 июля 2017 года будет действовать переходный период, в течение которого приостановление регистрации накладных/расчетов в Реестре не будет. Поэтому время до июля может быть использован правительством для подготовки подзаконных актов, которые будут регламентировать указанные процедуры.
В любом случае, в Украине действует принцип верховенства права, элементом которого является правовая определенность. В соответствии с ним органы власти должны четко действовать в пределах полномочий, определенных законодательством, плательщики налогов будут иметь возможность предвидеть правовые последствия своей деятельности.
Учитывая это, у контролирующих органов не будет законных оснований реализовывать процедуру приостановления регистрации налоговых накладных/расчетов корректировки в Реестре с июля 2017 года, если к тому времени акты, регулирующие такую процедуру, не будут приняты
Кроме того, с 1 апреля 2017 года вступят в силу изменения в правила предоставления индивидуальных налоговых и обобщающих консультаций. Основные новшества заключаются в следующем (статьи 52 и 53 Налогового кодекса):
срок для предоставления ответа контролирующим органом на обращение налогоплательщика относительно получения консультации уменьшено с 30 до 25 календарных дней;
уполномоченное лицо органа, предоставляющего консультацию, может принять решение о продлении срока рассмотрения обращения, но не более 10 календарных дней. Однако должен письменно сообщить об этом налогоплательщика;
кодекс четко определяет обязательные реквизиты обращения налогоплательщика в письменной форме. Если оно не соответствует этим требованиям, налоговая консультация не предоставляется;
налогоплательщик может выбрать устную или письменную форму индивидуальной консультации, при чем закон определяет обязательные требования к письменной консультации. Среди них, в частности, "описание вопросов, поднимаемых налогоплательщиком, с учетом фактических обстоятельств, указанных в обращении, обоснование применения норм законодательства и вывод по вопросам практического использования таких норм законодательства". Причем Кодекс не предусматривает последствий несоответствия консультации таким обязательным требованиям;
предоставлена в письменной форме индивидуальная консультация подлежит регистрации в единой базе и размещению на официальном веб-сайте ДФС, без указания информации о плательщике налога, который ее получил;
обобщающие налоговые консультации будет предоставлять Минфин. Они будут размещаться на официальном веб-сайте министерства в течение 5-ти календарных дней;
налогоплательщика, который действовал согласно индивидуальной консультации, предоставленной в письменной форме и зарегистрированной в единой базе консультаций, а также обобщающей налоговой консультации, не может быть привлечено к ответственности за деяние, содержащее признаки налогового правонарушения.
Татьяна Бережная старший юрист ЮФ "Василь Кисиль и Партнеры"
Источник: https://delo.ua/
Комментарии к материалу