Обзор судебной практики: предоставление услуг
Расходы на маркетинговые услуги включаются в состав налоговых расходов, если подтверждены первичными документами и связаны с хоздеятельностью заказчика |
Реквизиты решения
|
Стороны спора Истец – общество с ограниченной ответственностью (далее – ООО), ответчик – Главное управление ГФС в Харьковской обл. (далее – орган ГФС). Обстоятельства дела Орган ГФС провел плановую документальную выездную проверку ООО. По ее результатам был составлен акт, в котором указано, что ООО занизило суммы налога на прибыль и НДС по операциям за проверяемый период. В этот период ООО заключило несколько договоров на оказание ему маркетинговых и рекламных услуг. Суммы, выплаченные исполнителям по этим договорам, и стали камнем преткновения при проверке. Орган ГФС посчитал, что эти суммы неправомерно включены в налоговые расходы и в налоговый кредит, поскольку такие услуги не связаны с хоздеятельностью ООО. На основании акта проверки были вынесены налоговые уведомления-решения (далее – НУР), которыми налогоплательщику были доначислены налог на прибыль и НДС, а также начислены штрафные санкции. ООО обжаловало НУР, обратившись в административный суд. Окружной административный суд иск удовлетворил полностью, оспариваемые НУР были отменены. Тогда орган ГФС подал жалобу в апелляционный суд. Позиции сторон Истец. Акты выполненных работ (оказанных услуг), предоставленные органу ГФС во время проверки, в полной мере отражают суть хозопераций по приобретению маркетинговых услуг. Эти расходы подтверждены первичными документами и непосредственно связаны с хоздеятельностью ООО. Ответчик. Полученные истцом услуги не направлены на увеличение прибыли ООО. Кроме того, для изучения рынка и рекламы продукции ООО имеет достаточное количество штатных работников, т. е. у него отсутствует потребность заказывать маркетинговые услуги у сторонних организаций. При проверке истец не предоставил приказ, которым обоснована необходимость получения таких услуг, а также отчеты об оказании маркетинговых услуг с детальными результатами. То есть связь заказанных услуг с хоздеятельностью предприятия не доказана. На чьей стороне суд Суд был на стороне налогоплательщика. Он оставил решение суда первой инстанции без изменения, а апелляционную жалобу органа ГФС – без удовлетворения. Аргументы суда 1. Оказание маркетинговых услуг относится к бестоварным операциям, такие затраты по своей сути являются расходами на сбыт. Подтвердить фактическое получение маркетинговых услуг можно актами приемки-передачи услуг или другими документами, которые должны иметь все обязательные реквизиты первичных документов, предусмотренные ч. 2 ст. 9 Закона от 16.07.99 г. № 996-XIV. 2. Согласно условиям заключенных истцом договоров обязательным документом для фиксации факта оказания услуг являются только акты сдачи-приемки услуг, а отчеты предоставляются заказчику только по его требованию. Отсутствие отчетов не влияет на связь услуг с хоздеятельностью заказчика. 3. Закон не требует более детально раскрывать содержание и объем оказанных маркетинговых услуг, чем это приведено в актах, которые были предоставлены истцом во время проверки. На заказчика услуг ни одним нормативно-правовым актом не возложено обязанности издавать приказ, в котором приводить обоснование необходимости в получении этих услуг. Поэтому требования органа ГФС о наличии отчетов и приказов по предприятию являются безосновательными. 4. Наличие в штате предприятия мерчандайзеров или других специалистов по продвижению продукции не ограничивает предприятие в праве осуществлять мероприятия, направленные на стимулирование сбыта продукции, в частности заказывать услуги маркетинга, рекламы и т. д. 5. Налоговый орган не наделен полномочиями вмешиваться в предпринимательскую деятельность налогоплательщиков. Право выбора методов ведения предпринимательской деятельности, увеличения прибыли путем продвижения своей продукции на рынке принадлежит исключительно субъекту хозяйствования. Вывод Услуги маркетинга и рекламы – всегда под пристальным прицелом фискальных органов. Правомерность отнесения стоимости таких услуг к составу налоговых расходов и налогового кредита по НДС чаще всего ставится под сомнение. В рассмотренном случае предприятию удалось доказать, что если условиями договоров предусмотрена фиксация факта предоставления услуг актом, то никакие другие документы (например, маркетинговые отчеты) не требуются |
Постановление Харьковского апелляционного административного суда от 19.09.18 г., ЕГРСР, рег. № 76666491 |
Комментарии к материалу