Подписывайся на информационную страховку бухгалтера
Подписаться

Когда Госэкоинспекция не вправе проверять предприятие

Редакция

08.06.2017 4203 0 0

Если Госэкоинспекция не уведомила предприятие о проведении плановой проверки, то проверять предприятие Госэкоинспекция не вправе

 

Реквизиты
решения

 

Стороны спора

Истец – Государственная экологическая инспекция, ответчик – коммунальное предприятие.

Обстоятельства дела

Госэкоинспекция назначила плановую проверку предприятия по вопросу соблюдения природоохранного законодательства, издав соответствующий приказ. На основании приказа
о назначении плановой проверки Госэкоинспекция направила по почте уведомление о назначении плановой проверки на адрес, который не является местонахождением предприятия, указанным в ЕГР. Проверяющие, явившиеся по адресу, по которому предприятие фактически находится, не были допущены к проведению проверки. Основание: предприятие не было извещено о назначении плановой проверки не менее чем за 10 дней до даты ее начала. Факт недопуска к проведению проверки был зафиксирован актом, подписанным должностными лицами Госэкоинспекции и директором предприятия. Затем Госэкоинспекция обратилась
в административный суд с иском, в котором требовала обязать предприятие допустить проверяющих Госэкоинспекции к проведению плановой проверки по вопросу соблюдения требований природоохранного законодательства.

Позиция сторон

Истец: Госэкоинспекция не обязана проверять, какое местонахождение предприятия указано в ЕГР. Уведомление о проведении проверки было направлено своевременно по тому адресу, где предприятие находилось в период проведения предыдущей проверки. Недопуск должностных лиц Госэкоинспекции к проведению плановой проверки является основанием для того, чтобы получить допуск к проведению проверки в судебном порядке.

Ответчик: у Госэкоинспекции не было оснований проводить плановую проверку, поскольку Госэкоинспекция не уведомила предприятие не менее чем за 10 дней о проведении такой проверки. Поэтому предприятие обоснованно не допустило проверяющих. У Госэкоинспекции отсутствуют законодательные основания требовать допуска к проведению проверки
в судебном порядке.

На чьей стороне суд

Решение принято в пользу предприятия. Определением ВАСУ отменено постановление апелляционного административного суда и оставлено в силе постановление окружного административного суда, которым Госэкоинспекции отказано в иске о возложении на предприятие обязанности допустить проверяющих Госэкоинспекции к проведению плановой проверки.

Аргументы суда

1. Органы госнадзора (контроля) проводят плановые проверки при условии письменного уведомления субъекта хозяйствования (далее – СХ) о проведении такой проверки не позднее чем за 10 дней до ее начала. Уведомление направляется заказным письмом и/или при помощи электронной почтовой связи, вручается лично под расписку руководителю или уполномоченному лицу СХ. СХ вправе не допускать орган государственного надзора (контроля)
к проведению плановой проверки, если не получал или получил с опозданием уведомление о ее проведении (ч. 4 ст. 5 Закона от 05.04.07 г. № 877-V, далее – Закон № 877).

2. Сведения о местонахождении юридического лица содержатся в ЕГР (п. 10 ч. 2 ст. 9 Закона от 15.05.03 г. № 755-IV). Согласно представленному суду извлечению из ЕГР, местонахождением предприятия на момент назначения проверки и визита проверяющих является не тот адрес, по которому Госэкоинспекция направила уведомление о проведении плановой проверки.

3. Госэкоинспекция не уведомила предприятие о проведении плановой проверки не позднее чем за 10 дней до ее начала. Доводы Госэкоинспекции о том, что при проведении предыдущей проверки предприятие находилось по иному адресу и проверять, где находится предприятие, не было оснований, суд не принял во внимание. У Госэкоинспекции отсутствовали основания проводить плановую проверку предприятия, а значит, предприятие обоснованно не допустило проверяющих к проведению этой проверки.

4. Согласно ст. 19 Конституции, органы государственной власти обязаны действовать только на основании и в рамках полномочий, предусмотренных Конституцией и законами Украины. Полномочия Госэкоинспекции установлены Законом № 877 и Положением, утвержденным Указом Президента от 13.04.11 г. № 454/2011. Ни Закон № 877, ни указанное Положение не предусматривает право Госэкоинспекции обращаться в суд с иском, чтобы обязать СХ допустить должностных лиц Госэкоинспекции к проведению проверки.

Вывод

Предприятие вправе не допустить Госэкоинспекцию к проведению плановой проверки, если вопреки требованиям Закона № 877 предприятие не уведомили о дате начала такой проверки заблаговременно

Определение ВАСУ
от 25.05.17 г.,
ЕГРСР, рег.
№ 66747704. Постановление Львовского окружного административного суда
от 24.03.16 г.,
ЕГРСР, рег.
№ 56783041

 

Комментарии к материалу

Лучшие материалы