Получите доступ к готовым решениям, публикациям и обзорам
Подписаться

Ответственность за трудовые правонарушения

09.10.2019 3989 0 0

Продолжаем разговор, начатый в «Уголовная ответственность за нарушения трудового законодательства» относительно ответственности должностных лиц за нарушение трудового законодательства. В этот раз рассмотрим, какие административные и финансовые санкции предусматривает действующее законодательство за нарушение требований трудового права.


Административная ответственность

Административная ответственность – это специфический вид юридической ответственности за правонарушения, которые не характеризуются как «грубые» правонарушения, а также воспринимаются не слишком существенными относительно тяжести последствий, которые возникли в результате негативных действий или бездействия со стороны должностных лиц.

Основные виды правонарушений трудового законодательства и наложения административной ответственности определены непосредственно КУоАП, в соответствии с требованиями которого штрафные санкции в части нарушения норм трудового законодательства имеют несколько направлений.

Первое направление касается общих норм нарушения требований законодательства о труде и об охране труда. Так, ст. 41 КУоАП, среди прочего, предусматривается, что:

  • нарушение установленных сроков выплаты зарплаты, выплата ее не в полном объеме, срока предоставления должностными лицами учреждений работникам, в том числе бывшим, по их требованию документов относительно их трудовой деятельности в этом учреждении, необходимых для назначения пенсии (о стаже, заработной плате и т. п.), определенного Законом от 02.10.96 г. № 393/96-ВР «Об обращении граждан», или предоставление указанных документов с недостоверными данными, нарушение срока проведения аттестации рабочих мест по условиям труда и порядка ее проведения, а также другие нарушения требований законодательства о труде – влекут за собой наложение штрафа на должностных лиц предприятий, учреждений и организаций независимо от формы собственности и граждан – субъектов предпринимательской деятельности от 30 до 100 НМДГ;
  • повторное совершение нарушения в течение года, за которое лицо уже было подвергнуто административному взысканию, или те же деяния, совершенные относительно несовершеннолетнего, беременной женщины, одинокого отца, матери или лица, которое их заменяет и воспитывает ребенка в возрасте до 14 лет или ребенка-инвалида, – от 100 до 300 НМДГ;
  • фактический допуск работника к работе без оформления трудового договора (контракта), допуск к работе иностранца или лица без гражданства и лиц, относительно которых принято решение об оформлении документов для решения вопроса относительно предоставления статуса беженца, на условиях трудового договора (контракта) без разрешения на применение труда иностранца или лица без гражданства – от 500 до 1 000 НМДГ;
  • повторное совершение нарушения в течение года, за которое лицо уже было подвернуто административному взысканию, – от 1 000 до 2 000 НМДГ;
  • нарушение требований законодательных и других нормативных актов об охране труда, кроме ниже указанного нарушения, – от 20 до 40 НМДГ;
  • нарушение установленного порядка уведомления (предоставления информации) центрального органа исполнительной власти (далее – ЦОИВ), который реализует государственную политику в сфере охраны труда, о несчастном случае на производстве – от 20 до 50 НМДГ;
  • нарушение установленных законом гарантий и льгот работникам, которые привлекаются к выполнению обязанностей, предусмотренных Законами от 12.12.91 г. № 1975-XII «Об альтернативной (невоенной) службе» (далее – Закон № 1975), от 25.03.92 г. № 2232-XII «О воинской обязанности и военной службе», от 21.10.93 г. № 3543-XII «О мобилизационной подготовке и мобилизации» (далее – Закон № 3543), – от 50 до 100 НМДГ.

Обратите внимание, что штрафные санкции в соответствии с КУоАП налагаются районными, районными в городе, городскими или горрайонными судами на основании протоколов, составленных органом Гоструда, тогда как санкции, предусмотренные КЗоТом, налагаются ЦОИВ, реализующим государственную политику по вопросам надзора и контроля за соблюдением законодательства о труде, то есть непосредственно Гоструда, а также на основании решения суда после обращения работника.

Причинами штрафных санкций на основании норм КУоАП также являются:

  • уклонение лиц, которые представляют собственников или уполномоченные ими органы либо профсоюзы или другие уполномоченные трудовым коллективом органы, представителей трудовых коллективов от участия в переговорах относительно заключения, изменения или дополнения коллективного договора, соглашения, преднамеренное нарушение установленного законодательством срока начала переговоров или необеспечение работы комиссий из представителей сторон или примиряющих комиссий в определенный сторонами переговоров срок – от 3 до 10 НМДГ (ст. 411 КУоАП);
  • нарушение или невыполнение обязательств относительно коллективного договора, соглашения лицами, которые представляют собственников или уполномоченные ими органы либо профсоюзы или другие уполномоченные трудовым коллективом органы, или представителями трудовых коллективов – от 50 до 100 НМДГ (ст. 412 КУоАП);
  • непредоставление лицами, которые представляют собственников или уполномоченные ими органы либо профсоюзы или другие уполномоченные трудовым коллективом органы, представителями трудовых коллективов информации, необходимой для ведения коллективных переговоров и осуществления контроля за выполнением коллективных договоров, соглашений, – от 1 до 5 НМДГ (ст. 413 КУоАП).

Межотраслевые виды админсанкций

Ряд административных санкций за нарушение трудового законодательства имеет отраслевой и специфический характер. Например:

  • за нарушение ограничений, установленных для медицинских и фармацевтических работников во время осуществления ими профессиональной деятельности, – налагается штраф в размере 300 НМДГ, а также те же действия, совершенные повторно в течение года после наложения административного взыскания, – в размере 1 200 НМДГ (ст. 442 КУоАП);
  • нарушение требований законодательных и других нормативных актов по безопасному ведению работ в отраслях промышленности и на объектах, подконтрольных ЦОИВ, который реализует государственную политику в сфере охраны труда, – от 20 до 40 НМДГ (ст. 93 КУоАП);
  • нарушение требований законодательных и других нормативных актов о хранении, использовании и учете взрывчатых материалов в отраслях промышленности и на объектах, подконтрольных ЦОИВ, который реализует государственную политику в сфере охраны труда, – от 30 до 100 НМДГ (ст. 94 КУоАП).

Служащие Гоструда в случае выявления правонарушения имеют право принять решение о наложении штрафов, предусмотренных ст. 265 КЗоТ, на работодателя, и «препятствием» для этого не может быть срок, истекший с даты совершения правонарушения и/или даты его выявления.

Финансовая ответственность

Известно, что вопросы относительно нарушения трудового законодательства регулируются, наряду с прочими, нормами КЗоТ. Так, ст. 265 предусмат­ривается, что юридические лица, которые используют наемный труд, несут ответственность в виде штрафа в случае:

  • фактического допуска работника к работе без оформления трудового договора (контракта), оформления работника на неполное рабочее время в случае фактического выполнения работы полное рабочее время, установленное в учреждении, и выплаты заработной платы (вознаграждения) без начисления и уплаты ЕСВ и налогов – в размере 30 МЗП (минимальной зарплаты), установленной законом на момент выявления нарушения, за каждого работника, относительно которого совершено нарушение;
  • нарушение установленных сроков выплаты зарплаты работникам, других выплат, предусмотренных законодательством о труде, более чем за один месяц, выплата их не в полном объеме – в размере 3 МЗП, установленной законом на момент выявления нарушения;
  • несоблюдение минимальных государственных гарантий в оплате труда – в размере 10 МЗП, установленной законом на момент выявления нарушения, за каждого работника, относительно которого совершено нарушение;
  • несоблюдение установленных законом гарантий и льгот работникам, которые привлекаются к выполнению обязанностей, предусмотренных Законами № 1975 и № 3543, – в размере 10 МЗП, установленной законом на момент выявления нарушения, за каждого работника, относительно которого совершено нарушение;
  • недопущение к проведению проверки по вопросам соблюдения законодательства о труде, создание препятствий в ее проведении – в размере 3 МЗП, установленной законом на момент выявления нарушения;
  • недопущение к проведению проверки по вопросам соблюдения законодательства о труде, создание препятствий в ее проведении по причинам фактического допуска работника к работы без оформления трудового договора (контракта), оформления работника на неполное рабочее время в случае фактического выполнения работы полное рабочее время, установленное на предприятии, и выплаты зарплаты (вознаграждения) без начисления и уплаты ЕСВ и налогов, – в размере 100 МЗП, установленной законом на момент выявления нарушения;
  • нарушение других требований трудового законодательства, кроме предусмотренных выше, – в размере МЗП.

Обратите внимание, что вышеприведенные штрафы являются финансовыми санкциями и не относятся к административно-хозяйст­венным санкциям, определенным гл. 27 Хозяйственного кодекса, в частности:

  • административно-хозяйственный штраф;
  • взыскание сборов (обязательных платежей);
  • применение индивидуального режима лицензирования на условиях и в порядке, определенных законом;
  • остановка действия лицензии (патента) на осуществление субъектом хозяйствования (далее – СХ) определенных видов хозяйственной деятельности;
  • аннулирование лицензии (патента) на осуществление СХ отдельных видов хозяйственной деятельности;
  • ограничение или остановка деятельности СХ;
  • ликвидация СХ.

Штрафы, указанные в ч. 2 ст. 265 КЗоТ, налагаются ЦОИВ, который реализует госполитику по вопросам надзора и контроля за соблюдением законодательства о труде, в порядке, установленном Кабмином.

На сегодня функции по надзору и контролю за соблюдением законодательства о труде возложены на Гоструда. Положение о Государственной службе Украины по вопросам труда утверждено постановлением КМУ от 11.02.15 г. № 96, а Порядок наложения штрафов за нарушение законодательства о труде и занятости населения – постановлением КМУ от 17.07.13 г. № 509.

Штрафы, указанные в абзаце втором ч. 2 ст. 265 КЗоТ, могут быть наложены ЦОИВ, который реализует госполитику по вопросам надзора и контроля за соблюдением законодательства о труде, без осуществления мероприятия госнадзора (контроля) на основании решения суда об оформлении трудовых отношений с работником, который выполнял работу без заключения трудового договора, и установления периода такой работы или работы на условиях неполного рабочего времени в случае фактического выполнения работы полное рабочее время, установленное на предприятии, в учреждении, организации.

Выполнение постановления ЦОИВ, который реализует госполитику по вопросам надзора и конт­роля за соблюдением законодательства о труде, возлагается на органы государственной исполнительной службы.

Следует заметить, что уплата штрафа не освобождает от устранения нарушений законодательства о труде. Например, если работодатель не подал уведомление о приеме работника на работу по форме, утвержденной постановлением КМУ от 17.06.15 г. № 413 «О порядке уведомления Государственной фискальной службы и ее территориальных органов о приеме работника на работу», и из-за этого на него наложили штраф, то, невзирая на уплату штрафа, он обязан подать указанное уведомление.

Комментарии к материалу

Оформить подписку на раздел «Баланс-Бюджет»

Аргументированные рекомендации, надежные решения по вопросам планирования, учета, налогам, контроля

4500 грн. / год

Купить

Лучшие материалы