Подписывайся на информационную страховку бухгалтера
Подписаться

Татьяна Ким: «Налоговые консультанты – мостик между бизнесом и госорганами»

Анна Горина

13.05.2014 977 0 1

Истина в последней инстанции – так называют институт налогового консультирования, который существует во многих странах мира. С точки зрения украинских реалий говорится о пп. 14.1.172 и ст. 52 и 53 Налогового кодекса Украины, предусматривающих консультации по вопросам практического использования норм налогового законодательства. Однако предоставление консультаций – всего лишь одна из множества функций налоговых консультантов. Основной целью их деятельности является помощь малому и среднему бизнесу (например, при составлении налоговой отчетности), а также органам государственной власти (по разработке соответствующих законопроектов).

Обычно налоговая консультация носит индивидуальный характер. Налогоплательщик может использовать ее в своей практической деятельности без опасений относительно двусмысленного толкования. Об одном из таких опытов рассказывает председатель Палаты налоговых консультантов Кыргызстана Татьяна Ким.


Татьяна Михайловна Ким – сертифицированный налоговый консультант, кандидат экономических наук, председатель правления Палаты налоговых консультантов Кыргызстана. В марте 2003 года получила сертификат налогового консультанта.
В 2010–2011 годах – руководитель секретариата Национального альянса бизнес-ассоциаций (НАБА). С марта 2012 года является членом коллегии Министерства экономики и антимонопольной политики Кыргызской Республики.
Принимала участие в разработке: проекта Налогового кодекса в рамках коалиции бизнес-ассоциаций «За справедливое налогообложение»; концепции реформирования налоговой политики; проекта пакета нормативно-правовых актов, обеспечивающих гармонизацию налоговых правоотношений и правоотношений по взиманию социальных отчислений в целях передачи функций их администрирования налоговой службе.


– Татьяна, расскажите, пожалуйста, кто такой налоговый консультант в Вашем понимании?

– Это налоговый эксперт, который консультирует заказчика (клиента) и представляет его интересы во всех видах налоговых правоотношений. Причем клиентом может быть как налогоплательщик, так и налоговая служба.

– Как в Кыргызстане реализована роль налогового консультанта?

– У нас это в значительной степени реализовано – процентов на 80. Профессия налогового консультанта в нашей стране успешно развивается уже 15 лет.

– Какой этап процесса объединения налоговых консультантов или защиты их прав был самым сложным?

– В Кыргызстане сейчас проходят достаточно сложные процессы. В течение последних двух лет – постоянные изменения в структуре правительства. При этом время от времени вносятся изменения и дополнения в закон о налоговых консультантах и Положение о порядке проведения аттестации. Мы не можем аттестовать консультантов, потому что нет соответствующего нормативно-правового акта. Он должен утвердить процедуру, по которой можно проводить аттестацию на должном уровне. По другим направлениям деятельности Палаты проблем не возникает.

– Какую модель функционирования рынка услуг по налоговому консультированию Вы считаете оптимальной – систему государственного регулирования или саморегулирования?

– Оптимальной является система саморегулирования. Это цивилизованная форма: кто лучше оценит работу эксперта, если не профессионал? Не так давно в нашей стране было государственное регулирование деятельности Палаты. Но по инициативе депутатов два года назад внесли изменения, которые и закрепили переход к саморегулированию. Сегодня аттестация налоговых консультантов и контрольные функции возложены на нашу Палату. И в этом есть большой плюс: повышается статус Палаты и престиж профессии. Ведь никто не сможет так обучить и сертифицировать налоговых консультантов, как это делают они сами. Но есть и минус: раньше 90 процентов расходов брало на себя государство, а теперь Палата существует на принципах самофинансирования. Значительная часть этих расходов будет переложена на плечи заявителей (кандидатов на обучение и сдачу экзамена.А. Г.).

– Много ли потенциальных налоговых консультантов ежегодно проходят сертификацию? Имеется ли информация о том, сколько из них в дальнейшем продолжают работать по специальности? Какой процент заявителей не проходят сертификацию?

– За 15 лет практической работы прошло только два этапа сертификации. В первые годы такая ситуация была связана с тем, что очень медленно продвигались законодательные изменения и долго колебались государственные органы, которым было поручено проводить аттестацию. Затем эти функции передали нам (функции по сертификации налоговых консультантов.А. Г.). Однако до сих пор нет необходимой нормативной базы. Первые две сертификации проводились на основе изучения документов и собеседования, то есть без экзамена. Среди прошедших сертификацию только половина становятся налоговыми консультантами, остальные по-прежнему работают в аудиторской сфере или становятся финансовыми топ-менеджерами в бизнесе.

– А как представители фискального ведомства Вашей страны относятся к налоговым консультантам?

– Однозначного ответа на этот вопрос нет. Сначала, когда Палата только начинала свою деятельность, отношение было очень негативным. В течение 5–6 лет нас считали оппонентами госоргана. В 2004 году правительство внесло в парламент редакцию нового кодекса, который совершенно не был ориентирован на интересы бизнеса. Началось трехлетнее противостояние. Мы даже написали свой вариант Налогового кодекса, кстати, он был подписан большинством депутатов и вынесен на парламентское рассмотрение. Нас поддержал весь активный бизнес республики: 37 отраслевых и профессиональных ассоциаций создали коалицию «За справедливое налогообложение», от имени которой работала Палата. После этого представители власти отозвали свой вариант Кодекса, а мы свой. Президентская администрация создала рабочую комиссию, которая в течение восьми месяцев разрабатывала совместный вариант. От противостояния мы постепенно перешли к взаимопониманию.

Сейчас наши отношения с налоговым ведомством можно назвать партнерскими и доверительными. Каждая сторона понимает и, главное, принимает позицию и аргументы другой стороны. Решение принимается совместно, на основе обсуждения всех доказательств. На таких принципах уже в течение почти четырех лет работает еще один интересный институт – Методологический совет по координации фискальной политики, который был создан при Министерстве экономики. В него входят эксперты Палаты, налоговики, таможенники, представители бизнеса, Минфина, социальных фондов, правительства и т. д. На Совете рассматриваются и принимаются решения по сложным вопросам налогового законодательства, разрабатывается одинаковая практика применения отдельных норм, рассматриваются и обсуждаются поправки в налоговое законодательство. На базе совместно принятых решений Министерство экономики издает соответствующие документы: ответы на запросы налогоплательщиков, разъяснения, проекты правительственных постановлений. Один представитель Палаты является заместителем председателя ГНС, другой – заместителем министра экономики, а еще два – заместителями председателя Методологического совета. Мы работаем как коллеги.

– Насколько в Вашей стране бизнес доверяет налоговым консультантам?

– Доверие к налоговым консультантам растет из года в год. Мы проводим довольно масштабное обучение налогоплательщиков, выпускаем профессиональный журнал «Налоги и право». Ответы на актуальные вопросы налогоплательщики могут найти на сайте Палаты. Главный показатель доверия – рост заказов на получение экспертных заключений для судебных органов или рассмотрения жалоб налогоплательщиков в процессе апелляций.

– Были ли в Кыргызстане громкие судебные процессы, связанные с рассмотрением дел о некачественных услугах налоговых консультантов?

– Таких ситуаций не было. Несколько раз только высказывали пожелания относительно консультаций. Но это делали в частном порядке, а не на уровне Палаты, не говоря уже о судебных делах.

– Как у Вас формируют ценовую политику на услуги консультантов?

– Это происходит на основе постоянного маркетинга. Наши расценки невысокие, потому что мы является общественной организацией. Свою миссию воспринимаем не в материальной плоскости. Именно поэтому и такой уровень оплаты. Например, иногда оплата работы налоговых консультантов, предоставляющих услуги от имени Палаты, а не в частном порядке, на 50 и более процентов ниже оплаты частных консультантов. При этом важно, что заключения Палаты по степени профессиональной подготовки находятся на очень высоком уровне. Работаем над ними коллегиально. Существует разница между оплатой услуг для юридических и физических лиц: последние за услуги платят вдвое меньше, чем первые.

– Что Вы можете сказать об оптимизации налогообложения?

– В нашем понимании оптимизация – это не более чем минимальное налогообложение при полном выполнении норм законодательства. Иначе это уже будет уклонение от уплаты налогов.

– Каким образом определить границу между оптимизацией и уклонением от налогов?

– Нормами закона и практикой их применения. В налоговом законодательстве существуют нормы, которые можно толковать неоднозначно. Здесь бизнес имеет дело с риском. Палата придерживается такой позиции: налоговые консультации должны быть с минимальным риском и максимальной защитой для налогоплательщика. Если же мы будем давать консультации на грани риска, то это может обернуться значительными потерями, намного большими чем несколько завышенная сумма налогового обязательства. То есть степень защиты должна быть максимальной, а степень риска – минимальной. Если возникает ситуация, когда налогоплательщик абсолютно прав (исходя из норм законодательства), но в отношении него принято неправомерное решение (например, на уровне территориального органа), то мы стараемся помочь различными способами: готовим системную аргументацию и рекомендуем направить запрос в Методологический совет, центральный аппарат Государственной налоговой службы и Общественный наблюдательный совет при ГНС. Иногда ограничиваемся частными звонками специалисту или руководителю ГНС.

– Мы подошли к вопросу об особых требованиях к налоговым консультантам. Были ли опасения, когда эти требования внедрялись?

– Это очень деликатный вопрос. Есть такой практический момент: никакие правила, введенные на законодательном уровне или профессиональным сообществом, не могут быть барьером или панацеей от совершения неэтичных поступков, как по форме, так и по сути. Соблюдение даже не буквы, а духа этики в большей степени зависит от личности консультанта. Очень важно, чтобы человек сам для себя была контролером. Иначе никакие требования не спасут. И именно на это мы обращали внимание при аттестации. Можно повысить уровень квалификации, но если нравственность и понимание своей роли у претендента проблемные, то никакими требованиями это не исправишь. Хотя, конечно, этика налогового консультанта у нас разработана и утверждена. Существуют также законодательные ограничения. Но нам здесь проще: рынок республики достаточно узкий, и кто чем дышит – известно хотя бы одному из членов аттестационной комиссии. Ведь соискатель не появляется из безвоздушного пространства, он раньше где-то работал.

– С какими проблемами сегодня сталкиваются налоговые консультанты Кыргызстана?

– У нас имеются проблемы экономического характера, связанные с низкой платежеспособностью рынка. Есть небольшая категория налогоплательщиков, которые уже осознали и понимают необходимость сотрудничества с профессиональными налоговыми консультантами. В Бишкеке это понимание уже есть, а вот в регионах наша профессия пока развивается слабо.

– Какие советы Вы могли бы дать украинской Палате налоговых консультантов?

– Самое главное – создать прочное ядро единомышленников, готовых работать на общую цель, на благо профессии. Не надо забывать, что сначала многое приходится делать бесплатно. На первом этапе нужно обеспечить финансовую «подушку» или выполнять часть работы за счет донорской поддержки. Необходимо ввести обучение на высоком уровне и организовать серьезные экзамены (чтобы в эту среду не проникли случайные люди, которые не имеют достаточной квалификации). Очень важно выходить на законодательный уровень: работать над снижением ставок, инициировать принятие норм, направленных на упрощение налогового администрирования и развитие бизнеса, который должен идентифицировать налоговых консультантов как эффективных защитников своих интересов. Налоговые консультанты – мостик между бизнесом и госорганами. Мы должны быть на одной стороне – на стороне закона. Тогда обе стороны будут уважать друг друга и учитывать позицию оппонента.

Беседовала Анна Горина

Комментарии к материалу

Оформить подписку на раздел «Коммерция»

Самая полная библиотека безопасных решений по бухучету, налогам и праву

4428 грн. / год

Купить

Лучшие материалы