Блокирование налоговых накладных: чего ожидать
11.05.2017 1035 0 0
В течение последних лет процесс возмещения НДС стал для плательщиков буквально притчей во языцех. Справиться с «вбросом» фиктивных сумм налога и коррупцией при его возврате не позволило даже введение в 2015 г. системы электронного администрирования НДС с депонированием средств на спецсчетах. Этого не произошло, с одной стороны, через придумывание новых схем недобросовестной частью субъектов хозяйствования, что не желает играть по правилам налогового поведения, установленным государством. С другой, из-за, как говорят, инертность самих работников Государственной фискальной службы, которые годами «сидят» на потоках возмещения НДС.
Период переходный, он же нормотворческий
Исправить ситуацию призваны изменения в процедуре возмещения НДС, принятые в Законе от 21.12.2016 г. №1797 «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины относительно улучшения инвестиционного климата в Украине». Так, с 1 апреля текущего года вступили в силу две нормы: а) относительно ведения Минфином Реестра заявлений о возврате суммы бюджетного возмещения НДС; б) о возможности остановки регистрации налоговой накладной/расчета корректировки в случае соответствия критериям рисков, которые определяются Кабинетом Министров Украины. Правда, в части изменения, связанной с так называемым блокировкой налоговых накладных, есть одно но: согласно п. 57 Переходных положений Налогового кодекса период с 1 апреля по 1 июля 2017 г. является переходным периодом, в течение которого процедура, определенная пунктом 201.16 статьи 201 настоящего Кодекса, осуществляется без фактического приостановления регистрации налоговой накладной/расчета корректировки в Едином реестре налоговых накладных.
В нормотворческой плоскости ситуация складывается не лучшим образом. Проект приказа Министерства финансов Украины «Об утверждении Критериев оценки степени рисков, достаточных для приостановления регистрации налоговой накладной/расчета корректировки в Едином реестре налоговых накладных, и Перечня документов, достаточных для принятия решения о регистрации налоговой накладной/расчета корректировки», разработанный в апреле 2017 г., было оставлено без рассмотрения Государственной регуляторной службой Украины как такой, что ненадлежащим образом обнародован и в отношении которого не осуществлен анализ регуляторного влияния. Второй документ, который должен применяться после первого, — постановление Кабинета Министров Украины от 29.03.2017 г. №190 «Об установлении оснований для принятия решения комиссией Государственной фискальной службы о регистрации налоговой накладной/расчета корректировки в Едином реестре налоговых накладных или об отказе в такой регистрации» вступил в силу 31 марта.
Речь идет о случаях, когда регистрация налоговой накладной в СЕА заблокируют, но налогоплательщик с этим соглашаться не будет. В таком случае он будет 365 дней, чтобы подать в ДФС документы, подтверждающие правильность данных в налоговой накладной, или уточняющий расчет. Окончательное решение о блокировании или регистрации налоговой накладной будет принимать специальная комиссия, сформированная в Государственной фискальной службе, в течение пяти дней. После этого путь доведения предпринимателем своей правоты лежит через суд.
Однако указанный сценарий является, скорее, следствием действий плательщика, для избежания которого, собственно, и должны быть утверждены и официально обнародованы критерии рисков, по которым сомнительные налоговые накладные не смогут будут зарегистрированы в системе.
Что происходит на самом деле? Система прозрачного возмещения НДС уже заработала, тогда как перед остановкой регистрации рисковых налоговых накладных плательщики имеют люфт в три месяца. И вынуждена констатировать: пользуются такой законодательной преимуществом предприниматели очень щедро, активизировав деятельность по хищению НДС из бюджета так, будто напоследок. Объемы таких махинаций были огромные – по меньшей мере 1 млрд. грн. на месяц.
Критерии от Минфина
5 мая 2017 г. Государственная фискальная служба повторно обнародовала проект приказа Минфина, которым предлагается утвердить критерии оценки степени рисков, достаточных для остановки регистрации налоговой накладной в ЕРНН. Редакция документа существенно отличается от предыдущей, но является более сложным для анализа плательщиком случаев, при каких именно условиях его налоговую накладную может быть заблокирован.
Проект приказа содержит ряд исключений, а именно — не будут подлежать мониторингу налоговые накладные, которые отвечают одной из определенных признаков. Каковы эти признаки?
В первых двух признаков у меня нет вопросов:
налоговая накладная, которая подается на регистрацию в Реестре, регистрируется на покупателя – лицо не зарегистрированное плательщиком налога;
объем поставки, указанный в налоговых накладных, зарегистрированных в текущем месяце, составляет менее 500 тыс. грн. (в предыдущей редакции объем НДС меньше 50 тыс. грн.) и руководитель — должностное лицо такого плательщика налога занимает аналогичную должность менее чем в четырех налогоплательщиков.
Относительно других признаков, то они, во-первых, нивелируют суть рисковости налоговых накладных и математически сложными для вычислений.
Так, предлагается не считать объектом контроля налоговые накладные, если общая сумма уплаченных в 2016 году на внебюджетные счета фондов социального и пенсионного страхования сумм единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование и в сводный бюджет налогов и сборов налогоплательщиком, которому подано налоговую накладную/расчет корректировки для регистрации в ЕРНН, составляет более 5 млн. грн. (используется с 01.07.2017 по 01.01.2018). Это критерий аналогичен тому, что был в предыдущей редакции. Если бы принимались во внимание только так называемые зарплатные налоги (НДФЛ и ЕСВ), то критерий вполне приемлем. Но формулировка «и в сводный бюджет налогов и сборов» фактически играет в пользу «скрутчикам», на общие объемы уплаты налогов которыми грех жаловаться, потому что они уплачивают НДС в бюджет при импорте товаров (в дальнейшем «скручиваются») в значительных объемах.
Так, предлагается вычислять отношение суммы налогов и ЕСВ, уплаченных налогоплательщиком и его обособленными подразделениями, общей суммы поставки товаров/услуг на таможенной территории Украины за последние 12 месяцев, указанной в налоговых накладных, по формуле, которая в итоге выводит на сверхнизкое налоговую нагрузку на реальный сектор экономики — более чем 0,05%. Сумма же одной налоговой накладной должна соотноситься с наибольшей суммой НДС в налоговых накладных, зарегистрированных в ЕРНН за последние 12 месяцев, умноженной на 1,3.
Так, предлагается не мониторить налоговые накладные, если ДФС принято решение относительно учета информации по форме согласно Приложению 1 к критериям. Возникает сразу несколько логичных вопросов: а если решение не принято, налоговая накладная подлежит мониторингу? Решение должно приниматься по каждой налоговой накладной, которая регистрируется в ЕРНН? По какой форме и процедуре должно приниматься такое решение?
Как видно из проекта приказа Минфина, до критериев риска, по которым налоговые накладные будут подлежать мониторингу, относятся:
1. В 1,5 или более раз превышение объема поставки товара в одной налоговой накладной остатка объема поставки такого товара, указанного в налоговых накладных, зарегистрированных с 01.01.2017 г., и объема приобретения соответствующего товара, указанного в полученных налоговых накладных, зарегистрированных с 01.01.2017 г. в Реестре; сумма НДС в налоговых накладных по приобретению товаров по кодам согласно УКТВЭД, больше 50% общей суммы налога, указанной в налоговых накладных по приобретению товаров таким плательщиком налога и зарегистрированных с 1.01.2017 его контрагентами.
Откуда взялся показатель в 1,5 раза, догадаться сложно, поскольку для понимания того, является сделка реальной или просто гоняются деньги, достаточное превышение объемов поставки товара и на 20%. Важно: если в предыдущей версии приказа предлагалось руководствоваться отдельной таблицей потенциально заменяемых/подменных товаров (код УКТВЭД) во время хозяйственных операций, то теперь коды УКТВЭД определяются в соответствии с пунктом 7 критериев, то есть предусмотрено, что данный перечень утверждается ДФС по согласованию с Министерством финансов. При этом следует заметить, что не всегда «скрутки» могут быть последствиями махинаций с НДС. От такого риска могут пострадать, в частности, и предприятия строительной отрасли, и, например, сельхозтоваропроизводители, приобретающие дизельное топливо, а реализуют зерновые культуры. Также нужно, наконец, определиться, будет налогоплательщик сам нести ответственность за свои действия или будет страдать из-за вероятные махинации своих контрагентов.
2. Без сомнения, критерием риска является и отсутствие разрешительных документов, которые подтверждают право субъекта хозяйствования на осуществление определенного вида деятельности (разрешительные документы, лицензии).
Правда, в предыдущей редакции приказа содержался широкий перечень подобных рисков, как то наличие у контролирующих органов информации об изготовлении электронных цифровых подписей должностных лиц плательщика с нарушением законодательства; судимость должностного лица налогоплательщика за совершение преступления, предусмотренного статьями 205 или 209 Уголовного кодекса Украины.
3. Еще один из критериев — отношение суммы НДС, указанной в расчетах корректировки, с учетом расчета корректировки для покупателей, которые не являются плательщиками налога, который предусматривает уменьшение суммы компенсации стоимости товаров/услуг их поставщику, суммы налога, уплаченной в сводный бюджет в месяце, за который представлены такие расчеты корректировки, которое является больше 0,2. Желание разработчиков приказа — уменьшить суммы налогового кредита — как для фискалов является естественным, а вот цифра не является подтвержденной никакими и расчетами. Мы в Комитете будем настойчиво просить Минфин и ДФС обосновать показатели во всех перечисленных выше критериях.
Нина ЮЖАНИНА
Подробнее: http://yuzhanina.in.ua/
Комментарии к материалу