• Быстрый поиск надежных решений
    и практической информации
Получите доступ к более 2 миллионов готовых решений, публикаций и обзоров
Оформить
подписку

Обжалуем санкции, примененные фондом соцзащиты инвалидов

Наталья Романова

26.03.2015 1036 0 1

Чем ценна эта статья: вы узнаете, в каком порядке применяются санкции Фондом социальной защиты инвалидов (далее – Фонд). Тогда, используя наши рекомендации, сможете отстоять свою позицию и оспорить необоснованно примененные санкции, в том числе и в суде.

От чего поможет защититься: от финансовых потерь в виде незаконно примененных Фондом санкций.

Календарный год бухгалтера четко распланирован: определены периоды подготовки и сдачи отчетов, уплаты налогов. Можно даже точно сказать, когда придется общаться с представителями того или иного контролирующего органа. Так, в апреле и мае на связь с предприятиями выходит Фонд, направляя уведомительные письма или претензии с требованиями уплатить штрафы за отсутствие специально созданных рабочих мест для инвалидов. Поговорим о том, как правильно действовать предприятию при получении таких уведомлений, а также ответим на ваши вопросы по этой теме.

Порядок трудоустройства граждан с ограниченными возможностями регулируется Законом от 21.03.91 г. № 875-XII «Об основах социальной защищенности инвалидов в Украине (далее – Закон № 875).

Какие обязанности возлагает на работодателей законодательство о социальной защите инвалидов и какие санкции грозят работодателю в случае невыполнения этих обязанностей?

Все работодатели (юрлица и физлица-предпри-ниматели), у которых по основному месту работы оформлено не менее 8 работников, должны (ч. 1 и 9 ст. 19 Закона № 875):

  • зарегистрироваться в Фонде (по месту своей государственной регистрации). Срок регистрации – до 1 февраля года, следующего за тем годом, когда число наемных работников по основному месту работы достигло 8. Однако ответственность за несвоевременную регистрацию законодательством не предусмот-рена;
  • трудоустроить необходимое количество инвалидов исходя из установленного норматива. Норматив составляет:
  • – для работодателей, у которых работает от 8 до 25 человек, – одно рабочее место;
  • – от 25 и более человек – 4 % от среднеучетной численности штатных работников учетного состава за год. Например, при численности 320 человек у работодателя должно быть трудоустроено 13 инвалидов (320 чел. х 4 % = = 12,8, так как после запятой цифра больше 5, то округляем в большую сторону);
  • до 1 марта года, следующего за отчетным, подать в территориальное отделение Фонда инвалидов отчет по форме № 10-ПІ «Отчет о занятости и трудоустройстве инвалидов», ут-вержденный приказом Минтруда и соцполитики от 10.02.07 г. № 42 (далее – Приказ № 42). Если норматив не выполнен, тогда в этом отчете работодатель самостоятельно рассчитывает сумму штрафа. Непредставление отчета грозит административным штрафом в размере от 170 до 340 грн. (ч. 2 ст. 1881 КУоАП). Протокол об административном нарушении составляют должностные лица Государственной инспекции по вопросам труда, а рассматривают дела и налагают взыскание – местные суды (ст. 221, 255 КУоАП). Но учтите: админштраф может быть применен не позднее чем через 3 месяца со дня совершения правонарушения или его выявления, если правонарушение длящееся (ст. 38 КУоАП). Неподача отчета в срок – одномоментное нарушение, а не длящееся. Поэтому, например, админштраф за непредставление отчета за 2014 год может быть применен только в период с 1 марта до 1 июня 2015 года.
  • до 15 апреля года, следующего за отчетным, уплатить сумму административно-хозяйст-венных санкций в случае невыполнения норматива (проще говоря, если количество трудоустроенных инвалидов меньше, чем нужно согласно нормативу). От уплаты санкций освобождены предприятия, учреждения, организации, полностью содержащиеся за счет бюджета (ст. 20 Закона № 875). Если штраф не уплатить в срок, его сумма возрастет: добавляется пеня в размере 120 % годовой учетной ставки НБУ, действующей на момент уплаты штрафа. Пеня начисляется на полную сумму недоимки за весь срок задержки, то есть начиная с 16 апреля (п. 3.1 Порядка начисления пени, утвержденного приказом Минтруда от 15.05.07 г. № 223, далее – Порядок № 223).

Может ли Фонд самостоятельно начислить штраф работодателю?

Как мы выяснили, основание для начисления штрафа – невыполнение норматива по трудоустройству инвалидов. Документами, подтверждающими невыполнение норматива, являются (п. 3.3 Порядка № 223):

  • отчет по форме № 10-ПІ;
  • решение суда;
  • акт проверки работодателя отделением Фонда.

Порядок проведения проверок утвержден постановлением правления Фонда от 31.01.07 г. № 70. Однако, несмотря на наличие такого документа, после внесения изменений в Закон № 875, которые вступили в силу 09.12.12 г., Фонд утратил право проводить проверки по вопросам регистрации в Фонде, представления отчетов о занятости и трудоустройстве инвалидов и выполнения норматива рабочих мест (письмо Фонда от 24.05.13 г. № 1/3-59/68). Сейчас правом осуществлять конт-роль по этим вопросам наделена Государственная инспекция по вопросам труда. Кстати, в первом полугодии 2015 года действует морато-рий на проведение проверок субъектов хозяйст-вования (п. 8 разд. III Закона от 28.12.14 г. № 76-VIII).

В то же время вне компетенции инспекции остался контроль за начислением и уплатой работодателями сумм административно-хозяйственных санкций и пени. Таким образом, требования об уплате штрафа могут возникнуть у Фонда только после получения от работодателя отчета, в котором будет рассчитана сумма штрафных санкций за несоблюдение норматива.

Как будет действовать Фонд, если после подачи отчета работодатель не уплатит штраф в установленный срок, то есть до 15 апреля?

Конкретный порядок действий Фонда в этом случае законодательством не прописан. Законом № 875 только предусмотрено, что «споры, возникающие при реализации положений ст. 19 и 20 Закона № 875, решаются Фондом или в судебном порядке».

На практике Фонд может направить работодателю письменное требование об уплате штрафа, рассчитанного в отчете по форме № 10-ПІ. Если добровольной уплаты штрафа не последует, тогда Фонд может взыскать сумму штрафа и пени в судебном порядке (ч. 9 ст. 20 Закона № 875).

Подать исковое заявление в административный суд разрешается в течение 6 месяцев со дня возникновения оснований, которые дают право на предъявление требований (ст. 99 Кодекса административного судопроизводства, далее – КАС). То есть Фонд будет вправе подать иск на работодателя-нарушителя начиная с 16 ап-реля (постановление Верховного Суда Украины от 21.02.11 г., ЕГРСР, рег. № 14405504).

Что делать работодателю при получении от Фонда письменного уведомления или претензии об уплате штрафа?

В любом случае рекомендуем не игнорировать данный документ.

Если работодатель согласен с санкцией (он и не пытался выполнить норматив), то штраф надо уплатить. А если работодатель, не выполнивший норматив, принял все необходимые меры для трудоустройства инвалидов, тогда штраф неправомерен. В большинстве случаев на практике так и бывает.

Поясним подробнее. Что такое административно-хозяйственные санкции? Это мера влияния на правонарушителя в сфере хозяйствования (ст. 218 Хозяйственного кодекса). Когда наступает ответст-венность? Когда субъект хозяйствования не принял все зависящие от него меры, чтобы избежать правонарушения.

Значит, работодатель, который не согласен с сан-кцией, должен доказать, что он предпринял все необходимые меры для трудоустройства инвалидов. Как показывает судебная практика, в этом случае споры о взыскании административно-хозяйственных санкций и пени в Фонд решаются в пользу работодателя.

Как надо действовать, получив претензию Фонда? Рекомендуем подготовить письменный ответ, к которому приложить документы, подтверждающие, что предприятием предпринимались все возможные шаги для того, чтобы избежать нарушения.

Какие это могут быть шаги? Закон № 875 не требует, чтобы работодатель самостоятельно занимался поиском инвалидов для трудоустройства на созданные рабочие места. Однако мы рекомендуем:

  • в течение отчетного года надлежащим образом информировать центр занятости о наличии свободных мест на предприятии, которые могли бы занять инвалиды;
  • регулярно подавать отчеты о наличии вакансий по форме № 3-ПН (постановление ВАСУ от 11.07.13 г., ЕГРСР, рег. № 32363658; постановление ВАСУ от 16.08.12 г., ЕГРСР, рег. № 25742935);
  • обращаться в Фонд с ходатайством о направлении ему кадров;
  • разработать меры по созданию рабочих мест для инвалидов и включить перечень таких мер в коллективный договор (при его наличии) либо издать отдельный внутренний документ (например, положение или приказ о мерах по созданию рабочих мест для инвалидов);
  • размещать объявления о возможности трудоустройства инвалидов на вакантные места в средствах массовой информации;
  • подавать Отчет о занятости и трудоустройстве инвалидов по форме № 10-ПІ.

Если все шаги были предприняты, а инвалиды на созданные для них рабочие места так и не были трудоустроены, то это уже не вина работодателя. А значит, нет оснований для применения к нему финансовых санкций за несоздание рабочих мест для инвалидов. Именно на этой точке зрения базируются судебные решения, принятые в пользу работодателя (определение ВАСУ от 29.07.10 г., ЕГРСР, рег. № 10584705; постановление ВСУ от 02.04.13 г., ЕГРСР, рег. № 30604032; постановление ВСУ от 16.04.13 г., ЕГРСР, рег. № 31073076).

Что делать, если Фонд обратился в суд с исковым заявлением?

Споры с Фондом рассматриваются административными судами в порядке, который предусмотрен КАС. Рассмотрим поэтапно всю процедуру и подскажем, что делать ответчику-работодателю на каждом из этапов.

Этап 1. Рассмотрение дела судом первой инстанции. Судом первой инстанции будет окружной административный суд по местонахождению ответчика, то есть работодателя.

Итак, Фонд подает в суд исковое заявление, составленное согласно требованиям ст. 106 КАС.

В течение трех дней со дня поступления искового заявления судья решает вопрос об открытии производства в административном деле. Судья может решить: открыть исковое производство, оставить исковое заявление без рассмотрения или отказать в открытии производства по делу. Копия определения судьи направляется лицам, участвующим в деле (ст. 107 КАС).

Допустим, работодатель (ответчик) получит копию определения об открытии производства по административному делу. В этом определении ему будет предложено предоставить письменные возражения против иска. Игнорировать это предложение не стоит. От того, насколько грамотно и обоснованно будет изложена ваша позиция (естественно, с приложением необходимых подтверждающих документов), во многом зависит решение суда.

В тексте возражений следует указать:

наименование административного суда, в который они подаются;

наименование сторон дела;

фамилию и инициалы судьи, рассматривающего дело, и номер дела.

Затем надо изложить суть возражений, привести обстоятельства, на которых базируются возражения, дать ссылки на доказательства. Также нужно дать перечень прилагаемых материалов.

В конце консультации мы приводим образец таких возражений. Используя наш образец, вы сможете составить свои возражения, исходя из конкретных обстоятельств дела.

Окружной административный суд рассматривает спор в течение месяца после открытия производства. Итогом рассмотрения может быть полное или частичное удовлетворение иска либо отказ в его удовлетворении. Решение суда первой инстанции вступает в законную силу после окончания срока подачи апелляционной жалобы, если такая жалоба не была подана.

Этап 2. Подача апелляции. Если решение, вынесенное судом первой инстанции, не устраивает работодателя, надо начинать его апелляционное обжалование. Порядок и сроки апелляционного обжалования установлены ст. 186 КАС.

Апелляционная жалоба подается через окружной административный суд в 10-дневный срок со дня оглашения им обжалуемого постановления или получения копии постановления (в случае оглашения в суде только вступительной и резолютивной частей решения).

Не забудьте одновременно с подачей жалобы в окружной административный суд отправить копию жалобы в суд апелляционной инстанции.

К жалобе надо приложить:

копии жалобы и прилагаемых к ней документов по количеству участников дела;

платежное поручение об уплате судебного сбора (размер судебного сбора определяется по правилам ст. 4 Закона от 08.07.11 г. № 3674-VI и в данном случае составляет 50 % ставки судебного сбора, подлежащего уплате при подаче искового заявления по этому спору).

Решение апелляционного суда вступает в силу сразу после его принятия или по истечении 5 дней после направления копии решения участникам (если рассмотрение велось в письменном производстве, то есть без вызова сторон) (ст. 254 КАС).

Этап 3. В случае несогласия с решением апелляционного суда в течение 20 дней со дня его вступления в силу подается кассационная жалоба в ВАСУ. На данном этапе можно ходатайствовать о приостановлении исполнения решения апелляционного суда (это поможет избежать взыскания санкций в принудительном порядке до окончания спора). Решение ВАСУ вступает в силу с момента его оглашения или по истечении 5 дней после направления копии решения участникам (если рассмотрение велось в письменном производстве, т. е. без вызова сторон) (ст. 254 КАС) и является окончательным.

Этап 4. Пересмотр дела Верховным Судом Украины. Пересмотр возможен только по исключительным обстоятельствам (ст. 237 КАС), а именно: если кассационная инстанция неодинаково применила одни и те же нормы материального права, что привело к вынесению разных решений по похожим правоотношениям, и/или если международная судебная инстанция, признанная Украиной, установила факт нарушения международных обязательств при решении дела.

При наличии таких оснований можно подать жалобу в ВСУ – в течение трех месяцев (но не позднее одного года) с момента их возникновения (при обжаловании по основанию, связанному с решением международного судебного учреждения – в течение месяца со дня получения информации о таком решении) можно подать жалобу в ВСУ. К жалобе надо приложить:

копии самой жалобы и обжалуемых судебных решений (по количеству участников в деле);

платежное поручение об уплате судебного сбора.

Решение ВСУ обжалованию не подлежит.

Допустим, работодатель получил от Фонда соцзащиты инвалидов требование об уплате сумм административно-судебных санкций за несоздание рабочих мест для инвалидов. В случае несогласия с этим требованием вопрос можно решить с самим Фондом или доказать необоснованность иска Фонда в ходе его судебного рассмот­рения.

Судебная практика по таким делам говорит о том, что суды выносят решение в пользу Фонда только в тех случаях, когда работодатель отказывал инвалидам в приеме на работу, не подавал отчетность о наличии рабочих мест для инвалидов, не обращался в отделение Фонда с ходатайствам о направлении к нему инвалидов для трудоустройства.

В течение года не забывайте предпринимать шаги, которые в следующем году позволят вам избежать санкций за несоздание рабочих мест для инва­лидов.

Образец.

Дніпропетровський окружний адміністративний суд

49005, м. Дніпропетровськ, вул. Академіка Янгеля, 4

Позивач: Дніпропетровське обласне відділення Фонду соціального захисту інвалідів

Відповідач: Товариство з обмеженою відповідальністю «Лагуна»

Суддя: Іванов А. А.

Справа № 817/12/15


Заперечення проти адміністративного позову про стягнення сум адміністративно-господарських санкцій і пені в загальній сумі 27 528,34 грн.

Товариство з обмеженою відповідальністю «Лагуна» (далі – ТОВ «Лагуна» або Відповідач), ознайомившись з адміністративним позовом Дніпропетровського обласного відділення Фонду соціального захисту інвалідів (далі – Позивач) про стягнення сум адміністративно-господарських санкцій і пені в загальній сумі 27 528,34 грн., з позовними вимогами не згодно за такими підставами.

В адміністративному позові Позивач посилається на те, що ТОВ «Лагуна» не виконаний норматив з працевлаштування інвалідів у 2014 році, чим порушені вимоги ст. 19 та 20 Закону України від 21.03.91 р. № 875-XII «Про основи соціальної захищеності інвалідів в Україні» (далі – Закон № 875), і в строк до 15.04.15 р. самостійно не сплачені суми адміністративно-господарських санкцій за те, що робочі місця, призначені для працевлаштування інвалідів, не зайняті інвалідами, у розмірі середньої річної заробітної плати на підприємстві на загальну суму 27 528,34 грн., включаючи пеню в розмірі 62,52 грн.

Згідно з поданим ТОВ «Лагуна» 29.01.15 р. звітом за формою № 10-ПІ «Звіт про зайнятість і працевлаштування інвалідів», середньоблікова чисельність штатних працівників облікового складу ТОВ «Лагуна» за 2014 рік становить 278 працівників; кількість штатних працівників – інвалідів, які повинні працювати на робочих місцях, створених відповідно до вимог ст. 19 Закону № 875, становить 11 чоловік, фактично в ТОВ «Лагуна» в 2014 році працювало 8 інвалідів.

Відповідно до статті 18 Закону № 875 права інвалідів на працевлаштування й отримання оплачуваної роботи, зокрема з умовою про виконання роботи вдома, реалізується шляхом їх безпосереднього звернення на підприємства, до установ, організації або до державної служби зайнятості. Державна служба зайнятості здійснює пошук відповідної роботи згідно з рекомендацією МСЕК, кваліфікацією, що є в інваліда, та знаннями (ст. 181 Закону № 875).

Відповідачем вимоги Закону № 875-XII виконані в повному обсязі:

у колективному договорі зафіксований перелік робочих місць, на яких може використовуватися праця інвалідів (додаток 1 до заперечень);

протягом 2014 року Відповідач регулярно інформував державну службу зайнятості про наявні вільні робочі місця і вакантні посади, на яких може використовуватися праця інвалідів, що підтверджується щомісячними звітами про наявність вакансій форми № 3-ПН, які подаються в період з лютого по грудень 2014 року (додаток 2 до заперечень);

розміщував інформацію про наявність вакансій у газеті «Місто» (номери з рекламними оголошеннями № 24, № 45, № 61, № 89 за 2014 рік додаються, додаток 3 до заперечень).

Не зважаючи на вжиті Відповідачем заходи, інваліди до ТОВ «Лагуна» для працевлаштування державною службою зайнятості не направлялися і самостійно не зверталися. Позивачем не подані документальні підтвердження фактів відмови Відповідачем у працевлаштуванні направлених на роботу інвалідів.

Виходячи з норм Закону № 875 обов'язок роботодавців створити робочі місця для інвалідів не супроводжується обов'язком їх працевлаштувати. Зазначений Закон покладає на підприємство обов'язок створити (пристосувати) належним чином робочі місця для працевлаштування інвалідів і повідомити про це органи, перелічені в ч. 1 ст. 18 Закону, а ті, у свою чергу, зобов'язані направити підприємству на працевлаштування інвалідів.

Відповідно до частини другої ст. 218 Господарського кодексу України учасники господарських відносин несуть відповідальність за правопорушення у сфері господарювання, якщо не доведуть, що ними вжиті всі належні заходи для недопущення господарського порушення.

ТОВ «Лагуна» були вжіті всі необхідні заходи для виконання нормативу робочих місць із праце-влаштування інвалідів, проте протягом 2014 року Товариство фактично не працевлаштувало необхідну кількість інвалідів з незалежних від нього причин: через відсутність інвалідів, які потребують роботи у Відповідача, бездіяльність державних установ, які повинні сприяти працевлаштуванню інвалідів.

Оскільки Відповідачем не порушені норми чинного законодавства, застосування до нього адміністративно-господарських санкцій і пені є безпідставним. Таким чином, уважаємо позовні вимоги Позивача необґрунтованими і такими, що не підлягають задоволенню.

На підставі викладеного і керуючись ст. 2, ч. 1 ст. 7, ч. 1 ст. 11, ч. 3 ст. 49, ст. 158, ст. 162 Кодексу адміністративного судочинства України, ст. 218 Господарського кодексу України, ст. 18–20 Закону України від 21.03.91 р. № 875-XII «Про основи соціальної захищеності інвалідів в Україні»

ПРОСИМО суд:

1. Долучити письмові заперечення ТОВ «Лагуна» (з додатками) до матеріалів справи № 817/12/15.

2. Відмовити в задоволенні адміністративного позову Дніпропетровського обласного відділення Фонду соціального захисту інвалідів про стягнення адміністративно-господарських санкцій і пені в загальній сумі 27 528,34 грн.

Додатки:

1. Виписка з колективного договору (2 стор.).

2. Копії звітів до служби зайнятості форми № 3-ПН (12 стор.).

3. Газета «Місто» за 2014 рік № 33, № 78, № 111.

Директор ТОВ «Лагуна» (підпис) В. Б. Терехов

20.04.15 р.

Комментарии к материалу

Оформить подписку на раздел «Коммерция»

Надежные решения по бухучету, налогам и праву

525 грн / квартал

Купить