Как и чем мы будем торговать с Европой
14.04.2017 135 0 0
В конце марта была обнародована «Экспортная стратегия Украины» от Минэкономразвития. Документ определяет развитие торговли Украины с миром на следующие пять лет. Узнайте, как и чем мы будем торговать с Европой, почему это сложно, но возможно и какие виды бизнеса станут приоритетными до 2021 года
Это уже не первый документ от экспертов Минэкономразвития за последние три года. В прошлый раз экспортную стратегию презентовали в 2015 году накануне начала действия соглашения об ассоциации с ЕС относительно углубленной и всеобъемлющей зоны свободной торговли (ЗСТ).
С экспортом в ЕС не все в порядке. Почему?
В этом документе специалисты пытались найти сильные места пересечения и взаимодействия между образованием и потребностями бизнеса, инновациями и производством, инфраструктурой и торговыми потоками, работой таможни и логистики.
Судя по документу, рынок ЕС остается основным рынком сбыта украинских товаров и услуг. Но можем ли мы конкурировать по качеству и цене на товары и услуги на рынках стран Евросоюза?
О том, что не все в порядке с экспортом в страны ЕС, свидетельствуют его объемы за 2016 и 2017 годы:
Если в январе 2016 года Украина экспортировала в Европы товаров на 951 миллион долларов, что составило 46,5% от общего объема экспорта нашей страны, то за январь 2017 года — на 1,2 миллиарда долларов, или 39,5% от общего объема.
Следовательно, по незначительному увеличению экспорта в денежном измерении (что зависит от «шаткого» курса гривны), Украина на рынке еврозоны потеряла аж 7% доли экспорта. Это — очень большая относительная цифра, которая является реальной причиной волнений.
Почему объемы экспорта падают и как это исправить
Основная причина падения объемов экспорта украинских товаров и услуг в страны ЕС за последний год — небольшие размеры ежегодных квот, которые нам предоставляет европейское сообщество.
Однако в 2016-м — начале 2017-го ситуация складывалась не в пользу нашего государства. Многие из квот на различные товары (на 2017 год) исчерпались в течение нескольких месяцев или даже недель.
К примеру, на подсолнечное масло и мед. Квоты на этот сладкий продукт был исчерпан нашими экспортерами уже 12-го января. А это свидетельствует о недостаточных размерах квот на этот год. Вот именно их количество и нужно увеличивать.
К тому же возникает вопрос: можем ли мы конкурировать по качеству и цене на товары и услуги на рынках стран Евросоюза?
Регулирование квот происходит следующим образом:
Размеры тарифных квот устанавливает Еврокомиссия. Однако такое решение должно быть поддержано Европарламентом и странами-членами ЕС, которых 28. Поэтому Украина не может решить этот вопрос в одностороннем порядке. Нужны переговоры с европейской стороной
Чтобы товар пошел на экспорт, он должен пройти обязательную сертификацию или получить иные разрешения и допуски. Именно поэтому нужно повышать качество и конкурентоспособность наших товаров в целом. А отсюда — пересмотреть требования, собственно, к качеству продукции.
Относительно срока действия квот, то он зависит от группы товаров. Например, для сельскохозяйственной продукции квоты будут действовать три года. Конечно, со временем срок также требует пересмотра
Относительно предметов экспорта, то они остаются преимущественно сырьевыми — зерно, металлы, масло. Понемногу «заходят» на рынки стран ЕС наши машиностроительные предприятия, сбывая там станки, оборудования. Но это — небольшие объемы.
Европа даже стала «закрытой» прошлого года для Украины, чем это было в 2015-ом. Довольно странный вывод, но, с другой стороны, Европа сама страдает от разнообразных кризисов, а тут еще и украинский экспорт...
Почему продавать в ЕС надо немедленно
Некоторые эксперты объясняют сложности продвижения украинских товаров к рынкам ЕС этого и прошлого года можно стагнацией рынка продовольственного ритейла Центральной Европы.
Именно продовольственная панель (и сырьевая) — это основа нашего экспорта в Европу.
К 2021 году (хотя еще этот процесс продлится четыре года), стагнация остановится полностью и объемы рынка будут на уровне 145 миллиардов евро. Это — огромные потенциально освоены «продовольственные» экспортно-импортные средства, и Украина может иметь очень большую долю от них.
Скорее всего, безумного роста приобретут рынки Болгарии и Румынии, которые являются беднейшими государствами Евросоюза. На сегодня же доля продовольственного ритейла в Болгарии составляет лишь 40% — то есть его надо будет заполнять немалыми объемами импорта продовольствия.
Не до конца заполнены завезенными продуктами и продовольственным сырьем также Чехию (на 70%). Однако вторым крупнейшим рынком для заполнения его продуктами и сільгоспсировиною является Польша — этот рынок не насыщен товарами такого происхождения на 49%.
Эти показатели являются большим указателем и по направлениям, и за товарами для наших правительственных кругов и отдельных бизнес-структур.
Сейчас надо немедленно закрепляться на этих рынках. Чтобы ни в коем случае мы не упустили время, как это было некогда с Ираном: Украина едва ли не последней из европейских стран отменила запрет на экспорт туда товаров и услуг, когда большинство государств стремительно заполняли экспортный вакуум и зарабатывали деньги.
Подробнее: http://ckp.in.ua/analytics/17380
Комментарии к материалу