Все, что вы не знали о контроле над трансфертным ценообразованием и боялись спросить
25.12.2016 171 0 0
Как правильно работать с трансферным ценообразованием, чтобы не получить штраф от ГФС
Нормы национального законодательства, предусматривающие контроль над трансфертным ценообразованием (далее — ТЦО), в Украине были введены в начале 2013 года. Тогда украинское налоговое законодательство было имплементировано такое понятие, как принцип "вытянутой руки" (arm's lenth principle). Это принцип налогообложения взаимосвязанных компаний, согласно которому расчет налоговых обязательств делается исходя из рыночных цен по сделкам между взаимозависимыми налогоплательщиками.
Основные механизмы, с помощью которых осуществляется контроль над трансфертным ценообразованием, определены статьей 39 ПОДАТКОВИЙ КОДЕКС УКРАЇНИ . Следует отметить, что объектом контроля ТЦО являются хозяйственные операции предприятия, которые по содержанию данной статьи Кодекса признаются контролируемыми, т.е. соответствуют каждому из следующих трех критериев:
- осуществляются налогоплательщиком, годовой доход которого от любой деятельности, определенный по правилам бухгалтерского учета (за исключением непрямых налогов), превышает 50 млн грн за соответствующий налоговый (отчетный) год;
- контрагентом по сделке является нерезидент Украины, который является либо лицом, связанным с налогоплательщиком, либо лицом, зарегистрированным на территории с низким уровнем налогообложения, перечень которых установлен распоряжением Кабинета Министров Украины от 16.04.2015 №977 (в основном это территории, известные в мире как так называемые "оффшорные зоны");
- объем операций с таким контрагентом — нерезидентом (за исключением непрямых налогов) превышает 5 млн грн за соответствующий налоговый (отчетный) год.
Для целей контроля над трансфертным ценообразованием связанными считаются те лица, отношения между которыми могут оказывать влияние на условия деятельности таких лиц или экономические результаты их деятельности. Критерии, по которым осуществляется признания лиц связанными в целях контроля за трансфертным ценообразованием, детализированы в пункте 14.1.159 статьи 159 НК Украины.
Отдельно необходимо акцентировать внимание, что объем годового дохода налогоплательщика и объем операции рассчитывается за исключением из этой суммы непрямых налогов (НДС, акцизный налог и таможенные платежи, установленные Таможенным кодексом Украины).
Кроме того, при условии соответствия указанным выше критериям объема хозяйственной операции и объема годового дохода налогоплательщика, контролируемыми также считаются внешнеэкономические хозяйственные операции по продаже товаров через комиссионеров — нерезидентов.
Необходимо также учитывать, что если в цепочке хозяйственных операций между налогоплательщиком и связанным лицом право собственности на предмет сделки прежде чем перейти от налогоплательщика к связанному лицу — нерезиденту (или наоборот при осуществлении импортных операций) переходит одному или нескольким посредникам, такая операция считается контролируемой, если в совершении таких операций посредники не выполняют существенных функций, не принимают на себя существенных рисков или не используют в ходе операций существенных активов (пункт 39.2.5.1. ст. 39 НК Украины).
Подробнее смотри по ссылке: https://delo.ua/
Комментарии к материалу