Получите доступ к готовым решениям, публикациям и обзорам
Подписаться

Как отразить в учете и отчетности имущество, находящееся в АТО, которое получено от ликвидируемого учреждения?

Наталия Сушко

02.08.2016 1073 0 2


Бюджетное учреждение определено правопреемником ликвидируемого учреждения (органа исполнительной власти), имевшего на балансе имущество, которое находится на территории проведения антитеррористической операции (далее – АТО). Как отразить в учете и отчетности такое имущество, полученное от ликвидируемого учреждения?


Полученное бюджетным учреждением от ликвидируемого учреждения имущество, которое находится в зоне АТО, следует учитывать на забалансовом счете. Обоснуем это утверждение нормами законодательных актов.

Напомним, что Порядок осуществления мероприятий, связанных с образованием, реорганизацией или ликвидацией министерств, других центральных органов исполнительной власти, утвержден постановлением КМУ от 20.10.11 г. № 1074 (далее – Порядок № 1074). В этот Порядок постановлением КМУ от 08.06.16 г. № 372 (далее – Постановление № 372) были включены новые нормы, которыми и определен порядок передачи и учета имущества, которое находится на временно оккупированной территории и/или на территории проведения антитеррористической операции (далее – АТО).

Заметим, что действие Порядка № 1074 распространяется на центральные органы исполнительной власти с специальным статусом и их территориальные органы, кроме случаев, когда Конституцией и законами Украины определены другие особенности порядка их создания, реорганизации или ликвидации.

Как предусмотрено пп. 21 п. 21 Порядка № 1074, в случае ликвидации органа исполнительной власти или территориального органа председатель комиссии по прекращению территориального органа вносит Кабмину в месячный срок после создания комиссии предложения относительно дальнейшего использования недвижимого имущества ликвидируемого органа и определения субъект управления предприятий, учреждений и организаций, относящихся к сфере управления соответствующего ликвидируемого органа. То есть решение об использовании недвижимого имущества и об учреждении, которому передается такое имущество, должно быть принято исключительно Кабмином.

В случае ликвидации учреждения в соответствии с законодательством проводится инвентаризация имущества. Однако изменениями, внесенными Постановлением № 372 в Порядок № 1074, определены особенности проведения инвентаризации имущества, которое находится на временно оккупированной территории и в АТО. Так, комиссия по инвентаризации имущества ликвидируемого органа не проводит инвентаризацию, в частности, основных средств, расположенных в АТО (пп. 1, 4 п. 22 Порядка № 1074).

Заметим, что указанная норма согласовывается с нормами п. 8 разд. І Положения об инвентаризации активов и обязательств, утвержденного приказом Минфина от 02.09.14 г. № 879. То есть инвентаризация в случаях, обязательных для ее проведения, проводится тогда, когда будет возможно обеспечить безопасный и беспрепятственный доступ уполномоченных лиц к активам, первичным документам и регистрам бухучета, в которых отражены обязательства и собственный капитал этих предприятий.

Имущество ликвидируемого учреждения (органа исполнительной власти и/или территориального органа) передается в соответствии с актом передачи комиссии по перечню, в котором указывается его стоимость, которая подтверждается только данными бухучета на последнюю отчетную дату.

Достоверность данных, указанных в акте передачи комиссии соответствующего имущества, подтверждается имеющимися первичными документами и регистрами бухучета, а в случае их отсутствия – другими документами (информацией), определенными достаточными для идентификации имущества и установления его принадлежности ликвидируемому органу исполнительной власти.

Поскольку наличие имущества подтверждается только документально, а не фактически, учреждение, определенное решением Кабмина, отражает полученное имущество на счетах забалансового учета (п. 22 Порядка № 1074). Для обобщения информации в бухучете бюджетные учреждения используют План счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утвержденный приказом Минфина от 26.06.13 г. № 611. Теперь этим Планом счетов отдельный забалансовый счет для учета такого имущества не предусмотрен. Поэтому до законодательного урегулирования указанного вопроса предлагаем использовать субсчет 041 «Непредвиденные активы» забалансового счета 04 «Непредвиденные активы и обязательства».

Органы исполнительной власти, на забалансовом счете которых учитывается переданное по соответствующему акту передачи комиссии имущество, находящееся в АТО, обязаны произвести инвентаризацию указанного имущества по состоянию на первое число месяца, следующего за месяцем, в котором возникла возможность доступа к активам, первичным документам и регистрам бухгалтерского учета, и отразить результаты инвентаризации в бухучете за соответствующий отчетный период (п. 22 Порядка № 1074).

Что касается отчетности, то, с учетом предложенных подходов к отражению в бухучете полученного бюджетным учреждением имущества, информация по данным учета на субсчете 041 «Непредвиденные активы» должна приводиться в строке 031 Расшифровки забалансовых счетов формы № 1 «Баланс». Напоминаем, что форма № 1 «Баланс» составляется распорядителями бюджетных средств в составе финансовой отчетности в соответствии с Порядком составления финансовой, бюджетной и другой отчетности распорядителями и получателями бюджетных средств, утвержденным приказом Минфина от 24.01.12 г. № 44.

Комментарии к материалу

Оформить подписку на раздел «Баланс-Бюджет»

Аргументированные рекомендации, надежные решения по вопросам планирования, учета, налогам, контроля

4500 грн. / год

Купить

Лучшие материалы