НБУ снизил учетную ставку до 16 %
Правление Нацбанка приняло решение с 27 октября 2023 установить учетную ставку на уровне 16 %, сравнив ее со ставкой по депозитным сертификатам (ДС) овернайт. Таким образом, Нацбанк модернизирует свой операционный дизайн монетарной политики по системе «нижней границы».
Ставки по другим операциям НБУ с банками установлены следующим образом: ставка по трехмесячным ГС будет равна «учетной ставке +4 в. п.» (20 %), а по кредитам рефинансирования – «учетной ставке +6 в. п.» (22 %). Следовательно, фактически уровни ставок по операциям НБУ с банками останутся неизменными.
Модернизация операционного дизайна монетарной политики усугубит сигнальную роль учетной ставки в условиях структурного профицита ликвидности. Такие изменения, в частности, позволят НБУ удерживать краткосрочные гривневые межбанковские ставки близкими к учетной ставке. В результате увеличится способность НБУ влиять на ожидания экономических агентов и мотивы их экономического поведения.
Удержание неизменными ставок по операциям НБУ с банками согласуется с необходимостью сохранения привлекательности гривневых инструментов, что важно для обеспечения умеренной инфляции и курсовой устойчивости на прогнозном горизонте.
За последние месяцы инфляция стремительно снижалась, прежде всего благодаря высоким урожаям сельскохозяйственных культур.
В сентябре инфляция снизилась до 7,1 % в годовом исчислении. Такую ценовую динамику предопределяло прежде всего значительное предложение сельскохозяйственной продукции нового урожая, в частности овощей и фруктов, сахарной свеклы, зерновых и масличных культур. Мораторий на повышение ряда жилищно-коммунальных тарифов в дальнейшем ограничивал рост административно регулируемых цен. Устойчивая ситуация на валютном рынке сдерживала удорожание товаров, имеющих значительную импортную составляющую (бытовая техника, электроника и т. п.). В результате базовая инфляция в сентябре тоже заметно замедлилась – до 8,4 % в годовом исчислении. По оценкам НБУ, инфляция продолжила замедляться в октябре, чему, в частности, способствовало сохранение курсовой устойчивости на фоне успешного перехода к управляемой гибкости курса.
В то же время сохранялось давление на инфляцию других фундаментальных факторов. Постепенное восстановление экономики сопровождается оживлением спроса на потребительские товары и услуги, а дефицит квалифицированных работников, в частности, в результате миграции, побуждает предприятия к повышению зарплат относительно высокими темпами. Кроме того, давление на расходы бизнеса остается значительным, что связано с последствиями войны – разрушениями, усложненной логистикой, удорожанием электроэнергии для небытовых потребителей.
Инфляция будет оставаться на однознаковом уровне, хотя и временно ускорится в следующем году.
НБУ улучшил прогноз инфляции к концу 2023 года с 10,6 % до 5,8 %. Основным фактором этого пересмотра является влияние высоких урожаев на динамику продовольственных цен. В то же время, НБУ повысил прогноз инфляции на 2024 год – с 8,5 % до 9,8 %. Ускорение роста цен в следующем году будет обусловлено низкой базой сравнения для стоимости продовольственных товаров, более длительным сохранением давления на расходы бизнеса через пересмотр предположения о рисках безопасности, увеличением зарплат и ускорением роста административно-регулируемых цен.
В дальнейшем инфляция замедлится до 6 % в 2025 году. Этому прежде всего будет способствовать ожидаемое снижение рисков безопасности, что допускается прогнозом НБУ. Восстановление оптимальной логистики и производства в послевоенный период позволит наращивать предложение товаров и ограничить ценовое давление. Весомое влияние на ценовую динамику будет иметь и ожидаемое снижение мировых цен на энергоносители.
Экономический рост возобновится по итогам 2023 года и будет продолжаться.
НБУ улучшил прогноз роста реального ВВП с 2,9 до 4,9 % в 2023 году. Более стремительное экономическое восстановление вызвано рядом факторов. Среди них – более высокая адаптивность бизнеса и населения к военным условиям, лучше, чем в предыдущем прогнозе, оценки урожаев, расширение альтернативных путей экспортных поставок, а также более существенные объемы бюджетных расходов.
В 2024 году экономика вырастет на 3,6 %, несмотря на сохранение высоких рисков безопасности. Экономическому росту будут способствовать дальнейшее развитие альтернативных путей поставок и сохранение мягкой фискальной политики, что будет поддерживать потребительский спрос. В то же время все еще усложненная логистика и ограниченные войной инвестиции будут тормозить экономику.
НБУ прогнозирует ускорение роста реального ВВП в 2025 году до 6 %. Этому будет способствовать, прежде всего, ожидаемое снижение рисков безопасности. Оно будет сопровождаться постепенным возвратом мигрантов из-за границы, улучшением потребительских и инвестиционных настроений, налаживанием оптимальной логистики и производства, восстановлением поврежденной инфраструктуры.
Благодаря официальному финансированию НБУ сможет поддерживать достаточный уровень международных резервов и соответственно устойчивость валютного рынка.
Предполагается, что общий объем финансовой поддержки в форме кредитов и грантов в этом году составит около 45 млрд долл. США. Эти поступления остаются основным источником покрытия высокого дефицита государственного бюджета, что в этом году расширится до 29 % ВВП. Благодаря международной помощи, Украина также имеет возможность финансировать значительный дефицит текущего счета, а НБУ – поддерживать высокий уровень международных резервов и балансировать валютный рынок.
Потребности Украины во внешнем финансировании в последующие годы будут оставаться значительными, несмотря на мобилизацию внутренних финансовых ресурсов и фискальную консолидацию. Важным предположением прогноза остается достаточность и ритмичность поступления такой помощи. Необходимым условием для этого является выполнение Украиной взятых на себя обязательств перед международными партнерами. Это позволит профинансировать критические расходы бюджета и в дальнейшем избегать его эмиссионного финансирования. В свою очередь НБУ сможет поддерживать резервы на уровне выше 40 млрд долл. США, несмотря на значительные интервенции по сохранению устойчивости валютного рынка, в том числе на фоне дальнейших мер по валютной либерализации.
Ключевым риском прогноза остается более длительный срок, а также непредсказуемый характер и интенсивность полномасштабной войны.
Война продолжается. Национальный банк пересмотрел основное предположение о высоких рисках безопасности. Обновленный прогноз предусматривает их сохранение, по меньшей мере, до конца 2024 года. Это предположение согласовывается с подавляющим большинством экспертных прогнозов и результатами опросов. Также оно соответствует предположениям, заложенным в проект бюджета на 2024 год, что предполагает сохранение значительных расходов на поддержание обороноспособности в течение года.
Высокий уровень неопределенности относительно длительности полномасштабной войны сохраняется. Быстрая победа Украины способствует более быстрому экономическому росту и нивелирует значительное количество инфляционных рисков, связанных с войной. Однако продолжительнее, чем ожидается сейчас, сохранение рисков безопасности может привести к дополнительным потерям потенциала украинской экономики и более сильному инфляционному давлению на прогнозном горизонте.
Актуальными остаются также следующие риски:
- снижение объемов или утрата ритмичности поступления международной помощи;
- возникновение дополнительных бюджетных потребностей (для поддержки обороноспособности, ликвидации последствий терактов и т.п.) и значительных квазифискальных дефицитов, в частности, в энергетической сфере;
- существенные повреждения портовой и энергетической инфраструктуры, которые будут ограничивать экспорт;
- отрицательные миграционные тенденции.
Вместо этого значительному ускорению экономического восстановления может способствовать реализация масштабных проектов восстановления Украины. Кроме того, рост экономики в ближайшей перспективе может оказаться быстрее, чем ожидается, в случае более существенного наращивания мощности морских путей экспорта. Учитывая баланс рисков и необходимость дальнейшего поддержания высокой привлекательности гривневых активов, в частности, на этапе адаптации участников валютного рынка к управляемой гибкости курса, Правление решило оставить неизменными процентные ставки по операциям НБУ с банками.
Предыдущие шаги по смягчению процентной политики привели к снижению ставок по гривневым инструментам. В то же время, текущие ставки по ОВГЗ и депозитам в национальной валюте обеспечивают достаточную защиту от инфляционного обесценения. С другой стороны, потенциал смягчения процентной политики пока ограничен, учитывая необходимость удержания реальных процентных ставок по гривневым инструментам в положительной плоскости.
Дополнительно для стимулирования дальнейшего улучшения срочной структуры банковских депозитов НБУ решил скорректировать параметры вложений банков в трехмесячные депозитные сертификаты. В частности, с декабря 2023 базой для расчета лимита вложений банков в трехмесячные ДС будет исключительно прирост срочных гривневых депозитов физических лиц на срок свыше трех месяцев. Это будет стимулировать банки к активной работе с вкладчиками в направлении наращивания срочных депозитов.
Кроме того, с 3 ноября Нацбанк оставит доступ к приобретению трехмесячных ГС только тем банкам, у которых нет задолженности по долгосрочным кредитам рефинансирования.
Также Нацбанк решил снизить частоту проведения тендеров по размещению трехмесячных ДС с еженедельной до одного раза в две недели. Следующий тендер состоится 3 ноября.
Дальнейшее смягчение процентной политики будет учитывать необходимость поддержания привлекательности гривневых активов.
При отсутствии признаков ухудшения баланса рисков, а также успешной адаптации участников рынка к новому валютному режиму НБУ видит возможность дополнительного снижения учетной ставки на ближайшем заседании. В то же время, ожидаемая траектория инфляции и планы по дальнейшим шагам по валютной либерализации ограничивают пространство для смягчения процентной политики в следующем году. Возврат в цикл снижения учетной ставки в 2024 году станет возможным только в случае существенного снижения рисков для курсовой устойчивости и инфляционной динамики.
Итоги дискусии членов Комитета по монетарной политике, предшествовавшей принятию Правлением Национального банка этого решения, будут обнародованы 6 ноября 2023 года.
Следующее заседание Правления НБУ по вопросам монетарной политики состоится 14 декабря 2023 года в соответствии с утвержденным и обнародованным графиком.
Нацбанк
Комментарии к материалу