Взимается ли плата за землю за безосновательно приобретенные земельные участки?
04.03.2017 182 0 0
ГФС в письме от 06.02.2017 № 2709/7/99-99-12-02-03-17 напомнила, что земельный участок может быть объектом гражданских прав исключительно с момента ее формирования и государственной регистрации соответствующего права (собственности, постоянного пользования или права аренды земель государственной и коммунальной собственности) на нее.
Основу налогового администрирования обеспечивают, в частности положения ст. 7 Налогового кодекса, которые требуют во время установления налога обязательно определять, в том числе и такие элементы:
- плательщика налога;
- объект налогообложения;
- базу налогообложения;
- ставку налога.
Плательщиками земельного налога, с учетом положений пп. 14.1.72 п. 14.1 ст. 14 Кодекса, следует считать собственников земельных участков частной собственности или постоянных пользователей земельных участков государственной и коммунальной собственности. В то же время плата за землю в форме арендной платы за пользование земельными участками государственной или коммунальной собственности справляется пользователями таких участков.
Объектом налогообложения платой за землю является площадь земельного участка, находящегося в частной собственности, постоянном или срочном пользовании земельных участков государственной и коммунальной собственности. Сведения о площадь сформированного земельного участка, в отношении которой возникают налоговые обязательства по плате за землю, должны быть внесенными в Кадастр (п. Ст 286.1. 286 Налогового кодекса) по результатам выполнения требований ст. 791 Земельного кодекса относительно формирования земельного участка как объекта гражданских прав (установлены границы, определенное местом расположения и определено соответствующее право).
Базой налогообложения платой за землю является нормативная денежная оценка земельного участка с учетом коэффициента индексации, в форме извлечения из технической документации о нормативной денежной оценке отдельного земельного участка выдается центральным органом исполнительной власти, реализующим государственную политику в сфере земельных отношений. Согласно требованиям ст. 18 этого Закона нормативная денежная оценка земельных участков, расположенных в пределах населенных пунктов независимо от их целевого назначения, а также – за пределами населенных пунктов земельных участков сельскохозяйственного назначения проводится не реже чем один раз в 5 — 7 лет. При этом для земельных участков несельскохозяйственного назначения предусмотрено выполнение нормативной денежной оценки не реже чем один раз в 7 — 10 лет.
Руководствуясь принципом платного использования земельных участков, субъект хозяйствования, который не сформировал земельный участок (сведения о ней не внесены в Кадастр) и не оформил прав на нее, используя такой земельный участок (далее — субъект, неправомерно использует земельный участок), создает основания для возникновения рисков налогового администрирования платы за землю:
- неполучения налоговых обязательств
- делает невозможным взятие субъекта, неправомерно использует земельный участок, на налоговый учет, что создает условия для уклонения от взимания платы за землю;
- получение налоговых обязательств в неполном объеме;
- недополучение платы за землю в результате необоснованной уплаты земельного налога вместо арендной платы за пользование земельным участком государственной или коммунальной собственности, субъектом, неправомерно использует земельный участок, к которому переходит право собственности на земельный участок и которое не может приобрести право собственности на землю, в том числе и в случае приобретения объекта недвижимости, расположенного на таком земельном участке, однако имеет право получить такой земельный участок на условиях аренды;
- делает невозможным установление контроля за объектом налогообложения для субъекта, неправомерно использует земельный участок, в случае отсутствия сведений в Кадастре относительно места расположения, размера земельного участка и границы земельного участка не установлены в натуре (на местности);
- делает невозможным установление контроля за базой налогообложения для субъекта, неправомерно использует земельный участок, в случае отсутствия сведений в Кадастре относительно нормативной денежной оценки отдельного земельного участка.
Полномочия по регулированию земельных отношений, в том числе и взимания платы за использование земельных участков, делегированы органам местного самоуправления.
Источник: http://www.visnuk.com.ua/
Комментарии к материалу