Подписывайся на информационную страховку бухгалтера
Разделы:
Подразделы:
Подразделы:
Подразделы:

Особенности договора о предоставлении благотворительной помощи (пожертвования)

Бюджетные учреждения имеют право получать от юридических или физических лиц благотворительную помощь (пожертвования) по определенным законодательством правилам. Однако документальное оформление отношений между ними вызывает вопрос как у благотворителей, так и у получателей помощи. Одним из путей их решения является заключение соответствующего договора, которым узаконивается передача и принятие благотворительной помощи (пожертвования). Рассмотрим нюансы составления такого договора.

Напомним, что общие принципы благотворительной деятельности в Украине определены Законом от 05.07.12 г. № 5073-VI «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» (далее – Закон № 5073). Этот документ определяет благотворительную деятельность как добровольную личную или имущественную помощь, которая не предусматривает получение благотворителем прибыли, а также уплаты какого-либо вознаграждения или компенсации от имени или по поручению бенефициара (получателя благотворительной помощи).

Основной чертой благотворительной деятельности является то, что лицо добровольно предоставляет помощь и не получает за это какой-либо прибыли. В ином случае это не является благотворительной деятельностью.

Перечень бюджетных учреждений – получателей благотворительных (добровольных) взносов и пожертвований от юридических и физических лиц – приведен в Порядке получения благотворительных (добровольных) взносов и пожертвований от юридических и физических лиц бюджетными учреждениями и учебными заведениями, здравоохранения, социальной защиты, культуры, науки, спорта и физического воспитания для нужд их финансирования, утвержденном постановлением КМУ от 04.08.2000 г. № 1222. Кто относится к таким учреждениям, видно из названия документа.

Согласно ч. 1 ст. 6 Закона № 5073 безвозмездная передача благотворителем средств, другого имущества, имущественных прав в собственность бенефициаров для достижения определенных заранее целей благотворительной деятельности является благотворительным пожертвованием. То есть в договоре пожертвования обязательно должно быть указано целевое использование благотворительной помощи. Иная безвозмездная передача помощи по договору может быть расценена как обычный договор дарения, что в некоторых случаях приведет к признанию таких договоров дарения недействительными.

Понятие договора пожертвования определяется ст. 729 Гражданского кодекса (далее – ГК). Пожертвованием является дарение недвижимых и движимых вещей, в частности денег и ценных бумаг, лицам, определенным ч. 1 ст. 720 ГК, для достижения ими определенной, наперед обусловленной цели. Сторонами в договоре пожертвования могут быть физические лица, юридические лица, государство и территориальные громады. В договоре стороны обозначаются как «Благотворитель» и «Бенефициар».

Полная версия доступна только подписчикам
Подпишитесь на онлайн сервисы для бухгалтеров и кадровиков Uteka. Получите полный доступ библиотеки безопасных решений, которые делают вашу работу более эффективной.
Что входит в подписку?
Готовые решения
и примеры
Мгновенная активация
доступа
Возможность задать
вопрос эксперту
Ежедневные
обновления
Доступ к эксклюзивным
материалам
Открытый архив
материалов с 2015 года
Популярное
26.02.2025
Дистанционная работа: трудовой договор с учетом норм военного положения
В реалиях нашего времени многие предприятия перевели своих работников на дистанционную работу и с новыми работниками заключают трудовые договоры на условиях именно такой работы (разумеется, когда эта форма сотрудничества возможна). Однако при организации данного вида трудовых отношений работодателю ...
17.03.2025
Надбавка за английский язык: утвержден порядок установления
Наша страна настойчиво стремится к членству в Европейском Союзе, поэтому знание иностранного языка понадобится многим. Постановлением КМУ от 07.03.2025 № 257 утвержден Порядок установления надбавки за владение английским языком некоторым категориям лиц (далее – Постановление № 257, Порядок № 2...
07.04.2025
Функции и полномочия ОМС в области оборонной работы и по территориальной обороне
В условиях правового режима военного положения органы местного самоуправления (далее – ОМС) продолжают выполнять свои полномочия по обеспечению жизнедеятельности территориальных общин, а также помогают военным подразделениям. Однако не все способы поддержки военных подразделений соответствуют ...
Новое
30.12.2024
Может ли бюджетное учреждение ограничить расходы на охрану труда?
Закон от 14.10.1992 № 2694-ХІІ «Об охране труда» (далее – Закон № 2694) предусматривает направление на мероприятия по охране труда как минимум 0,5 % фонда оплаты труда за предыдущий год. В условиях военного периода есть дефицит бюджетных средств. Как бюджетным учреждениям финансиро...
17.12.2024
Госбюджет-2025: функционирование и оплата труда органов власти
Закон от 19.11.2024 № 4059-ІХ «О Государственном бюджете Украины на 2025 год» (далее – Закон № 4059) кроме детализации объемов доходов и расходов следующего года содержит другие нормы относительно госорганов – об особенностях их функционирования в 2025 году, оплате труда перс...
09.12.2024
Госбюджет-2025: приостановление действия законодательных норм
Так уже повелося в нашій країні, що спочатку затверджуються численні закони, а згодом з різних причин (найчастіше у зв'язку з фінансовою незабезпеченістю) дію окремих норм начебто тимчасово припиняють. Розглянемо, що передбачають деякі норми ч. 3 Прикінцевих положень Закону від 19.11.2024 № 4059-ІХ...
Лучшие материалы
Центр уведомлений