Подписывайся на информационную страховку бухгалтера
Подписаться

О предоставлении платных услуг учреждениями природо-заповедного фонда

ГЛАВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ГФС в Полтавской области

ПИСЬМО

от 30.03.2016 г. № 1307/10 / 16-31-14-05-19

О предоставлении ответа

Главное управление ГФС в Полтавской области по результатам рассмотрения Вашего запроса <...>, предоставляет налоговую консультацию в соответствии со статьей 52 НАЛОГОВОГО КОДЕКСА УКРАИНЫ от 02.12.2010 N 2755-VI, с изменениями и дополнениями.

Вопрос. Национальный природный парк является неприбыльной организацией.

В соответствии с Законом Украины "О природно-заповедном фонде Украины" (ст. cт. 22, 47), Закона Украины "Об охране окружающей природной среды" (ст. 41), постановлением Кабинета Министров Украины от 28.12.2000 года (с изменениями) № 1913 "Об утверждении перечня платных услуг, которые могут предоставляться бюджетными учреждениями природно-заповедного фонда" парк может предоставлять платные услуги.

Просим предоставить налоговую консультацию по вопросам:

1. Есть ли необходимость в использовании кассового аппарата при предоставлении платных услуг?

2. Какие документы необходимо подать в местный орган ГНИ при учреждении платных услуг?

3. В какие сроки и какую отчетность представлять в органы фискальной службы?

4. Каковы особенности налогообложения средств, поступивших от оказания платных услуг учреждениями ПЗФ?

Вопрос 1. Есть ли необходимость в использовании кассового аппарата при предоставлении платных услуг?

В соответствии с нормами пунктов 1, 3 ст. 3 Закона Украины "О применении регистраторов расчетных операций в сфере торговли, общественного питания и услуг", с изменениями и дополнениями (далее - Закон № 265/95-ВР), субъекты хозяйствования, осуществляющие расчетные операции в наличной и / или в безналичной форме (с применением платежных карточек, платежных чеков, жетонов и т.п.) при продаже товаров (предоставлении услуг) в сфере торговли, общественного питания и услуг, а также операции по приему наличности для дальнейшего ее перевода обязаны проводить расчетные операции на полную сумму покупки (предоставления услуги) через зарегистрированные, опломбированные в установленном порядке и переведенные в фискальный режим работы регистраторы расчетных операций, которые включены в Государственный реестр регистраторов расчетных операций, с соблюдением установленного порядка их применения (последний Государственный реестр регистраторов расчетных операций утвержден приказом фискальной службы Украины 09.07.2015 №485 (Приказ № 485)), с распечаткой соответствующих расчетных документов, подтверждающих выполнение расчетных операций, или в случаях, предусмотренных этим Законом, с применением зарегистрированных в установленном порядке расчетных книжек.

Согласно статье 2 Закона Украины № 265/95-ВР расчетная операция - прием от покупателя наличных средств, платежных карточек, платежных чеков, жетонов и т.п. по месту реализации товаров (услуг), выдача наличных средств за возвращенный покупателем товар (предоставленную услугу), а в случае применения банковской платежной карточки - оформление соответствующего расчетного документа об оплате в безналичной форме товара (услуги) банком покупателя или, в случае возврата товара (отказа от услуги), оформление расчетных документов о перечислении средств в банк покупателя.

Законом Украины от 28.12.2014 № 71-VIII "О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины и некоторые законодательные акты Украины относительно налоговой реформы" внесены изменения, в частности, в п. 1 ст. 9 ЗУ № 265/95-ВР относительно обязательного применения РРО и расчетных книжек при предоставлении услуг предприятиями, учреждениями и организациями всех форм собственности, кроме предприятий торговли и общественного питания, в случае проведения расчетов в кассах этих предприятий, учреждений и организаций с оформлением приходных и расходных кассовых ордеров и выдачей соответствующих квитанций, подписанных и заверенных печатью в установленном порядке.

Указанным пунктом предоставлено право проводить расчеты в кассах предприятий с оформлением приходных и расходных кассовых ордеров и выдачей соответствующих квитанций, подписанных и заверенных печатью в установленном законодательством порядке, исключительно при осуществлении торговли продукцией, собственного производства.

Статьей 10 Закона Украины № 265/95-ВР и соответственно постановлением Кабинета Министров Украины от 23.08.2000 № 1336 (далее - Перечень) утвержден перечень отдельных форм и условий проведения деятельности в сфере торговли, общественного регистраторов расчетных операций с использованием расчетных книжек и книг учета расчетных операций.

Согласно п. п. 24, 25 Перечня предоставлена ​​возможность субъектам туристической и экскурсионной деятельности, в случае предоставления услуг по организации приема и обслуживания туристов в Украине, расчеты за которые производятся в безналичной форме (с применением платежных карточек, платежных чеков), а также предоставление туристических и экскурсионных услуг при условии проведения расчетов за пределами стационарных помещений и всем субъектам хозяйствования, которые предоставляют услуги по выдаче разрешений на вылов рыбы и охоты, проводить расчетные операции с использованием расчетных книжек и книг учета расчетных операций без применения регистраторов расчетных операций и ограничения размера годового объема расчетных операций по продаже товаров (предоставлении услуг).

Исходя из вышеизложенного, при получении денежных средств от юридических и физических лиц за предоставленные услуги в наличной и безналичной форме с применением платежных карточек, платежных чеков, жетонов и т.п. при продаже товаров (предоставлении услуг) в сфере торговли, общественного питания и услуг с использованием платежного терминала, установленного на месте проведения расчетов (оказании услуги) обязаны проводить расчетные операции на полную сумму покупки с использованием регистратора расчетных операций, а в случае исключительно предоставления услуг, подпадающих под действие п. п. 24, 25 Перечня, с использованием расчетных книжек и книг учета расчетных операций.

В случае проведения расчетных операций с юридическими и физическими лицами исключительно в безналичной форме путем их зачисления на Ваш банковский счет через учреждения банков путем оплаты с банковского счета плательщика или с использованием специального платежного средства (платежной карты) через платежные терминалы, установленные в учреждениях банков, регистратор расчетных операций не применяется.

Вопрос 2. Какие документы необходимо подать в местный орган ГНИ в начале осуществления платных услуг?

Пунктами 1 - 2 раздела II Порядка регистрации и применения регистраторов расчетных операций, применяемые для регистрации расчетных операций за товары (услуги), утвержденного приказом Министерства доходов и сборов Украины от 28.08.2013 № 417 (Порядок N 417) (далее - Порядок), определено, что субъекты хозяйствования, осуществляющие расчетные операции в наличной и / или безналичной форме (с применением платежных карточек, платежных чеков, жетонов и т.п.) при продаже товаров (предоставлении услуг) в сфере торговли, общественного питания и услуг в соответствии с требованиями законодательства должны применять РРО, обязаны зарегистрировать РРО в соответствии с положениями настоящего Порядка (Порядок № 417), выполнить персонализацию РРО, опломбировать РРО и перевести РРО в фискальный режим работы.

Регистрации в органе доходов и сборов подлежат РРО, модификации которых включены в Государственный реестр РРО, с учетом сфер их применения и при условии, что срок службы, установленный в технической документации на РРО, не истек, а также с учетом сроков первичной регистрации, установленных Государственным реестром РРО.

Регистрация РРО осуществляется в органе доходов и сборов по основному месту учета предприятия как налогоплательщика.

Субъект хозяйствования, который является плательщиком налога на прибыль, кроме субъектов, принявших решение об уплате и / или уплачивающих этот налог консолидировано, может регистрировать РРО по местонахождению своих обособленных подразделений, расположенных на территории другой, чем такой субъект, территориальной общины и являются плательщиками налога на прибыль.

Для регистрации РРО субъект хозяйствования подает в орган доходов и сборов:

  • заявление о регистрации РРО по форме № 1-РРО (приложение 1) (Порядок № 417) (далее - регистрационное заявление)
  • копию документа, подтверждающего факт покупки или бесплатного получения РРО в собственность, другого документа, подтверждающего право собственности или пользования РРО;
  • копию документа о праве собственности или иного документа, дающего право на размещение хозяйственной единицы, где будет использоваться РРО;
  • копию договора предприятия с ЦСО о техническом обслуживании и ремонте РРО.

Регистрационное заявление (Порядок № 417) должно быть подписано руководителем предприятия или физическим лицом - предпринимателем с указанием даты подачи. Все разделы регистрационного заявления подлежат обязательному заполнению.

Копии документов заверяются подписью руководителя предприятия или личной подписью физического лица - предпринимателя.

В случае подачи регистрационного заявления (Порядок № 417) в бумажном виде субъектом хозяйствования предъявляются оригиналы соответствующих документов.

При подаче регистрационного заявления (Порядок № 417) в электронном виде оригиналы таких документов предъявляются органам доходов и сборов вместе со справкой ЦСО об опломбировании РРО и актом ввода в эксплуатацию.

Оригиналы документов, кроме регистрационного заявления (Порядок № 417), возвращаются субъекту хозяйствования, копии остаются в органе доходов и сборов.

Субъекты хозяйствования, включенные в систему представления налоговых документов в электронном виде, могут подавать регистрационные заявления (Порядок № 417) в электронной форме средствами телекоммуникационной связи по соблюдению требований Законов Украины «Об электронных документах и ​​электронном документообороте", "Об электронной цифровой подпись ".

Порядок и сроки рассмотрения органами доходов и сборов регистрационных заявлений, поданных в электронном виде, являются такими же, как и для регистрационных заявлений, поданных в бумажном виде.

К заявлению о регистрации РРО добавляются сканированные копии документов, указанные в абзаце 5.

В случае подачи заявления в электронном виде предприятие может получить справку о резервировании фискального номера РРО и копию регистрационного удостоверения средствами телекоммуникационной связи в адрес своей электронной почты. Для этого в регистрационном заявлении (Порядок № 417) субъект хозяйствования отмечает способ получения таких документов: в электронном виде на электронную почту, адрес которой указан в заявлении, или непосредственно в органе доходов и сборов.

В случае проведения расчетных операций с использованием расчетных книжек и книг учета расчетных операций в соответствии с разделом II пункта 1 подпункта 7 Порядка регистрации и ведения расчетных книжек, книг учета расчетных операций, утвержденного приказом Министерства доходов и сборов Украины от 28.08.2013 № 417 (порядок № 417), для регистрации первой и последующих книг УРО на хозяйственную единицу в органе доходов и сборов предприятие представляет в этот орган:

  • заявление о регистрации книги УРО по форме N 1-КУРО (приложение 3) (Порядок N 417);
  • копию документа о праве собственности или иного документа, дающего право на размещение хозяйственной единицы, где будет использоваться книга УРО;
  • книгу УРО на хозяйственную единицу.

При подаче регистрационного заявления (Порядок № 417) предприятием предъявляется оригинал документа.

Вопрос 3. В какие сроки и какую отчетность представлять в органы фискальной службы?

В соответствии с требованиями п. 7 ст. 3 Закона № 265/95-ВР субъекты хозяйствования, осуществляющие расчетные операции в наличной и / или в безналичной форме (с применением платежных карточек, платежных чеков, жетонов и т.п.) при продаже товаров (предоставлении услуг) в сфере торговли, общественного питания и услуг, а также операции по приему наличности для дальнейшего ее перевода обязаны представлять в органы доходов и сборов отчетность, связанную с применением регистратора расчетных операций и расчетных книжек, не позднее 15 числа следующего за отчетным месяца в случае, если этим пунктом не предусмотрено предоставление информации по проводным или беспроводным каналам связи.

Субъекты хозяйствования, которые используют регистраторы расчетных операций (кроме электронных таксометров, автоматов по продаже товаров (услуг) и регистраторов расчетных операций, применяемые для учета и регистрации операций по купле-продаже иностранной валюты) должны подавать в органы государственной налоговой службы по проводным или беспроводным каналам связи электронные копии расчетных документов и фискальных отчетных чеков, которые содержатся на контрольной ленте в памяти регистраторов расчетных операций или в памяти модемов, которые к ним присоединены.

Исходя из вышеизложенного, при представлении в органы государственной налоговой службы по проводным или беспроводным каналам связи электронных копий расчетных документов и фискальных отчетных чеков, которые содержатся на контрольной ленте в памяти регистраторов расчетных операций или в памяти модемов, которые к ним присоединены, представлять отчетность в бумажном виде не требуется.

В случае проведения расчетных операций без применения регистраторов расчетных операций с использованием расчетных книжек и книг учета расчетных операций в соответствии с требованиями пунктов 3 - 5 Порядка представления отчетности, связанной с использованием книг учета расчетных операций (расчетных книжек), утвержденного приказом Министерства финансов Украины от 21.01.2016 N№ 13 (Порядок № 13), предусмотрено обязательное представление отчетности в бумажном виде, не позднее 15 числа следующего за отчетным, по форме ЗВР-1 (Форма № 13) в орган государственной фискальной службы по месту регистрации расчетных книжек .

В соответствии с пп. 16.1.3 п. 16.1 ст. 16 Налогового кодекса Украины  от 02 декабря 2010 года № 2755-VI, с изменениями и дополнениями (далее - НКУ), налогоплательщик обязан представлять в контролирующие органы в порядке, установленном налоговым и таможенным законодательством, декларации, отчетность и другие документы, связанные с исчислением и уплатой налогов и сборов.

Согласно пп. 133.4.1 п. 133.4 ст. 133 НКУ неприбыльным предприятием, учреждением и организацией является предприятие, учреждение и организация (далее - неприбыльная организация), которая одновременно отвечает следующим требованиям:

  • образована и зарегистрирована в порядке, определенном законом, который регулирует деятельность соответствующей неприбыльной организации;
  • учредительные документы которой содержат запрет распределения полученных доходов (прибыли) или их части среди учредителей (участников), членов такой организации, работников (кроме оплаты их труда, начисления единого социального взноса), членов органов управления и других связанных с ними лиц;
  • учредительные документы которой предусматривают передачу активов одной или нескольким неприбыльным организациям соответствующего вида или зачисление в доход бюджета в случае прекращения юридического лица (в результате его ликвидации, слияния, разделения, присоединения или преобразования). Положения настоящего абзаца не распространяется на объединения и ассоциации объединений совладельцев многоквартирных домов;
  • внесена контролирующим органом в Реестр неприбыльных учреждений и организаций.

Доходы (прибыль) неприбыльной организации используются исключительно для финансирования расходов на содержание такой неприбыльной организации, реализации цели (целей, задач) и направлений деятельности, определенных ее учредительными документами (пп. 133.4.2 п. 133.4 ст. 133 НКУ).

Неприбыльные предприятия, учреждения и организации, определенные п. 133.4 ст. 133 НКУ, представляют отчет об использовании доходов (прибылей) неприбыльной организации по форме, утвержденной центральным органом исполнительной власти, обеспечивающим формирование государственной налоговой политики, в сроки, предусмотренные для представления налоговой декларации по налогу на прибыль предприятий (п. 46.2 ст. 46 НКУ ).

Форма Налогового отчета об использовании средств неприбыльных учреждений и организаций утверждена приказом Министерства доходов и сборов от 27.01.2014 № 85 (зарегистрирован в Министерстве юстиции Украины 11.02.2014 под № 276/25053) (далее - приказ № 85).

До утверждения определенного пп. 133.4.3 п. 133.4 ст. 133 НКУ отчета об использовании доходов (прибылей) неприбыльной организации осуществляется представление Налогового отчета об использовании средств неприбыльных учреждений и организаций, утвержденного приказом № 85.

При этом и до утверждения Кабинетом Министров Украины Порядка ведения Реестра неприбыльных учреждений и организаций (далее - Реестр), включение неприбыльных предприятий, учреждений и организаций в Реестр и исключение из Реестра для целей предоставления Налогового отчета об использовании средств неприбыльных учреждений и организаций в части применения признака неприбыльности следует руководствоваться приказом Министерства финансов Украины от 24.01.2013 № 37 "об утверждении Положения о Реестре неприбыльных учреждений и организаций" (Положение № 37).

При представлении Налогового отчета об использовании средств неприбыльных учреждений и организаций следует учитывать требования п. 46.4 ст. 46 НКУ, которым определено, что если налогоплательщик считает, что форма налоговой декларации, определенная центральным органом исполнительной власти, который обеспечивает формирование и реализует государственную налоговую и таможенную политику, увеличивает или уменьшает его налоговые обязательства, вопреки нормам НКУ по такому налогу или сбора, он имеет право отметить этот факт в специально отведенном месте в налоговой декларации.

Налогоплательщик в случае необходимости может представить вместе с налоговой декларацией дополнение к такой декларации, составленное в произвольной, форме, кторое будет считаться неотъемлемой частью налоговой декларации. Такое дополнение представляется с объяснением мотивов его представления.

Указанные разъяснения предоставлены письмом ГФС от 04.01.2016 № 102/7 / 99-99-19-02-01-17 (Письмо № 102/7 / 99-99-19-02-01-17).

Подпунктом 133.4.3 п. 133.4 ст. 133 НКУ установлен порядок отчетности неприбыльной организацией, которая в течение отчетного периода потеряла право на применение особых правил налогообложения прибыли как неприбыльная организация.

Так, в случае несоблюдения некоммерческой организацией требований, определенных п. 133.4 ст. 133 НКУ, такая неприбыльная организация обязана представить в срок, определенный для месячного налогового (отчетного) периода, отчет об использовании доходов (прибылей) неприбыльной организации за период с начала года по последний день месяца, в котором совершено такое нарушение, и указать сумму самостоятельно начисленного налогового обязательства по налогу на прибыль. Налоговое обязательство рассчитывается, исходя из суммы сделки нецелевого использования средств. Такая неприбыльная организация исключается контролирующим органом из Реестра неприбыльных учреждений и организаций.

С первого дня месяца, следующего за месяцем, в котором совершено такое нарушение, до 31 декабря налогового (отчетного) года неприбыльная организация обязана ежеквартально представлять в контролирующий орган квартальную финансовую и налоговую отчетность (нарастающим итогом) по налогу на прибыль и платить налог в срок, определенный для квартального периода.

Со следующего налогового (отчетного) года такая неприбыльная организация представляет финансовую и налоговую отчетность и платит налог на прибыль в порядке, установленном разделом III НКУ для неприбыльных организаций - плательщиков налога на прибыль.

Вопрос 4. Какие особенности налогообложения средств, поступивших от оказания платных услуг учреждениями ПЗФ?

Доходы (прибыль) неприбыльной организации используются исключительно для финансирования расходов на содержание такой неприбыльной организации, реализации цели (целей, задач) и направлений деятельности, определенных ее учредительными документами (пп. 133.4.2 п. 133.4 ст. 133 НКУ).

В соответствии с пп. 133.4.3 п. 133.4 ст. 133 НКУ в случае несоблюдения некоммерческой организацией требований, определенных п. 133.4 ст. 133 НКУ, такая неприбыльная организация обязана представить в срок, определенный для месячного налогового (отчетного) периода, отчет об использовании доходов (прибылей) неприбыльной организации за период с начала года по последний день месяца, в котором совершено такое нарушение, и указать сумму самостоятельно начисленного налогового обязательства по налогу на прибыль. Налоговое обязательство рассчитывается, исходя из суммы сделки нецелевого использования средств. Такая неприбыльная организация исключается контролирующим органом из Реестра неприбыльных учреждений и организаций.

С первого дня месяца, следующего за месяцем, в котором совершено такое нарушение, до 31 декабря налогового (отчетного) года неприбыльная организация обязана ежеквартально представлять в контролирующий орган квартальную, финансовую и налоговую отчетность  (нарастающим итогом) по налогу на прибыль и платить налог в срок, определенный для квартального периода.

Со следующего налогового (отчетного) года такая неприбыльная организация представляет финансовую и налоговую отчетность и платит налог на прибыль в порядке, установленном разделом III НКУ для неприбыльных организаций - плательщиков налога на прибыль.

Что касается налога на добавленную стоимость, то в соответствии с п. 180.1 ст. 180 НКУ для целей налогообложения плательщиком налога является:

1) любое лицо, осуществляющее или планирующее осуществлять хозяйственную деятельность и которое регистрируется по своему добровольному решению как налогоплательщик в порядке, определенном статьей 183 НК этого раздела;

2) любое лицо, зарегистрированное или подлежащее регистрации как плательщик налога;

3) любое лицо, которое ввозит товары на таможенную территорию Украины в объемах, подлежащих налогообложению, и на которую возлагается ответственность за уплату налогов в случае перемещения товаров через таможенную границу Украины в соответствии с Таможенным кодексом Украины (№ 4495-VI), а также:

лицо, на которое возлагается соблюдение требований таможенных режимов, предусматривающих полное или частичное условное освобождение от налогообложения, в случае нарушения таких таможенных режимов, установленных таможенным законодательством;

лицо, использующее, в том числе при ввозе товаров на таможенную территорию Украины, налоговую льготу не по целевому назначению и / или вопреки условиям или целям ее предоставления в соответствии с настоящим Кодексом, а также любые другие лица, использующие налоговую льготу, для них не суждено,

Нормы этого пункта не применяются к операциям по ввозу на таможенную территорию Украины физическими лицами (гражданами) или субъектами предпринимательской деятельности, которые не являются плательщиками налога, культурных ценностей, указанных в пункте 197.7 статьи 197 настоящего Кодекса;

4) лицо, которое ведет учет результатов деятельности по договору о совместной деятельности без образования юридического лица;

5) лицо - управляющий имущества, которое ведет отдельный налоговый учет по налогу на добавленную стоимость по хозяйственным операциям, связанным с использованием имущества, полученного в управление по договорам управления имуществом.

Для целей налогообложения хозяйственные отношения между управляющим имуществом по собственной хозяйственной деятельности и его деятельности по управлению имуществом приравниваются к отношениям на основе отдельных гражданско-правовых договоров. Нормы этого подпункта не распространяются на управляющих имущества, которые осуществляют управление активами институтов совместного инвестирования, фондов банковского управления, фондов финансирования строительства и фондов операций с недвижимостью, созданных в соответствии с законом;

6) лицо, проводящее операции по поставке конфискованного имущества, находок, кладов, имущества, признанного бесхозным, имущества, за которым не обратился владелец до конца срока хранения, и имущества, которое по праву наследования или на других законных основаниях переходит в собственность государства ( в том числе имущества, определенного в статье 243 Таможенного кодекса Украины (№ 4495-VI)), независимо от того, достигает ли оно общей суммы операций по поставке товаров / услуг, определенной пунктом 181.1 статьи 181 настоящего кодекса, а также независимо от того, какой режим налогообложения использует такое лицо согласно законодательству;

7) лицо, уполномоченное вносить налог с объектов обложения, возникающих вследствие поставки услуг предприятиями железнодорожного транспорта с их основной й деятельности, находящихся в подчинении плательщика налога в порядке, установленном Кабинетом Министров Украины;

8) лицо - инвестор (оператор), который ведет отдельный налоговый учет, связанный с выполнением соглашения о разделе продукции.

Также сообщаем, что в соответствии с п. 181.1 ст. 181 НКУ, в случае если общая сумма от осуществления операций по поставке товаров / услуг, подлежащих налогообложению согласно этому разделу, в том числе с использованием локальной или глобальной компьютерной сети, начисленная (уплаченная) такому лицу в течение последних 12 календарных месяцев, которая совокупно превышает 1 000 000 гривен (без учета налога на добавленную стоимость), такое лицо обязано зарегистрироваться как плательщик налога в контролирующем органе по своему местонахождению (месту жительства) с соблюдением требований, предусмотренных статьей 183 настоящего Кодекса, кроме лица, являющегося плательщиком единого налога первой - третьей группы.

Заместитель начальника                                                         Ж. Б. Кузнецова

 

Комментарии к материалу

Лучшие материалы