В случае непринятия налоговой декларации действия налоговиков нужно обжаловать.
Если налоговые органы отказываются принимать налоговую декларацию, ссылаясь на «низковатый уровень налоговой нагрузки», нужно зафиксировать этот факт путем видеофиксации и привлечения свидетелей. В любом случае представлять такую декларацию лучше заранее, чтобы иметь время для решения спорных вопросов. Итак, отрабатываем алгоритм действий в случае неправомерного поведения должностных лиц налоговых органов.
Александр Ефимов,
доцент кафедры гражданского и трудового права
Киевского национального экономического университета
имени Вадима Гетьмана, кандидат юридических наук
Термины «налоговая нагрузка» и «налоговая отдача» законодательством не определены. То есть де-юре они якобы не существуют, но в нормативно-правовых актах используются. Чтобы убедиться в этом, загляните в п. 1.7 Приказа № 631 и обратите внимание на название этого документа.
Если бы в нашем государстве действительно боролись с коррупцией, в случае занижения налоговой отдачи разоблачались бы нелегальные схемы уклонения от налогообложения. Ведь учитывая приложение № 8 к Приказу № 631 применение среднеотраслевого уровня налоговой отдачи свидетельствует о том, насколько честно предприниматель уплачивает налог на прибыль. При этом степень честности измеряется путем сопоставления среднеотраслевого уровня налоговой отдачи с декларируемыми показателями налоговой декларации.
Уровень налоговой отдачи определяется путем деления показателя строки 12 (начисленная сумма налога) декларации на показатель строки 3 (скорректированный валовой доход). То есть рассчитывается соотношение сумм налога и дохода. Самый низкий уровень налоговой отдачи установлен для отрасли производства мяса и мясных продуктов (0,65 %), а самый высокий — для отрасли добычи металлических руд (8,17 %). Ну а представители гостиничного и ресторанного бизнеса должны продемонстрировать налоговую отдачу на уровне 2,56 %.
Привлечение за «неэффективность»
ГНС (связи с неоднократным переименованием здесь и далее под ГНС подразумевается орган, реализующий государственную налоговую политику Украины) не заявляла о том, что она не будет принимать налоговые декларации с заниженным показателем налоговой отдачи. По логике вещей, налоговиков должны интересовать именно такие декларации. Ведь низкая налоговая отдача — это формальные основания для совершения соответствующих действий по отношению к налогоплательщикам, которые, с точки зрения фискального ведомства, являются «неэффективными». В частности, в случае выявления таких деклараций налоговые органы обязаны:
Этот перечень не исчерпывающий, однако в полном виде он все равно не содержит такого действия, как «отказ в принятии декларации». Да это и логично, ведь налоговая декларация, исправленная (а в действительности — сфальсифицированная с подачи ГНС) до уровня налоговой отдачи, не должна давать оснований для привлечения субъектов хозяйствования к ответственности. Однако налоговая нагрузка существует, ее применяют против налогоплательщиков. Подтверждением тому являются запросы, поступающие в ГНС, и ее ответы через СМИ.
Определение степени риска
Интересно, что способы расчета показателей степени риска в деятельности плательщика налога и показателей налоговой нагрузки очень похожи между собой.
Например, в соответствии с абзацем вторым п. 77.2 НК налогоплательщики с незначительной степенью риска включаются в план-график не чаще чем раз в три календарных года. А согласно абзацу четвертому п. 77.2 НК также не чаще чем раз в три года планово проверяются юридические лица, у которых сумма уплаченного в бюджет НДС составляет не менее 5 % от задекларированного дохода за отчетный налоговый период (а также самозанятые лица, сумма уплаченных налогов которых составляет также не менее 5 % от задекларированного дохода за отчетный налоговый период). То есть снова говорится о применении соотношения суммы налога к сумме задекларированного дохода (от этого зависит частота проверок налогоплательщика контролирующими органами). Указанное положение НК продублировано и в р. 1 Методрекомендаций № 190.
Действующим законодательством не предусмотрены требования относительно указания в налоговой декларации определенного уровня налоговой нагрузки. В Методрекомендациях № 201 (подраздел «Критерии рисков деятельности небанковских учреждений» р. IV) указан такой критерий: «… декларирование финансовым учреждением налоговой нагрузки меньше 1 процента (для страховых компаний — меньше 3 процентов». То есть показатель налоговой нагрузки используется исключительно в целях отбора налогоплательщиков для их первоочередного включения в план-график плановых выездных проверок.
Позиция налоговиков
В соответствии с п. 49.10 НК должностным лицам запрещено отказывать налогоплательщикам в принятии налоговых деклараций по каким-либо причинам, не определенным нормами НК. Более того, контролирующие органы не имеют права предъявлять к налогоплательщикам какие бы то ни было требования, касающиеся изменения показателей налоговых деклараций (расчетов), уменьшения или отмены отрицательного значения объектов налогообложения, сумм бюджетных возмещений, незаконного увеличения налоговых обязательств и пр.
Однако тот факт, что налоговики не принимают налоговые декларации с низким уровнем налоговой нагрузки, подтверждается многочисленными запросами налогоплательщиков.
Плательщики спрашивают, имеет ли право налоговая инспекция отказать в принятии налоговой декларации и как действовать налогоплательщику в таком случае. В своих консультациях работники налоговых органов отвечают, что налоговую декларацию могут не принять только в случае, если она заполнена не по правилам. Скажем, если в ней не указаны обязательные реквизиты, нет подписи соответствующих должностных лиц, не поставлена печать налогоплательщика. В таких случаях контролирующий орган должен обратиться к налогоплательщику с письменным предложением представить новую налоговую декларацию с исправленными показателями и указанием оснований непринятия предыдущей.
В случае такого обращения налогоплательщик имеет право:
Кроме того, налоговики отмечают, что отказ принять налоговую декларацию по любым причинам или выдвижение каких-либо условий такого принятия расценивается как превышение служебных полномочий, что влечет за собой дисциплинарную и материальную ответственность.
В случае отказа налоговики рекомендуют налогоплательщику до истечения предельного срока представления декларации отправить ее по почте с описью вложения и уведомлением о вручении. Кроме того, к декларации нужно приложить заявление на имя руководителя соответствующего контролирующего органа. Составляется такое заявление в произвольной форме с указанием фамилии должностного лица, отказавшегося принять декларацию, и даты, когда это произошло. Декларация считается представленной в момент ее вручения через почту. Однако нужно учесть, что в соответствии с п. 49.5 НК отправлять по почте декларацию нужно за 10 дней до предельного срока ее представления. И еще один важный момент: даже если плательщику было отказано в приеме декларации, он должен погасить самостоятельно определенное налоговое обязательство.
Налоговики разъясняют, что, принимая налоговую декларацию, уполномоченное должностное лицо органа ГНС обязано проверить наличие и достоверность заполнения всех обязательных реквизитов, предусмотренных п. 48.3 и 48.4 НК. Другие показатели, указанные в налоговой декларации, до ее принятия проверке не подлежат (см. разъяснение в подкатегории 135.02 Базы знаний Миндоходов).
Кроме того, налоговики советуют плательщикам обратить внимание на то, что согласно п. 49.9 НК должностное лицо обязано зарегистрировать налоговую декларацию плательщика датой ее фактического получения. Такая декларация считается принятой при наличии на всех ее листах отметки (штампа) органа ГНС с указанием даты получения или квитанции в случае представления средствами электронной связи или по почте.
Действия плательщиков
В случае непринятия налоговой декларации из-за «слишком низкого уровня налоговой нагрузки» налогоплательщик должен поступить следующим образом.
Указанный алгоритм действий, возможно, не идеальный, но является действенным средством воздействия на неправомерное поведение налоговиков.
Нормативная база
НК — Налоговый кодекс Украины от 02.12.2010 № 2755-VI.
КАС — Кодекс административного судопроизводства Украины от 06.07.2005 № 2747-IV.
Приказ № 631 — приказ ГНАУ «Об уровне налоговой нагрузки за третий квартал 2008 года» от 03.10.2008 № 631.
Методрекомендации № 190 — Методические рекомендации по составлению плана-графика проведения документальных плановых проверок субъектов хозяйствования, утвержденные приказом ГНАУ от 01.04.2011 № 190.
Методрекомендации № 201 — Методические рекомендации по составлению плана-графика проведения плановых выездных проверок субъектов хозяйствования, утвержденные приказом ГНАУ от 28.03.2008 № 201.
Дата подготовки
15.07.2014