Подписывайся на информационную страховку бухгалтера
Разделы:
Подразделы:
Подразделы:
Подразделы:

Финансирование вузов в 2018 году

15.02.2018

Как правило, ежегодно, исходя из соответствующего закона о госбюджете, определяются полномочия и задачи Кабмина. Не является исключением и текущий год. Рассмотрим сжато, что запланировано осуществить Кабмину в части использования средств бюджета для отрасли образования.


Распределение резерва субвенции

Итак, с 01.01.18 г. вступил в силу Закон от 07.12.17 г. № 2246-VІІІ «О Государственном бюджете Украины на 2018 год» (далее – Закон № 2246). В нем, в частности, приняты особенности формирования бюджетов, изменения в действующие законодательные акты и определены задачи, которые должен выполнить Кабмин для реализации норм законов, которые будут действовать в течение 2018 года. В отношении образовательной отрасли предусмотрено следующее.

Согласно ст. 20 Закона № 2246 Кабмину предоставлено право распределения резерва средств образовательной и медицинской субвенции между местными бюджетами.

Напомним, что Порядок и условия предоставления образовательной субвенции из государственного бюджета местным бюджетам утвержден постановлением КМУ от 14.01.15 г. № 6 (далее – Порядок № 6), а Формула распределения образовательной субвенции между местными бюджетами – постановлением КМУ от 27.12.17 г. № 1088 (далее – Формула № 1088).

Согласно п. 4 Порядка № 6 в составе субвенции предусматривается резерв средств в предельном объеме 1 % от общего объема образовательной субвенции.

Поэтому своим решением Кабмин должен распределить нераспределенные расходы, в частности резерв образовательной субвенции, между территориями Донецкой и Луганской областей, на которых госорганы временно не осуществляют или осуществляют не в полном объеме свои полномочия, между местными бюджетами, а также перераспределить образовательную субвенцию между местными бюджетами. Итак, ждем принятия решения по данному вопросу.

Особенности осуществления расходов некоторыми образовательными заведениями

1. Для отрасли образования отдельно выделена ст. 24 Закона № 2246. Итак, задачи Кабмина в отношении заведений, указанных в приложении 10 к Закону № 2246, таковы:

  • обеспечить передачу из государственной в коммунальную собственность вузов І–ІІ уровней аккредитации государственной собственности, имеющих статус отдельных юрлиц;
  • принять меры по недопущению закрытия или перепрофилирования в течение 2018–2021 гг. вузов І–ІІ уровней аккредитации государственной собственности, имеющих статус отдельных юрлиц.

В приложении 10 к Закону № 2246 приведен Перечень заведений образования, которые передаются на финансовое обеспечение из местных бюджетов (далее – Перечень № 10), в котором в разрезе административно-территориальных единиц указаны техникумы, колледжи, училища.

Обращаем внимание: указанные в Перечне № 10 заведения начиная с 01.01.18 г. будут финансироваться из местных бюджетов.

2. Не обошли нормы Закона № 2246 и министерств. В частности, МОН, Минздраву, Минкультуры вместе с вузами І–ІІ и ІІІ–ІV уровней аккредитации следует до 01.06.18 г. принять решение о целесообразности вхождения заведений І–ІІ уровня в состав вузов ІІІ–ІV уровней аккредитации государственной собственности в качестве структурных подразделений. Отмечено, что решение о таком вхождении должно приниматься трудовыми коллективами этих заведений и их учредителями, а затем в месячный срок утверждаться Кабмином.

3. Нормой ст. 24 Закона № 2246 предусмотрено также, что МОН, Минздрав, Минкультуры вместе с вузами ІІІ–ІV уровней аккредитации госсобственности без статуса отдельных юрлиц должны обеспечить особый порядок осуществления расходов на оплату услуг по подготовке специалистов в вузах І–ІІ уровней с 01.01.18 г., а вошедших в состав вузов ІІІ–ІV уровней аккредитации – с 01.09.18 г.

То есть такие расходы будут осуществляться за счет и в пределах средств, предусмотренных в сметах вузов ІІІ–ІV уровней аккредитации государственной собственности. В Законе № 2246 зафиксировано, что обеспечение выполнения такой задачи будет исключением из положений пп. «в» п. 7 ч. 1 ст. 87 Бюджетного кодекса (далее – БК).

Напомним: согласно пп. «в» п. 7 ч. 1 ст. 87 к расходам, осуществляемым из госбюджета (с учетом особенностей, определенных п. 5 ч. 2 ст. 671 БК в отношении взаимоотношений госбюджета с бюджетами АР Крым и г. Севастополя), относятся расходы на высшее образование (на оплату услуг по подготовке специалистов, научных и научно-педагогических кадров на условиях госзаказа в вузах ІІІ–ІV уровней аккредитации (университетах, академиях, институтах) государственной собственности).

4. Последним абзацем ст. 24 Закона № 2246 установлено, что областные советы, Киевский городской совет, областные и Киевская городские госадминистрации при формировании, утверждении и исполнении соответствующих бюджетов должны обеспечить приоритетное направление денежных средств на оплату услуг по подготовке специалистов в вузах ІІІ–ІV уровней аккредитации государственной собственности, имеющих статус отдельных юрлиц, определенных в Перечне № 10.

Урегулирование образовательных вопросов правительственными решениями

Нормы Закона № 2246 в части финансовой деятельности заведений образования нашли отражение в правительственных решениях.

Постановлением КМУ от 11.01.18 г. № 23 (вступило в силу с 26.01.18 г. и применяется с 01.01.18 г.) внесены изменения, в частности, в п. 3 Порядка № 6, где определены типы заведений и учреждений образования, в которых субвенция направляется на оплату труда с начислениями педработников. Этот пункт дополнен новым абзацем, согласно которому нормы Порядка № 6 будут касаться также:

  • государственных заведений высшего образования, определенных в Перечне № 10;
  • коммунальных заведений высшего образования в части обеспечения расходов на получение полного общего среднего образования, а именно на оплату труда с начислениями преподавателей, которые преподают предметы по Госстандарту базового и полного общего среднего образования. Этот Госстандарт утвержден постановлением КМУ от 23.11.11 г. № 1392.

Это значит, что оплата труда работников упомянутых учебных заведений будет осуществляться за счет образовательной субвенции.

Поскольку Формула распределения образовательной субвенции между местными бюджетами, утвержденная постановлением КМУ от 01.03.17 г. № 114, утратила силу, с 01.01.18 г. применяется Формула № 1088.

Обращаем внимание, что теперь, то есть с 01.01.18 г., эта формула должна применяться к определенным Перечнем № 10 государственным заведениям высшего образования и коммунальным заведениям высшего образования, если речь идет об обучении учащихся, студентов группы VІ. Согласно определению пп. 6 п. 1 Формулы № 1088 к ним относятся учащиеся, получающие полное общее среднее образование в заведениях профессионального (профессионально-технического) образования, и студенты, которые учатся по государственному и региональному заказу и получают полное общее среднее образование в определенных Перечнем № 10 государственных, а также в коммунальных заведениях высшего образования.

Комментарии к материалу
Быстрая регистрация
Будьте в курсе изменений и актуальных тем, задавайте вопросы.
Популярное
26.05.2025
Справка о зарплате для исчисления пенсии: практические нюансы составления
Благодаря данной статье бухгалтер получит четкое представление о том, как и на основании каких документов правильно составлять справку о зарплате для назначения пенсии, чтобы избежать ошибок. Граждане, выходящие на пенсию, должны подтвердить свои доходы за период до 01.07.2000 справкой с работы. По ...
07.04.2025
Функции и полномочия ОМС в области оборонной работы и по территориальной обороне
В условиях правового режима военного положения органы местного самоуправления (далее – ОМС) продолжают выполнять свои полномочия по обеспечению жизнедеятельности территориальных общин, а также помогают военным подразделениям. Однако не все способы поддержки военных подразделений соответствуют ...
19.05.2025
Продолжительность ежегодных отпусков работников заведений образования
В статье рассмотрены актуальные вопросы, касающиеся продолжительности отпусков работников образовательной отрасли после вступления в силу изменений в некоторые правительственные решения. Каждому работающему гражданину гарантируется отдых. Однако для разных отраслей бюджетной сферы и даже категорий р...
Новое
30.12.2024
Может ли бюджетное учреждение ограничить расходы на охрану труда?
Закон от 14.10.1992 № 2694-ХІІ «Об охране труда» (далее – Закон № 2694) предусматривает направление на мероприятия по охране труда как минимум 0,5 % фонда оплаты труда за предыдущий год. В условиях военного периода есть дефицит бюджетных средств. Как бюджетным учреждениям финансиро...
17.12.2024
Госбюджет-2025: функционирование и оплата труда органов власти
Закон от 19.11.2024 № 4059-ІХ «О Государственном бюджете Украины на 2025 год» (далее – Закон № 4059) кроме детализации объемов доходов и расходов следующего года содержит другие нормы относительно госорганов – об особенностях их функционирования в 2025 году, оплате труда перс...
09.12.2024
Госбюджет-2025: приостановление действия законодательных норм
Так уже повелося в нашій країні, що спочатку затверджуються численні закони, а згодом з різних причин (найчастіше у зв'язку з фінансовою незабезпеченістю) дію окремих норм начебто тимчасово припиняють. Розглянемо, що передбачають деякі норми ч. 3 Прикінцевих положень Закону від 19.11.2024 № 4059-ІХ...
Лучшие материалы
Центр уведомлений