Верховная Рада приняла закон о минимизации негативного влияния на стабильность банковской системы
Законом Украины «О внесении изменений в некоторые законы Украины по предупреждению (минимизации) негативного влияния на стабильность банковской системы» от 27.05.2014 № 4938 изменен процедуры, осуществляемые при ликвидации банков, с целью ускорения реализации ликвидационной массы.
Также усовершенствованы механизмы получения финансовой помощи Фондом гарантирования вкладов физических лиц для обеспечения своевременного получения им долгосрочных ресурсов для возмещения средств вкладчикам неплатежеспособных банков.
Законопроектом предлагается внести в Закон Украины "О Национальном банке Украины", Закона Украины "О банках и банковской деятельности" изменения, предусматривающие:
- Установление ответственности банков за манипулирование на денежно-кредитном рынке;
- Предоставление Национальному банку Украины права устанавливать особенности банковского регулирования, предоставление банковских услуг в случае стремительного ухудшения ситуации на финансовом рынке;
- Вступление в силу нормативно-правовыми актами Национального банка Украины после их официального опубликования;
- Введение упрощенного порядка проведения процедур, связанных со срочной капитализации банков;
- Увеличение минимального размера уставного капитала банка до 500 млн. Грн .;
- Установление требования об утверждении системно важными банками плана восстановления деятельности банка;
- Установление требования к владельцам существенного участия оказывать финансовую помощь проблемному банку и ответственности за ее непредоставление;
- Установление ответственности руководителей банка, контроллеров и других владельцев существенного участия в банке в случае, если их действия или бездействие привели к несения банком убытков и / или ущерба интересам вкладчиков и других кредиторов банка, отнесенного к категории неплатежеспособных;
- Уточнение и расширение критериев, по которым Национальный банк Украины обязан принять решение об отнесении банка к категории проблемного или неплатежеспособного;
- Предоставление Национальному банку Украины права на применение мер воздействия к банкам или владельцев существенного участия в банке в случае применения к ним санкций иностранными государствами / международными организациями.
Также законопроектом предлагается внести в Кодекс Украины об административных правонарушениях, Законов Украины "О системе гарантирования вкладов физических лиц", "Об исполнительном производстве", "О принципах государственной регуляторной политики в сфере хозяйственной деятельности", "Об обращении векселей в Украине", "О ценные бумаги и фондовый рынок "," О страховании "Декрет Кабинета Министров Украины" О системе валютного регулирования и валютного контроля "," О государственной пошлине "изменения, предусматривающие:
- Расширение направлений использования средств Фонда, в том числе предоставление принимающем или переходном банка ссуды на условиях субординированного долга;
- Создание Фондом специализированного учреждения, которая должна принимать меры для расчета с кредиторами неплатежеспособного банка;
- Внедрение новых видов ценных бумаг - финансовый вексель Фонда и облигации Фонда;
- Уточнение полномочий административного совета, исполнительной дирекции Фонда;
- Уточнение круга лиц, являющихся работниками Фонда, а также урегулирование вопросов что в их защиты и имущественной ответственности;
- Порядок информирования Фондом общественности и кредиторов неплатежеспособных банков о своей деятельности;
- Расширение источников формирования средств Фонда, в том числе за счет облигаций внутреннего государственного займа;
- Дополнение оснований введения специального сбора;
- Нераспространения гарантий на вклад в банке, если такой вклад используется вкладчиком как средство обеспечения исполнения другого обязательства перед этим банком и по вкладам в банковских металлах;
- Проведение расчетов с вкладчиками также через национального оператора почтовой связи или иным способом;
- Расширение полномочий Фонда в части применения к банкам за нарушения законодательства о системе гарантирования вкладов административно - хозяйственных санкций в виде письменного предостережения, дифференцированного штрафа или предписания об устранении нарушений законодательства;
- Установление возможности продления срока временной администрации до одного месяца.
- Расширение случаев удовлетворения требований кредиторов при временной администрации;
- Предоставление уполномоченному лицу Фонда при временной администрации права разрывать ненужные договоры, принимать лиц на работу в банк;
- Уточнение порядка привлечения к работе в период временной администрации советников, юристов, оценщиков и других;
- Определение оснований для признания договоров с участием банка ничтожными (при временной администрации) и порядка работы уполномоченного лица Фонда по таким договорам;
- Уточнение порядка проведения уполномоченным лицом Фонда инвентаризации во время временной администрации;
- Установление упрощенного порядка проведения процедур, связанных с приобретением инвестором неплатежеспособного или переходного банка;
- Назначение куратора Фонда в неплатежеспособен / переходный банк, приобретенный инвестором и определения полномочий куратора;
- Определение порядка вывода неплатежеспособного банка с рынка при участии Министерства финансов Украины или государственного банка;
- Уточнение последствий назначения уполномоченного лица Фонда при ликвидации банка;
- Уточнение порядка распоряжения активами банка, находящегося в стадии ликвидации, которые не включаются в ликвидационную массу, в том числе средства на счетах ипотечных активов, активов негосударственного пенсионного фонда, фонда финансирования строительства или имущество фонда операций с недвижимостью;
- Уточнение порядка реализации и списания остатков имущества банка при ликвидации;
- Предоставление Фонду права истребовать в судебном порядке от контролеров, руководителей и других владельцев существенного участия банка средства в сумме, необходимой для погашения задолженности перед кредиторами банка, которая не погашена за недостаточностью имущества;
- Купирование процедур регуляторной политики на акты Фонда по выведению неплатежеспособных банков с рынка;
- Уточняется координация и сотрудничество Фонда и Национального банка Украины;
- Устанавливаются льготы по уплате государственной пошлины Фонда за действия связанные с образованием переходного банка, а также принимающем и переходном банка за получение активов и обязательств, внесение изменений в государственные реестры;
- Устанавливается право неплатежеспособных банков, ликвидацию которых осуществляет Фонд, осуществлять валютные операции без лицензии Национального банка Украины;
- Уточнение относительно обязательного приостановления исполнительного производства в случае осуществления временной администрации неплатежеспособного банка;
- Нераспространение действия законодательства о государственных закупках на случаи, если предметом закупки являются товары, работы и услуги, необходимые для выполнения Фондом своих функций.
Как указано в пояснювальный записке, законопроект обеспечивает приближение банковского законодательства Украины к европейским стандартам банковского надзора, Директивы 2013/36 / ЕС Европейского парламента и Совета от 26.06.2013 о доступе к деятельности кредитных организаций и пруденциальный надзор за деятельностью кредитных организаций и инвестиционных компаний, вносит изменения в Директиву 2002/87 / ЕС и отменяет Директивы 2006/48 / ЕС и 2006/49 / ЕС.
Введение таких изменений будет способствовать повышению уровня капитализации банков, что должно обеспечить надлежащее выполнение банковской системой главной общегосударственной миссии, которая заключается в кредитной поддержке процессов восстановления экономического роста государства, а также усиление защиты интересов вкладчиков и кредиторов.
Источник: http://w1.c1.rada.gov.ua/pls/zweb2/we...
Комментарии к материалу