Подписывайся на информационную страховку бухгалтера
Подписаться

Украинскому бизнесу хотят массово разблокировать налоговые накладные

Редакция

14.08.2017 114 0 0

Несмотря на все обещания чиновников, выйти на беспроблемные возмещения по налогу на добавленную стоимость удается далеко не всем украинским предприятиям. По данным Минфина, после запуска системы автоматического возмещения НДС 1 апреля 2017 года до поступило почти 13,9 тысяч заявок на общую сумму 50,2 млрд грн. Из них было возмещено почти 41,3 млрд грн. Остальное было оспорено налоговиками или признано не подлежащим возмещению.

С 1 июля началась автоматическая блокировка регистрации налоговых накладных (до этого регистрировались все НН), которые система «не пропускает» из-за соответствия данных в накладной критериям рисковости (утверждены приказом Минфина №567 от 13 июня 2017).

За месяц полноценной работы системы (с 3 по 31 июля) было остановлено 162,2 тыс. НН на сумму 2,5 млрд грн. С одной стороны, это всего лишь 0,83% от общего количества поданных накладных (19,6 млн шт.), но с другой стороны — речь идет о потерянных деньгах конкретных предприятий.

Поэтому неудивительно, что в стране появились массовые предложения «решить» вопрос с регистрацией НН за вознаграждение, размер которого зависит от суммы возмещения НДС.

Бизнес столкнулся с массовой остановкой регистрации налоговых накладных, которые были сформированы по результатам абсолютно реальных хозяйственных операциях.

Как результат, за один месяц налогоплательщики успели пережить состояние шока и начали искать пути сосуществования с искусственным интеллектом с помощью человеческого фактора.

Риски остаются

Как отмечают юристы OMP Tax&Legal, в ходе работы системы электронного администрирования НДС (СЭА НДС) налоговики получали оперативную информацию о том, что не все схемы ликвидированы и остаются скрутки. При этом у законодателя была идея, чтобы блокировка осуществлялась автоматически (без участия человеческого фактора). Вместе с тем, на сегодня есть риски того, что в действующей системе вмешательство человека все равно присутствует.

Контролеры считают, что проблема может возникнуть из-за того, что плательщик неправильно подал документы или из-за прочих технических неувязок. При этом, как считает ГФС, универсального решения здесь нет и нужно рассматривать каждую ситуацию в отдельности. Юристы считают, что это создает риск дискреционного подхода.

Есть много проблем с технической реализацией системы, ГФС это признает, но универсальных советов не дает, поскольку, по их словам, каждую ситуацию нужно рассматривать отдельно. Наиболее распространенные проблемы:

    плательщики подают таблицу на бумаге;

    таблицы подаются до периода, когда остановлена налоговая накладная;

    плательщики крепят только пояснительную записку и не минимальный перечень документов;

    плательщики подают письмо и документы, но в письме не указана налоговая накладная, которая приостановлена;

    плательщики подают пакеты документов, не имея приостановленных налоговых накладных.

 

Действительно, работа в тестовом режиме до 1 июля показала, что многие бухгалтера при регистрации налоговых накладных не до конца разобрались в техническом вопросе. По-прежнему присутствуют ошибки оформления первичных документов.

По словам юриста, на данном этапе предприятиям необходимо пересмотреть свои политики, провести анализ операций за период с начала 2017 года по текущий момент и, учитывая утвержденные приказом Минфина №567 критерии оценки степени рисков, составить прогноз вероятности вхождения предприятия в указанную рисковую зону.

Далее попытаться откорректировать ситуацию и, если все взвешенные факторы не позволяют провести оптимизацию, — быть готовым предоставлять требуемые документы для обоснования своей позиции в ДФС.

Где «помощь»

Есть несколько стадий в регистрации налоговой накладной, где потенциально может возникнуть такой «помощник». Когда плательщик отправил налоговую накладную или расчет корректировку на регистрацию в Едином реестре налоговых накладных (ЕРНН), такой документ в автоматическом режиме проходит мониторинг в несколько этапов.

 На этой стадии, с технической точки зрения, «помощник» вряд ли может организовать беспроблемную регистрацию налоговой накладной. Система работает по алгоритму и проверяют накладную по определенным критериям, которые в основном выражены в числовом показателе — объем поставки, сумма НДС, объемы входящего и исходящего товара/услуги, наценка и т.д. То есть, здесь работает формула, которая выявляет рисковую трансакцию.

Далее «сомнительная» налоговая накладная может быть временно заблокирована и ее дальнейшую судьбу решает комиссия при ГФС. Для плательщика это своего рода «тайный совет», так как ему не дано права участвовать в работе комиссии, например, как при рассмотрении возражений на акт налоговой проверки.

Такая комиссия, что бы там не говорил Кабмин в своем постановлении №190, на свое усмотрение принимает решение о регистрации или не регистрации НН/РК. Более того, потом та же ГФС Украины, только формально в другом составе, пересматривает решение комиссии.

Вот здесь, скорее всего, и появляется возможность «помочь» с регистрацией спорного документа за определенное вознаграждение. Подобные обращения на рынке вполне могут быть, например, ранее крупным импортерам/экспортерам пытались продавать таможенную базу данных за 2016-2017 год.

Подробнее: http://ubr.ua/

Комментарии к материалу

Лучшие материалы