• Быстрый поиск надежных решений
    и практической информации
Получите доступ к более 2 миллионов готовых решений, публикаций и обзоров
Оформить
подписку

С чего начать год

Памятка главному бухгалтеру на 2014 год


Начало года у бухгалтеров обычно очень насыщенно. Поэтому многие, наверное, уже начали готовиться заранее. Что ж, пришло время довести дела до конца. Ну а если кто-то упустил время, рекомендуем как можно быстрее мобилизоваться и провести некоторые мероприятия, которые помогут вам быстро сориентироваться в обстановке и настроить себя на работу после новогодних праздников. Надеемся, выполненная работа оградит вас от лишних хлопот и проблем в будущем


Александр Макарченко,
главный редактор медиапроекта
«Аналитика и практика»

1 из 1

Вооружен — значит защищен!

В начале года прежде всего нужно выяснить, какие изменения были внесены в действующее законодательство. Ведь обычно многие нормативно-правовые акты или изменения в них вступают в силу именно с 1 января. Все законодательные нововведения условно можно разделить на две группы:

1) которые применяются уже с 1 января 2014 года;

2) которые следует учесть по окончании ближайшего отчетного периода (например, при составлении отчетности).

К первой группе нововведений можно отнести, например, обновление формы налоговой накладной (согласование с изменениями, внесенными в раздел V НК, а именно в части предоставления плательщикам налога на добавленную стоимость права составлять налоговые накладные в электронной форме и отмены свидетельства о регистрации плательщика налога на добавленную стоимость), а также снижения ставки налога на прибыль (с 19 % до 16 %) и НДС (с 20 % до 17 %).

Ко второй группе относится, в частности, установление новых размеров социальных стандартов (прожиточный минимум и минимальная зарплата) и связанных с ними результирующих показателей (подробнее — в приложении).

В связи с вышеизложенным особую актуальность приобретает вопрос вступления в силу нормативно-правовых актов. Напомним, согласно ст. 94 Конституции законы вступают в силу через десять дней после их официального обнародования, если иное не предусмотрено самими законами, но не раньше дня опубликования в официальных изданиях. Что касается остальных нормативно-правовых актов, то общие правила вступления их в силу предусмотрены Указом № 503. Особое внимание стоит обратить на документы, издаваемые Пенсионным и другими фондами социального страхования (постановления, инструкции, порядки и пр.). Как известно, они не подлежат регистрации в Минюсте и не обнародуются в официальных печатных изданиях. Обычно такие документы вступают в силу со дня их принятия и обязательны для исполнения страхователями и застрахованными лицами (см. также Письмо № 19-5-171). Однако иногда бывает так, что, например, документ Пенсионного фонда уже действует, однако о его существовании еще никто не знает (естественно, кроме должностных лиц фонда). Поэтому главный бухгалтер должен внимательно следить за появлением новых законодательных актов и проверять действие уже имеющихся, чтобы не нарушить соответствующие требования законодательства. Заметим также, что в связи с изменением законодательства (в частности, ставок налогов, пределов взимания ЕСВ, социальных стандартов и пр.) необходимо внести соответствующие изменения в программное обеспечение, с помощью которого на предприятии ведется учет.

1 из 1

Сверяем расчеты

Чтобы правильно составить отчетность, нужно в первую очередь провести сверку расчетов с контролирующими органами (данные лицевых счетов сверяются с соответствующими показателями учета предприятия) и другими субъектами хозяйствования (сверяются соответствующие показатели бухгалтерского учета контрагентов). К проведению сверки с контролирующими органами необходимо надлежащим образом подготовиться. Для этого сделайте выборку из учетных регистров предприятия за соответствующий отчетный период (счета 64 «Расчеты по налогам и платежам», 65 «Расчеты по страхованию» и т. п.). Суммы и даты начисления и уплаты обязательных платежей, штрафных санкций и пени (при наличии) лучше оформить в виде таблицы. Вопросы, возникающие во время сверки, можно решить с помощью соответствующих платежных документов (платежных поручений, квитанций) и форм отчетности (деклараций, отчетов, сведений). По результатам сверки составляется соответствующий акт. Выявленные несоответствия должны быть отражены в учете и отчетности предприятия. В случае необходимости нужно доначислить, вернуть соответствующие платежи или провести их зачет.

Процедура сверки расчетов с контрагентами практически не отличается от сверки по обязательным платежам. Разница заключается только в том, что проверяются данные других счетов бухгалтерского учета (в частности, счета 37 «Расчеты с разными дебиторами», 63 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»). В первую очередь сверяют взаиморасчеты с основными партнерами, а также с контрагентами, с которыми ваше предприятие давно не контактировало, но расчеты с которыми остались не закрытыми.

1 из 1

Корректируем учетную политику

Для бухгалтера одним из важнейших документов является приказ об учетной политике предприятия. Если на вашем предприятии его еще до сих пор нет или назрела необходимость внести соответствующие изменения в уже существующий приказ, советуем сделать это именно в начале года (то есть, когда будет известен механизм применения всех основных нововведений законодательства).

В соответствии со ст. 1 Закона о бухучете учетная политика — это совокупность принципов, методов и процедур, которые использует предприятие для составления и представления финансовой отчетности. Кроме того, в приказе об учетной политике целесообразно учесть некоторые аспекты налогового учета.

Нормативными документами не определен порядок составления и содержание приказа об учетной политике. То есть предприятие разрабатывает его самостоятельно с учетом требований действующего законодательства. Заметим, что в приказе нужно отмечать только те принципы, методы и процедуры, в отношении которых существуют разные варианты решения (четко регламентированные законодательством нормы в данном документе не отмечаются). В частности, в приказе об учетной политике предприятия освещают следующие вопросы:

  • организация бухгалтерского учета;
  • стоимость объектов, входящих в состав основных средств;
  • периодичность проведения инвентаризации;
  • сроки полезного использования основных средств и методы начисления амортизации;
  • порядок начисления амортизации малоценных необоротных материальных активов;
  • продолжительность операционного цикла;
  • метод выбытия запасов;
  • нюансы отражения в учете транспортно-заготовительных расходов;
  • величины и методы расчета создаваемых предприятием резервов;
  • организационные вопросы учета (форма учета, использование счетов бухгалтерского учета классов 8 и 9, правила документооборота, и т. п.).

Обращаем ваше внимание на то, что исходя из принципа последовательности бухгалтерского учета, установленного Законом о бухучете, учетная политика должна быть постоянной. Обычно приказ об учетной политике издается только один раз — при создании предприятия. В дальнейшем (принято это делать в начале года) в учетную политику предприятия, конечно, могут вноситься изменения, но делается это только при наличии весомых оснований (изменение законодательства, вида деятельности предприятия и т. п.). Приказ об учетной политике должен быть подписан руководителем предприятия и утвержден его владельцем.

1 из 1

Формируем резервы

Главная цель создания резервов на предприятии — предупреждение возможных потерь в будущем и равномерное их включение в расходы предприятия. Действующим законодательством, в частности, предусмотрено создание следующих резервов:

  • сомнительных долгов, то есть дебиторская задолженность, по которой существует риск невозврата (см. П(С)БУ 10);
  • для оплаты отпусков (см. П(С)БУ 26);
  • для прочих будущих расходов и платежей (см. П(С)БУ 11).

Напомним, п. 8 П(С)БУ 10 предусмотрено применение двух методов расчета резерва сомнительных долгов, а именно метод применения абсолютной суммы сомнительной задолженности и метод применения коэффициента сомнительности. При этом для разных видов дебиторской задолженности можно применять разные методы расчета резервов, что необходимо отметить в приказе об учетной политике предприятия.

Резерв оплаты отпусков определяется как произведение фактически начисленной заработной платы работникам и процента, рассчитанного путем деления годовой плановой суммы расходов на оплату отпусков на запланированный общий фонд оплаты труда (см. комментарий к счету 47 «Обеспечение будущих расходов и платежей» в Инструкции о применении Плана счетов).

Резервы сомнительных долгов учитываются на счете 38 «Резерв сомнительных долгов». По кредиту отражается создание резерва (в корреспонденции со счетами учета расходов); по дебету — списание задолженности (в корреспонденции со счетами учета задолженностей) или уменьшения начисленных резервов (в корреспонденции со счетом 71 «Прочий операционный доход»). Резервы будущих расходов и платежей (в том числе на оплату отпусков) учитываются на счете 47 по видам резервов (в разрезе субсчетов). По кредиту счета (субсчета) отражается начисление обеспечений, по дебету — использование.

1 из 1

Готовимся к представлению годовой отчетности

Прежде чем браться за составление отчетности всех видов, необходимо провести подготовительную работу. Впоследствии это позволит без проблем составить отчетность в кратчайшие сроки. В первую очередь проверьте наличие и правильность оформления первичных документов предприятия. При этом особое внимание уделите документам, которые являются основанием для записей в налоговом учете. Конечно, полная проверка бухгалтерской документации — дело хлопотное, зато появится уверенность, что каждая хозяйственная операция имеет надлежащее документальное подтверждение. Вполне вероятно, что в результате проверки будет установлено отсутствие каких-то документов (например, накладной поставщика, авансового отчета и пр.) либо неполное или неправильное их заполнение (скажем, отсутствие подписи или другого обязательного реквизита). Выявленные недостатки нужно устранить в кратчайшие сроки любым из возможных способов.

Напомним, в соответствии с п. 6.10 Положения № 88, в случае потери или уничтожения документов необходимо: в письменном виде сообщить об этом правоохранительным органам; назначить комиссию для восстановления перечня отсутствующих документов и расследования причин их потери или уничтожения; оформить актом результаты работы комиссии; в 10-дневный срок направить копию акта в органы ГНС по месту регистрации предприятия (см. также пп. 139.1.9 НК). Кроме того, не помешает провести инвентаризацию активов и обязательств предприятия, а также составить акты сверок с предприятиями-партнерами и контролирующими органами по налогам, сборам и другим обязательным платежам. Желательно также сверить данные ведомостей аналитического и синтетического учета. Это особенно актуально для предприятий с большими оборотами, а также для тех, которые ведут учет без помощи специальных бухгалтерских программ. В случае выявления ошибок в ранее представленной отчетности их необходимо исправить в отчетности за текущий период. Напомним, исправление ошибок, допущенных в финансовой отчетности за предыдущие годы, осуществляется путем корректировки сальдо нераспределенной прибыли на начало отчетного года, если такие ошибки влияют на величину нераспределенной прибыли (непокрытого убытка).

1 из 1

Отражаем в отчетности годовой перерасчет НДФЛ

Наверняка все бухгалтеры в конце декабря 2013 года сделали годовой перерасчет доходов работников своего предприятия. Ведь именно этого требует пп. «а» пп. 169.4.2 НК. Напомним, необходимость проведения перерасчета НДФЛ связана с надлежащим применением к доходам работников ставок НДФЛ, а также налоговой социальной льготы.

Ну а теперь пришло время отразить результаты этого перерасчета в налоговой отчетности. К сожалению, НК не конкретизирует механизм проведения такого перерасчета и отражения его результатов в налоговой отчетности. По логике вещей, результаты перерасчета НДФЛ, проведенного в декабре 2013 года, следует отразить в Форме № 1ДФ за IV квартал 2013 года. Срок представления отчета в налоговую истекает 10 февраля 2014 года (9 февраля — воскресенье).

Таким образом, воспользовавшись разъяснениями налоговой прошлых периодов, предлагаем выйти из ситуации следующим образом. Если в результате проведенного перерасчета возникает недоимка удержанного НДФЛ, ее нужно прибавить к сумме НДФЛ, подлежащей удержанию с работника в IV квартале 2013 года. Если же сумма налога будет превышать налогооблагаемый доход работника, в графу 4а Формы № 1ДФ должна попасть сумма НДФЛ, начисленная по результата годового перерасчета НДФЛ, а в графу 4 — только сумма фактически уплаченного НДФЛ.

Когда же речь идет о возвращении НДФЛ работнику, то на сумму такого НДФЛ следует уменьшить налог, удержанный с работника в IV квартале 2013 года.

1 из 1

Уничтожаем документы правильно

Своеобразная ревизия бухгалтерской документации на предмет возможности ее уничтожения поможет бухгалтеру, с одной стороны, навести порядок в своих делах, а с другой — избежать проблем при проверке контролирующими органами. В этом случае необходимо иметь в виду следующее.

Во-первых, сроки хранения отдельных бухгалтерских документов определены Перечнем № 578.

Во-вторых, сроки хранения документов исчисляются с 1 января года, следующего за годом завершения их делопроизводством (например, исчисление срока хранения расходных накладных, датированных 2010 годом, начинается с 1 января 2011 года, а заканчивается 1 января 2014 года (срок хранения накладных по учету товарно-материальных ценностей составляет три года). Таким образом, подготовку к уничтожению ненужных документов можно начать и в конце года, но уничтожать их можно только после 1 января.

В-третьих, документы могут быть уничтожены только после завершения налоговой проверки субъекта хозяйствования (при условии окончания сроков их хранения).

Кроме того, следует иметь в виду, что согласно п. 102.1 НК налоговики имеют право самостоятельно определить сумму денежных обязательств налогоплательщика не позднее окончания 1095-го дня, следующего за днем предельного срока представления соответствующей налоговой декларации (если такая декларация была представлена позже — следующего за днем ее фактического представления). В соответствии с требованиями Перечня № 578 документы, отобранные для уничтожения, следует сдать в макулатуру, то есть передать предприятиям по заготовке вторичного сырья.

1 из 1

Нормативная база

Конституция — Конституция Украины от 28.06.1996 № 254к/96-ВР.

НК — Налоговый кодекс Украины от 02.12.2010 № 2755-VI.

Закон о бухучете — Закон Украины «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности в Украине» от 16.07.1999 № 996-XIV.

Указ №503 — Указ Президента «О порядке официального обнародования нормативно-правовых актов и вступления их в силу» от 10.06.1997 № 503/97.

Инструкция о применении Плана счетов — Инструкция о применении Плана счетов бухгалтерского учета активов, капитала, обязательств и хозяйственных операций предприятий и организаций, утвержденная приказом Минфина от 30.11.1999 № 291.

П(С)БУ 10 — Положение (стандарт) бухгалтерского учета 10 «Дебиторская задолженность», утвержденное приказом Минфина от 08.10.1999 № 237.

П(С)БУ 11 — Положение (стандарт) бухгалтерского учета 11 «Обязательства», утвержденное приказом Минфина от 31.01.2000 № 20.

П(С)БУ 26 — Положение (стандарт) бухгалтерского учета 26 «Выплаты работникам», утвержденное приказом Минфина от 28.10.2003 № 601.

Положение № 88 — Положение о документальном обеспечении записей в бухгалтерском учете, утвержденное приказом Минфина от 24.05.1995 № 88.

Перечень № 578 — Перечень типовых документов, которые создаются во время деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, других учреждений, предприятий и организаций, с указанием сроков хранения документов, утвержденный приказом Минюста от 12.04.2012 № 578/5.

Форма № 1ДФ — форма Налогового расчета сумм дохода, начисленного (выплаченного) в пользу плательщиков налога, и сумм удержанного с них налога (форма № 1ДФ), утвержденная приказом ГНАУ от 24.12.2010 № 1020.

Письмо № 19-5-171 — письмо Минюста от 24.03.2006 № 19-5-171.


Дата подготовки
22.01.2014

Комментарии к материалу

Оформить подписку на раздел «Коммерция»

Надежные решения по бухучету, налогам и праву

525 грн / квартал

Купить