Отопление по-честному. Заработает в Украине коммерческий учет тепла
31.10.2016 122 0 0
С приближением зимы вопрос учета тепла и прозрачных тарифов становится чрезвычайно актуальным.
Так же, как и желание украинцев получать качественные коммунальные услуги по понятным и прозрачным ценам.
Что же такое коммерческий учет тепла и почему он важен не только для перехода к прозрачным расчетам только за полученные услуги, но и для благосостояния государства?
Остроту вопросу придает отмена государственных дотаций на газ для нужд теплокоммунэнерго.
Новые тарифы - старые проблемы
С 1 мая 2016 года Кабинет министров установил единую цену на газ для населения и промышленных потребителей. Соответственно для предприятий коммунальной энергетики газ подорожал более чем вдвое.
Ранее для производства 1 Гкал тепла газ стоил 392,45 грн, сейчас - 902,97 грн. При этом стоимость сожженного газа составляет большую часть стоимости отопления. Например, в Киеве в структуре тарифа стоимость газа - 64%.
При наличии домовых и квартирных приборов учета тепловой энергии тариф на центральное отопление для населения в Киеве с 1 июля 2016 составляет 1 416,96 грн за Гкал. При отсутствии учета - 32,97 грн за кв м в месяц.
Что такое гигакалория? Это количество энергии, содержащейся в 10 тонах воды нагретой на 100 градусов Цельсия. Это вполне понятно единица измерения, в которой есть себестоимость производства и цена. Гигакалория позволяет продавать тепло как товар и вносить ясность в отношения между поставщиком и покупателем тепла.
Однако в большинстве случаев тепло в Украине измеряется не физической величиной - гигакалории, а геометрической - квадратным метром. Что же физически определяет тариф за квадратный метр в месяц? Понять это невозможно.
Более того, возникает немало вопросов. Как в этом случае нормируются расходы тепла? Кто рассчитывает и устанавливает эти нормы? Как эти нормы отражают изменения погоды? Кто контролирует прозрачность и соответствие этих расчетов действительности?
Расходы тепла в помещении зависит от многих факторов: температуры и влажности атмосферного воздуха извне, конструкции и материалов наружных стен здания, высоты потолка, площади и типа окон, потерь тепла через двери и балконы, ориентации окон и нагрева помещения от солнечных лучей.
Также на расходы влияют тип и состояние батарей, которые со временем накапливают известняковые отложения и теряют эффективность, температура в соседних помещениях, способ вентиляции и поведение жителей: насколько часто они открывают окна и пользуются термостатными кранами на батарейках.
Поэтому расходы тепла в разных помещениях даже в пределах одного дома могут существенно отличаться. Разобраться в вопросах расчета норм и тарифов рядовой потребитель не может, этим и пользуются те, кто "сидят на трубе".
В последнее выгодно заменять реальный учет полностью непрозрачными "квадратными метрами", ведь в "нормах потребления" можно скрыть и потери в изношенных теплосетях, и различные коррупционные сверхприбыли.
Система тарификации по нормам - советское наследие. В те времена все имущество было государственным, газ казался неисчерпаемым, а вся административная система не способствовала повышению эффективности коммунального хозяйства. Впоследствии механизмы вставки норм только усложнились и обросли коррупционной составляющей.
Остались прежними и привычки жителей многоэтажек: они не считают свои расходы на отопление и никак не мотивированы сохранять тепло.
Настоящая цена "дешевого газа" и "квадратного метра"
Ранее предприятия теплокоммунэнерго покупали газ у "Нафтогаза" по цене, втрое ниже, чем цена для промышленности. Перепродажа избыточного газа, оплаченного из карманов украинский и просубсидованого государством, коммерческим клиентам позволял создавать коррупционные схемы на миллиарды гривен.
В основе этой схемы - отсутствие счетчиков для учета тепла и газа. Именно потребление по нормативам и квадратными метрами позволяет списывать "налево" и "вешать" на потребителей дополнительные, не потребленные ими энергетические ресурсы.
Этот двойной грабеж длился годами. Только в 2016 году, после отмены дотационной цены на газ для населения, проблема начала решаться. Чтобы представить ее масштаб, достаточно одной цифры, недавно озвученной премьером Владимиром Гройсманом: в 2015 году расходы бюджета на покрытие разницы цен составили 28%.
Если бы эти средства шли на развитие инфраструктуры, внедрение новейших технологий, науку и образование, Украинцы жили в совсем другой стране.
Поскольку стоимость газа составляет более 60% тарифа центрального отопления, общественность настойчиво требует принять закон об обязательной установке счетчиков тепла во всех домах с централизованным отоплением.
При введении коммерческого учета тепловой энергии жители смогут влиять на свое потребление и счета за отопление или горячую воду, перестанут платить за неполученное тепло и будут потреблять меньше благодаря бережливости. Мало того, сам факт вставки счетчиков во многих случаях приводит к экономии.
Примеров такой экономии много. В некоторых случаях разница в платежах за тепло между одинаковыми 16-этажными домами в Киеве составила 100 тыс грн еще в 2015 году. Просто именно установление счетчиков проявляет настоящую количество тепла, потребленного домом в гигакалориях, а не начисленного за "квадратные метры".
Подробнее смотри по ссылке: http://www.epravda.com.ua/publication...
Комментарии к материалу