Подписывайся на информационную страховку бухгалтера
Подписаться

Взаимодействие предприятия и частного предпринимателя: как защититься от подозрений фискалов

Редакция

25.10.2016 870 0 0

Не секрет, что упрощенная система налогообложения массово используется бизнесом для снижения налоговой нагрузки на заработную плату. Долгое время фискальные органы наблюдали за происходящим, не предпринимая серьезных мер противодействия. Были дела поважнее – последние год ДПС активно боролась с налоговыми ямами, в которые утекал НДС. Да и мораторий на проверки малого бизнеса существенно ограничивал фискальные возможности.

Но молчаливое перемирие ГФС и налогоплательщиков не могло сохраняться бесконечно. Летом ГФС обнародовала результаты проверок полноты начислений и выплат заработной платы и других доходов работникам за по результатам первой половины текущего года. Нарушения зафиксированы у 60,6% проверенных плательщиков. На проверенных предприятиях фискалы выявили свыше 92 тысяч наемных лиц, труд которых использовался без заключения трудовых договоров. По итогам проверок в бюджеты уплачено свыше 28 млн грн. налога на доходы физических лиц и свыше 31 млн грн. единого социального взноса.

В условиях возрастающего интереса ГФС к взаимодействию предприятий и физических лиц-предпринимателей (ФЛП) имеет смысл еще раз оценить, в каких случаях предприятие подвергается повышенному риску быть обвиненным в сокрытии трудовых отношений путем оформления сотрудников предпринимателями – плательщиками единого налога.

Будьте бдительны и подстрахуйтесь оформлением необходимых документов, если обнаружите одну из следующих проблем.

Совпадение перечня услуг с должностными обязанностями.

Подозрение сотрудников ГФС скорее всего вызовет совпадение перечня услуг, оказываемых ФЛП, с должностными обязанностями сотрудников компании. Например, в штате предприятия есть «недорогие» менеджеры по продажам, а с ФЛП заключается агентский договор на поиск потенциальных покупателей, по которому выплачивается значительное комиссионное вознаграждение.

В подобных случаях в договоре с ФЛП и распорядительных документах компании (приказах, протоколах собраний учредителей) необходимо четко разграничить должностные обязанности сотрудников и договорные обязательства ФЛП. Сотрудники и ФЛП могут использовать разные каналы продаж или обслуживать разные регионы.

Если совпадение неизбежно, необходимо зафиксировать причины, по которым усилий соответствующих сотрудников предприятия недостаточно для выполнения всех задач, и возникла потребность в привлечении ФЛП. Так, собственники могли признать слишком высоким риск расширения штата сотрудников из-за роста постоянных затрат по оплате их труда, и отдать распоряжение привлечь к продажам предпринимателей на договорных условиях, не предусматривающих выплату фиксированной зарплаты. Такое решение должно быть обязательно зафиксировано в протоколе собрания учредителей.

Совпадение перечня услуг с типовой должностной инструкцией.

Если договор с ФЛП напоминает должностную инструкцию, у сотрудников ДФС неизбежно возникнут подозрения в том, что отношения с ФЛП были трудовыми. Министерством труда и социальной политики в 2004 г. был утвержден Справочник квалификационных характеристик профессий сотрудников. Встречаются ситуации, когда предусмотренные договором услуги, права и обязанности ФЛП очень уж совпадают с заданиями и обязанностями определенной должности Справочника.

Устранить этот риск возможно. Необходимо при заключении договора уделить достаточное внимание описанию ряда моментов, подчеркивающих ориентированность отношений с ФЛП не на процесс выполнения обязанностей, а на их результат. Такими моментами являются:

    1) порядок передачи ФЛП результатов работ – как правило, передача результатов оказанных услуг фиксируется путем оформления отчета с кратким описанием объема выполненных задач;

    2) порядок принятия результатов оказанных услуг – договор должен предоставлять предприятию должен быть отрезок времени для оценки достоверности изложенной в отчете информации. Если вопросов не возникло, стороны договора оформляют акт приема-передачи оказанных услуг;

    3) критерии оценки услуг– предприятию должно быть предоставлено право отказаться от принятия результатов работ из-за их несоответствия заявленномукачеству и объему. Желательно указать в договоре, по каким критериям предприятие будет оценивать результаты оказанных ФЛП услуг. Так, если ФЛП оказывает бухгалтерские услуги, результат оценивается по полноте оформления первичных документов, отражения операций в учете, начисления и уплаты налогов, составлению предусмотренной законодательством отчетности.

Подчинение трудовому распорядку.

Подчинение трудовому распорядку компании является одним из признаков трудовых отношений. Часто ни договор с ФЛП, ни документы предприятия не позволяют установить, должен ли был ФЛП следовать принятому на предприятии режиму работы.

Чтобы сомнения не возникали, предприятию следует тщательно относиться к кадровому документообороту. В частности, на предприятии желательно утвердить Правила внутреннего трудового распорядка. Все сотрудники должны быть ознакомлены с ними под подпись. В обязательном порядке должны оформляться табели выхода на работу. Заработную плату желательно выплачивать по ведомостям, а не по расходным кассовым ордерам.

Так как ФЛП не является сотрудником предприятия, он не будет подписываться в ознакомлении с правилами трудового распорядка, упоминаться в табелях выхода на работу получать выплаты по ведомостям. И, конечно же, нигде в договоре с ФЛП не должно присутствовать условие о соблюдении им трудового распорядка компании. Таким образом, предприятие оградит себя еще от одного из рисков сотрудничества с ФЛП.

Источник: http://hyser.com.ua/

Комментарии к материалу

Лучшие материалы